урок по русскому языку 2 класс "Многозначные слова"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме
Работа содержит методическую разработку урока и презентацию. Разработка составлена по учебнику Н.А.Чураковой УМК "Перспективная начальная школа". Дети, путешествуя по городу слов, знакомятся с понятием многозначные слова, учатся их находить среди других слов. На уроке используются разные виды деятельности : групповая работа и работа в парах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_russkomu_yazyku_2_klass.docx | 21.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Юрьев – Польского»
Разработка урока
по русскому языку
2 класс
УМК «Перспективная начальная школа»
Выполнила:
учитель начальных классов
1 квалификационной категории
Дворецкая Наталья Викторовна
2012г.
г.Юрьев-Польский
Тема урока: Многозначные слова.
Цель: Дать представление о многозначных словах, учить распознавать и использовать в устной и письменной речи слова с несколькими значениями.
Задачи:
1. Учить детей читать словарную статью, посвящённую многозначному слову; сравнивать значения слов в тексте и словаре.
2. Учить пользоваться толковым словарём, обогащать словарный запас.
3. Развивать внимание, мышление, интерес к познанию нового.
4. Воспитывать дружеские отношения к друг другу.
Ход урока.
- Мотивация к учебной деятельности.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Ручка, книжки и тетрадки?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно гладят?
Смело, чётко говорим
И на доску все глядим.
- Актуализация знаний.
Проведём небольшую разминку. Поиграем в игру «Четвёртый лишний».
На доске: сад, садовник, садик, сады
море, моряк, моря, морской
лес, лесок, лесник, леска
- Какие слова называют родственными?
Вот мы с вами и повторили пройденный материал.
Сегодня мы с вами мысленно перенесёмся в город «Словейск» и погуляем по его улицам. (Слайд 1)
- Как вы думаете, кто живёт в этом городе?
Чтобы попасть в город, нужно прочитать предложение.
На доске: БОДРО ЛАЖВАПТОЬОА! ( Слайд 2)
- Смогли прочитать? Почему?
Доска: ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ! ( Слайд 3)
- А теперь понятно? Почему?
Знаем значение всех слов. Молодцы!
Вот мы и в городе! Находимся мы в переулке «Вопросов». (Слайд 4)
Послушайте стихотворение А.Л.Барто «Разговор с дочкой».
«Мне не хватает теплоты»,-
Она сказала дочке.
Дочь удивилась: «Мёрзнешь ты
И в летние денёчки?»
«Ты не поймёшь, ещё мала»,-
Вздохнула мать устало.
А дочь кричит: «Я поняла!»-
И тащит одеяло.
-Как вы думаете, почему дочка не поняла маму? (она думала, что ей холодно)
- Какое значение имеет в этом тексте слово теплота? (любовь, ласка)
-Где же найти значение этого слова? ( в толковом словаре)
-Как вы думаете, о чём же пойдёт речь сегодня на уроке? (Слайд 5)
- Какую поставим цель? (узнать, какие слова называются многозначными) Слайд 6
3. Открытие новых знаний.
Вот мы с вами пришли на улицу» Многозначную». (Слайд 7)
А вот и жители этой улицы. Только они решили поиграть с нами в прятки. Нам их надо отыскать в отрывке из стихотворения Кристины Россетти. Поиграем?
Чтение учителем отрывка в учебнике на с. 100.
- Перечитаем 1 строчку.
-Почему головка булавки называется головкой?
- На что она похожа? (Слайд 8)
Итак, головка булавки такая же круглая, как голова человека.
Это одно и тоже слово, потому что верхушка булавки названа не случайно, а по причине сходства с головой человека.
- Где же мы найдём значение слова головка? (Т. с.103)
Прочитаем словарную статью. (Читают 2 человека по частям)
- Сколько раз написано слово головка в словаре? (1 раз)
- Что это значит? (это одно слово с разными значениями)
- Прочитаем сообщение Летучей мыши на с. 101 в учебнике. (правило)
Прочитаем вторую строчку.
-Какое же слово спряталось там?
- Почему часть чайника, из котрой наливают чай, так названа?
-На что похожа эта часть? (Слайд 9)
Предположите, слово носик будет написано 1 раз или два?
Давайте проверим это. Найдите слово носик в толковом словаре. (с.117)
Теперь вы сможете найти спрятавшиеся слова и объяснить, почему их так назвали?
Слово ушко (Слайд 10) и слово язычок (Слайд11)
- А почему так названы кисти рябины – из–за сходства с человеком? (Слайд 12)
Посмотрим значение слова в толковом словаре. (с.108)
Сколько значений у этого слова?
-Как вы думаете, словом кисть люди назвали сначала плоды рябины или руки человека?
Обратите внимание. Если у слова несколько значений, то значение, которое появилось первым, записано в словаре первым.
- Ваши предположения подтвердились или нет?
-Какое значение может иметь слово глазок? (Слайд 13)
В нашем толковом словаре нет этого слова, но мы можем посмотреть в Большом толковом словаре.
- Сколько значений имеет слово глазок? Это одно слово?
Давайте прочитаем подсказку Летучей мыши на с. 102. (Слайд 14)
- Как же можно назвать все эти слова, у которых несколько значений? (многозначные)
Давайте проверим ваше предположение. (с.103)
- Вы открыли новое знание?
- Динамическая минутка.
Мы на улице «Отдыхайкино». (Слайд 15)
Физминутка « Как живёшь?»
- Закрепление материала.
Ой, мы с вами свернули в тупик «Запутывания». ( Слайд 16) Жители этого тупика хотят нас запутать.
Работа в группах.
Сейчас вы должны потренироваться применять новые знания.
Будете работать в группах. Ваша задача – из всех слов отобрать только многозначные. Обосновать свой ответ. (язык, книга, ручка, холодильник)
(коса, лист, небо)
- У кого ответы совпали?
Работа в тетради.
Запишите эти слова к себе в тетрадь. Язык, ручка, коса, лист.
-Прочитайте стихотворение на с. 103.
-Скажите, слова Галька и галька – это разные слова или это одно слово, у которого 2 разных значения? (Конечно, это 2 разных слова).
-Значение слова Галька? А другого слова галька? (сообщает учитель)
Запишите в тетрадь эти 2 слова.
Учебник с.103. Здесь записано стихотворение Якова Козловского. Прочитаем его. -Какие слова помечены *?
Слова норка и лисички.
Это разные пары слов или нет? (Если бы это было одно слово, то стояла бы 1 *, а их 2 *)
Эти слова случайно звучат и пишутся одинаково. (с. 104 )
Давайте найдём в толковом словаре значения слов норка и лисички.
Работа в парах.
Составьте предложения с этими словами. (норка и лисичка)
Запишите их в тетрадь.
- Какие правила при записи предложения нужно помнить?
Игра «Подбери пару»
Нужно найти пару своему слову. Помогут вам в этом картинки. (Слайд 17- 19)
(Учитель показывает картинку, а дети в группах должны подобрать парную картинку, найдя её у себя на парте и показать её.)
Затем подбирают значение каждого слова, т.е. объясняют слова.
Картинки: бабочка, цилиндр, лист.
- Рефлексия.
Наше путешествие подошло к концу. И нам пора возвращаться назад.
Жители города Словейска спрашивают вас:
- Как же называются слова с несколькими значениями?
-Где же вам может помочь новое полученное знание?
- Какую цель мы ставили?
-Достигли мы её?
- Какие трудности были?
Поставьте себя на «Лестницу достижений».
Оцените свою деятельность на уроке:
(Закрасьте квадрат нужного цвета)
Жёлтый – выполнял быстро, самостоятельно;
Синий – выполнял быстро, но допускал ошибки;
Зелёный – медленно, но без ошибок;
Красный – ничего не понял.
Жители большого города «Словейска» говорят вам ( Слайд 20)
МОЛОДЦЫ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку "Корень слова. Однокоренные слова"
Урок русского языка во 2 классе с использованием презентации....
Конспект урока по русскому языку "Корень слова. Однородные слова"
Конспект урока русского языка во 2 классе....
Конспект урока по русскому языку,"Корень слова. Однокоренные слова" 2 класс
Урок закрепления знаний. Уточнение представлений о понятиях "корень слова, однокоренные слова". Устранение обнаруженных пробелов в знаниях, достижения положительных результатов в самостоятельной деяте...
Урок по русскому языку: "Правописание слов с проверяемой безударной гласной в корне слова"
Конспект урока по русскому языку для 3 класса. УМК "Школа России"...
Урок по русскому языку "Части слова. Суффикс как часть слова" (ТРКМ). Система РО Занкова Л.В. 2 класс.
Урок в технологии развития критического мышления. Главная цель ТРКМ - развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно. Достоинства данной технологии: ориентирова...
план-конспект урока по русскому языку "Правописание слов с двумя безударными гласными в корне слова"
Данная разработка может использоваться при изучении темы "Безударные гласные, проверяемые ударением"...
Конспект урока по русскому языку "Состав слова. Единообразное написания корня в однокоренных словах» (2 класс)
Повторение состава слова. Работа над безударными гласными в корне....