урок по русскому языку 2 класс "Многозначные слова"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Дворецкая Наталья Викторовна

Работа содержит методическую разработку урока  и презентацию. Разработка составлена по учебнику Н.А.Чураковой УМК "Перспективная начальная школа". Дети, путешествуя по городу слов, знакомятся с понятием многозначные слова, учатся их находить среди других слов. На уроке используются разные виды деятельности : групповая работа и работа в парах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_russkomu_yazyku_2_klass.docx21.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Юрьев – Польского»

Разработка урока

по русскому языку

2 класс

УМК «Перспективная начальная школа»

                                                                                                                       

                                                                          Выполнила:

                                                                                                        учитель начальных  классов

1 квалификационной категории

Дворецкая Наталья Викторовна

2012г.

г.Юрьев-Польский

Тема урока: Многозначные слова.

Цель: Дать представление о многозначных словах, учить распознавать и использовать в устной и письменной речи слова с несколькими значениями.

Задачи:  

1. Учить детей читать словарную статью, посвящённую многозначному слову;        сравнивать значения слов в тексте и словаре.

2. Учить пользоваться толковым словарём, обогащать словарный запас.

3. Развивать внимание, мышление, интерес к познанию нового.

4. Воспитывать дружеские отношения к друг другу.

Ход урока.

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

А теперь проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке:

Ручка, книжки и тетрадки?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно гладят?

Смело, чётко говорим

И на доску все глядим.

  1. Актуализация знаний.

Проведём  небольшую разминку. Поиграем в игру «Четвёртый лишний».

На доске: сад, садовник, садик, сады

                   море, моряк, моря, морской

                   лес, лесок, лесник, леска

- Какие слова называют родственными?

Вот мы с вами и повторили пройденный материал.

Сегодня мы с вами мысленно перенесёмся в город «Словейск» и погуляем по его улицам. (Слайд 1)

- Как вы думаете, кто живёт в этом городе?

Чтобы попасть в город, нужно прочитать предложение.

На доске:  БОДРО ЛАЖВАПТОЬОА! ( Слайд 2)

- Смогли прочитать? Почему?

Доска: ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ! ( Слайд 3)

- А теперь понятно? Почему?

Знаем значение всех слов. Молодцы!

Вот мы и в городе! Находимся мы в переулке «Вопросов». (Слайд 4)

Послушайте стихотворение А.Л.Барто «Разговор с дочкой».

«Мне не хватает теплоты»,-

Она сказала дочке.

Дочь удивилась: «Мёрзнешь ты

И в летние денёчки?»

«Ты не поймёшь, ещё мала»,-

Вздохнула мать устало.

А дочь кричит: «Я поняла!»-

И тащит одеяло.

-Как вы думаете, почему дочка не поняла маму? (она думала, что ей холодно)

- Какое значение имеет в этом тексте слово теплота? (любовь, ласка)

-Где же найти значение этого слова? ( в толковом словаре)

-Как вы думаете, о чём же пойдёт речь сегодня на уроке?   (Слайд 5)

- Какую поставим цель? (узнать, какие слова называются многозначными)  Слайд 6

3. Открытие новых знаний.

Вот мы с вами пришли на улицу» Многозначную». (Слайд 7)

А вот и жители этой улицы. Только они решили поиграть с нами в прятки. Нам их надо  отыскать в отрывке из стихотворения Кристины Россетти. Поиграем?

Чтение учителем отрывка в учебнике на с. 100.

- Перечитаем 1 строчку.

-Почему головка булавки называется головкой?

- На что она похожа? (Слайд  8)

Итак, головка булавки такая же круглая, как голова человека.

Это одно и тоже слово, потому что верхушка булавки названа не случайно, а по причине сходства с головой человека.

- Где же мы найдём значение слова головка? (Т. с.103)

Прочитаем словарную  статью. (Читают 2 человека по частям)

- Сколько раз написано слово головка в словаре? (1 раз)

- Что это значит? (это одно слово с разными значениями)

- Прочитаем сообщение Летучей мыши на с. 101 в учебнике. (правило)

Прочитаем вторую строчку.

-Какое же слово спряталось там?

- Почему часть чайника, из котрой наливают чай, так названа?

-На что похожа эта часть? (Слайд 9)

Предположите, слово носик будет написано 1 раз или два?

Давайте проверим это. Найдите слово носик в толковом словаре. (с.117)

Теперь вы сможете найти спрятавшиеся слова и объяснить, почему их так назвали?

Слово ушко (Слайд 10) и слово язычок (Слайд11)

- А почему так названы кисти рябины – из–за сходства с человеком? (Слайд 12)

Посмотрим значение слова в толковом словаре. (с.108)

Сколько значений у этого слова?

-Как вы думаете, словом кисть люди назвали сначала плоды рябины или руки человека?

Обратите внимание. Если у слова несколько значений, то значение, которое появилось первым, записано в словаре первым.

- Ваши предположения подтвердились или нет?

-Какое значение может иметь слово глазок? (Слайд 13)

В нашем толковом словаре нет этого слова, но мы можем посмотреть в Большом толковом словаре.

- Сколько значений имеет слово глазок? Это одно слово?

Давайте прочитаем подсказку Летучей мыши на с. 102. (Слайд 14)

- Как же можно назвать все эти слова, у которых несколько значений? (многозначные)

Давайте проверим ваше предположение.  (с.103)

- Вы открыли новое знание?

  1. Динамическая минутка.

Мы на улице «Отдыхайкино». (Слайд 15)

Физминутка « Как живёшь?»

  1. Закрепление материала.

Ой, мы с вами свернули в тупик «Запутывания». ( Слайд 16)                                       Жители этого тупика хотят нас запутать.

Работа в группах.

Сейчас вы должны потренироваться применять новые знания.

Будете работать в группах. Ваша задача – из всех слов отобрать только многозначные. Обосновать свой ответ.  (язык, книга, ручка, холодильник)

                                                                            (коса, лист, небо)

- У кого ответы совпали?

Работа в тетради.

Запишите эти слова к себе в тетрадь. Язык, ручка, коса, лист.

-Прочитайте стихотворение на с. 103.

-Скажите, слова Галька и галька – это разные слова или это одно слово, у которого 2 разных значения? (Конечно, это 2 разных слова).

-Значение слова Галька? А другого слова галька? (сообщает учитель)

Запишите в тетрадь эти 2 слова.

Учебник с.103. Здесь записано стихотворение Якова Козловского.  Прочитаем его.                                    -Какие слова помечены *?

Слова норка и лисички.

Это разные пары слов или нет? (Если бы это было одно слово, то стояла бы 1 *, а их 2 *)

Эти слова случайно звучат и пишутся одинаково. (с. 104 )

Давайте найдём в толковом словаре значения слов норка и лисички.

Работа в парах.

Составьте предложения с этими словами. (норка и лисичка)

Запишите их в тетрадь.

- Какие правила при записи предложения нужно помнить?

Игра «Подбери пару»

Нужно найти пару своему слову. Помогут вам в этом картинки. (Слайд 17- 19)

(Учитель показывает картинку, а дети в группах   должны  подобрать парную картинку, найдя её  у себя на парте и показать её.)

Затем подбирают значение каждого слова, т.е. объясняют слова.

Картинки: бабочка, цилиндр, лист.

  1. Рефлексия.

Наше путешествие подошло к концу.  И нам пора возвращаться назад.

Жители города Словейска спрашивают вас:

- Как же называются слова с несколькими значениями?

-Где же вам может помочь новое полученное знание?

- Какую цель мы ставили?

-Достигли мы её?

- Какие трудности были?

Поставьте себя на «Лестницу достижений».

Оцените свою деятельность на уроке:

(Закрасьте  квадрат нужного цвета)

Жёлтый – выполнял быстро, самостоятельно;

Синий – выполнял быстро, но допускал ошибки;

Зелёный – медленно, но без ошибок;

Красный – ничего не понял.

Жители большого города «Словейска» говорят вам ( Слайд 20) 

МОЛОДЦЫ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку "Корень слова. Однокоренные слова"

Урок русского языка во 2 классе с использованием презентации....

Конспект урока по русскому языку,"Корень слова. Однокоренные слова" 2 класс

Урок закрепления знаний. Уточнение представлений о понятиях "корень слова, однокоренные слова". Устранение обнаруженных пробелов в знаниях, достижения положительных результатов в самостоятельной деяте...

Урок по русскому языку: "Правописание слов с проверяемой безударной гласной в корне слова"

Конспект урока по русскому языку для 3 класса. УМК "Школа России"...

Урок по русскому языку "Части слова. Суффикс как часть слова" (ТРКМ). Система РО Занкова Л.В. 2 класс.

Урок в технологии развития критического мышления. Главная цель ТРКМ - развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно. Достоинства данной технологии: ориентирова...

план-конспект урока по русскому языку "Правописание слов с двумя безударными гласными в корне слова"

Данная разработка может использоваться при изучении темы "Безударные гласные, проверяемые ударением"...