Тема урока: Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? 2 класс УМК «Школа 2100»
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему
Урок русского языка 2 класс в ТДМ, УМК «Школа 2100» Цель и задачи: наблюдение над словами – признаками; вырабатывать умения ставить вопросы к словам – признакам; воспитывать интерес к русскому языку и потребность совершенствовать свою устную и письменную речь; тренировать умение фиксировать шаги учебной деятельности, выполнять правила работы в группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_2_klass_v_tdm.doc | 104.5 КБ |
urok_russkogo_yazyka_2_klass_v_tdm.ppt | 2.82 МБ |
Предварительный просмотр:
УМК «Школа 2100»
Предмет: Русский язык
Автор учебника: Бунеев Р. Н., Бунеева О. В., Пронина О. В.
Класс:2
Тип урока: ОНЗ Урок разработан в технологии деятельностного метода
Учитель: Новикова С.В., учитель начальных классов МОБУ «Лицей № 4», высшая квалификационная категория
Тема урока: Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?
Цель и задачи: наблюдение над словами – признаками; вырабатывать умения ставить вопросы к словам – признакам; воспитывать интерес к русскому языку и потребность совершенствовать свою устную и письменную речь; тренировать умение фиксировать шаги учебной деятельности, выполнять правила работы в группах.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | Звучит музыка «Вальс цветов» идет видео «Цветы» Мы все любим красивое, потому что мы добрые, умные, трудолюбивые, и сами можем творить красоту. Мин. чистописания. Откройте тетради по чистописанию: щ щ щ (с проговариванием) Девиз урока. «Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому». - Какие мы делаем шаги при открытии новых знаний? (понять «Что я не знаю?», «Сам найду способ»)Смайлик очень доволен. Чтобы не упустить ничего важного нужно спланировать свою деятельность на уроке. Составим план Повторение Пробное действие Выясним, что мы не знаем Найдем способ справиться с затруднением Потренируемся. Оценим свой труд | - самоопределение (Л); - смыслообразование (Л); - внутренняя позиция школьника (Л); - учебно-познавательная мотивация (Л); - планирование учебного сотрудничества (К) -умение слушать и понимать речь других (К). -Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).(Р) |
3. Выявление места и причины затруднения | - Какое задание вы должны были выполнить? - Почему вы не смогли выполнить задание до конца? (мы не знаем какая часть речи отвечает на вопросы какая?какой?какое?какие?) - Какой шаг учебной деятельности вы выполняли? (мы выясняли, что мы не знаем) Молодцы, вы смогли определить своё затруднение? | - оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.( Р) -осуществлять познавательную и личностную рефлексию.( Р) - Развиваем умение слушать и понимать других.(К) - Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. (К) - Оформлять свои мысли в устной форме.(К) - постановка и формулирование проблемы (П); |
4. Построение проекта выхода из затруднения. | Определите тему урока. - Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие? -Какую цель мы поставим на уроке? Определим цели нашего урока. ( На доске карточки- слова) Выяснить: Научиться: Что можно использовать для открытия нового знания? (Учебник, справочник, эталоны с предыдущих уроков….) - Для достижения цели вам поможет план: Посмотрите на таблицу, на какие вопросы мы должны ответить. На какие вопросы отвечает?(это мы уже знаем) Что обозначает? Какая это часть речи? | -Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.(Л) Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (П). - построение речевых высказываний (П); - Уметь работать по коллективно составленному плану (Р). - постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем (Р); - постановка и формулирование проблемы (П); |
5. Реализация построенного проекта. | На доске написаны слова Лимон, терпкая, сочное, сладкие, яблоко, хурма, груши, кислый. - прочитайте написанные на доске слова. Выделите из них имена существительные и задайте вопросы, на которые они отвечают., ЗАПИСЫВАЕМ что? лимон что? хурма что? яблоко что? груши - Что обозначают имена сущ. ПРЕДМЕТ что? лимон что? хурма что? яблоко что? груши Записываем в тетрадь. Прочитайте оставшиеся слова жаркие, сладкий, зелёная, большое. К каждому им.сущ подберите одно из этих слов, подходящее по смыслу. Мёд сладкий, трава зелёная, поле большое, дни жаркие . Задайте вопрос от им. сущ к подобранным словам Запись в тетрадь слов ПРЕДМЕТ ПРИЗНАКИ ПРЕДМЕТОВ что? лимон какой? кислый что? хурма какая? терпкая что? яблоко какое? сочное что? груши какие? сладкие К какой группе мы отнесём слова подобранные к им.сущ. (описывают вкус предмета) Как вы думаете, что обозначают подобранные к им.сущ слова?(признаки) Работа по учебнику стр52.Документ камера. Заполнение таблицы - А какие важные признаки предметов вы знаете? Вкус Цвет Запах Внешний вид Ширина Высота Качество -Слова, называющие признаки предметов «раскрашивают» текст, помогают лучше представить картину, нарисованную словами, украшают, раскрашивают предметы, прилагаются к предмету. В самом названии этой части речи уже содержится намёк на то, что это слово должно к чему-то «прилагаться», присоединяться. Как вы думаете как называется эта часть речи?(имя прилагательное). Заполнение таблицы Вернёмся к пробному действию, теперь вы можете обозначить часть речи всех предложенных слов.(Да ) Выполните эту работу. - Вы справились с затруднением? (Да) Поиграем: Я буду называть им. сущ, а вы должны будете задать правильный вопрос и подобрать прилагательные Лист какой?....... Солнышко какое?..... Осень какая ?.... красивая, золотая, дивная Где в жизни пригодятся нам прилагательные? -Что вы сейчас будете делать? (Тренироваться) | развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.(Р) уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (П). - Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (П). - Уметь работать по коллективно составленному плану (Р). - построение логической цепи рассуждений (П); - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П); - построение речевых высказываний (П); |
Физминутка | «Минутка шалости» Учитель. Давайте немного отдохнем. Как только зазвучит музыка, вы можете делать все, что хотите: встать и потянуться, походить по классу, попрыгать, посмотреть в окно и т. д. Но есть два условия: во-первых, нельзя мешать другим ученикам, а. во-вторых, как только музыка стихнет, вы все сразу должны сесть на свои места. (Учитель включает музыкальный фрагмент, и в течение нескольких минут учащиеся отдыхают.) | - установка на здоровый образ жизни (Л); |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Работа в парах -Какие правила вы должны соблюдать, работая в паре? (Эталон на доске) Эталон «Правила работы в парах»: Работать должны оба Один говорит, другой слушает Если не понял – переспроси Своё несогласие высказывай вежливо На доску проектируются текст Наступила осень. Светит солнышко. В парке лежит ковёр из листьев. Перед вами текст. - Прочитайте текст.- Докажите, что это текст. - Представьте картину, которая нарисована словами этого текста. - Что особенного в этом тексте? (он «бесцветный»). - Почему? (нет слов, которые «раскрашивают» текст). Посмотрите га иллюстрацию, как природа разукрасила парк осенью - дополните его словами-признаками, чтобы он стал красивым. Обсудите в паре, какие слова-признаки мы можем вставить. Наступила ____________осень. Светит _____________солнышко. В парке лежит ___________ковёр из____________ листьев. – Стал ли текст другим? Благодаря чему текст изменился? – Вот мы свами ещё раз доказали , какова роль слов – признаков в нашей речи? Они украшают нашу речь, делают её ярче, богаче и выразительней. | - Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. (К) - Оформлять свои мысли в устной форме.(К) - Умение работать в паре.(К) - Уметь работать по коллективно составленному плану (Р). - поиск необходимой информации (П); - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - достижение договоренностей и согласование общего решения (К); - выбор наиболее эффективных способов решения задач (П); |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Используя слова - признаки, распространите предложение ____________ветер срывает ______листья с ___________деревьев. Слова для справок: золотые, холодный, высоких. - Какую картину себе представили?- О каком времени года говорится? - На какие вопросы отвечают эти слова? - У кого возникло затруднение при выполнении задания? - В каком месте возникло затруднение? - Почему возникло затруднение? - У кого задания не вызвали затруднений? -Молодцы! - К какому этапу вы переходите? (Мы посмотрим, где новые знания можно использовать,) | - Уметь работать по коллективно составленному плану (Р). - построение логической цепи рассуждений (П); - самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале (П); - самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив (Р); - построение речевых высказываний (П); |
8. Включение в систему знаний и повторение. | Работа в группах вы должны разгадать загадку и найти в ней имена прилагательные, подчеркнуть волнистой линией, если сможете составьте свою загадку , используя имена прилагательные. 1 группа 1. Круглый, круглый, Сладкий, сладкий, С полосатой кожей гладкой. А разрежешь – посмотри: Красный, красный он внутри. 2 группа Красный нос в землю врос, А зелёный хвост – снаружи. Нам зелёный хвост не нужен, Нужен только красный нос 3 группа Непоседа пестрая – птица длиннохвостая, Птица говорливая, самая болтливая 4 группа . Хитрая плутовка – рыжая головка, Хвост пушистый – краса! А зовут её ….. 5 группа Кто зимой холодной Бродит злой, голодный? | - поиск необходимой информации (П); - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - достижение договоренностей и согласование общего решения (К); - управление поведением партнера (К); - самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив (Р); - умение структурировать знания (П); |
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке | - Какую цель ставили? Достигли цели? - Какая тема урока была? Расскажите, чему научились на уроке по опорам на доске. Продолжите мои предложения: - Я понял, что… - Было интересно… - Было трудно… - Оцените свою деятельность на уроке, используя Лесенку успеха и магниты : зелёный- я молодец, жёлтый – мне надо постараться.. | - внутренняя позиция школьника (Л); - самооценка на основе критерия успешности (Л); - контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); - формулирование и аргументация своего мнения (К); |
Д.з | Поработаем со сказкой. Ответьте, на что обиделись существительные: Небо, Дорога, Сказка, Песня. Запишите их вместе с теми прилагательными, с которыми они чаще всего употребляются. А какие прилагательные можете к ним подобрать вы? Запишите их. Однажды на светлой, солнечной лужайке собралось несколько существительных: Небо, Дорога, Сказка, Песня. Стали они высказывать свои обиды на школьников, что дали им в друзья постоянные прилагательные, от которых никто не может отделаться. - Я во всех сочинениях голубое и безоблачное, - вздыхало Небо. - А ко мне привязалось слово ровная, - чуть не плакала Дорога. - Эх, подруга! Тебе ещё ничего. Тебя хоть иногда извилистой величают, а я всегда интересная, - безнадёжно говорила Сказка. - А я только звонкая, - сказала Песня. - Что тут будешь делать? – вздохнули все вместе. Может быть, ребята нам помогут. По выбору 2 сущ. + как можно больше подобрать прилагательных. | - планирование учебного сотрудничества (К) - -построение речевых высказываний (П); |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
УМК «ШКОЛА 2100»ПРЕДМЕТ: РУССКИЙ ЯЗЫКАВТОР УЧЕБНИКА: БУНЕЕВ Р. Н., БУНЕЕВА О. В., ПРОНИНА О. В. КЛАСС:2ТИП УРОКА: ОНЗ УРОК РАЗРАБОТАН В ТЕХНОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА(ТДМ)УЧИТЕЛЬ: НОВИКОВА С.В., УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МОБУ «ЛИЦЕЙ № 4», ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ
ПРЕКРАСНОЕ РЯДОМ
ДЕВИЗ УРОКА
ЛУЧШИЙ СПОСОБ ИЗУЧИТЬ ЧТО-ЛИБО – ЭТО ОТКРЫТЬ САМОМУ.
ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ МИНУТКА.
Речка, Зорька, пушистый, камыши, резкая, зеленое, золотые.
ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ МИНУТКА.
Речка, Зорька, пушистый, камыши, резкая, зелёное, золотые.
Часть речи
Что обозначает?
На какие вопросы отвечает?
Какая? Какой? Какое? Какие?
Пример
Тема урока:СЛОВА, КОТОРЫЕ ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ:КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?
ОПРЕДЕЛИМ ЦЕЛИ НАШЕГО УРОКА.
Выяснить:Научиться:
ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ ВАМ ПОМОЖЕТ ПЛАН:
На какие вопросы отвечает?Что обозначает?Какая это часть речи?
Лимон, терпкая, сочное, сладкие, яблоко, хурма, груши, кислый.
ПРЕДМЕТ
что? лимончто? хурмачто? яблокочто? груши
Лимон, терпкая, сочное, сладкие, яблоко, хурма, груши, кислый.
ПРЕДМЕТ
что? лимончто? хурмачто? яблокочто? груши
какой? кислый
какая? терпкая
какое? сочное
какие? сладкие
ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА
Лимон, терпкая, сочное, сладкие, яблоко, хурма, груши, кислый.
Признаки – это показатель, примета, знак, по которым можно узнать, определить что-нибудь.
по вкусупо цветупо запаху по внешнему видупо ширинепо высотапо качеству
Часть речи
Что обозначает?
признак предмета
На какие вопросы отвечает?
Какая? Какой? Какое? Какие?
Пример
Имя прилагательное
Слова-признаки предмета
какой?
какая?
какое?
какие?
Часть речи
имя прилагательное
Что обозначает?
признак предмета
На какие вопросы отвечает?
Какая? Какой? Какое? Какие?
Пример
«МИНУТКА ШАЛОСТИ»
правила работы в паре
Один говорит, другой слушает.
Работать должны оба.
Если не понял, переспроси.
Свое несогласие высказывай вежливо.
Наступила осень. Светит солнышко. В парке лежит ковёр из листьев.
Наступила _______осень. Светит ______солнышко. В парке лежит ____ковёр из__________ листьев.
____________ветер срывает __________листья с ___________деревьев.
П
В группе не нужен ответственный.
Если есть ответственный, пусть сам и работает.
Один говорит, другие не слушают.
Если не понял, молчи.
Свое несогласие не высказывай.
Правила работы в группе
В группе не нужен ответственный.
Если есть ответственный, пусть за всех и работает.
Один говорит, другие не слушают.
Если не понял, молчи.
Свое несогласие не высказывай.
В группе должен быть ответственный.
Если не понял, переспроси.
Один говорит, другие слушают.
Свое несогласие высказывай вежливо.
Работать должен каждый на общий результат.
Круглый, круглый, Сладкий, сладкий, С полосатой кожей гладкой. А разрежешь – посмотри: Красный, красный он внутри.
Красный нос в землю врос, А зелёный хвост – снаружи. Нам зелёный хвост не нужен, Нужен только красный нос.
Непоседа пестрая – птица длиннохвостая, Птица говорливая, самая болтливая.
Хитрая плутовка – рыжая головка, Хвост пушистый – краса! А зовут её …..
Живёт в глуши лесной Старательный работник – Лесной носатый плотник.
Кто зимой холодной Бродит злой, голодный?
ПЛАН УРОКА ОТКРЫТИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ
ПовторениеПробное действиеВыясним, что мы не знаем.Найдем способ справиться с затруднениемПотренируемся.Оценим свой труд.
1. Сегодня я узнал … .2. У меня получилось … .3. Было интересно ….4. Теперь я умею … .
Небо ______? ___,___.....Дорога______? ___,__.....Сказка_____? ___,___.....Песня______? ___,___.....
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-презентация. Русский язык. 2 класс. Система "Школа 2100" Тема: "Слова, которые отвечают на вопросы: что делает(-ют)? Что делал(-а)? Что сделал(-а)? (Глагол)
Урок с презентацией по русскому языку во 2 классе. Дети знакомятся с глаголом, вопросами, на которые отвечают глаголы.Повторяют изученный материал по имени существительному и прилагательному. Система ...
Конспект урока русского языка 2 класс УМК "Школа 2100" по теме: Слова, которые отвечают на вопросы кто? и что?
Данный урок разработан для учащихся 2 класса, обучающихся по УМК "Школа 2100". Урок открытия новых знаний построен в технологии системно - деятельностного метода (проблемный урок). На уроке дети ...
Тема урока: Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?
Тема урока: Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?УМК «Школа 2100»Предмет: Русский языкАвтор учебника: Бунеев Р. Н., Бунеева О. В., Пронина О. В.Класс:2Тип урока: ОНЗ Урок разр...
Конспект урока "Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?"
Конспект урока "Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?"...
Методическое описание интерактивного электронного образовательного ресур-са по предмету русский язык (УМК «Школа 2100»), при изучении темы «Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?». Урок закрепления знаний. Тема: «Вопросы кто? что? к словам»
содержит материал, который поможет подготовиться к уроку русского языка во 2 классе по теме "Вопросы Кто? и Что? к словам"...
Презентация к уроку «Слова, которые отвечают на вопросы кто что»
Презентация к уроку «Слова, которые отвечают на вопросы кто что»...
Урок "Слова которые отвечают на: вопросы: какой?,какая?, какое?, какие?"
Урок "Слова которые отвечают на: вопросы: какой?,какая?, какое?, какие?"...