Урок "Слова которые отвечают на: вопросы: какой?,какая?, какое?, какие?"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Фролова Валентина Владимировна

Урок "Слова которые отвечают на: вопросы: какой?,какая?, какое?, какие?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_russkomu_yazyku.docx21.02 КБ
Файл samoanaliz_uroka.docx16.51 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?

 Цель: – развитие умений ставить вопросы к словам, которые называют признаки предметов.

Формируемые УУД:

Личностные: учебно-познавательная мотивация (положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению)  

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности; волевая саморегуляция, контроль,  осуществление самоконтроля по результату и по способу действия

Познавательные: формировать умение контролировать чужие и собственные действия в ходе применения способа определения слов - признаков; развивать орфографическую зоркость;

Коммуникативные:  

-содействовать умению работать самостоятельно, оценивать собственную деятельность на уроке;

 -задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; осуществлять совместную деятельность в парах и   группах

- способствовать коммуникативному взаимодействию

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Возьмите за руку того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками на уроке.

Девиз нашего урока «Лучший способ узнать что- либо – это открыть самому»

- самоопределение (Л);

- смыслообразование (Л);

- внутренняя позиция школьника (Л);

- учебно-познавательная мотивация (Л);

- планирование учебного сотрудничества (К)

-умение слушать и понимать речь других (К).

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном  действии.

Орфографическая минутка.

речка, Зорька, зелень, пушистый

У. -Как вы думаете, какое задание я вам предложу выполнить?

-Я вам предлагаю объяснить  и обозначить орфограммы.

А сейчас я предлагаю вам выполнить еще такое задание: задать вопрос к каждому слову и сказать, что обозначают эти слова.

Почему одни слова отвечают на вопрос что?, а другие на вопрос кто? Почему вы сначала задавали вопрос Что? а к слову   «Зорька» кто?

Что обозначают эти слова? (Слова –предметы).

Запишем эти вопросы в таблицу

Что обозначает?

предмет

На какие вопросы отвечает?

Кто? Что?

-Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.(П)

-Представлять информацию в виде таблицы. (П)

 -Выявлять сущность, особенности объектов. (П)

-На основе анализа объектов делать выводы. (П)

 -Обобщать и классифицировать по признакам. (П)

- Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Р).

3. Выявление места и причины затруднения

Поставьте вопрос к слову «пушистый».

-вот видите, ребята, мы не знаем точно, на какой вопрос это слово отвечает.

А может быть, вы знаете, что это слово обозначает?

Значит, какая задача нашего урока:

Д. (Узнать, что обозначает это слово, на какой вопрос оно  отвечает)

В нашей речи может быть не одно такое слово, и я  вам предлагаю понаблюдать за  такими словами.

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.( Р)

- постановка и формулирование проблемы (П);

-осуществлять познавательную и личностную рефлексию.( Р)

- Развиваем умение слушать и понимать других.(К)

- Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. (К)

- Оформлять свои мысли в устной форме.(К)

4. Реализация построенного проекта.

На доску проектируется тексты. (Работа в парах)

1.Наступила осень. Светит солнышко. С деревьев падают листья.

2.Наступила золотая осень. Светит  яркое солнышко. С деревьев падают жёлтые листья.

У. Прочитай 1 текст. Прочитайте 2 текст.

У. -Какой текст вам больше понравился? Почему?

Д. (Благодаря словам «золотая, яркое, желтые»)  

 У. Эти слова «раскрашивают» текст, помогают лучше представить картину, нарисованную словами, они украшают нашу речь, делают её ярче, богаче.

У. Про  какую осень говорится во втором тексте?  

Д. (про золотую)

А  с каким, словом связано слово золотая?

Д. (со  словом осень)

 Попробуйте задать вопрос к слову золотая. Ребята, значит у нас какой еще вопрос появился?

Д. (осень какая? золотая)

 Про  какое солнышко  говорится во втором тексте?  

 Д. (Солнышко какое? яркое)

Про  какие листья  говорится во втором тексте?

 Д. (Листья какие? желтые)

У. Итак, на какие вопросы отвечают эти слова.  Назовите  эти вопросы.

 Заполнение таблицы

Что обозначает?

На какие вопросы отвечает?

Какой? Какая? Какое? Какие?

У. -Ребята, отгадайте загадку.

Сам алый- сахарный, кафтан зеленый- бархатный. (арбуз)

У. С помощью каких слов вы быстро догадались, что речь идет об арбузе?

У. Как выдумаете, что могут  обозначать эти слова?

У. Вот вы сейчас назвали признаки арбуза.  Так что же  эти слова обозначают?

Д. (Признаки предметов)

У. На какие вопросы они отвечают?

Заполнение таблицы

Что обозначает?

 Признак предмета

На какие вопросы отвечает?

Какой? Какая? Какое? Какие?

уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (П).

-развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.(Р)

- Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (П).

- Уметь работать по коллективно составленному плану (Р).

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- построение логической цепи рассуждений (П);

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П);

- построение речевых высказываний (П);

Физминутка

Игра с мячом «Что? Какое?»

   Например: что? –сахар  какой? – белый; что может быть белым? – снег и т. д. Повторяться нельзя.

- установка на здоровый образ жизни (Л);

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Групповая работа

У. А сейчас я вам предлагаю поработать в группах. Какие правила вы должны соблюдать, работая в группе?

Эталон «Правила работы в группе»:

1)В группе должен быть ответственный.

2)Работать должен каждый на общий результат.

3)Один говорит, другие слушают.

4)Свое несогласие высказывай вежливо.

5)Если не понял, переспроси

В каждой группе будет один предмет, но свой предмет вы должны держать в секрете. (1-яблоко,2-груша, 3-помидор, 4- морковь,5-лук, 6- орехи) Группа должна будет описать его с помощью слов- признаков. Назвать как можно больше слов признаков. А остальные дети после окончания работы должны угадать этот предмет.

Давайте выявим критерии оценивания работы группы. По каким критериям будем оценивать группу.

Д.сотрудничество, правильность, количество слов -признаков

Подведение итогов работы в группе.

 У. Какие важные признаки  предметов вы выявили?

Д. Цвет, вкус, запах, внешний вид, ширина, высота,  качество.

Итог. У -Давайте вернёмся к вопросу, который мы поставили в начале урока.  

-С какими словами мы познакомились?

-На какие вопросы отвечают ?

-Что обозначают?

- поиск необходимой информации (П);

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- достижение договоренностей и согласование общего решения (К);

- управление поведением партнера (К);

- самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив (Р);

- умение структурировать знания (П);

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Вы должны прочитать стихотворение и найти в ней слова –признаки ,  подчеркнуть волнистой линией,

 (Проверка по эталону)

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

У.- В каком месте возникло затруднение?

- Почему возникло затруднение?

- У кого задания не вызвали затруднений? 

-Молодцы!

- Уметь работать по коллективно составленному плану (Р).

- построение логической цепи рассуждений (П);

- самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале (П);

- самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив (Р);

7.Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Какую цель ставили? Достигли цели?

- Какая тема урока была?

Расскажите, чему научились на уроке по опорам на доске.

Продолжите мои предложения:

–Я понял, что…

-Было интересно…

Дорогие, ребята! Пусть же мир вокруг вас будет удивительным и разным! И чтобы вы употребляли только добрые, красивые, приятные слова.

Спасибо всем за работу на уроке.

- внутренняя позиция школьника (Л);

- самооценка на основе критерия успешности (Л);

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

- формулирование и аргументация своего мнения (К);

8.Домашнее задание

Загадать 1 предмет, описав его с помощью слов- признаков.



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока

Мною был проведен урок русского языка во 2 классе традиционной системы  по программе «Школа 2100».  Тема урока: «Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?»

Цели урока: развитие умений ставить вопросы к словам, которые называют признаки предметов. 

Формируемые УУД:

Личностные: учебно-познавательная мотивация (положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению)  

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности; волевая саморегуляция, контроль,  осуществление самоконтроля по результату и по способу действия

Познавательные: формировать умение контролировать чужие и собственные действия в ходе применения способа определения слов - признаков; развивать орфографическую зоркость;

Коммуникативные:  

-содействовать умению работать самостоятельно, оценивать собственную деятельность на уроке;

 -задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; осуществлять совместную деятельность в парах и   группах

- способствовать коммуникативному взаимодействию

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока, так как моей основной организационной задачей являлось создание условий для восприятия, осмысления и  первичного закрепления нового материала. На мой взгляд, такие условия были созданы на проведенном уроке.

Основываясь на целях и задачах урока, строилась учебная деятельность учащихся. Все задания, которые предлагались детям на уроке помогали реализовывать данные цели и задачи. Планируемый объем материала, и сложность его учтены в соответствии с возрастными и учебными возможностями учащихся, с их интересом к данной теме. На уроке был организован учебный диалог с побуждающее – подводящими вопросами. Главным в процессе обучения на уроке было  не преподавание, а деятельность познания: самостоятельное приобретение и применение полученных знаний; совместные размышления, исследования, которые имеют большее значение для развития личности, нежели усвоение готовых знаний.  На уроке у учащихся развивались умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащихся и развитие интереса к русскому языку.

На протяжении всего урока велась работа над развитием речи, дети были достаточно активны, проявляли самостоятельность, доказывали.

Использовались информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности, повышения качества образования учащихся.              

Были применены следующие формы познавательной деятельности: парная, фронтальная, групповая,  которые в ходе урока сменяли друг друга. Парная и групповая  формы позволяют создать ситуацию развития, саморазвития взаимообучения учащихся. Групповая форма помогает каждому ребёнку участвовать в работе,  слушать и слышать других,  учит договариваться, распределять роли, представлять работу своей группы, слушать и понимать речь других,   учит  самостоятельно оценивать  свои мысли и высказывания, т. е. формирует коммуникативные УУД.

Продуктивной деятельности учащихся способствовали различные методы обучения: словесные, проблемные, поисковые.   В процессе подготовки к уроку я опиралась на принципы:

  1. принцип наглядности, от которого зависит эффективность обучения;
  2. принцип доступности
  3. принцип сознательности и активности с целью формирования устойчивого интереса и осмысленного отношения к учебной задаче.

 Между всеми этапами четко прослеживается логическая связь и завершенность каждого этапа.    

При планировании урока были учтены психологические особенности учащихся.    Выбранные мною формы и методы обучения способствовали созданию на уроке положительной психологической атмосферы.

Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Обучающиеся чётко реагировали на все действия   и продуктивно выполняли все задания. Это было очевидно потому, что их увлекала его логика и при этом они ощущали себя соавторами урока (пополняли своеобразный «банк маленьких открытий») Урок показал, что школьники умеют грамотно рассуждать, не боятся высказывать своё мнение по данной проблеме, находить новые сведения, пользоваться ими, сравнивать сделанные выводы, строить необходимые рассуждения. Учащиеся умеют работать как коллективно, так и в группах; показали умение выстраивать монологическую речь,   слушать друг друга, высказывать свое мнение, доказательно высказывать свою мысль.

 Рефлексия урока показала яркое эмоциональное восприятие нового материала, помогла проанализировать не только работу учащихся, но и свою.  Контроль осуществляется на протяжении всего урока: самоконтроль, взаимоконтроль. В целом, подводя итог, я считаю, что урок оказался весьма эффективным, с точки зрения выполнения цели и задач урока. Прошел динамично, насыщенно.

Итог урока показал, что дети осознанно приняли УЗ, решили ее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация. Русский язык. 2 класс. Система "Школа 2100" Тема: "Слова, которые отвечают на вопросы: что делает(-ют)? Что делал(-а)? Что сделал(-а)? (Глагол)

Урок с презентацией по русскому языку во 2 классе. Дети знакомятся с глаголом, вопросами, на которые отвечают глаголы.Повторяют изученный материал по имени существительному и прилагательному. Система ...

Слова, которые отвечают на вопросы что делает? что сделает?

Материал для повторения по теме "Знакомство со словами, которые отвечают на вопросы что делает? что сделает?" . На этих уроках сразу ввожу термин  - глагол. Дети быстро и без труда запоминают наз...

Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?

Цель: создание условий для ознакомления учащихся с одушевленными и неодушевленными предметами, применения имеющихся знаний в практической деятельности; развитие умения ставить и решать проблему; разви...

Тема урока: Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? 2 класс УМК «Школа 2100»

Урок русского языка 2 класс в ТДМ, УМК «Школа 2100»  Цель и задачи: наблюдение над словами – признаками; вырабатывать умения ставить вопросы к словам – признакам; воспитывать интерес к русскому я...

Слова, которые отвечают на вопросы КТО ЧТО_1 класс УМК "Начальная школа XXI века"

Данный конспект предназначен для урока русского языка в 1 классе (УМК "Начальная школа XXI века" под ред. Н.Ф.Виноградовой) с целью ознакомления со словами-предметами, которые отвечают на вопросы кто?...

Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?

Цель урока: развитие умений ставить к слову вопросы кто? или что?Задачи урока:формировать умения отличать слова, отвечающие на вопрос кто?, от слов, отвечающих на вопрос что?, опираясь на их значение....

Открытый урок по русскому языку "Вопросы, которые отвечают на вопрос какой?, какая?, какое?, какие?" 2 класс

Открытый урок по русскому языку "Вопросы, которые отвечают на вопрос какой?, какая?, какое?, какие?" 2 класс...