Программа курса "Учусь писать без ошибок"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме
Программа составена для дополнительного часа русского языка в 4 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchus_pisat_bez_oshibok.docx | 26.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа учебного предмета
«Учусь писать без ошибок»
Пояснительная записка
Программа курса «Учусь писать без ошибок» реализует основные положения концепции лингвистического образования младших школьников.
В 4 классе программой по русскому языку формируется фундамент будущих крепких лингвистических знаний: учащиеся знакомятся с основными положениями науки о языке, у них формируются умения и навыки грамотного письма, развивается устная и письменная речь.
Изучение дополнительного часа направлено на расширении школьной программы, что способствует эффективному усвоению материала и развитию орфографической зоркости.
Тематика разделов подобрана таким образом, что при изучении спецкурса у ребят происходит расширение миропознания, развиваются творческая и прикладная стороны мышления. В результате у учеников формируется устойчивый интерес к языку и речевому творчеству, развивается языковая эрудиция, что значительно улучшается качество знаний, совершенствуются умения применять полученные знания не только в учебных ситуациях, но и в повседневной деятельности, за пределами школы. А это на сегодняшний день очень актуально в связи с осуществлением компетентностно-ориентированного подхода.
Цель дополнительного часа по русскому языку в 4-м классе – заложить прочные основы лингвистических знаний; формировать навыки грамотного, безошибочного письма.
Задачи: развить логическое и абстрактное мышление учеников, зрительную и моторную память, привить ребятам интерес к этой увлекательной науке. Обучающиеся познакомятся с устройством и функционированием родного языка, овладеют умениями выделять и характеризовать языковые единицы (звук, морфема, слово, предложение) с опорой на алгоритмы. Программа курса имеет практическую направленность.
Знания и умения:
различать звуковой и буквенный состав слова;
различать и объяснять орфограммы;
различать, сравнивать: имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол;
различать, сравнивать: корень, приставку, суффикс, окончание;
уметь выделять подлежащее и сказуемое, словосочетания, однородные члены (в простом предложении);
Большое внимание уделяется самостоятельной работе школьников.
Курс рассчитан на 1 час в неделю, всего 34 часа.
Отработка и закрепление основных умений и навыков осуществляется при выполнении практических заданий.
Формирование важнейших умений и навыков происходит на фоне развития умственной деятельности, так как школьники учатся анализировать, замечать существенное, подмечать общее и делать обобщения, переносить известные приемы в нестандартные ситуации, находить пути их решения.
Уделяется внимание развитию речи: учащимся предлагается объяснять свои действия, вслух высказывать свою точку зрения, ссылаться на известные правила, факты, высказывать догадки, предлагать способы решения; использовать разнообразные виды работы с текстом и другими источниками информации.
Оценка за курс не ставится, поэтому мотивация учения - не страх получить плохую отметку, а поощрение, похвала за малейшее продвижение, чувство удовольствия от преодоления препятствия, чтобы школьники поверили в свои силы.
Итоговой формой контроля, подводящей изучение курса к логическому завершению, предполагается промежуточная аттестация в форме итогового контроля по итогам учебного года по русскому языку за курс 4 класса.
Содержание тем учебного курса
Фонетика.(3 часа)
Повторение изученного на основе фонетического анализа слова
Морфология. (8 часов)
Повторение основных признаков частей речи, изученных в 3 классе, на основе морфологического разбора.
Имя существительное. Имя прилагательное. Местоимение. Глагол. Спряжение глаголов. Наречие как часть речи. Имя числительное: общее значение.
Состав слова (1 час)
Повторение изученного на основе разбора слова по составу и словообразовательного анализа
Синтаксис (4 часа)
Синтаксический анализ простого предложения. Знаки препинания в сложном предложении
Правописание (формирование грамотного письма) (19 часов)
проверяемые и непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);
парные согласные в корне слова;
удвоенные согласные;
непроизносимые согласные;
не с глаголами;
мягкий знак после шипящих;
безударные падежные окончания имён существительных, имён прилагательных;
правописание приставок и предлогов;
орфограммы приставок и суффиксов;
мягкий знак в глаголах в сочетании –ться;
безударные личные окончания глаголов;
правописание наречий и числительных
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Учащиеся должны называть:
изученные части речи;
значимые части слова;
различать, сравнивать:
буквы и звуки, гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, согласные звонкие и глухие, согласные парные и непарные;
имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол;
корень, приставку, суффикс, окончание;
главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения; словосочетания(главное и зависимое слово); предложения с однородными членами;
приводить примеры:
простого двусоставного предложения;
решать практические и учебные задачи:
выделять подлежащее и сказуемое, словосочетания, однородные члены
( в простом предложении);
пользоваться словарями;
использовать алфавит при работе со словарем.
писать под диктовку разборчиво и аккуратно текст из 75-80 слов со следующими изученными правилами правописания:
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
звонкие и глухие согласные в корнях;
удвоенные согласные;
безударные гласные, проверяемые ударением (в корне слова); безударные гласные, не проверяемые ударением;
разделительные мягкий и твердый знаки; мягкий знак после шипящих на конце имен существительных, мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа;
не с глаголами;
безударные падежные окончания имен существительных; безударные падежные окончания имен прилагательных;
правописание безударных личных окончаний глаголов;
знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки); запятая между однородными членами предложения.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | Примечание | |
1 | Звуки и буквы. | 1 | Урок с ЭОР (игра «Прятки») | ||
2 | Фонетика. В мире звуков. | 1 | Урок с ЭОР (работа с наборным полотном) | ||
3 | Звуки и буквы. Фонетический разбор слова. | 1 | |||
4-5 | Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова | 2 | Урок с ЭОР | ||
5 | Непроизносимые согласные | 1 | Урок с использованием интерактивной доски | ||
6 | Удвоенные согласные | 1 | Урок с использованием интерактивной доски | ||
7-8 | Правописание безударных гласных в корне слова | 2 | Урок с использованием интерактивной доски | ||
9 | Разделительный мягкий и разделительный твёрдый знак | 1 | Урок с использованием интерактивной доски | ||
10 | Написание приставок и предлогов | 1 | Урок с использованием интерактивной доски | ||
11 | Правописание О, Е, Ё после шипящих и ц. | 1 | Урок с использованием интерактивной доски | ||
12 | Мягкий знак после шипящих | 1 | |||
13 | Способы словообразования. Морфемный разбор слова | 1 | Урок с ЭОР («Тайны слова») | ||
14 | Орфограммы приставок. | 1 | |||
15 | Орфограммы суффиксов. | 1 | |||
16 | Части речи. | 1 | Урок с ЭОР (демонстрация позволяет обобщать наблюдения, усваивать признаки категорий.) | ||
17 | Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного | 1 | Урок с ЭОР (классификатор) | ||
18 | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. | 1 | Урок с использованием интерактивной доски | ||
19 | Имя прилагательное как часть речи. Морфологический разбор имени прилагательного | Урок с ЭОР (классификатор) | |||
20 | Орфограммы в окончаниях имён прилагательных | ||||
21 | Местоимение | Урок с ЭОР (классификатор) | |||
22 | Предложение. Синтаксический разбор предложения | ||||
23 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | Урок с ЭОР («Секреты знаков препинания») | |||
24 | Глагол как часть речи. Морфологический разбор глагола | Урок с ЭОР (классификатор) | |||
25 | Правописание не с глаголами. | 1 | |||
26 | Правописание –ться и –тся в глаголах. | 1 | |||
27-28 | Спряжение глаголов. | 2 | Урок с ЭОР (Интерактивное наборное полотно) | ||
29 | Наречие как часть речи. Морфологический разбор наречий | 1 | |||
30 | Правописание наречий. | 1 | Урок с ЭОР (классификатор) | ||
31 | Имя числительное. Правописание мягкого знака в именах числительных. | 1 | |||
32 | Правописание падежных окончаний количественных и порядковых числительных. | 1 | |||
33 | Знаки препинания в сложном предложении. | 1 | |||
34 | Знаки препинания в сложном предложении. | 1 |
Список литературы
Шукейло В.А. Русский язык: сборник проверочных и контрольных работ: 1-4 классы.-М.:Вентана-Граф,2007.
Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века»- М.:Вентана-Граф,2009.
Весь русский язык с контрольными диктантами и игровыми заданиями: 1-4-йкл./О.В.Узорова,Е.А.Нефедова.-М.:Астрель:АСТ:Профиздат,2007.
О.В.Узорова, Е.А.Нефедова Справочное пособие по русскому языку для начальной школы/Уроки русского языка.- К.:ГИППВ,2002.
Современная энциклопедия начальной школы. Русский язык/ И.Г.Терентьева.- М.: Слово, Эксмо , 2006.
Образовательные диски
Русский язык, 4 классы. Дидактический и раздаточный материал. «Учитель», 2009
Русский язык, 4 класс. Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2008
Электронные ресурсы
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f353e5a2-2eed-4d80-9e7b-b8d170b47f92/view/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Обобщаем и стараемся писать без ошибок".
УМК "Гармония" 2 класс. Тема завершает раздел "Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова"....
Учимся писать без ошибок.
Конспект открытого урока во 2 классе по УМК «Гармония».Урок проведён в рамках фестиваля педагогического мастерства в другой школе, в другом классе....
Как научить ребенка писать без ошибок.
Ошибка на ошибке. В чём причина и что делать?...
Как научить ребенка писать без ошибок?
Почти 70% школьников делает те или иные ошибки на письме. Что это -- повальная безграмотность? Неужели учителя не в состоянии научить каждого писать каждого писать правильно?...
Урок русского языка "Обобщаем и стараемся писать без ошибок" 2 кл. программа "Гармония"
Цель урока: Обобщать изученный материал, работать над решением задач в корне слова, тренировать орфографическую зоркость, учить ...
Образовательная программа "Учусь писать без ошибок" 3 класс
Программа курса «Учусь писать без ошибок» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октя...
Программа внеурочной деятельности факультатива «Легко ли писать без ошибок?»
Рабочая программа по внеурочной деятельности факультатива «Легко ли писать без ошибок?»» для учащихся 1-4классов разработана на основе Федерального государственного образовател...