Образовательная программа "Учусь писать без ошибок" 3 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (3 класс) на тему
Программа курса «Учусь писать без ошибок» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г.) с учетом Примерной ООП НОО и авторской программы М.И, Кузнецовой «Учусь писать без ошибок».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 36.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа курса «Учусь писать без ошибок» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г.) с учетом Примерной ООП НОО и авторской программы М.И, Кузнецовой «Учусь писать без ошибок».
Программа по курсу «Учусь писать без ошибок» представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, перечень учебно-методического обеспечения.
Процесс глубоких перемен, происходящих в образовании, выдвигает приоритетной проблему творчества, развития творческого мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающегося неповторимостью, оригинальностью, способностью ориентироваться в многообразии окружающего мира. Одна из центральных проблем в современной методике начального обучения - это языковое образование и речевое развитие младшего школьника. Язык - орудие познания и главное средство общения, и только хорошо владея всеми его богатствами, дающими ключ к познанию и знанию, человек говорящий осознает себя полноценной личностью.
Курс «Учусь писать без ошибок» расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся. Курс разработан в соответствии с задачами модернизации содержания образования, а также с учетом дидактических требований к уровню подготовки учащихся начальных классов. Основными содержательными линиями курса являются языковые знания и навыки оперирования ими; коммуникативные умения. Школьный компонент базисного учебного плана отводит на изучение курса 28 часов (1 час в неделю, 4 часа в месяц, 7 месяцев в учебном году). Предполагается использование разнообразных форм организации учебного процесса, внедрение современных методов обучения и педагогических технологий.
Основной целью курса является углубление в сущность предмета русский язык, воспитание интереса к его закономерностям, формирование творческой и активной личности.
Задачи курса:
- развитие орфографических и речевых навыков младших школьников;
- развитие интереса к изучению тайн русского языка;
- развитие творчества;
- расширение уже имеющихся знаний о русском языке;
- обогащение словарного запаса учащихся;
- формирование умения видеть в самом обычном явлении русского языка удивительное и необычное.
Особое значение для выполнения программы имеет организация учебного процесса как сотрудничества и творческого общения учителя и обучающихся, а также обучающихся друг с другом. Это обеспечивает возможность интенсивно обогащать познавательный опыт младших школьников, систематически включать элементы поиска и проблемных ситуаций в их учебную деятельность, предупреждать перегрузки.
Программа строится в соответствии с психолого-педагогическими особенностями обучения младших школьников. При обучении реализуются основные дидактические принципы, особенно принцип доступности,
преемственности, перспективности развивающей направленности, самостоятельности и учета индивидуальных особенностей учащихся.
Занятия строятся на основе занимательности. Практический материал для усвоения и различные упражнения для закрепления содержат проблемную задачу. Трудные задания привлекают учеников своей новизной, необычностью, нестандартностью. Это способствует созданию положительной эмоциональной обстановки, без чего невозможно активное усвоение материала учащимися.
Место курса в учебном плане
Курс «Учусь писать без ошибок» рассчитан на учащихся 3 класса. Срок реализации программы 7 месяцев - с октября по апрель включительно. Планируется проводить 4 занятия в месяц, 1 занятие в неделю, 28 занятий в учебном году.
Содержание программы
Программный материал разделен на 3 раздела.
- «Как устроен наш язык».
- «Правописание».
- «Развитие речи».
Изучение программного материала строится по концентрической системе.
- «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (16 ч)
- Фонетика и графика. Повторение изученного в 1-ом и 2-ом классах на основе фонетического разбора слова. (1 ч)
- Состав слова (морфемика). Повторение изученного во 2-ом классе на основе разбора слова по составу. (4 ч)
- Синтаксис (3 ч)
Предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении. Различение главных и второстепенных членов предложения (дополнение, определение, обстоятельство).
Наблюдение за однородными членами предложения. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но.
- Морфология (8 ч)
Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное: общее значение и употребление в речи. Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Род неизменяемых имен существительных (на примере наиболее употребительных слов). Изменение имен существительных по числам. Имя прилагательное: общее значение и употребление в речи. Изменение имен прилагательных по родам, числам. Словообразование имен прилагательных.
Местоимение: общее значение и употребление в речи. Личные
местоимения. Употребление личных местоимений в речи. Склонение личных местоимений.
II. «Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (9 ч)
Повторение правил правописания, изученных в 1 -2-ом классах.
Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.
- мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;
- безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных; безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных
Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.
III «Развитие речи» (3 ч)
- Устная речь
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Формулировка и аргументирование собственного мнения и позиции в диалоге и дискуссии. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Умение контролировать (устно координировать) действия партнера при проведении парной и групповой работы. Соблюдение норм речевого взаимодействия при интерактивном общении (втв-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
- Письменная речь
Продолжение работы над структурой текста, начатой во 2-ом классе: озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи (с опорой на материал раздела «Лексика», изученного во 2 классе): использование в текстах многозначных слов, синонимов, антонимов, заимствованных слов, устаревших слов и фразеологизмов.
Личностные результаты
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
- овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
- умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;
- умение проверять написанное;
- умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
- способность контролировать свои действия, проверять написанное.
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Форма занятия | Теория | Практика |
1 | Алфавит. Звуки и буквы | беседа; игра | 20 мин | 25 мин |
2 | Повторяем правила обозначения гласных после шипящих | групповая | 10 мин | 35 мин |
3 | Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я. Обозначение мягкости согласных буквами Е, Ё, Ю, Я, И | конференция | 35 мин | 10 мин |
4 5 | Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Разделительный мягкий знак. | игра (викторина) | 10 мин | 35 мин |
6 7 | Состав слова. Корень. Однокоренные слова. Окончание и основа. Приставка. Суффикс. | беседа; игра | 10 мин | 25 мин |
8 | Правописание слов с разделительным твердым знаком | практикум | 20 мин | 25 мин |
9 10 | Повторяем правописание безударных гласных в | работа со словарями | 20 мин | 25 мин |
корне слов. Слова с двумя безударными в корне слова. Правописание безударных гласных не проверяемых ударением | ||||
11 | Повторяем правила правописания согласных в корне слова | выпуск стенгазеты | 5 мин | 40 мин |
12 | Повторяем правило правописания непроизносимых согласных в корне слова | групповая работа с компьютерами | 10 мин | 35 мин |
13 | Двойные согласные | семинар | 35 мин | 30 мин |
14 | Проверь свои знания | игра (КВН) | 10 мин | 35 мин |
15 | Предложение. Текст | проектная | 10 мин | 35 мин |
16 17 | Г лавные и второстепенные члены предложения | игра | 10 мин | 35 мин |
18 | Части речи | практическая работа | 10 мин | 35 мин |
19 | Имя существительное | викторина | 10 мин | 25 мин |
20 | Род имен существительных | беседа; игра | 20 мин | 25 мин |
21 | Мягкий знак на конце существительных после шипящих | семинар | 35 мин | 10 мин |
22 | Изменение имен существительных по числам | олимпиада | 10 мин | 35 мин |
23 | Имя прилагательное | конкурс сочинений | 10 мин | 35 мин |
24 | Изменение имен прилагательных по родам и числам | игра- путешествие | 10 мин | 25 мин |
25 26 | Г лагол | групповая | 10 мин | 25 мин |
27 | Местоимение | выпуск стенгазеты | 10 мин | 25 мин |
28 | Проверь свои знания | конкурс «В | 10 мин | 35 мин |
стране Русского языка» |
Планируемые результаты освоения курса «Учусь писать без ошибок»
Ученик научится:
различать, сравнивать, кратко характеризовать:
- имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение;
- виды предложений по цели высказывания и интонации;
- главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения;
выделять, находить
- собственные имена существительные;
- личные местоимения 1, 2, 3-го лица;
- грамматическую основу простого двусоставного предложения;
- в простом предложении однородные члены (как главные, так и второстепенные);
решать учебные и практические задачи
- определять род изменяемых имен существительных;
- устанавливать форму числа (единственное или множественное) имени существительного;
•задавать падежные вопросы и определять падеж имени существительного;
•определять принадлежность имен существительных к 1, 2, 3 -ему склонению;
•устанавливать при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами в предложении;
•находить предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но;
- использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;
•подбирать примеры слов с определенной орфограммой;
•определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
- безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 65-80 слов;
- проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографичские и пунктуационные ошибки;
- составлять план собственного и предложенного текста;
- определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;
• корректировать тексты с нарушенным порядком предложений и
абзацев;
- составлять собственные тексты в жанре письма; применять правила правописания:
- приставки, оканчивающиеся на з, с;
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);
- буквы о, ё после шипящих в корнях слов;
- буквы и, ы после ц в различных частях слов;
- мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;
- безударные гласные в падежных окончаниях имен
существительных;
- буквы о, е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц;
- безударные гласные в падежных окончаниях имен
прилагательных;
- раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
- знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и, а, но и без союзов.
Ученик получит возможность научиться:
- проводить по предложенному в учебнике алгоритму фонетический разбор слова и разбор слова по составу (в словах с однозначно выделяемыми морфемами);
- устанавливать род неизменяемых имен существительных (наиболее употребительные слова);
- склонять личные местоимения;
- различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы;
- находить второстепенные члены предложения: определение,
обстоятельство, дополнение;
- самостоятельно составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но;
- разбирать по членам простое двусоставное предложение;
- применять правило правописания соединительных гласных о, ев сложных словах;
- применять правило правописания суффиксов имен существительных - ок, -ец, -иц, сочетаний ичк, ечк, инк, енк; применять правило правописания безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных на -ий, -ия, -ие; при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;
- создавать собственные тексты (писать сочинения) с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи; соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи
собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).
Оборудование и кадровое обеспечение программы
Для осуществления образовательного процесса по Программе «Занимательная грамматика» необходимы следующие принадлежности:
- наличие лингвистических словарей;
- наличие карточек с играми и заданиями;
- наличие текстов для работы на занятиях;
- подборка видеофрагментов;
- компьютер, принтер, сканер, мультимедиапроектор;
- набор ЦОР по русскому языку.
Занятия по Программе ведёт учитель начальных классов.
Литература
- Волина М. Н. «Занимательная этимология». - М.:2014.
- Кузнецова М. И. Рабочая тетрадь «Учусь писать без ошибок», 3 класс.- М.: Вентана-Граф, 2016.
- Ожегов С. И. «Толковый словарь русского языка». - М.: 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Обобщаем и стараемся писать без ошибок".
УМК "Гармония" 2 класс. Тема завершает раздел "Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова"....
Учимся писать без ошибок.
Конспект открытого урока во 2 классе по УМК «Гармония».Урок проведён в рамках фестиваля педагогического мастерства в другой школе, в другом классе....
Программа курса "Учусь писать без ошибок"
Программа составена для дополнительного часа русского языка в 4 классе...
Как научить ребенка писать без ошибок.
Ошибка на ошибке. В чём причина и что делать?...
Как научить ребенка писать без ошибок?
Почти 70% школьников делает те или иные ошибки на письме. Что это -- повальная безграмотность? Неужели учителя не в состоянии научить каждого писать каждого писать правильно?...
Разработка урока (план-конспект) русского языка во 2 классе по теме "Обобщаем и стараемся писать без ошибок" УМК "Гармония"
Урок в форме командных соревнований способствует активизации познавательного общения младших школьников, реализации самостоятельных познавательно-поисковых действий учащихся с помощью различных ...
Урок русского языка в 1 классе "Учимся писать без ошибок"
Урок русского языка в 1 классе "Учимся писать без ошибок"...