Урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Тема урока " Написание слов с непроизносимыми согласными в корне слова".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse.doc | 672 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок
по русскому языку, природоведению
и изобразительному искусству.
Тема: Написание слов с непроизносимыми согласными.
Цели: 1. Дать учащимся понятие о непроизносимых согласных.
2. Выработать алгоритм правописания слов с непроизносимыми
согласными.
3. Развивать орфографическую зоркость.
4. Воспитывать любовь к родной природе.
Оборудование: репродукция картины К. Ф. Юона «Русская зима», блок-
схема алгоритма, палитра самооценки.
Организационный момент.
Сообщение темы, целей урока.
Зарисовка на полях тетради настроения.
Минутка чистописания.
К Ф Ю – Что общее в написании этих букв?
(Прямая черта с петлёй внизу у К и Ю, у Ф прямая черта с закруглением внизу).
Оформление работы
Число
Классные работа.
Вступительная беседа.
Какие имена начинаются с буквы К?
(ответы детей)
С именем Константин связан наш сегодняшний урок
Константин Фёдорович Юон. Так звали русского художника-пейзажиста.
Кто такой пейзажист?
(художник, который рисует пейзажи)
А что такое пейзаж? Слово имеет 2 значения:
Это общий вид какой-нибудь местности.
Рисунок, картина, изображающая виды природы, а так же описание природы в литературном произведении.
Слово пейзаж французское, ему соответствует немецкое
ландшафт.
Итак, запишем под диктовку.
Константин Фёдорович Юон – знаменитый русский художник. Он рисовал картины родной природы.
Сегодня на уроке мы обратимся к репродукции его картины, нарисованной в 1947 г. «Русская зима».
Константина Фёдоровича Юона называют поэтом русской зимы. Он любил изображать природу в зимнем убранстве, умел передать своё восторженное настроение, которое не покидало его, пока он видел перед собой картины, созданные самой природой. К.Ф. признавался:
«Сияние утренних и вечерних зорь и белизна снежных покровов родной зимы дают мне самые дорогие для меня переживания и краски».
А разве не созвучны с его картиной слова А. С. Пушкина:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Или:
Мороз и солнце. День чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный.
И ещё:
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят – я снова счастлив, молод.
Прочитайте ещё раз эти строки. Найдите и объясните
возможные ошибки.
А какие чувства испытываете вы, глядя на зимний пейзаж?
(ответы детей: восторг, восхищение, радость, дух захватывает)
Обратимся к репродукции картины.
Какие краски использовал художник?
(Ответы детей: голубые, серые, холодные)
Тишиной, спокойствием и чистотой веет от спящей красавицы природы.
Дайте определение слову ПРИРОДА.
Природа – слово многозначное.
Всё существующее во Вселенной, органический и неорганический мир.
Весь органический и неорганический мир в его противопоставлении человеку.
Места вне городов (поля, леса, горы, водные пространства).
переносное. Основное свойство, сущность.
по природе – по характеру,
от природы – от рождения.
Объяснение нового материала.
Прочитайте предложения на доске:
Зима – это праздник природы. Белая волшебница торжествует. Мы чувствуем её огромную власть.
Прочитайте подчёркнутые слова. Обратите внимание на согласные.
А теперь послушайте, как я их произнесу.
Не все согласные произносятся. Некоторые из них исчезают, исчезают потому, что стыки из 3-х согласных трудно произносятся, и мы их упрощаем. Эти согласные называются непроизносимыми.
В слове ПРАЗДНИК выпадает звук Д,
ЧУВСТВУЕМ – звук В,
ЛЕСТНИЦА – звук Т.
Написание этих слов проверить нельзя, поэтому их надо запомнить.
Об этимологии этих слов, то есть происхождении, мы поговорим на следующем уроке.
А сейчас прочитайте в строках А.С. Пушкин слова, выделенные голубым цветом.
Выпишите их в столбик:
Солнце –
Прелестный –
Радостно –
Счастлив –
Сердце –
Звуки при произнесении выпадают, но их можно проверить.
А как это сделать?
Поможет этому решению АЛГОРИТМ, который похож на лестницу.
Итак, мы подошли к выведению правила:
Кто это сделает?
Чтобы проверить написание непроизносимого согласного звука, нужно подобрать однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо.
А теперь прочитайте слово, выделенное зелёным цветом.
ЧУДЕСНЫЙ.
Между звуками С и Н нет Т, но может показаться что он есть.
Давайте проверим: ЧУДЕСА. Звук Т не слышим, а значит и не пишем!
В словах ЧУДЕСНЫЙ, ПРЕКРАСНЫЙ, УЖАСНЫЙ, ОПАСНЫЙ, НАПРАСНЫЙ, ИНТЕРЕСНЫЙ букву Т не пишем!
Запомнить это вам поможет стишок:
Не чудесно, не прекрасно,
А ужасно и опасно
Букву Т писать напрасно.
Интересно!
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Работа с учебником.
Откройте учебник на с. ____ и прочитайте правило.
А ещё вам поможет РАДИОНЯНЯ.
Порой в словах встречаются
Ужасные согласные.
Они не произносятся,
И что писать, неясно вам…
Чтобы знать, как писать,
Надо слово изменять,
Чтоб за звуком непонятным
Гласная стояла.
Ужасно – ужасы
Опасно – опасение
Прелестно – прелести
Уместно – местечко.
Тренировочные упражнения.
А теперь потренируемся в применении этого правила.
От данных существительных образуйте прилагательные
НЕНАСТЬЕ –
КРЕПОСТЬ –
СТРАСТЬ –
ПРЕЛЕСТЬ –
КОРЫСТЬ –
ДОБЛЕСТЬ –
СЧАСТЬЕ –
Замените словосочетание одним словом по образцу:
Оказывать честь –
Принимать участие –
Оказывать шефскую помощь –
Испытывать чувства –
Осуществлять власть –
Издать свист –
Издать хруст –
Торжественно идти –
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Творческая работа.
Из слов составьте небольшой рассказ на тему «Русская зима»
Зима властвует на земле. Дед Мороз шествует по своему царству. Наступил Новый год. Школьники участвовали в новогоднем празднике. Их чествовали за красивые костюмы. Шефскую помощь оказали предприниматели.
Проверим, что написали.
Обращаемся снова к репродукции.
Снег, снег, снег – царство снега. Вся деревенская улица в сказочно белых сугробах. Но жизнь идёт своим чередом.
Группа ребятишек шагает с неизменной спутницей Жучкой. Дорогу замело. Утопая в снегу, ребята идут, оживлённо разговаривают, размахивая руками.
Мягких очертаний канава у дороги огибает пригорок, на котором стоят дома. Из домов высыпали гурьбой ребята. Работы у них непочатый край: лепить снежную бабу, покататься на санках. Им не страшен мороз. Возле изб запряжённые в сани лошади, мужик едет верхом. У них свои крестьянские заботы. Снег и мороз бессильны сковать жизнь.
Ребята, вам близка эта картина? Чем?
Когда вы видели такую красоту?
А какие забавы зимой у вас?
Итог урока.
Зарисуйте на полях тетради своё настроение.
Что хотите сказать о сегодняшнем уроке?
Что узнали нового?
Кто доволен тем, как работал.
Спасибо всем! Хочется отметить работу учащихся.
Задание на дом.
Задания к уроку.
N 1. Прочитайте. Укажите возможные ошибки.
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Мороз и солнце. День чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный.
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят – я снова счастлив, молод.
N 2. От данных существительных образуйте прилагательные.
Образец: Ненастье – ненастный.
Крепость –
Страсть –
Прелесть –
Корысть –
Доблесть –
Счастье –
N 3. Замените словосочетание одним словом.
Образец: Торжественно идти – шествовать.
Оказывать честь - ________ ,
принимать участье - ________ ,
оказывать шефскую помощь - ________ ,
испытывать чувства - ________ ,
осуществлять власть - ________ ,
издать свист - _______ ,
издать хруст - _______ .
Используя данные слова, составьте небольшой рассказ на тему
«Русская зима».
обозначения непроизносимого согласного звука
в корне слова.
непроизносимый согласный |
пиши по звуку |
проверяемый |
Нет
Да
смотри в словарь |
Нет
подбери однокоренное слово, где этот звук слышится ясно |
Да
пиши по звуку |
Не чудесно,
не прекрасно,
А ужасно и опасно,
Букву Т писать напрасно.
Интересно!
Словарь
праздник
чувствовать
лестница
Палитра самооценки
Радость Сосредоточенность
Недовольство Уныние
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл
Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"
С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
Планируемые результаты в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС. Технологическая карта урока на уроках русского языка.
Доклад о планируемых результатах в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС....