Имя прилагательное
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме
Обобщающий урок по теме "Имя прилагательное в 3 классе".
Содержит описание хода урока, задания и все дополнительные материалы.
Цель: обобщить и закрепить знания детей об имени прилагательном, развивать орфографическую зокость, расширять словарный запас, формировать устную и письменную речь, развивать наблюдательность, воображение, память.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imya_prilagatelnoe.docx | 82.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3 классе
Программа: «Школа 2100»
Учебник: «Русский язык» 3 класс
Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.
М:- Баласс, 2011 год
Тема: «Имя прилагательное»
Преподаватель Липатова Полина Матвеевна
Цель:
- обобщить и закрепить знания детей об имени прилагательном;
- развивать орфографическую зоркость;
- Расширять словарный запас;
- формировать устную и письменную речь;
- развивать наблюдательность, воображение, память;
- воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование:
Картинка с изображением скворца; диск – звуки капели, шум ручья, пение птиц; карточки с индивидуальной работой; иллюстрации весны.
Ход урока
Организационный момент.
Сообщение темы урока.
Учитель:Сегодня у нас необычный урок. Мы должны подвести итог нашей работы на протяжении нескольких уроков.
- Какую тему мы изучали?
Учащиеся: Имя прилагательное.
Учитель: Сформулируйте проблемы, которые мы решали на этих уроках, и какие вопросы возникали при изучении этой темы и на которых мы сегодня должны остановиться.
Учащиеся: Роль прилагательных в русской речи.
- Связь имен прилагательных с другими частями речи.
- Образование имен прилагательных.
- Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных.
Учитель:А какую работу предполагает вот такая ваша посадка? Для чего это нам нужно?
- Верно. Сегодня мы с вами работаем в команде. А это значит помогаем друг другу, чувствуем поддержку друга в трудную минуту и приходим на помощь.
- И оценивать мы будем ваши достижения в команде.
- Вы обратили внимание на флажки у вас на столе? Победит та команда, у которой полотнище флага поднимется на вершину древка. А поднимать его будут вот такие смайлики, которые вы будете получать в ходе урока:
- за правильные и точные ответы––зелёный смайлик;
- за неточные ответы– – красный смайлик.
Учитель:Ну, а теперь в путь!
- Календарная весна уже наступила, но в нашем крае это время года затягивается. Пригласим весну на урок (Звучит диск).
- Какие звуки весны вы слышите?
Учащиеся:капель, шум ручья, пение птиц.
Учитель:Какое настроение создают эти звуки?
Учащиеся:Весеннее, радостное, чудесное, приподнятое
Учитель: Послушайте загадку:
В саду на шесте – деревянный дворец,
Во дворце весенний певец – ……
- Звучит пение птицы.
О ком идет речь?
Учащиеся:(Скворец)
Учитель: Скворец – первая птица, которая возвещает приход весны (вывешивается картинка с изображением скворца).
- Опишите своими словами внешний вид птицы.
Учащиеся: темное оперение, певчая птица, белая крапинка по оперению, небольшая птица, перелетная.
Учитель: А еще эту птицу называют весенний певец. Это небольшая перелетная певчая птица, с темным оперением из семейства скворчиных. В наши края прилетает обыкновенный скворец во второй половине марта. Поедает огромное количество вредных насекомых, которых достает из под коры деревьев своим тонким, длинным клювом. Поэтому люди с радостью весной ждут эту перелетную птицу в своих садах. И готовят им готовые домики – скворечники.
- Особенность этой птицы в том, что она за сезон дважды откладывает яйца и выращивает птенцов.
Работа над словом.
Учитель: Запишите в тетрадях слово – скворец. Какую орфограмму вы видите? Докажите!
- Какую работу можно провести с этим словом?
Учащиеся:Разбор слова по составу, подбор однокоренных слов, фонетический разбор, морфологический разбор.
Учитель: Обсудите, над чем вы будете работать?
I Команда – подобрать однокоренные слова и разобрать их по составу.
II Команда – фонетический разбор слова.
Обе команды обговаривают задания и по одному представителю от каждой команды приглашаются работать у доски, а остальные работают в своих тетрадях. Каждая команда над своим заданием.
Если у доски возникают затруднения ученик может подходить к своей команде за помощью.
I Команда – скворец, скворушка, скворечник, скворцовый, скворчонок.
- разбор слова по составу выходят комментируют по одному из команды.
II Команда –скворе́ц - [сквар′эц]
с [с] – согл., парн., глух., тв.
к [к] – согл., парн., глух., тв.
в [в] – согл., парн., зв., тв.
о [а] – гласн., безуд.
р [р′] – согл., парн., зв., мягк.
е [э] – гласн., уд.
ц [ц] – согл., непарн., глух., тв.
2 слога, 7 букв, 7 звуков
Работа над предложением.
На доске:
Скоро к нам в цвету́щие сады́верну́тсяпе́вчие скворцы́.
Учитель:А что нужно сделать, чтобы предложение стало более ярким, выразительным? (добавить прилагательные)
- Предлагаю командам придумать свои варианты предложения с добавлением имен прилагательных.
1 ученик от I команды:выходит и записывает предложение на доске с комментированием орфограмм и зарабатывает «смайлик» для своей команды.
1 ученик от II команды:разбирает предложение по членам предложения и зарабатывает «смайлик».
Морфологический разбор.
Ученики читают свои предложения и зарабатывают «смайлики» для своих команд.
Учитель: Какую же роль играют имена прилагательные в речи?
- Прилагательные делают нашу речь живописной, яркой, выразительной. Без них речь бедна, не выразительна.
- Решена у нас эта проблема? Понятна нам роль имен прилагательных в речи? Доказали? Убедились?
Обобщение знаний об имени прилагательном.
Учитель: А теперь я предлагаю обобщить наши знания, полученные на уроках с помощью алгоритма (на доске плакат «Имя прилагательное»). Он поможет обобщить наши знания об имени прилагательном.
Итак, перекличка команд – I команда начинает, II команда продолжает.
Имя прилагательное
…. часть ….
Обозначает ….
Отвечает ….
Согласуется ….
Изменяется …..
В предложении ….
Правописание безударных падежных окончаний ….
(проверяем вопросом)
Связь прилагательных с существительными.
Учитель: Вы теоретически показали высокие знания об имени прилагательном. Давайте теперь ваши знания проверим на практике.
- Каждой команде предлагается стихотворный текст.
1)Найдите в нем словосочетания «существительное + прилагательное».
На доске:
вопрос
Существительное + прилагательное |
- Какое слово главное? Какое зависимое?
(от главного слова к зависимому ставим вопрос)
2) Определите падеж имени прилагательного и выделите окончание (над текстом работают все в команде).
Учитель: Начинаем проверку:
По одному словосочетанию читает команда, объясняет падеж и окончание имен прилагательных.
Учитель: Как определили падеж прилагательного?(по существительному).
Как определили окончание прилагательного? (по вопросу).
В группе сработали хорошо.
Учитель: А теперь проверь и оцени себя сам.
На доске:
- составьте словосочетания
- поставьте прилагательное и существительное в нужном числе и падеже
- выделите окончания
Плакат
Звонкая ручей – ед.ч. Р.п.
Яркий солнце – ед.ч. Д.п.
Теплый день – мн.ч. Т.п.
Весенний гроза – ед.ч. В.п.
- работаем в тетрадях (проверка в парах и с доской)
Вывод: имя прилагательное согласуется с именем существительным в роде, числе, падеже.
Дополнение.
Учитель:Теперь оцените каждый себя, как вы работали на уроке.
- Выберите свой ответ на вопрос: «Как я усвоил тему «Имя прилагательное»».
На доску вывешиваю плакат:
- Я отлично усвоил эту тему. Справился со всеми заданиями без ошибок.
- Мне необходимо еще поработать над … - проговорить, что не получилось на уроке.
Если вы хотите поделиться со мной своими ответами – подойдите ко мне отдельно и мы все обсудим.
Учитель:А теперь подведем итоги работы команд.
- Посчитайте, сколько вы заработали «смайликов»?
- На какую вершину поднимется ваш флаг?
- Молодцы! Вы сегодня замечательно поработали.
- И у всех весеннее настроение!
Домашнее задание
Учитель:Предлагаю вам творческое задание. Написать сочинение – миниатюру о весне.
Сочинение – миниатюра Весна
- пишите сами
- пишите с опорными словами: день, небо, тепло, солнце, деревья, трава, почки.
- с опорными словосочетаниями:
Пришла весна. Воздух стал . Солнце светит . На деревьях почки. Все с ждут весну.
Дополнение.
Учитель: Замечательно, все проблемы, которые были вами выдвинуты мы на уроке рассмотрели. А я хотела бы предложить ещё одну проблему, которую мы бы рассмотрели.
- это образование имен прилагательных.
- кто скажет, как же мы образовываем прилагательные? От каких частей речи? (от существительных с помощью суффиксов).
- я предлагаю существительное – вы образовываете прилагательное (запись в тетрадях)
Солнце – солнечный
Весна – весенний
Радость - радостный
Карточка с индивидуальной работой
Весенний наряд обновили. В зеленых побегах леса. И нас на заре разбудили. Весёлых скворцов голоса.
Знакомую звонкую песню. Мы сразу узнали вдали. Ребята, ребята, скворцы прилетели! На крыльях весну принесли!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Безударные падежные окончания имён прилагательных».Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе. Задачи: -совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи; -Определить ле
Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе.Задачи:-совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи;-Определ...
Конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Имя прилагательное. Склонение имен прилагательных единственного числа женского рода". (УМК «Школа России», учебник Л. М. Зеленина, Т. Е. Горецкий)
Конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Имя прилагательное. Склонение имен прилагательных единственного числа женского рода". (УМК «Школа России», учебник Л. М. Зеленина, Т. Е. ...
Урок русского языка в 4-м классе по теме: «Имя прилагательное. Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе»
Проведен в 4-а классеУчитель Кузнецова А.Ф....
Урок русского языка "Имя прилагательное как часть речи. Изменение имен прилагательных по родам и числам".
Урок, обобщающий знания об имени прилагательном как части речи....
"Имя прилагательное как часть речи в русском и английском языках. Изменение имён прилагательных по родам и числам. Сравнение категории числа имени прилагательного в русском и английском языках"
Цели:-учить определять и формулировать тему и цели урока;-формировать умение действовать по плану и планировать свои действия;-обобщить знания об имени прилагательн...
Склонение имён прилагательных женского рода с твёрдой основой.Цели урока: Обобщить знания об имени прилагательном, формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе, развивать умение проверять написа
Обобщить знания об имени прилагательном, формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе, развивать умение проверять написа...
Урок-КВН «Имя прилагательное. Прилагательные в мужском и среднем роде, упражнение в распознаваниии рода, числа и падежа имен прилагательных
Цель: Выявить знатоков по теме «Прилагательное».Задачи:1. Закреплять знания по теме род, число и склонение по падежам имени прилагательного;2. Развивать устную и письменную речь учащи...