новый подход к словарно-орфографической работе
статья по русскому языку по теме

Дубова Людмила Александровна

Проблема формирования орфографической зоркости в современной школе приобретает всё большую актуальность. Каждый педагог знает, с каким трудом даётся изучение словарных слов, как быстро дети устают от многократного повторения, как неохотно заглядывают на последнюю страницу учебника в словарь.

В русском языке немало слов, написание которых не подчиняется орфографическим правилам. Изучение словарных слов строится на основе принципа русской орфографии с опорой на запоминание. Поэтому необходимо развивать у детей все виды памяти: слуховую, зрительную, эмоциональную, тактильную. Вместе с тем актуальной остаётся задача сделать интересным, познавательным процесс изучения словарных слов, а также снизить тревожность детей перед словарным диктантом.

Следовательно, нужны новые педагогические технологии, которые не только обеспечат высокий уровень знаний учащихся, но и создадут условия психологически безопасного взаимодействия, т.е. будут иметь здоровьесберегающий контекст.

Существует технология словарно-офографической работы, которая интегрирует эффективные приёмы традиционного обучения с элементами педагогических инноваций. Методика работы по изучению непроверяемых написаний опирается на закономерности процесса усвоения, диагностику особенностей памяти младших школьников с учётом возрастных особенностей,  включает использование  игровых приёмов, что позволяет облегчить усвоение трудных слов.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx31.42 КБ

Предварительный просмотр:

Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога

(новый подход к словарно-орфографической работе)

 

 

 

Проблема формирования орфографической зоркости в современной школе приобретает всё большую актуальность. Каждый педагог знает, с каким трудом даётся изучение словарных слов, как быстро дети устают от многократного повторения, как неохотно заглядывают на последнюю страницу учебника в словарь.

В русском языке немало слов, написание которых не подчиняется орфографическим правилам. Изучение словарных слов строится на основе принципа русской орфографии с опорой на запоминание. Поэтому необходимо развивать у детей все виды памяти: слуховую, зрительную, эмоциональную, тактильную. Вместе с тем актуальной остаётся задача сделать интересным, познавательным процесс изучения словарных слов, а также снизить тревожность детей перед словарным диктантом.

Следовательно, нужны новые педагогические технологии, которые не только обеспечат высокий уровень знаний учащихся, но и создадут условия психологически безопасного взаимодействия, т.е. будут иметь здоровьесберегающий контекст.

Существует технология словарно-офографической работы, которая интегрирует эффективные приёмы традиционного обучения с элементами педагогических инноваций. Методика работы по изучению непроверяемых написаний опирается на закономерности процесса усвоения, диагностику особенностей памяти младших школьников с учётом возрастных особенностей,  включает использование  игровых приёмов, что позволяет облегчить усвоение трудных слов.

НОВЫЙ ПОДХОД К СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

Традиционно в словарно-офографической работе выделяются следующие части: представление нового слова, формулирование лексического значения, освоение орфографии, ведение в активный словарь нового слова.

Но зачастую представление нового слова происходит формально, неинтересно. Это определение слова с помощью загадки, нахождение его в контексте, пословице или простого сообщения учителем темы словарной работы. Между тем представление нового слова призвано формировать заинтересованное отношение учащихся к предстоящей учебной деятельности. Использование нетрадиционных приёмов может существенно повысить эффективность словарно-орфографической работы.

Алгоритм работы над словарным словом

Для начала все слова из словаря учебника группирую в блоки по 6 слов. Группировка может быть разной – в алфавитном порядке, по тематическому признаку. В течение недели ежеурочно от 5 до 7 минут поводится работа по ознакомлению с правописанием изучаемых слов одного из блоков.

 1-й день. Знакомство с семантикой и орфографией трёх слов из шести слов одного блока. При чем дети самостоятельно определяют слова, с которыми им предстоит детально познакомиться на уроке. Предлагаемые упражнения составляются таким образом, чтобы они могли обеспечить одновременное развитие ряда интеллектуальных качеств:  внимание, память, мышление, речь, наблюдательность и повысили интерес ребёнка к изучаемому предмету.

В первую группу входят упражнения,  предусматривающие выявление искомого слов через работу с составляющими его буквами. Например,

      «сможете определить слово, если расположите прямоугольники по степени увеличения количества точек в них» (билет).

Постепенно количество конкретных указаний  уменьшается.

    «Назовите слово, если найдете самый маленький прямоугольник с его первой буквой и установите последовательность остальных букв слова»

В дальнейшем могу дать задания с полным отсутствием указаний.

     «Внимательно посмотрите на запись и назовите 2 слова, с которыми познакомимся на уроке»  - как нашли?  (завтрак, обед)

При выполнении подобных упражнений развивается устойчивость, распределение и объём внимания, кратковременная  произвольная память, речь, мышление, сообразительность. Уменьшение или отсутствие указаний заставляет детей более напряженно и сосредоточенно мыслить, развивает обоснованную речь, так как на поставленный вопрос  (как нашли) учащиеся должны ответить небольшим, логически построенным рассуждением или умозаключением.

Вторую группу составляют  упражнения, предусматривающие работу учащихся с символами. Например,

      «Назовите 2 слова, они зашифрованы с помощью чисел.

Первое слово- 3, 1, 11, 6, 12, 13, 1        (капуста)

Второе слово- 3, 1, 5, 13, 4, 7, 10, 9, 8   (картофель)

Каждому числу соответствует определённая буква:

1    2    3   4   5   6    7    8   9   10   11   12   13

А   г     к   о   р    у   ф   ь   л   е     п      с    т

Какие это слова?»

В третью группу входят упражнения, связывающие слово с изучаемым лингвистическим материалом.

В зависимости от содержания учебного материала на уроке. Здесь могут быть самые разные варианты. Например,

«Зачеркните буквы, обозначающие глухие согласные звуки в данной цепочке и узнаете слово.

П  ф  б  к  т  х  е  ш  с  р  ч  ё  щ з  ц  а  -берёза»

При дальнейшем изучении тем русского языка использовала такое задание:

«Прочитайте написанные на доске слова , вставьте пропущенные гласные в корне слова. Назовите слова, в которых пишется гласная «а». Соедините первые буквы этих слов и узнаете слово».

«Выдавить, охранять, болезнь, краснеть, значение, умножать, абажур, сломался, ласкает»    (вокзал)

Нравится детям такой вид работы, например,

«Новое слово вы назовёте, если правильно выполните все мои задания по нахождению букв:

      - первая буква слова является согласной третьего слога в слове «солома»

     -вторая буква является непроверяемой безударной гласной в слове «песок»

    - третья буква обозначает парный глухой звук в слове «билет»

     -четвертая буква является последней в корне слова «север»

    -пятая буква – это окончание в слове «яблоко»

          (метро)

В результате таких заданий развивается объём и сосредоточенность внимания, оперативная память.

В четвёртую группу входят упражнения на нахождение словарного слова на основе установления смысловой связи, например,

 «Назовете новое слово, если определите чем связаны слова в парах:

      Магазин-продавец

      Больница-врач

      Театр-актер

      Космический корабль-…..?»

После ознакомления со словами, идёт трёхкратное орфографическое проговаривание, запись слов цветными ручками (синий цвет - согласные, красный цвет - гласные). Это позволяет более чётко воспринять зрительный образ слова. Расстановка ударения, знакомство с этимологией, так как использование слова  в речи требует понимания его точного смысла. Знакомство с этимологией слова пробуждает у детей интерес к рассматриваемому языковому материалу, создает благоприятные условия для запоминания слов.

2-й день. Аналогичная работа проводится  с оставшимися тремя словами из шести этого блока.

3-й день. Закрепление правописания словарных слов блока. Аудирование: каждое слово я проговариваю трижды орфографически, дети только слушают и вспоминают правописание этих слов. Подбираются словосочетания, однокоренные слова к данным словам, сочетаемость слов («чёрная, серая, старая ворона.., в ворону попасть, к вороне подойти»…). Фразеологические обороты «считать ворон, ворона в павлиньих перьях».  Пословицы, поговорки, загадки, небольшие тексты.

Работа с «сорбонками». Это карточки размером 10*6 см (для работы на уроке) и 3*7 (для индивидуальной работы). С одной стороны записываются слова изучаемого блока, с другой – эти же слова  с пропуском букв.

Пример карточки-сорбонки для работы в парах на уроке

Сторона  А

Воробей

Ворона  

Сорока      

Собака

Заяц

Корова

Сторона Б

В…рона

В…робей

С…рока

С…бака

За…ц

К…рова

                             

Сорбонка для индивидуальной работы

Сторона А

 

Ворона

Сторона Б

В…рона

 

Взаимодиктанты проводятся в парах:

один ученик из пары читает текст карточки-сорбонки, другой пишет.

смена ведущего: тот, кто перед этим писал, читает, а первый, диктовавший, пишет.

каждый берет тетрадь своего еда и по памяти проверяет написанное.

открывают карточки и ещё раз проверяют (но уже вместе, сначала один диктует, потом второй).

допустивший ошибки делает устный разбор своих ошибок.

каждый в своей тетради  записывает правильно слова, в которых были допущены ошибки.

снова берут тетради друг друга, ещё раз просматривают и ставят знак о том, что диктант проверен.

Проверяя работу соседа, ученик опирается на «контрольный тест», чувствует себя уверенно и комфортно, имеет возможность целенаправленного запоминания изучаемых слов, развивает навык чтения и правописания.

4-й день. Закрепление правописания словарных слов блока. Зрительная фиксация и трёхкратная запись слов учащимися.

Слова записаны на доске, каждое слово открывается на время, достаточное для одного прочтения, затем слово закрывается, учащиеся записывают каждое слово 3 раза. Затем проводится проверка: сигнальной карточкой дети показывают непроверяемую орфограмму.

Можно провести письмо слов блока по памяти, а потом проводится проверка.

Приём зрительной фиксации побуждает детей как можно внимательнее прочитывать слово, а приём многократной записи основан на моторной (рукодвигательной) памяти. Здесь же на этом уроке провожу составление связного рассказа из 3-4 предложений с данными словами по сюжетной картинке.

При обобщении полученных знаний о словах применяю кроссворды, содержащие в себе большие возможности для развития творческих способностей, тренировки памяти. Тематические кроссворды помогают повысить грамотность, активизировать внимание учащихся, разнообразить урок. Кроссворды использую и во фронтальной и в индивидуальной работе.

Мышление учащихся начальных классов – наглядно-образное, в связи с этим у большинства из  учеников моего класса и преобладает образный тип памяти.  А успешному запоминанию способствует соблюдение определенных условий:

ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо запомнить.

Легче всего запоминается то,  что интересно.

Лучше запоминается всё яркое, необычное, то, что вызывает определённые эмоции.

Запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания.

Все эти условия соблюдаются при запоминании словарных слов в методе графических ассоциаций. Суть метода - видеть сходство формы букв и предметов. Ребёнок для того, чтобы запомнить слово, выполняет рисунки на буквах, которые вызывают трудности при написании. Предложенный метод не только позволяет запомнить слова, но и развивает воображение.

(помидор,  огород, сапоги, восход)

Ещё одним из методов, которым пользуюсь тоже основан на связи слова с ассоциативным образом, которое это слово вызывает. Например,

Слово завтрак. Карточка с изображением рисунка рака.

   - Кто изображён на рисунке?  (рак)

Повторяем несколько раз: рак, рак, рак. Картинка поднимается вверх и изображение рака подкрепляется прочитыванием слова «рак».

   - Попробуйте догадаться, что спряталось впереди, какое получится слово?

Затем открывается все слово: завтрак. Читаем несколько раз с ударением. По такому же принципу изображены на карточках следующие слова:

Город, девочки, коньки, сорока, вокруг, ракета, метро, квартира, столица, яблоко, ягода, восемь, капуста и т.д.

Такие слова запоминаются легко и надолго. Но не все словарные слова можно связать с реальным ассоциативным образом, вырисовывающимся из самого слова.

5-й день. Проверка обученности.  Словарный диктант.

Словарный диктант на последнем уроке является диагностическим и по его результатам составляется схема анализа, которая покажет, как работать дальше: фронтально или индивидуально.

Ф.И. ученика

берёза

быстро

вдруг

весело

ветер

воробей

1

Ахметзянова

 

2

Кайнов

3

Кутлиева

4

Рудакова

5

Фатахова

6

Шаймарданов

7

Шамсутдинов

Ученик, проведя проверку своей работы, выписывает на последнюю страницу рабочей тетради те слова,  в которых допустил ошибки, чтобы ежедневно прочитывать их.

Для учеников с ослабленной памятью, (Ильдар, Дима, Булат), предлагаю увеличивать работу с индивидуальными карточками – сорбонками, на которых написано  по одному слову из блока,  учащийся берёт  только те,  в которых он допустил ошибку. Обязательно присутствует другой ребёнок, контролирующий процесс.

Сам диктант можно провести в традиционной форме т.е. диктуя по одному слову. Я же провожу его, опираясь на методику Л.П.Федоренко, называется он «Кто больше запомнит или будь точным». Цель таких диктантов – совершенствование памяти, без чего невозможно развитие орфографических навыков. Я произношу один раз цепочку, например, из 2 или 3  слов и больше не повторяю. Затем делаю паузу, во время которой дети записывают то, что запомнили.  Дальше  читаю следующую цепочку из 2 - 3 слов.  После написания учащиеся подсчитывают друг у друга или каждый у себя количество слов. За пропущенное или замененное слово, за каждую орфографическую ошибку начисляется по одному штрафному очку, побеждает то, кто не набрал ни одного штрафа. На доске демонстрируются правильно записанные слова, и дети проверяют точность своих подсчётов.

В слуховые диктанты по системе Федоренко Л.П. можно включать не только слова с непроверяемыми написаниями, но и  слова на другие изученные ранее правила, так называемые «орфографические минутки». При этом постепенно увеличивая цепочку из слов, сначала 2, потом 3, к концу года и 4 слова. В 3 классе на овладение цепочки из 3 слов требуется 10-15 уроков. Самыми лёгкими для запоминания являются серии слов, принадлежащие к одной части речи и одной тематике: капуста, картофель, помидор; топор, пила, молоток. Существует возможность логического запоминания. Наиболее трудными, а значит наиболее эффективными будут цепочки слов, относящиеся к разным частям речи и тематическим группам: воробей, решать, зелёный; дрожать, суббота, озеро.

Если такие словарные диктанты проводить регулярно, в течение 2-3 месяцев, то фиксируются следующие его достоинства:

Повышается орфографическая грамотность

Совершенствуется речевая память, что сказывается не только на запоминании все более длинных цепочек слов, но и на увеличении средней длины предложения, например, в изложении.

Увеличивается скорость письма

Повышается интерес к учению

 Что касается изучения  словарных слов блоками, то этот метод на основе осознанного запоминания в комплексе с орфографическим проговариванием и другими приёмами включения различных видов памяти, способствует расширению кругозора, совершенствованию речевых навыков, развитию логического мышления, что в свою очередь способствует прочности усвоения материала.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Есть множество разных педагогических технологий, каждый педагог выберет ту, которая будет, по его мнению, более эффективна  к учащимся его класса, учитывая возрастные особенности, особенности памяти, мышления, внимания.

Но все мы должны придерживаться одного - начинать день, урок в хорошем настроении, с улыбки. Когда люди улыбаются, они становятся красивы. Китайцы говорят: «Человек, который не умеет улыбаться не должен открывать магазин». Оказывается, 80% успеха в жизни зависит от умения правильно общаться с людьми. Очень важно уметь улыбаться, ведь это помогает доброжелательно относиться к людям, добиваться их расположения.

С помощью улыбки можно улучшить и своё настроение. Движения мышц человека тесно связаны с работой мышц, управляющих работой ряда  внутренних органов. Когда человек улыбается, в кровь поступают особые веществ – гормоны, улучшающие наше настроение. А отрицательные эмоции ослабляют наш организм. Значит, мы должны улыбаться.

Поэтому начало урока начинаем с улыбки, и я, и дети, даже, если  кто-то из них раздражен, плохое настроение, поначалу получается гримаса. Держим улыбку 10 сек., становится смешно, наступает облегчение.  В хорошем настроении начинаем урок.

И вам всем я советую: улыбнись и к тебе потянутся люди. Помните, что от улыбки мы улучшаем свое здоровье и окружающую нас жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словарно- орфографическая работа

В данной работе показала, как можно разнообразить словарную работу, используя ассоциативные образы....

Словарно-орфографическая работа.

Краткое описание различных видов словарной работы....

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка

Данная методическая разработка содержит в себе комплекс упражнений и диктантов, направленных на формирование навыка орфографической зоркости. Изложенный подход к урокам русского языка помогает «вылеч...

Новые подходы к планированию воспитательной работы в группе продленного дня

Здесь вы можете найти структуру плана воспитательной работы ГПД, использование личностно-ориентированного подхода...

"Деятельностный подход. Аспекты словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальных классах".

Словарная работа также может прекрасно вписаться в современный урок разработанный на основе деятельностного подхода. В соответствии с этим структура словарно-ор­фографической работы претерпивает измен...

МОЙ ПОДХОД К СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.

В данной статье предлагается новый подход к представлению словарного слова....

Обобщение опыта работы "Система словарно-орфографической работы"

Эта папка содержит много практического материала по развитию у обучающихся орфографической зоркости...