МОЙ ПОДХОД К СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Куценко Елена Алексеевна

В данной статье предлагается новый подход к представлению словарного слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_mama.docx22.51 КБ

Предварительный просмотр:

Ошибки на написание безударных гласных в корне слова и других частях слова остаются типичными для учащихся на протяжении многих лет. Безударные гласные-наиболее частотная орфограмма любого текста, поэтому она даёт наибольший процент ошибок. Но именно этой орфограмме уделяется при обучении правописанию самое пристальное внимание. В методике правописания выделены причины разного рода ошибок, одна из которых заключается в неумении подбирать проверочные слова.

Учитель,работая над орфографической грамотностью учащихся, в первую очередь заботится о том, чтобы как можно раньше познакомить детей с правилами и быстрее приступить к их практическому применению. Это приводит к тому, что школьники, разобравшись, какую букву надо вставить в слово,самостоятельно не могут использовать изученные правила при написании диктантов и творческих работ. Почему? Пропуски в словах делает сам учитель или автор учебника, т.е. орфографическую задачу ставит перед собой не ученик, а другой человек. Ребёнку остаётся решить поставленную перед ним задачу, и он успешно справляется с ней. При написании же диктанта учащиеся не применяют правила по той причине, что не находят мест в слове, где нужно его применять. Отсюда в диктантах и творческих работах мы имеем немалое количество ошибок.

Одним из важнейших  условий формирования орфографической зоркости учащихся является развитый фонематический слух, на основе которого выполняется другое условие: вооружение детей знаниями тех опознавательных признаков, по которым они могли бы, ещё не владея орфографическими правилами, обнаружить большинство орфограмм.

 Одним из первых способов формирования умения ставить орфографические задачи начал разрабатывать  А.И. Кобылев, который предложил диктант « Проверяю себя». При написании этого диктанта учащимся разрешается пропустить букву, в которой сомневаешься. Аналогично следует действовать и при затруднении в слитном ( раздельном) написании, используя при этом не пропуски буквы, а записать в скобках. Таким образом можно сказать, что вооружение знанием признаков орфограмм позволит перейти к формированию у них умений ставить орфографические задачи и решать их.

Главным при формировании орфографической зоркости школьников является правильное и своевременное формирование понятия об орфограмме.  При этом умение быстро обнаруживать орфограммы считается важнейшим, базовым орфографическим умением, которое развивается при помощи специальных орфографических упражнений.

 Предупреждение орфографических ошибок- одно из главных условий успешного обучения учащихся грамотному письму. Этому я стараюсь уделять самое серьёзное внимание на всех этапах учебного процесса.

Уже в период обучения грамоте, требую, чтобы ученики, прежде чем записать слово, сделали его звуковой  анализ, записывая, проговаривали по слогам.

С первых учебных дней знакомлю детей с написанием в словах большой буквы. При письме слов учащиеся объясняют , почему слово пишется с большой буквы. В дальнейшем перед выполнением упражнений мы разбираем и объясняем трудные для написания слова.  

При изучении любой орфографической темы в целях предупреждения ошибок широко используя такие виды упражнений, как объяснительный и предупредительный диктанты, письмо текста по памяти с предварительным орфографическим разбором, комментированное письмо и запись текста под диктовку с последующей сверкой с записью на доске или учебнике, выборочное списывание и выборочный диктант.

Особенно часто применяю комментирование. Которое помогает учащимся избежать возможных ошибок и содействует наиболее прочному усвоению материала. Элементы комментированиявключая в самые разнообразные виды упражнений, выполняемых на разных этапах урока.  Уделяю внимание работе над трудными для написания словами. Конечно, правописание не всех трудных слов, которые не изучаются в данном классе, нужно объяснять детям. Этого требуют те слова, которые часто встречаются в речевой практике детей, так полезнее проанализировать написание слова. Чем исправлять ошибку и спокойно ждать, пока соответствующее правило будет изучаться.

Представляю некоторые виды работ, используя для совершенствования грамматико-орфографических и речевых умений навыков.

Много внимания приходится уделять увеличению словарного запаса детей, постановке ударения. Вот почему чтение занимает большое место в учебном процессе.

В начале каждого урока 5 минут отвожу дополнительному глазному и жужжащему чтению, на уроках русского языка использую методику орфографического проговаривания. Слежу за тем, чтобы дети систематически читали книги, заставляю пересказывать содержание прочитанного на уроках.

В практике обучения мы часто сталкиваемся с такими случаями, когда учащиеся повторяют прежние ошибки. Просто проверить тетради и раздать их детям -значит, ничего не сделать для предупреждения ошибок в работах детей.

Чтобы все дети работали над ошибками, чтобы эта работа давала положительные результаты, применяю индивидуальные задания.

 Иногда записываю задания:

1.Повтори правило правописания раздельных знаков.

2.Выпиши из орфографического словаря три слова с разделительным ъ, а в другой – три слова с разделительным ь.

3. В словах с разделительным ъ подчеркни приставки и буквы, с которых начинается корень.

4. Из словаря выпиши в столбик сначала три слова с проверяемой безударной гласной в корне, затем три слова с непроверяемой безударной гласной в корне.

5. Во всех словах поставь знак ударения и выдели корень.

6. Ко всем выписанным словам подбери по два однокоренных слова.

Подобные задания я даю тем учащимся, ошибки которых носят устойчивый характер. Все задания по работе над ошибками строго контролирую и тщательно проверяю. После проведения контрольных работ выделяю специальный урок для разбора ошибок. При этом стараюсь дифференцировать задания. Те же ученики, которые успешно справились с контрольной работой, получают задания, способствующие углублению и расширению знаний по теме.

Осуществлять контроль  за работой учащихся вообще и за работой над ошибками помогают и родители. Их я знакомлю с требованиями к оформлению в тетради письменных работ, с правилами выполнения заданий и упражнений.

В 4 классе при проверке любой работы ошибки в словах на пройденные правила не исправляю, вместо этого в полях ставлю палочку, а в конце работы вместо оценки ставлю точку. Получив работу без оценки, ученик сразу же принимается за поиск ошибок в той строке, где на полях поставлена палочка. Затем это слово ученик выписывает внизу и работает по «Памятке».

Как правило, ученики не любят исправлять свои ошибки, тем более находить правило.  Но я не выставлю оценку до тех пор, пока не будет проведена работа над ошибками. Зная такие требования, ученик другую работу выполняет более вдумчиво и сосредоточенно. Такой подход к работе над ошибками повышает грамотность учащихся.

Каждый раз, работая с «Памяткой», ученик видит перед собой список изученных орфограмм, знает способ исправления ошибок. Всё это способствует лучшему усвоению орфограмм.

Самое важное в работе над ошибками – добиться того, чтобы учащиеся стремились избавиться от них. При отсутствии у детей такого стремления не будет успеха в повышении грамотности учащихся.

В русском языке много слов, написание которых нужно запомнить. Для этого дети в своих тетрадях первую страницу оставляют чистой. Вверху крупными буквами я пишу «ЗАПОМНИТЬ». Сюда учащиеся записывают слова,  которые я выделяю для запоминания. Перед тем как выписать слова на первую страницу, ученик должен составить с ним предложение и записать в тетрадь. Когда тетрадь кончается, слова переносятся на первую страницу новой тетради.

В последнее время меня стало волновать проведение занятий по чистописанию. Цель  минуток чистописания в 1 классе: формирование навыка правильного написания букв, их соединений в словах, чёткое безотрывное письмо.

К концу года учащиеся должны сознательно овладеть навыками письма. Должны знать и уметь рассказать, как пишется каждая буква, понимать и видеть ошибки в начертании и соединении букв и знать, как их устранить.

Занятия по чистописанию провожу ежедневно, согласно требованиям программы. Все буквы (строчные и заглавные) я разделила на группы, сходные по написанию.  После прописывания каждой группы букв предлагаю списывание слов и текстов, где встречаются эти буквы с предварительным анализом письма ( наклон, расстояние между буквами, высота букв) . Тексты содержат тематическую направленность: знакомство учащихся с географией страны. Предлагаю пословицы и поговорки. Все минутки чистописания тесно связаны с уроками русского языка. Объём каждой работы  - две строки, кроме самостоятельного и контрольного списывания.

Например: е е е е е е е е ей ел ен ев петух пенал

Мало хотеть, надо уметь.

О О О О О О О О Объ

Город Одесса – морской порт.

В В В В В В В Вв Волга

Волгоград – город – герой.

Большое место в обучении русскому языку в начальных классах занимает работа над словарём. Расскажу, как я её  проводила.

Прежде всего я разделила весь словарь на смысловые группы. Например, в тему « Школа»  вошли такие слова, как : класс, русский язык, тетрадь, пенал, карандаш, ученик, дежурный. Используя лысенковское опережение, выделила тему « Наречия» в первом классе ( быстро, весело, хорошо, скоро, вдруг).

Слова написаны на картонных табличках. Орфограмма, которую надо запомнить, выделена цветом. На обратной стороне написано это же слово, но с пропущенной орфограммой: рабочий     р.бочий.

Таким образом, на лицо два варианта работы над словом. Часто применяю такой приём:

- Ребята, будем работать над темой «Птицы». Сейчас я прочитаю слова так, как мы их произносим, а вы повторите их хором так, как будете писать.  При  работе  над словарём не следует забывать игровые моменты. Использую игру « Подсказка» , особенно если тема вызывает затруднение. Но обязательно говорю тему, например « Птицы» :

-о- о----( воробей) –о-о-о-(ворона) –о-о-о- (сорока) –о-о-о-(соловей).

Нередко прошу детей записать по памяти слова из темы. Кто назовёт  последнее недостающее слово, тот выйграл. Формы и методы работы могут быть различными . но главное – необходимо вызывать у учащихся интерес к родному языку.  Развивать у учащихся умение точно употреблять слова в речи помогает такое упражнение, как замена словосочетания одним словом,например:

  1. Как называется крупный населённый пункт? (Город)
  2. Как одним словом назвать жителей страны? (Народ)

Можно дать задание: узнать слово.

ПУСТАКА(капуста) ЛОКОМО(молоко) СИОНА (осина)

Особенно эффективной является работа, которая вызывает интерес и желание узнать новое. Большую активность проявляют дети на уроках, где используются упражнения с элементами игр. Рассмотрите некоторые.

  1. « Найди пару»

Деревня                капуста

Лисица                  заяц

Класс                      коньки

Ребята                    тетрадь

  1. «Буквы потерялись».

КРНДШ (карандаш) РССКЙ ЗК  (русский язык) ДЖРНЙ (дежурный)

  1. Назвать или написать слова, которые начинаются с буквы д, с, к и другие.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка

Данная методическая разработка содержит в себе комплекс упражнений и диктантов, направленных на формирование навыка орфографической зоркости. Изложенный подход к урокам русского языка помогает «вылеч...

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальных классах .

Вопрос по обогащению словарного запаса современного школьника сегодня очень актуален. В условиях научного прогресса в обиход входят все новые и новые слова, многие из которых трудны и непонятны. Поэто...

«Технология словарно - орфографической работы на уроках русского языка»

В русском языке немало слов, написание которых не подчиняется орфографическим  правилам. Изучение так называемых словарных слов в начальной школе строится на основе традиционного принц...

Методическая разработка "Словарно – орфографическая работа на уроках русского языка в 3 классе"

Проблема формирования орфографической зоркости в современной школе приобретает всё большую актуальность. Как известно, грамотность выпускников школ снижается, несмотря на то, что учащиеся учат правила...

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе

Один из важных этапов урока русского языка – словарно-орфографическая работа. Моя цель как учителя – пробудить интерес ученика к слову, создать условия для прочного запоминания непроверяе...

Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроках русского языка

В статье раскрывается технология использования дифференцированной самостоятельной работы на уроках русского языка, методика составления дифференцированных заданий,  виды дифференцированной  ...

"Деятельностный подход. Аспекты словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальных классах".

Словарная работа также может прекрасно вписаться в современный урок разработанный на основе деятельностного подхода. В соответствии с этим структура словарно-ор­фографической работы претерпивает измен...