Словарно-орфографическая работа.
методическая разработка (русский язык) по теме
Предварительный просмотр:
Словарно-орфографическая работа.
Работа со словарными словами, в школьной практике нередко сводится к контрольно - повторительным упражнениям типа списывание орфограмм, записи слов по слуху и т.д. Для того чтобы работа со словарными словами была более успешной, важно её правильно спланировать, включив упражнения, направленные на запоминание зрительно-графического и ассоциативного образа.
Например: берёза – белая; сирень – синяя; снегирь – прилетает, когда выпадет снег; капуста – любит когда её поливают (кап-кап).
Метод ярких ассоциаций служит средством орфографической зоркости только в том случае, если в работе регулярно используются опорные таблицы , дидактические игры и яркий наглядный материал.
Например: ассоциативный образ в виде рисунка; опорная таблица в виде кроссворда; выборочный ответ и т. д.
Так же в словарно – орфографическую работу нужно включать орфографические разминки. 1.Например: Скандирование слов с непроверяемыми гласными (с обязательной постановкой ударения). Для лучшего запоминания слов одни и те же слова скандируются на каждом уроке в течение недели.
2.Поиск родственных слов. Учитель называет слово тетрадь, а дети подбирают родственные слова.
3.Тематические словарные диктанты.
Например: тема «Зима».
В городе (город) мороз (мороз). Дует сильный ветер (ветер). Птицы голодают. Ребята (ребята) повесили на берёзу (берёза) кормушку и насыпали туда ягод (ягода) рябины (рябина).Скоро(скоро)прилетели воробьи(воробей) и синицы(синица).Они весело(весело)клевали корм. Вдруг (вдруг) прилетели ворона (ворона) с сорокой (сорока). Корма всем хватит.
4.Подбор и запись слов с иноязычными элементами.
Например:
колл- грамм-
коллектив грамматика
коллегия килограмм
При выполнении различных видов работ в классе и дома ученики должны прибегать к помощи орфографического словаря, чтобы научить детей ориентироваться в словарях, нужно воспользоваться тренировочными упражнениями.
Например:
1.Разделить словарь на 3 части. Определить, какой страницей кончается1-я,2-я,3-я часть. Отметить границы частей закладками.
2.Определить буквы, на которые начинаются слова в каждой части.
3.Повторить алфавит. Продолжить его с любой буквы.
4.Определить, на какие буквы в словаре нет слов.
5.Найти слова на заданную букву.
6.Найти слова начинающиеся на определённый слог.
Такие упражнения помогут детям быстро и легко ориентироваться в словаре.
Для учащихся начальных классов важно не только научиться правильно писать словарные слова, но и пополнять свой словарный запас и развивать свою речь. Одним из способов развития речи являются фразеологизмы. По выражению Белинского, фразеологизмы составляют «народную физиономию языка, его оригинальные средства и самобытное, самородное богатство». Понимание фразеологизмов, является одним из показателей уровня владения родным языком. Для того чтобы использование фразеологизмов в речи стало продуктивным, работу с ними должна проводиться не менее раза в неделю. Фразеологизмы , с которыми дети уже познакомились, постоянно должны включатся в процесс повторения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Словарно- орфографическая работа
В данной работе показала, как можно разнообразить словарную работу, используя ассоциативные образы....
Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка
Данная методическая разработка содержит в себе комплекс упражнений и диктантов, направленных на формирование навыка орфографической зоркости. Изложенный подход к урокам русского языка помогает «вылеч...
Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальных классах .
Вопрос по обогащению словарного запаса современного школьника сегодня очень актуален. В условиях научного прогресса в обиход входят все новые и новые слова, многие из которых трудны и непонятны. Поэто...
Словарно-орфографическая работа в младших классах
Методика проведения словарно-орфографической работы...
новый подход к словарно-орфографической работе
Проблема формирования орфографической зоркости в современной школе приобретает всё большую актуальность. Каждый педагог знает, с каким трудом даётся изучение словарных слов, как быстро дети устают от ...
«Технология словарно - орфографической работы на уроках русского языка»
В русском языке немало слов, написание которых не подчиняется орфографическим правилам. Изучение так называемых словарных слов в начальной школе строится на основе традиционного принц...
Обобщение опыта работы "Система словарно-орфографической работы"
Эта папка содержит много практического материала по развитию у обучающихся орфографической зоркости...
Комментарии
Эти виды и формы словарной