Конспект урока по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа" 4 класс.Тема: "Разбор слов по составу"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Конспект урока по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа" 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_rus.yazyka_4_klass_po_temerazbor_slova_po_sostavu.docx | 26.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 4
Предмет: Русский язык
Программа: Перспективная начальная школа
УМК: Русский язык: учебник для 4 класса: в 3 ч./ М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, Т.А.Байкова, Москва АКАДЕМКНИГА, 2012
Тип урока:Повторение и систематизация знаний и способов действий
Тема: Разбор слова по составу.
Цели: формировать умение разбирать по составу слова, принадлежащие к разным частям речи.
Задачи:
Развивать устную и письменную речь; лексическую и орфографическую зоркость; мышление, речь, внимание, память;
познавательные процессы учащихся, обогащать словарный запас учащихся.
Воспитывать любовь к родному языку; интерес к предмету; умение работать в группах.
Планируемые результаты:
Личностные умения: - знать нормы речевого этикета при обращении к взрослым людям;
- осознание успешности при изучении темы.
- развивать умения выказывать своё отношение, выражать свои эмоции;
- оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
Метапредметные умения:
1)познавательные:
- развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
- представлять информацию в виде схемы;
- выявлять сущность, особенности объектов;
- делать выводы на основе анализа объектов;
- обобщать и классифицировать по признакам;
- ориентироваться на развороте учебника
2) регулятивные: - выполнять задания в соответствии с целью;
- выполнять учебное действие, используя правило, алгоритм;
- выполнять взаимопроверку учебного задания;
- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;
- развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
- осуществлять познавательную и личностную рефлексию
3) коммуникативные: - формулировать понятные высказывания, используя термины;
- учитывать разные мнения в рамках учебного диалога;
- согласовывать своё мнение с партнёром для принятия общего решения в рамках учебного диалога;
- развивать умение слушать и понимать других;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
Предметные умения: - определять состав слова, выполняя пошаговые действия алгоритма;
- графически обозначать части слова;
- составлять схемы слов;
- подбирать слова по схемам
Ход урока
1. Оргмомент
- Добрый день, ребята! Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг другу. Давайте вместе произнесём слова, которые нам помогут настроиться на урок русского языка. Повторяем за мной.
- Мы способные!
- Мы со всем справимся!
- Нам нравится учиться!
- Мы – хорошие ученики!
Я желаю вам работать дружно, открыть что-то новое. Сегодня у нас очередной урок русского языка, на котором мы продолжим знакомство с секретами и правилами русского языка. Откройте тетради, запишите число, классная работа.
2. Минутка чистописания. Актуализация знаний.
- По, за, ок, онок, а, про, у,ик, ая, пере, и
(Какие части слова вам напоминают эти сочетания букв?Придумайте и запишите слова, выделите эти части слова. Одна пара озвучивает свою работу, остальные оценивают) (Работа в парах)
Слово делится на части,
Как на дольки апельсин.
Может каждый грамотей
Строить слово из частей.
- Какая часть слова вам ещё известна? Что такое корень? Может ли слово быть без суффикса, приставки, окончания? А без корня?
3. Определение темы урока, целей. Постановка учебной задачи
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке? Какая тема урока? (назвали)
Откройте учебник на странице …
- Сформулируйте цель нашего урока. (Научиться разбирать слова по составу, пользуясь алгоритмом)
4. Работа по теме урока
А) Работа с учебником. Плакат Летучей мыши. (У-3 с.58)
- Прочитайте плакат на стр58.Что нового вы узнали из него?
1.( Прежде всего нужно узнать, к какой части речи относится слово)
-А почему это важно знать? (Потому что есть части слов, которые принадлежат только конкретной части речи, например, суффиксы –л- гл. прош. вр., суффикс –ть- гл. нач.ф., суффиксы –ище-, -онок- указывают на имя сущ. и т.д.)
2.– Что нужно сделать, чтобы правильно выделить окончание? (необходимо изменить слово, но для этого надо знать, как это слово изменяется).
- Как изменяются имена существительные (по числам и падежам); прилагательные (по числам, падежам и родам); глаголы (в прошедшем времени по числам и родам, в настоящем и будущем по лицам и числам). – Давайте вспомним, какие окончания бывают у существительных, прилагательных, глаголов? ( у сущ. – нулевое, а,я,о,е, падежные окончания;
У прилагательных – ой,ый,ий,ому,ему, ая, яя и др., у глаголов- ешь, ет, ем, ете, нулевое, а,о)
3. – Как же правильно выделить корень? ( Подобрать родственные слова )
4.Если для выделения корня и приставки принадлежность слова к той или иной части речи мало значима, то для правильного выделения суффикса это имеет существенное значение. Ведь у каждой части речи есть свои, специфические суффиксы.
Учитель предлагает школьникам вспомнить известные им суффиксы существительных ( «-ик-», «-к-», «-ник-», «-чик-» и т. д.), прилагательных («-ов-», «-н-», «-ист-», «-лив-» и т. д.) и глаголов («-е-», «-а-», «-у-», «-и-», «-ва-», «-ива-» и т. д.).
Б) Знакомство с образцом устного рассуждения и письменного разбора слов (Работа в парах)
- восстановить правильность алгоритма ( из учебника алгоритм разбора разрезан, нужно в правильной последовательности разложить)
5. Физкультминутка
Я (учитель) называю слова: писал, написал, переписал, воз, перевоз, ход, выход, вход, сад, пересадка, езда, поездка, добрый, предобрый
( если в слове приставка есть, то уч-ся поворачиваются друг к другу лицом и обмениваются хлопками, если нет приставки, то приседают)
6. Первичное закрепление
-Давайте попробуем разобрать слова, используя этот алгоритм (несколько слов)
(Один ученик у доски работает, даёт себе самооценку, остальные работают в тетрадях, потом взаимопроверка)
7. Обобщение и систематизация знаний. Закрепление полученных знаний
А) Работа в группах на карточках.
На карточках задание: придумать и записать в тетрадях по 4 однокоренных слова с данными корнями. Разобрать их по составу. С одним из них придумать и записать предложение)
1 группа: сад, 2 группа: лес, 3 группа: цвет, 4 группа: снег, 5 группа: ход, 6 группа:дом
Б) Дифференцированные задания.
Найдите у себя на столах карточки зеленого цвета и выполните задания в тетрадях:
1.Упражнение в соотнесении глаголов со схемой. Игра «Найди словечко»
( схема: приставка+ корень+суффикс+ окончание)
Слова: перелёт, посадка, дубовый, присказка, красота, подоконники, подумать, перелески, залётные
Придумай сам слово к данной схеме и запиши. Разбери слова по составу.
Карточки вложите в тетради.
2. Задание сильным ученикам(работа со словарём): У кого карточек нет, те будут работать со словарём.Найдите и выпишите несколько слов к схеме: корень +суффикс + окончание. Все части слов выделите.
3.Индивидуальная работа
- Откройте, пожалуйста, тетради на печатной основе на с. …. Выполните упр. … в тетрадях.(фронтальная проверка)
4. Итог урока
- Какова была тема нашего урока? (Разбор слов по составу)
- Какую цель перед собой мы ставили? Достигли мы цели?
5.Рефлексия(листы у каждого)-дописать
Закончи предложение:
1.Материал урока мне был __________________.
2.Своей работой на уроке я __________________.
3.Мое настроение _________________________.
6. Домашнее задание:
Придумать и записать в тетрадях 4 однокоренных слова с корнем - САД- . Разобрать их по составу. С одним из них придумать и записать предложение. |
Придумать и записать в тетрадях 4 однокоренных слова с корнем - ДОМ- . Разобрать их по составу. С одним из них придумать и записать предложение. |
Придумать и записать в тетрадях 4 однокоренных слова с корнем - ЦВЕТ- . Разобрать их по составу. С одним из них придумать и записать предложение. |
Придумать и записать в тетрадях 4 однокоренных слова с корнем - СНЕГ- . Разобрать их по составу. С одним из них придумать и записать предложение. |
Придумать и записать в тетрадях 4 однокоренных слова с корнем - ХОД- . Разобрать их по составу. С одним из них придумать и записать предложение. |
Придумать и записать в тетрадях 4 однокоренных слова с корнем - ЛЕС- . Разобрать их по составу. С одним из них придумать и записать предложение. |
Выпиши в тетрадь слова к данной схеме: приставка+ корень+суффикс+ окончание. Перелёт, посадка, дубовый, присказка, красота, подоконники, подумать, перелески, залётные. Придумай сам (-а) слово к данной схеме и запиши. Разбери слова по составу |
Выпиши в тетрадь слова к данной схеме: приставка+ корень+суффикс+ окончание. Перелёт, посадка, дубовый, присказка, красота, подоконники, подумать, перелески, залётные. Придумай сам (-а) слово к данной схеме и запиши. Разбери слова по составу |
Выпиши в тетрадь слова к данной схеме: приставка+ корень+суффикс+ окончание. Перелёт, посадка, дубовый, присказка, красота, подоконники, подумать, перелески, залётные. Придумай сам (-а) слово к данной схеме и запиши. Разбери слова по составу |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Начальная школа. Конспект урока по русскому языку 4 класс .Тема «Правило проверки написания слов с непроизносимыми согласными».
конспект урока по русскому языку с использованием проблемной, игровой, здоровье-сберегающих технологий....
Конспект урока по рускому языку в 3 классе на тему "Разбор слова по составу"
Тема урока: «Разбор слова по составу»Цель урока: организовать деятельность учащихся по формированию умения разбирать слова по составу.Задачи урока:1. Уточнить понят...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ учителя начальных классов Рыськиной Валентины Сергеевны ТЕМА УРОКА: «Парные согласные на конце слова»
Краткое описание работы на уроке по теме "Парные согласные на конце слова"...
Контрольно-оценочная деятельность. Презентация и план-конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: "Разбор слова по составу".
Контрольно-оценочная деятельность на уроке. Урок русского языка в 3 классе. Тема. Разбор слова по составу.Педагогическая задача: Выявить уровень сформированности умений выполнять разбор слов...
Урок по русскому языку для учащихся 3 класса Тема: Разбор глагола как часть речи
Тип урока: Урок развитие умений.Цель как деятельность учеников:ЛР: развитие умений производить разбор глагола как часть речи в соответствии с заданным порядком.ЛР: овладение навыков культуры устной ре...
План урока по Русскому языку 3 класс Школа 2100. Тема: Разбор слов по составу
Текстовый файл содержит план урока по Русскому языку в 3 классе по программе "Школа 2100", учебник Бунеевых, тема "Разбор слов по составу", с применением интерактивной доски. Файл формата notebook сод...
Конспект урока по русскому языку УМК "Начальная школа XXI века" Тема: Правила переноса слов Класс: 1
УМК "Начальная школа XXI века" Тема: Правила переноса слов Класс: 1...