Русский язык
методическая разработка (русский язык, 2 класс) по теме
"Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"
Цель:--- Познакомить уч- ся с одушевлёнными и неодушевлёнными именами существительными.
-- Формировать умение отличать слова,отвечающие на вопрос Кто? от слов, отвечающих на вопрос Что?
-- Развивать устную связную речь учащихся.
-- Воспитывать бережное отношение к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_po_teme_odushevlyonnye_i_neodushevlennye_imena_sushchestvitelnye.docx | 20.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Цель: - познакомить уч-ся с одушевленными и неодушевленными именами существительными.
- формировать умения отличать слова, отвечающие на вопрос Кто? от слов, отвечающих на вопрос Что?
- развивать устную связную речь уч-ся.
- воспитывать бережное отношение к природе.
Ход урока
1.. Оргмомент.
Встали ровненько. Сегодня у нас на уроке присутствует много гостей. Они посмотрят чему вы научились. Тихо садитесь.
У нас урок русского языка. Пока вы, ребята, готовились к уроку, почтальон принес мне телеграмму.
- Но вот от кого она? Здесь написана загадка?
Тройка - тройка прилетела
Скакуны в той тройке белы
А в санях сидит царица
Белокоса, белолица
Как махнула рукавом
Все «покрыла серебром.
(Зима).
- Кто же это?
- Вы в лес за наукой сегодня пойдете, Смекалку, фантазию вашу возьмете Дорогой с пути никуда не свернете.
Итак, зима приглашает нас к себе в гости.
- Но прежде, чем отправиться к зиме в гости, давайте вспомним, что мы о ней знаем.
- Какие изменения происходят в природе с приходом зимы?
(небо затянуто тучами, все покрыто снегом, снежинки бесшумно падают на землю, замерзли водоемы.)
Звучит музыка Чайковского «Времена года». «Растянула Зима по7 небу серые тучи и ну давай покрывать землю свежим, пушистым снегом! В один день все кругом разукрасила. Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула как в сказке...» Есть такие хорошие слова:
- Ты пришел в гости к природе, - не делай ничего такого, что счел бы неприличным сделать в гостях».
Ты пришел в гости к природе. А зачем?
- полюбоваться красотой;
- насладиться свежим, душистым воздухом.
- отдохнуть.
Ты - в чужом доме, в котором много своих жильцов и правил.
- Какие правила должны соблюдать в лесу?
• Не шумите в лесу.
• Не ломайте ветки деревьев.
• Не оставляйте мусора.
• Не разоряйте муравейники.
Хорошо. Все эти правила мы с вами обязательно должны соблюдать. Все, что мы увидим интересного, будем записывать в наших тетрадях.
Итак, откройте тетради, запишите число, классная работа.
По дороге в лес проведем минутку чистописания.
II. Чистописание.
- Посмотрите, какие буквы будем сегодня писать? Зз
- Что о ней знаем? (согл., обоз. 2 звука, парная, звонкая).
- Что видите на следующей строке, (слова). Декабрь, январь, февраль. Поставьте ударение.
- Какие орфограммы в них спрятались?
- Какую роль выполняет мягкий знак?
- Ну вот мы и попали в сказочный лес. Лес этот полон прекрасных чудес. Первой нас встречает:
Длиннохвоста, белобока А зовут ее ... (сорока).
Проведем словарную работу. Записываем 1 слово сорока...
///. Словарный диктант: (картинный).
Сорока, заяц, лисица, медведь, девочка, мальчик.
Один ученик у доски остальные в тетрадях.
- Посмотрите на записанные слова.
- Какой частью речи они являются? (сущ.).
- На какие вопросы отвечает имя существительное?
IV. Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке мы повторим наши знания об имени существительном, и познакомимся с одушевленными и неодушевленными именами существительными.
Запишите слова, но по два слова в строку.
одушевленные неодушевленные
комар ель
жук дуб
1 ученик у доски.
• Прочитайте слова I столбика
• На какой вопрос они отвечают?
• Как можем назвать их одним словом? (насекомые)
• На какой вопрос отвечают слова II столбика?
• Как можем назвать их одним словом? (деревья)
• Как называется часть речи, которая отвечает на вопросы кто? или что? (имя существительное)
Ребята, а может кто-нибудь знает, как называются имена существительные, отвечающие на вопрос кто? (одушевленные)
• А как называются имена существительные, отвечающие на вопрос что? (неодушевленные)
Молодцы! Хорошо!
Зимой, ребята, очень холодно. Чтобы не замерзнуть проведём физкультминутку.
V. Физкультминутка.
- Вы, наверное, устали? -Да!
И поэтому все встали.
Дружно вытянули шеи
И как гуси зашипели ш-ш-ш
пошипели, помолчали
И как зайки поскакали
поскакали, поскакали
И за кустиком пропали.
- Но зайчики в лесу прячутся не только за кустиками, но и за ёлочками.
- Посмотрите, на ели висят шишки, но они не простые. На них что-то написано.
Зима хочет узнать умеем ли мы быть внимательными и наблюдательными.
Запишите слова: 1 ученик у доски.
Снег, собака, мороз, холод, болезнь, каникулы.
- Какой частью речи являются данные слова?
- Что обозначают имена существительные? (предметы)
! Имя существительное обозначает не только предметы, но и явления природы, события, состояние человека.
- Посмотрите, рядом с елью находятся птицы, которые с ней дружат, (клест, свиристель)
- Как вы думаете, почему они дружат именно с елью? (питаются семенами) Правильно. Большинству птиц трудно найти корм зимой и поэтому мы с вами должны им помочь.
Я думаю, что многие из вас уже сделали и повесили кормушки.
VI. Самостоятельная работа.
Посмотрите, а вот перед нами могучий дуб-великан. Дуб величественное могучее дерево. У него мощный ствол, толстые ветви, темная, шершавая кора. Живет дуб 500 лет и больше. Осенью на дубе созревают плоды- желуди.
Находим задание от Зимы. Вот оно. Зима просит вас поработать самостоятель
стр.5 упр № 6.
- Прочитайте стихотворения
- Найдите слова, которые отвечают на вопрос кто? (медведи, кот, комарики)
- Выпишите их самостоятельно
- Как же называются существительные, которые отвечают на вопрос кто? (одушевленные)
Молодцы! Хорошо!
VII. Закрепление
С заданиями Зимы мы справились. Но она не хочет с нами прощаться и предлагает нам поиграть.
Я буду читать слова. Если слово отвечает на вопрос кто? - вы хлопаете, если ь вопрос что? - то делаете руки вперед.
Журавль, избушка, солнце, медведь, ягода, бабушка, снегирь, воздух, небо.
Молодцы! Вы были очень внимательными!
Вот и подошло наше путешествие по лесу к концу. Вы сегодня хорошо поработали.
VIII. Итог урока
Вспомните, как называются существительные, отвечающие на вопрос кто? (одушевленные)
А на вопрос что?
Молодцы! Спасибо всем за работу!
Оценки получают...
Домашнее задание упр.№ 10. Урок окончен. Спасибо всем за работу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Урок русского языка. Тема: Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке.
урок русского языка...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для 3-ого класса по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для учеников 3-его класса...
Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические задания по русскому языку для 1-ого класса» по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки помогут учителю в ознакомлении с темами по русскому языку в 1 классе....