Русский язык
методическая разработка (русский язык, 2 класс) по теме

Емельянова Ирина Александровна

"Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные" 

Цель:--- Познакомить уч- ся с одушевлёнными и неодушевлёнными именами существительными.

           -- Формировать умение отличать слова,отвечающие на вопрос Кто? от слов, отвечающих на вопрос Что?

           --  Развивать устную связную речь учащихся.

           -- Воспитывать бережное отношение к природе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 Тема: Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

                Цель: - познакомить уч-ся с одушевленными и неодушевленными именами     существительными.

- формировать умения отличать слова, отвечающие на вопрос Кто? от слов, отвечающих на вопрос Что?

- развивать устную связную речь уч-ся.

- воспитывать бережное отношение к природе.

Ход урока

1.. Оргмомент.

   Встали ровненько. Сегодня у нас на уроке присутствует много гостей. Они посмотрят чему вы научились. Тихо садитесь.

   У нас урок русского языка. Пока вы, ребята, готовились к уроку, почтальон принес мне телеграмму.

  - Но вот от кого она? Здесь написана загадка?

        Тройка - тройка прилетела

        Скакуны в той тройке белы

        А в санях сидит царица

        Белокоса, белолица

        Как махнула рукавом

        Все «покрыла серебром.

                                   (Зима).

 - Кто же это?

- Вы в лес за наукой сегодня пойдете, Смекалку, фантазию вашу возьмете Дорогой с пути никуда не свернете.

Итак, зима приглашает нас к себе в гости.

- Но прежде, чем отправиться к зиме в гости, давайте вспомним, что мы о ней знаем.

- Какие изменения происходят в природе с приходом зимы?

(небо затянуто тучами, все покрыто снегом, снежинки бесшумно падают на землю, замерзли водоемы.)

Звучит музыка Чайковского «Времена года». «Растянула Зима по7 небу серые тучи и ну давай покрывать землю свежим, пушистым снегом! В один день все кругом разукрасила. Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула как в сказке...» Есть такие хорошие слова:

- Ты пришел в гости к природе, - не делай ничего такого, что счел бы неприличным сделать в гостях».

Ты пришел в гости к природе. А зачем?

- полюбоваться красотой;

- насладиться свежим, душистым воздухом.

- отдохнуть.

Ты - в чужом доме, в котором много своих жильцов и правил.

- Какие правила должны соблюдать в лесу?

 • Не шумите в лесу.

 • Не ломайте ветки деревьев.

 • Не оставляйте мусора.

 • Не разоряйте муравейники.

Хорошо. Все эти правила мы с вами обязательно должны соблюдать. Все, что мы увидим интересного, будем записывать в наших тетрадях.

Итак, откройте тетради, запишите число, классная работа.

 По дороге в лес проведем минутку чистописания.

II. Чистописание.

 - Посмотрите, какие буквы будем сегодня писать? Зз

 - Что о ней знаем? (согл., обоз. 2 звука, парная, звонкая).

 - Что видите на следующей строке, (слова). Декабрь, январь, февраль.   Поставьте ударение.

 - Какие орфограммы в них спрятались?

 - Какую роль выполняет мягкий знак?

 - Ну вот мы и попали в сказочный лес. Лес этот полон прекрасных чудес.   Первой нас встречает:

  Длиннохвоста, белобока А зовут ее ... (сорока).

 Проведем словарную работу. Записываем 1 слово сорока...

///. Словарный диктант: (картинный).

Сорока, заяц, лисица, медведь, девочка, мальчик.

Один ученик у доски остальные в тетрадях.

- Посмотрите на записанные слова.

- Какой частью речи они являются? (сущ.).

- На какие вопросы отвечает имя существительное?

 IV. Сообщение темы урока.

   Сегодня на уроке мы повторим наши знания об имени существительном, и познакомимся с одушевленными и неодушевленными именами существительными.

Запишите слова, но по два слова в строку.

одушевленные                           неодушевленные

  комар                                            ель

  жук                                               дуб

                                                         1 ученик у доски.

 • Прочитайте слова I столбика

 • На какой вопрос они отвечают?

 • Как можем назвать их одним словом? (насекомые)

 • На какой вопрос отвечают слова II столбика?

 • Как можем назвать их одним словом? (деревья)

 • Как называется часть речи, которая отвечает на вопросы кто? или что?     (имя существительное)

     Ребята, а может кто-нибудь знает, как называются имена существительные, отвечающие на вопрос кто? (одушевленные)

    • А как называются имена существительные, отвечающие на вопрос что? (неодушевленные)

Молодцы!    Хорошо!

       Зимой, ребята, очень холодно. Чтобы не замерзнуть проведём физкультминутку.

V. Физкультминутка.

- Вы, наверное, устали? -Да!

И поэтому все встали.

 Дружно вытянули шеи

 И как гуси зашипели ш-ш-ш

 пошипели, помолчали

 И как зайки поскакали

 поскакали, поскакали

 И за кустиком пропали.

- Но зайчики в лесу прячутся не только за кустиками, но и за ёлочками.

- Посмотрите, на ели висят шишки, но они не простые. На них что-то написано.

 Зима хочет узнать умеем ли мы быть внимательными и наблюдательными.

Запишите слова: 1 ученик у доски.

Снег, собака, мороз, холод, болезнь, каникулы.

- Какой частью речи являются данные слова?

- Что обозначают имена существительные? (предметы)

! Имя существительное обозначает не только предметы, но и явления природы, события, состояние человека.

- Посмотрите, рядом с елью находятся птицы, которые с ней дружат, (клест, свиристель)

- Как вы думаете, почему они дружат именно с елью? (питаются семенами)       Правильно. Большинству птиц трудно найти корм зимой и поэтому мы с вами  должны им помочь.

     Я думаю, что многие из вас уже сделали и повесили кормушки.

VI. Самостоятельная работа.

Посмотрите, а вот перед нами могучий дуб-великан. Дуб величественное могучее дерево. У него мощный ствол, толстые ветви, темная, шершавая кора. Живет дуб 500 лет и больше. Осенью на дубе созревают плоды- желуди.

     Находим задание от Зимы. Вот оно. Зима просит вас поработать самостоятель

стр.5 упр № 6.

- Прочитайте стихотворения

- Найдите слова, которые отвечают на вопрос кто? (медведи, кот, комарики)

- Выпишите их самостоятельно

- Как же называются существительные, которые отвечают на вопрос кто? (одушевленные)

Молодцы! Хорошо!

VII. Закрепление

   С заданиями Зимы мы справились. Но она не хочет с нами прощаться и предлагает нам поиграть.

   Я буду читать слова. Если слово отвечает на вопрос кто? - вы хлопаете, если ь вопрос что? - то делаете руки вперед.

Журавль, избушка, солнце, медведь, ягода, бабушка, снегирь, воздух, небо.

Молодцы! Вы были очень внимательными!

Вот и подошло наше путешествие по лесу к концу. Вы сегодня хорошо поработали.

VIII. Итог урока

      Вспомните, как называются существительные, отвечающие на вопрос кто? (одушевленные)

 А на вопрос что?

Молодцы! Спасибо всем за работу!

Оценки получают...

Домашнее задание упр.№ 10. Урок окончен. Спасибо всем за работу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...