Урок русского языка в 4 классе. "Понятие части речи"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Целью данного урока является введение понятия части рречи как группы слов с одинаковым общим грамматическим значением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx22.93 КБ

Предварительный просмотр:

     РУССКИЙ ЯЗЫК

УРОК  31: ПОНЯТИЕ ЧАСТИ РЕЧИ.

Цель: - введение понятия части речи как группы слов с одинаковым общим

             грамматическим значением.

Задачи: обучающая – познакомить учащихся с различными частями речи,

             как со словами, имеющими одинаковое общее грамматическое

             значение;

развивающая – продолжить формирование орфографических и

пунктуационных навыков, развитие познавательной активности

                       учащихся;

воспитывающая – использовать воспитательные возможности данной

темы для повышения культуры учащихся, воспитания чувства любви и

уважения к русскому языку, показать богатство и красоту русского

языка. 

Ход урока:

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

1. Приветствие, настрой детей на успех.

- Добрый день! – тебе сказали.

- Добрый день! – ответил ты.

Нас две ниточки связали

Теплоты и доброты.

- Итак, друзья, внимание! Ведь прозвенел уже звонок. Садитесь поудобнее – начнём скорей урок.

2. Работа по оформлению тетради.

- Прочитайте орфографически сегодняшнюю дату и запишите её в тетради, выделите орфограммы.

II. МИНУТКА КРАСИВОГО ПИСЬМА.

- Внимательно посмотрите на слова. Выявите закономерность, с помощью которой подобраны пары.

Большой – маленький

Сухой -           ?

Война -          ?

Глубокий -    ?

Старый -      ?

Твёрдый -      ?

(К словам левого столбика подобраны антонимы (слова с противоположным значением)). Эти слова начинаются с одной буквы: с буквы М.)

- Сегодня на минутке чистописания мы будем работать с буквой М. Запишите слитно заглавную и строчную буквы, чередуя их до конца строки.

- На второй строке запишите различные соединения строчных букв МЛО (МОЛ ЛОМ ЛМО ОЛМ ОМЛ.  Проверка по эталону.)

- Можно ли среди этих сочетаний выделить слова? Что они означают?

III.  АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

1. Психологическая подготовка к восприятию нового материала.

- При помощи чего люди общаются друг с другом? (При помощи языка, речи.)

- Какая бывает речь? (Устная и письменная.)

- Из чего состоит наша речь? (Из слов.)

- Одинаковое ли значение имеют слова? (Нет. Одни слова обозначают предмет, другие – признак предмета, а третьи – процесс.)

- Молодцы!

2. Создание учебной ситуации.

- А как вы думаете, можно ли написать по-русски рассказ, состоящий из слов, которых в русском языке нет? Оказывается, можно. Вот как это сделала писательница Людмила Петрушевская.

Пуськи бятые

Сяпала калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:

- Калушата, калушаточки! Бутявка!

Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились.

А калуша волит:

- Оёё, оёё! Бутявка-то некузявая!

Калушата бутявку вычучили.

Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.

А калуша волит:

- Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые.

А бутявка брянчит за напушкой:

- Калушата подудонились! Калушата подудонились! Зюмо непалявые! Пуськи бятые!

- Вот такая история. Не правда ли всё понятно?  И вы, если захотите, сумеет нарисовать и калушу, и калушаточек, и бутявку, которая усяпала с напушки.

- Но ведь слов-то таких в русском языке нет? Почему же понятен рассказ? (Ответы детей.)

3. Работа в группах:

- Выпишите из рассказа слова, обозначающие предмет, признак, процесс. Докажите, что вы правильно выполнили задание. (1-ый ряд находит слова, обозначающие предмет, 2-ой ряд – признак предмета, 3-ий ряд -  процесс.)

(После работы в группах, ребята у доски зачитывают выписанные слова и доказывают правильность выполнения своего задания.)

 П

Пуськи ,  Калуша,   бутявка…

Ч

В

Увазила, стрямкали,

Л   или  Р

подудонились…

Некузявая, непалявые,

П

бятые…  

Р

Ч

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Глазки быстро заморгали: раз, два, три, четыре, пять.

Но от этого устали и зажмурились опять.

Отдыхают наши глазки, не хотят сейчас смотреть.

Но пройдёт ещё минута, надоест им так сидеть.

 

IV. РАБОТА НАД ИЗУЧЕНИЕМ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

1. Обсуждение выбора критерия различения частей речи – лексические или грамматические особенности слова (на основе анализа работы слова в речи, в высказывании).

- Мы узнали, что слово в речи выполняет две работы: во-первых слово что-то называет – предмет, признак, действие, состояние, явление  пр.; во-вторых, слово что-то обозначает – предмет, признак предмета или процесс.

- Но какую же из этих работ имеют в виду, когда говорят о слове, как о части речи?

- Чтобы решить это, вернёмся ещё раз к простому вопросу: чем отличается высказывание от набора слов? Конечно, чтобы слова могли работать в речи, т.е. в высказывании, они должны не просто что-то обозначать, они должны как-то связываться друг с другом. А от чего же зависит «поведение»  слова в речи – то, как оно связывается с другими словами; от того, что оно называет, т.е. от его лексического значения, или от того, что оно обозначает, т.е. от его общего грамматического значения?

2. Конструирование определения понятия «часть речи».

- Так какая же работа имеется в виду, когда говорят о слове как о части речи, - то, что оно называет, или то, что оно обозначает? А ОГЗ у каждого слова своё или одинаково у многих слов? Что же такое части речи? (Ответы детей.)

3. Чтение правила в учебнике (стр. 55)

V. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

1. Применение сконструированного понятия для разграничения частей речи.

- Сколько же разных частей речи вы обнаружили? Сможете ли вы доказать, что слова ЗАБОТА, ЗАБОТЛИВЫЙ и ЗАБОТИТЬСЯ относятся к разным частям речи?

VI. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА. (Работа по карточкам.)

Распределите слова по группам.

В каждую группу отнесите слова определённой части речи.

предмет

признак

процесс

Помогает, серый, помощь, горный, серость,

золотой, гора, зеленеть, золото, зелёный

Распределите слова по группам.

В каждую группу отнесите слова определённой части речи.

предмет

признак

процесс

Строит, пишет, строительный, строитель, письмо,

писатель, красный, бег, краснеть, бежит.

VII. ИТОГ УРОКА.

- Что мы с вами выяснили на сегодняшнем уроке? На какой вопрос ответили? (Что такое часть речи?)

- С помощью чего вы можете отделить одну часть речи от другой?

VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: «Перевести» сказку Петрушевской на обыкновенный русский язык. (Упр. 63, стр. 82.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка во 2 классе "Части речи" (обобщающий урок)

Презентация сопровождает урок: словарная работа, письмо по памяти, текст по выбору, задания  частей А, Б, B, C....

Урок русского языка. 4 класс. "Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью". Конспект урока + презентация.

В разработку входит конспект урока русского языка в 4 классе  по теме "Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью",  УМК "Школа 2100" , автор: Е.В. Бунеева, Н.А. Исаев...

Технологическая карта урока русского языка. Тема: «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи». УМК "Школа России".

Тема: «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи».Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с новой частью речи местоимением, его значением и употреблением в речи....

Урок русского языка 3 класс "Понятие об имени прилагательном как части речи. Значение и употребление в речи".

Предмет: русский язык.Тип урока: открытие нового знания.Тема: «Понятие об имени прилагательном  как части речи. Значение и употребление в речи».Класс: 3Цель: формирование знаний об им...

Урок русского языка "Имя прилагательное как часть речи. Роль имен прилагательных в речи"

систематизировать знания об имени прилагательном как части речи;пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте;обратить вниман...

Технологическая карта урока Русского языка "Имя прилагательное как часть речи.Роль в речи человека" (3 класс, УМК "Перспектива")

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений о роли имен прилагательных в речи человека;Задачи урока Дидактические:1. Уметь находить им...

Технологическая карта урока русского языка "Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи" (2 класс)

Цель данного урока: формирование понятия об имени существительном, как частью речи, знакомство с именем существительным, с обобщенным лексическим значением имен существительных....