Урок русского языка в 4 классе. "Понятие части речи"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему
Целью данного урока является введение понятия части рречи как группы слов с одинаковым общим грамматическим значением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.docx | 22.93 КБ |
Предварительный просмотр:
РУССКИЙ ЯЗЫК
УРОК 31: ПОНЯТИЕ ЧАСТИ РЕЧИ.
Цель: - введение понятия части речи как группы слов с одинаковым общим
грамматическим значением.
Задачи: обучающая – познакомить учащихся с различными частями речи,
как со словами, имеющими одинаковое общее грамматическое
значение;
развивающая – продолжить формирование орфографических и
пунктуационных навыков, развитие познавательной активности
учащихся;
воспитывающая – использовать воспитательные возможности данной
темы для повышения культуры учащихся, воспитания чувства любви и
уважения к русскому языку, показать богатство и красоту русского
языка.
Ход урока:
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
1. Приветствие, настрой детей на успех.
- Добрый день! – тебе сказали.
- Добрый день! – ответил ты.
Нас две ниточки связали
Теплоты и доброты.
- Итак, друзья, внимание! Ведь прозвенел уже звонок. Садитесь поудобнее – начнём скорей урок.
2. Работа по оформлению тетради.
- Прочитайте орфографически сегодняшнюю дату и запишите её в тетради, выделите орфограммы.
II. МИНУТКА КРАСИВОГО ПИСЬМА.
- Внимательно посмотрите на слова. Выявите закономерность, с помощью которой подобраны пары.
Большой – маленький
Сухой - ?
Война - ?
Глубокий - ?
Старый - ?
Твёрдый - ?
(К словам левого столбика подобраны антонимы (слова с противоположным значением)). Эти слова начинаются с одной буквы: с буквы М.)
- Сегодня на минутке чистописания мы будем работать с буквой М. Запишите слитно заглавную и строчную буквы, чередуя их до конца строки.
- На второй строке запишите различные соединения строчных букв МЛО (МОЛ ЛОМ ЛМО ОЛМ ОМЛ. Проверка по эталону.)
- Можно ли среди этих сочетаний выделить слова? Что они означают?
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
1. Психологическая подготовка к восприятию нового материала.
- При помощи чего люди общаются друг с другом? (При помощи языка, речи.)
- Какая бывает речь? (Устная и письменная.)
- Из чего состоит наша речь? (Из слов.)
- Одинаковое ли значение имеют слова? (Нет. Одни слова обозначают предмет, другие – признак предмета, а третьи – процесс.)
- Молодцы!
2. Создание учебной ситуации.
- А как вы думаете, можно ли написать по-русски рассказ, состоящий из слов, которых в русском языке нет? Оказывается, можно. Вот как это сделала писательница Людмила Петрушевская.
Пуськи бятые
Сяпала калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:
- Калушата, калушаточки! Бутявка!
Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились.
А калуша волит:
- Оёё, оёё! Бутявка-то некузявая!
Калушата бутявку вычучили.
Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.
А калуша волит:
- Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые.
А бутявка брянчит за напушкой:
- Калушата подудонились! Калушата подудонились! Зюмо непалявые! Пуськи бятые!
- Вот такая история. Не правда ли всё понятно? И вы, если захотите, сумеет нарисовать и калушу, и калушаточек, и бутявку, которая усяпала с напушки.
- Но ведь слов-то таких в русском языке нет? Почему же понятен рассказ? (Ответы детей.)
3. Работа в группах:
- Выпишите из рассказа слова, обозначающие предмет, признак, процесс. Докажите, что вы правильно выполнили задание. (1-ый ряд находит слова, обозначающие предмет, 2-ой ряд – признак предмета, 3-ий ряд - процесс.)
(После работы в группах, ребята у доски зачитывают выписанные слова и доказывают правильность выполнения своего задания.)
П
Пуськи , Калуша, бутявка…
Ч
В
Увазила, стрямкали,
Л или Р
подудонились…
Некузявая, непалявые,
П
бятые…
Р
Ч
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Глазки быстро заморгали: раз, два, три, четыре, пять.
Но от этого устали и зажмурились опять.
Отдыхают наши глазки, не хотят сейчас смотреть.
Но пройдёт ещё минута, надоест им так сидеть.
IV. РАБОТА НАД ИЗУЧЕНИЕМ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
1. Обсуждение выбора критерия различения частей речи – лексические или грамматические особенности слова (на основе анализа работы слова в речи, в высказывании).
- Мы узнали, что слово в речи выполняет две работы: во-первых слово что-то называет – предмет, признак, действие, состояние, явление пр.; во-вторых, слово что-то обозначает – предмет, признак предмета или процесс.
- Но какую же из этих работ имеют в виду, когда говорят о слове, как о части речи?
- Чтобы решить это, вернёмся ещё раз к простому вопросу: чем отличается высказывание от набора слов? Конечно, чтобы слова могли работать в речи, т.е. в высказывании, они должны не просто что-то обозначать, они должны как-то связываться друг с другом. А от чего же зависит «поведение» слова в речи – то, как оно связывается с другими словами; от того, что оно называет, т.е. от его лексического значения, или от того, что оно обозначает, т.е. от его общего грамматического значения?
2. Конструирование определения понятия «часть речи».
- Так какая же работа имеется в виду, когда говорят о слове как о части речи, - то, что оно называет, или то, что оно обозначает? А ОГЗ у каждого слова своё или одинаково у многих слов? Что же такое части речи? (Ответы детей.)
3. Чтение правила в учебнике (стр. 55)
V. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
1. Применение сконструированного понятия для разграничения частей речи.
- Сколько же разных частей речи вы обнаружили? Сможете ли вы доказать, что слова ЗАБОТА, ЗАБОТЛИВЫЙ и ЗАБОТИТЬСЯ относятся к разным частям речи?
VI. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА. (Работа по карточкам.)
Распределите слова по группам. В каждую группу отнесите слова определённой части речи. | ||
предмет | признак | процесс |
Помогает, серый, помощь, горный, серость, золотой, гора, зеленеть, золото, зелёный |
Распределите слова по группам. В каждую группу отнесите слова определённой части речи. | ||
предмет | признак | процесс |
Строит, пишет, строительный, строитель, письмо, писатель, красный, бег, краснеть, бежит. |
VII. ИТОГ УРОКА.
- Что мы с вами выяснили на сегодняшнем уроке? На какой вопрос ответили? (Что такое часть речи?)
- С помощью чего вы можете отделить одну часть речи от другой?
VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: «Перевести» сказку Петрушевской на обыкновенный русский язык. (Упр. 63, стр. 82.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка во 2 классе "Части речи" (обобщающий урок)
Презентация сопровождает урок: словарная работа, письмо по памяти, текст по выбору, задания частей А, Б, B, C....
Урок русского языка. 4 класс. "Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью". Конспект урока + презентация.
В разработку входит конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью", УМК "Школа 2100" , автор: Е.В. Бунеева, Н.А. Исаев...
Технологическая карта урока русского языка. Тема: «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи». УМК "Школа России".
Тема: «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи».Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с новой частью речи местоимением, его значением и употреблением в речи....
Урок русского языка 3 класс "Понятие об имени прилагательном как части речи. Значение и употребление в речи".
Предмет: русский язык.Тип урока: открытие нового знания.Тема: «Понятие об имени прилагательном как части речи. Значение и употребление в речи».Класс: 3Цель: формирование знаний об им...
Урок русского языка "Имя прилагательное как часть речи. Роль имен прилагательных в речи"
систематизировать знания об имени прилагательном как части речи;пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте;обратить вниман...
Технологическая карта урока Русского языка "Имя прилагательное как часть речи.Роль в речи человека" (3 класс, УМК "Перспектива")
Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений о роли имен прилагательных в речи человека;Задачи урока Дидактические:1. Уметь находить им...
Технологическая карта урока русского языка "Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи" (2 класс)
Цель данного урока: формирование понятия об имени существительном, как частью речи, знакомство с именем существительным, с обобщенным лексическим значением имен существительных....