Рабочая программа по русскому языку. 2 класс.
рабочая программа (русский язык, 2 класс) по теме
Рабочая программа создана по УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по русскому языку | 470.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Федерального компонента государ ственного стандарта общего обра зования; Концепции и программы для начальных классов.
На изучение курса «Русский язык» во 2 классе отводится 3 ч в неделю , 105 часов. Согласно базисному учебному плану школы добавлен 1 ч в неделю, 35 часов. Программа рассчита на на 140 ч (35 учебные недели).
Родной язык для школьников - это не только предмет изучения, но и средство обучения другим предметам. На уроках русского языка дети овладевают общеучебными навыками, умениями, связанными с полноценной речевой деятельностью. Фактически все специальные речевые умения младшего школьника - умение анализировать прочитанное, устанавливая причинно-следственные связи и обобщая существенное, умение составлять план, создавать текст, передавать его содержание - являются для него и общеучебными умениями.
Начиная со 2 класса, осуществляется целенаправленное изучение предложения. Предложение познается учащимися как минимальная единица сообщения, слово - как единица номинативная. Предложения, объединенные по смыслу и грамматически, рассматриваются как текст. Цель курса — открыть детям родной язык как предмет изучения, воспитать у младших школьников чувство сопричастности к сохранению чистоты, выразительности, уникальности родного слова, пробудить интерес и стремление к его изучению.
Программа ориентирована на формирование у младших школьников представления о русском родном языке как целой системе. Это предполагает выполнение следующих задач:
1)освоение учащимися первоначальных знаний о звукобуквенном и словарном составе родного языка; его лексико-грамматическом и синтаксическом строе, особенностях словообразования;
2)знакомство учащихся с нормами литературного произведения, с основными принципами и правилами правописания и пунктуации, с особенностями двух форм речи — устной и письменной.
Большое место занимает фонетика и графика, поскольку одной из главных задач уроков является совершенствование навыков чтения и письма, что непосредственно связано с овладением звуковым строем родного языка, слоговым принципом русской графики. Развиваются умения слышать и правильно произносить звуки в словах, соотносить звуки и буквы в написанном слове, делить слова на слоги и для переноса, различать гласные и согласные, мягкие и твердые согласные, формировать написание слов с сочетаниями жи-ши, ча- ща, чу-щу, чк-чн, и разделительным мягким знаком, с двойными согласными. Ознакомление с особенностями однокоренных слов, с понятием «корень» предусмотрено в разделе «Состав слова». Русский язык перемежается с такими учебными предметами как чтение при работе с текстами и применением упражнений по развитию и культуре речи, окружающий мир, при описании предметов, явлений природы. Формой организации учебного процесса является классно-урочная система, контроль осуществляется через самостоятельные, проверочные, контрольные работы, которые планируются согласно разработанному тематическому планированию по отдельным темам и разделам.
Основное содержание всех тем
1. Повторение
Текст и предложение. Предложение и слово. Слово и слог. Звуки и буквы.
2. Речь
Язык как средство общения людей (общее понятие). Роль речи в жизни человека. Речь устная и письменная. Выделение предложений в устной и письменной речи. Слово, предложение, текст — единицы речи (наблюдения в процессе общения).
3. Звуки и буквы речи
Звуки и буквы. Роль звуков в различении смысла слов. Звуки глас ные и согласные (их признаки). Двойная роль букв е, ё, э, я. Слова с буквой э. Согласный звук [и] и гласный звук [и]. Шипящие согласные шуки [ж], [ш], [ч], [щ]. Буквы и, а, у в сочетаниях жи, ши, на, ца, чу, щу. Сочетания чк, чн, чт. Мягкие и твердые согласные звуки. Обозначение | вердости согласных звуков буквами а, о, у, ы, э. Обозначение мягкости согласных буквами е, ё, и, ю, я. Мягкий знак (ь) для обозначения мягко сти согласных в конце и середине слова. Проверка согласных на конце слова. Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах. Про верка путем изменения формы слова. Разделительный мягкий знак (ь). Двойные согласные в словах типа класс, касса, группа.
4. Слог. Слоговая структура слова
Деление слов на слоги. Правила переноса слов. Парные звонкие и глухие согласные. Ударение. Роль ударения в различении смысла слов. Ударные и безударные гласные.
5. Алфавит
Роль алфавита. Сопоставление произношения звука и названия буквы.
6. Предложение
Предложение — единица языка и речи. Роль предложения в обще нии. Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое. Распрос траненные и нераспространенные предложения. Связь слов в предло жении (по вопросам). Наблюдения над интонацией предложения. Точ ка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения. Логическое ударение в предложении.
7. Части речи
Имя существительное
Общее значение. Вопросы кто? что? Роль имен существительных в речи. Заглавная буква в собственных именах существительных (фами лиях, именах, отчествах людей, кличках животных, названиях городов, деревень, улиц, рек, озер, морей). Изменение имен существительных по числам. Имена существительные, близкие и противоположные по смыслу.
Глагол
Общее значение. Вопросы что делать? что делает? что делают? что делал? что делали? что сделать? что сделает? что сделают? что сделал? что сделали? и др. Изменение глаголов по числам. Роль глаголов в речи. Наблюдение за употреблением глаголов в различных временных фор мах. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу.
Имя прилагательное
Общее значение. Вопросы какой? какая? какое? какие? Роль имен прилагательных в речи. Изменение имен прилагательных по числам. Имена прилагательные близкие и противоположные по смыслу. Наблю дения за согласованием в числе имени существительного и глагола, име ни существительного и прилагательного.
8. Предлоги
Значение предлогов в речи. Раздельное написание предлогов.
9. Состав слова
Корень слова. Однокоренные слова (общее понятие). Наблюдение за единообразным написанием корней в однокоренных словах. Проверка безударных гласных, парных глухих и звонких согласных путем измене ния формы слова или подбора однокоренных слов. Правописание не проверяемых гласных в однокоренных словах.
10. Текст. Связная речь
Тема текста. Сопоставление текста и набора отдельных предложе ний, не объединенных общей темой. Заголовок. Опорные слова в тек сте. Виды текстов. Части повествовательного текста: начало, основная часть, концовка (ознакомление). Красная строка в тексте.
Изложение. Изложение (по вопросам) повествовательного текста (30 -45 слов).
Сочинение. Составление и запись текста по сюжетной картинке (или серии картинок) под руководством учителя. Составление текста на оп ределенную тему из жизни детей, об их увлечениях, играх, о любимых животных, игрушках и т. п. Коллективное составление текста-повество вания (30-40 слов).
Речевая этика. Выражение благодарности, просьбы, извинения. Сло ва приветствия, прощания.
11. Повторение изученного за учебный год
Звуки и буквы. Алфавит. Буквы и, а, у в сочетаниях жи, ши, на, ща, чу, щу. Обозначение мягкости согласных буквами и, е, ё, ю, я, ь. Разде лительный мягкий знак (ь). Двойные согласные. Главные члены пред ложения. Слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета. Предлоги. Корень, однокоренные слова. Проверка безудар ных гласных, парных звонких и глухих согласных в корне слова.
Планируемые результаты.
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и здаков
препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология. Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Средством формирования познавательных УУД служат тексты
учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией). Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
- осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
- понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
- делить текст на части, озаглавливать части;
- подробно и выборочно пересказывать текст;
- правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;
- делить слова на части для переноса;
- производить звуко-буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;
- правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;
- писать под диктовку слова, предложения, текст из 30-40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;
- видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;
- писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквы безударных гласных, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов; буквосочетания чк, чн в словах; ъ для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова;
слова с непроверяемыми написаниями, определённые программой;
писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию
приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;
- находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
- находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;
- обращать внимание на особенности употребления слов;
- ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;
- составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;
- предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;
- составлять небольшой текст (4-5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его. Ученики должны сделать первый шаг в осознании себя носителями
языка, почувствовать интерес к его изучению и осознать смысл этого изучения: родной язык необходимо изучать, чтобы лучше, успешнее им пользоваться при общении с другими людьми, чтобы понимать других и самому быть понятым.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать
- значимые части слова;
- признаки изученных частей речи;
- типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске;
уметь
- анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова, части речи, предложение;
- различать произношение и написание слов;
- находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю);
- без ошибок списывать несложный текст объемом 20-30 слов;
- создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;
- соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации (диктант – текст 20-35 слов);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- адекватного восприятия звучащей речи (высказываний взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);
- работы со словарями;
- соблюдения орфоэпических норм;
- создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;
- овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения.
№ П/П | Тема | Кол во час | Дата пров | Планируемые результаты | КИМ | |||||||||||||||||||
П/П | По плану | Факт | знания | умения | оуун | |||||||||||||||||||
1 ЧЕТВЕРТЬ | ||||||||||||||||||||||||
1. | Предложение. | 1 | Уточнить знания о предложении | Выделять предложение в устной речи, правиль но формировать на письме. | Умение обобщать | |||||||||||||||||||
2. | Текст и предложение. | 1 | ||||||||||||||||||||||
3. | Слово и предложение – единица речи. | 1 | Признаки гласных и согласных | Проводить звуковой анализ | ||||||||||||||||||||
4. | Слово и слог. Гласные и согласные звуки и буквы. | 1 | ||||||||||||||||||||||
5. | Упражнения в делении слов на слоги. | 1 | Понимать как опреде лять ударную гласную | Делить слова на слоги и выделять ударный слог | ||||||||||||||||||||
6. | Речь в жизни человека. | 1 | Уметь устанавливать связь предложений в устной речи | |||||||||||||||||||||
7. | Речь устная и письменная. | 1 | Речь состоит из предложений. | Уметь устанавливать | ||||||||||||||||||||
8. | Выделение предложении в устной и письменной речи. Закрепление. | 1 | Знать о знаках препинания | Уметь отделять одно предложение от другого точкой | Каллиграфически пра вильно писать предло жение, соблюдая знаки | |||||||||||||||||||
9. | Выделение предложении в устной и письменной речи. | 1 | ||||||||||||||||||||||
10. | Гласные и согласные звуки. | 1 | Знать отличие звука от буквы | Умение наблюдать за произношением слов и проводить их звуковой анализ | Развивать фонетический слух | |||||||||||||||||||
11. | Вводный диктант . На реке. | 1 | Проверка знаний и умений | Дикт №1 | ||||||||||||||||||||
12. | Работа над ошибками. | 1 | Работать над ошибками | Развитие орфографии ческой зоркости | ||||||||||||||||||||
13. | Гласные звуки и их обозначение буквами | 1 | Знать, что [Й] соглас ный звук, его признаки | Умение распознавать этот звук в словах | Формирование орфографической зоркости | |||||||||||||||||||
14 | Слова с буквой э. | 1 | Умение пересказывать текст, записанный на доске | |||||||||||||||||||||
15 | Речевой этикет. Слова-приветствия. | 1 | Знать слова приветствия. | Умения использовать в речи слова приветствия. | ||||||||||||||||||||
16 | Согласные звуки и буквы. | 1 | Знать отличительные признаки согласных зв | Умение различать согласные звуки | ||||||||||||||||||||
17 | Согласный звук [ и] и буква й | 1 | Знать роль буквы й | Умение писать слова с буквой Й | ||||||||||||||||||||
18. 19 | Шипящие согласные звуки [ш],[ж],[ч],[щ] | 1 1 | Знать шипящие звуки | Умение правильно писать эти сочетания | Формирование правописания слов с сочетаниями ЖИ-ШИ | |||||||||||||||||||
Упражнения в написании слов с сочетаниями ЖИ-ШИ. | ||||||||||||||||||||||||
20. | Сочинение по серии картинок с элементами описания. | 1 | Понятие «Сочинение» | Умение составлять рассказ по картинкам; умение строить предложенияия и устанавливать между ними связь в тексте | Сочи нение № 1 | |||||||||||||||||||
21 | Анализ ошибок. Слова с сочетаниями ча, ща, чу,щу. | 1 | Что [Ч'] и [Щ'] -мягкие звуки. | Умение правильно писать сочетания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ | Формирование правописания слов с сочетаниями ЧА ЩА | |||||||||||||||||||
22. | Упражнения в написании слов с сочетаниями ча, ща, чу,щу. | 1 | Знать шипящие звуки, их признаки | Умение правильно писать сочетания ЧУ-ЩУ | Правильно произносить и формировать правопи сание слов с сочетаниями ЧУ-ЩУ | |||||||||||||||||||
23. | Контрольное списывание. Морские животные. | 1 | Каллиграфическое письмо | Конт. сп.№1 | ||||||||||||||||||||
24 | Сочетания ЧК-ЧН. Слова с сочетаниями ЧК-ЧН. | 1 | Знать о сочетаниях ЧК-ЧН | Умение писать слова с сочетаниями ЧК-ЧН | Формирование навыка написания слов с ЧК-ЧН | |||||||||||||||||||
25 | Обучающее изложение. Ёжик. | 1 | Умение передавать содержание текста | Формирование навыка написания слов с ЧК-ЧН | Излож №1 | |||||||||||||||||||
26 | Анализ ошибок. Закрепление. | 1 | ||||||||||||||||||||||
27 | Алфавит, или азбука. | 1 | Все буквы алфавита | Использовать в жизни | ||||||||||||||||||||
28 | Алфавит, или азбука. Закрепление | 1 | Дикт №2 | |||||||||||||||||||||
29 | Контрольный диктант №2. Художник. | 1 | Проверка знаний и умений | Уметь слушать и слышать, проверять | ||||||||||||||||||||
30 | Работа над ошибками. | 1 | Работать над ошибками | |||||||||||||||||||||
31 | Слово и слог. | 1 | Уточнить знания о слоге, как части слова | Умение различать количество слогов в слове по количеству букв | Правильное произношение | |||||||||||||||||||
32 | Деление слов на слоги. | 1 | Уточнить знания о слоге, как части слова | Тест №1 | ||||||||||||||||||||
33 | Перенос слов. | 1 | Знать правила переноса по слогам | Формирование умения переносить слова | ||||||||||||||||||||
II четверть | ||||||||||||||||||||||||
34 | Слова, которые не переносятся. Перенос слов с буквой й в середине | 1 | Знать правила пере носа по слогам | Формирование умения переносить слова | ||||||||||||||||||||
35 | Предложение как единица речи. | 1 | Умение распознавать в тексте отдельные предложения | Формирование навыка выразительного произношения | ||||||||||||||||||||
36 | Знаки препинания в конце предложения. | 1 | Знать виды предложения | |||||||||||||||||||||
37 | Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое. | 1 | Признаки главных членов предложения | Выделять в предложении главные члены как его смысло вую и грамматическую осн | Нахождение в предложениях главные члены предложения. | |||||||||||||||||||
38 | Текст. Деление текста на части. | 1 | Знать понятия «текст - описание», «текст- повествование» | Выделять части текста и устанавливать между ними связь | Овладение нормами речевого этикета. | |||||||||||||||||||
39 | Виды текстов: повествование, описание, рассуждение. | 1 | ||||||||||||||||||||||
40 | Изложение. Птичья кормушка | 1 | Понятие «Изложение» | Формирование умения письменно передавать содержание рассказа | Правильно оформлять предложения на письме | Излож №2 | ||||||||||||||||||
41 | Работа над ошибками. Повторение. | 1 | ||||||||||||||||||||||
42 | Повторение материала по теме «Предложение и текст» | 1 | Знать виды предложе ния по интонации | Умение определять виды предложения по интонации | Соблюдение орфоэпичес ких норм правильной интонации | |||||||||||||||||||
43 | Мягкие и твёрдые согласные. | 1 | Правила обозначения мягкости согласных на письме | Умение выделять мягкие и твёрдые согласные; выполнять звукобуквенный анализ | Обозначение мягких согласных звуков на письме | |||||||||||||||||||
44 | Мягкий знак как показатель мягкости согласных на конце слов. | 1 | Знание о Ь в конце и середине слова | Умение обозначать мягкость согласного звука на конце слов мягким знаком | Тест №2 | |||||||||||||||||||
45 | Написание слов с Ь знаком на конце. | 1 | Знание о Ь в конце и середине слова | Развитие умения распознавать в словах мягкие согласные звуки и обозначать их на письме | ||||||||||||||||||||
46 | Мягкий знак как показатель мяг кости согласных в середине слова | 1 | Знание о Ь в конце и середине слова | |||||||||||||||||||||
47 | Перенос слов с Ь знаком. | 1 | Знать правила переноса слов с Ь знаком | Ознакомление с особенностью слов с Ь в середине | ||||||||||||||||||||
48 | Диктант. Зима. | 1 | развитие представления о тексте-повествовании, его составных частей | Определение орфограммы в словах текста | Дикт №3 | |||||||||||||||||||
49 | Работа над ошибками. | 1 | Умение работать над ошибками | |||||||||||||||||||||
50 | Парные звонкие и глухие согласные. | 1 | Знать звонких и глухих согласных | формировать умения подбирать поверочные слова | Пары согласных по глухости-звонкости. | |||||||||||||||||||
51 | Способ проверки парных согласных на конце слова. | 1 | овладение уч-ся последовательностью действий при обозначении | Писать без ошибок звонкие и глухие согласные на конце слов. | ||||||||||||||||||||
52 | Закрепление способа проверки парных согласных на конце слова. | 1 | ||||||||||||||||||||||
53 | Контрольное списывание. Машина служит людям. | 1 | Знать особенности проверяемых проверочных слов | Развитие орфографической зоркости | Пары согласных по глухости-звонкости | Кон. сп №2 | ||||||||||||||||||
54 | Проверка написания слов с глухими и звонкими согласными. | 1 | Уметь сопоставлять произ ношение и написание слов | |||||||||||||||||||||
55 | Ударение. Ударный и безударный слог. | 1 | Знать правила написания безударных гласных | Умение делить слова на слоги. Умение распознавать ударный слог | Проверка орфограммы в слове | |||||||||||||||||||
56 | Распознавание в словах ударных и безударных гласных. | 1 | Выполнять звукобуквенный анализ | |||||||||||||||||||||
57 | Составление рассказа по картинке. | 1 | Знать словарные слова по программе 2 класса | Умение озаглавить текст и составлять его | ||||||||||||||||||||
58 | Упражнения в написании слов с проверяемыми безударными гласными | 1 | Подбирать проверочные слова к словам, которые можно проверить | Формирование умения правописания безударной гласной | ||||||||||||||||||||
59 | Контрольный диктант. Ёлка | 1 | Дик №4 | |||||||||||||||||||||
60 | Работа над ошибками. | 1 | Проверка знаний и умений | Уметь слушать и слышать, проверять | ||||||||||||||||||||
61 | Проверка безударных гласных в двусложных словах. | 1 | Умение распознавать орфо грамму в слове | |||||||||||||||||||||
62 | Понятие о разделительном Ь знаке. | 1 | Знать правило употребления мягкого знака | Употреблять в письменной речи разделительный знак | Формирование умения правильно писать слова с разделительным Ь | |||||||||||||||||||
63 | Сопоставление Ь –разделитель ного и Ь -показателя мягкости. | 1 | ||||||||||||||||||||||
III четверть | ||||||||||||||||||||||||
64 | Упражнения в написании слов с ь | 1 | ||||||||||||||||||||||
65 | Слова с двойными согласными. | 1 | Писать слова с двойными согласными и переносить | |||||||||||||||||||||
66 | Перенос слов с двойными согласными. | 1 | Знать отличие слов от предложений | Умение выделять предложения в устной речи и правильно оформлять его на письме | Умение сравнивать и обобщать, правильно строить предложения | |||||||||||||||||||
67 | Перенос слов с двойными согласными. Закрепление. | 1 | ||||||||||||||||||||||
68 | Слово и предложение. | 1 | ||||||||||||||||||||||
69 | Имя существительное. | 1 | Понимать различие предмет и слово как его название | Правильно ставить вопрос к слову и по вопросу определять слова, обозначающие предмет | Классифицировать слова (по вопросам) | |||||||||||||||||||
70 | Распознавание слов, отвечаю щих на вопрос кто? и что? | 1 | Знать изменение имён существительных по числам | Правильно ставить вопрос к слову и по вопросу определять слова, обозначающие предмет | Отличать слова, отвечающие на вопрос «кто?», от слов, отвечающих на вопрос «что?», опираясь на их значения | |||||||||||||||||||
71 | Упражнения на распознавание слов, отвечающих на вопрос «Кто?» и «Что?» | 1 | Умение задавать вопросы к именам существительным, называть признаки существительных | |||||||||||||||||||||
72 | Обобщение знаний об имени существительном. | 1 | ||||||||||||||||||||||
73 | Большая буква в именах, отчествах, фамилиях, кличках животных. | 1 | Правила употребления большой буквы | Писать заглавную букву в именах,фамилиях людей, в названиях городов, деревень, в кличках животных | Формирование правописания слов с большой буквы | |||||||||||||||||||
74 | Большая буква в названиях стран, городов, деревень, улиц, рек, озер. | 1 | Умение писать заглавную букву в названиях городов, деревень, в кличках животных | Формирование правописания слов с большой буквы | ||||||||||||||||||||
75 | Изложение по вопросам с дополнением текста. | 1 | Понятие, как о группе предложений, связанных между собой по смыслу | Передавать содержание прочитанного | Правильно оформлять предложения на письме и отмечать красную строку в тексте | Излож №3 | ||||||||||||||||||
76 | Анализ ошибок. Закрепление. | 1 | ||||||||||||||||||||||
77 | Диктант. Москва. | 1 | Знать изученные орфографические правила | Проверка знаний и умений | Развитие орфографии ческой зоркости | Дикт №5 | ||||||||||||||||||
78 | Работа над ошибками. Повторение. | 1 | Умение находить, анализиро вать и исправлять ошибки. | |||||||||||||||||||||
79 | Понятие о словах, обозначающих действия предметов. Глаголы. | 1 | Знать признаки глагола | Умение задавать вопросы глаголам | ||||||||||||||||||||
80 | Слова, отвечающие на вопросы что делает? что делают? | 1 | Умение находить глаголов | |||||||||||||||||||||
81 | Глаголы в единственном и множественном числе | 1 | Знать понятия «единственное», «множественное» | Умение изменять глаголов по числам | ||||||||||||||||||||
82 | Употребление глаголов в разных временных формах. | 1 | Знать об изменении глагола по временам | Умение изменять глаголов по временам | ||||||||||||||||||||
83 | Глаголы, отвечающие на вопро сы что делать? что сделать? | 1 | Знать неопределенную форму глагола | Умение образовывать неопределенную форму глагола | Формирование умения различать в тексте слова,отвечающие на вопрос что делать? | |||||||||||||||||||
84 | Закрепление знаний о глаголе | 1 | Тест №3 | |||||||||||||||||||||
85 | Понятие о словах, обозначающих признаки предметов. Имена прилагательных. | 1 | Знать о значении и употреблении имён прилагательных | Умение находить прилагательных в тексте | Развитие представления о признаках предметов и словах, называющих эти признаки | |||||||||||||||||||
86 | Различие слов, отвечающих на вопросы «какой?», «какая?», «какое?» | 1 | Знать признаки прилагательных | Умение задавать вопросы к именам прилагательным. | ||||||||||||||||||||
87 | Различие прилагательных в единственном и множественном числе | 1 | Умение ставить вопросы к прилагательным в ед. и мн. числе | Определение число прилагательных | ||||||||||||||||||||
88 | Прилагательные, противопо ложные по смыслу. Антонимы. | 1 | Знать понятие «антоним» | Умение подбирать антонимы | Объяснение значение имён прилагательных | |||||||||||||||||||
89 | Прилагательные, близкие по смыслу. Синонимы. | 1 | Знать понятие «синоним» | Умение подбирать синонимы | ||||||||||||||||||||
90 | Закрепление антонимов и синонимов. | |||||||||||||||||||||||
91 | Употребление прилагательных в речи. | 1 | Умение употреблять прилагательных в речи | Распознавание слов, назы вающие предметы, приз наки предметов, действия предметов | ||||||||||||||||||||
92 | Обобщение знаний о существительных, глаголов, прилагательных. | 1 | Умение задавать вопросы к именам существительным, глаголам, прилагательным | |||||||||||||||||||||
93 | Контрольные списывание. Наш Рыжик. | 1 | Знать правила списывания текста | Умение списывать текст без ошибок | Соблюдение изученные нормы орфографии и пунктуации | Кон. сп №3 | ||||||||||||||||||
94 | Предлог как слово и его роль в речи. | 1 | Знать значение предлогов. | Умение употреблять предлогов в речи | Формирование представ ления о предлоге как слове, его роли в предложении | |||||||||||||||||||
95 | Раздельное написание предлогов со словами. | 1 | ||||||||||||||||||||||
96 | Проверочная работа по теме «Предлоги» | 1 | Знать изученные орфо графические правила | Умение применять изученные правила в проверочной работе | Формирование орфографической зоркости | Тест №4 | ||||||||||||||||||
97 | Работа над ошибками. | 1 | Умение находить, анализиро вать и исправлять ошибки. | |||||||||||||||||||||
98 | Связь предложений в тексте. | 1 | Умение составлять предложении | Развитие умения составлять предложении | ||||||||||||||||||||
99 | Сочинение по картинке и опор ным словам. Добрые мальчики. | 1 | Особенности родственных слов | Умение подбирать и находить в тексте однокоренные слова | Развитие умения сравнивать слова | Соч. №2 | ||||||||||||||||||
100 | Анализ ошибок. | 1 | Знать признаки родственных слов | Умение находить в слове корень, выделять его | Формирование умение подбирать однокоренные сдова. | |||||||||||||||||||
101 | Контрольный диктант. Разлив реки. | 1 | Умение составлять рассказ по картинкам | Дик №6 | ||||||||||||||||||||
102 | Работа над ошибками. Закрепление.. | 1 | Умение находить, анализиро вать и исправлять ошибки. | Распознавание однокоренных слов, нахождение в слове корня | ||||||||||||||||||||
103 | Родственные слова | 1 | Знать алгоритм выделения корня | Умение находить в слове корень и выделять его | ||||||||||||||||||||
104 | Повторение Признаки однокоре нных слов | |||||||||||||||||||||||
IV четверть | ||||||||||||||||||||||||
105 | Единообразие написание корня в однокоренных словах. | 1 | Знать изученные орфографические правила | Умение писать под диктовку | Соблюдение изученные нормы орфографии и пунктуации | |||||||||||||||||||
106 | Закрепление темы «Однокоренные слова» | 1 | Умение находить, анализиро вать и исправлять ошибки. | |||||||||||||||||||||
107 | Обобщений знаний об однокоренных словах. | 1 | ||||||||||||||||||||||
108 | Способы проверки безударных гласных. | 1 | Знать правило написания безударных гласных в корне | Умение подбирать проверочные слова. Умение правильно писать безударные гласные в корне и словарные слова | Формирование умения применять способов проверки | |||||||||||||||||||
109 | Проверка безударных гласных пу тем подбора однокоренных слов. | 1 | ||||||||||||||||||||||
110 | Проверка безударных гласных в корне. | 1 | Знать словарные слова | |||||||||||||||||||||
111 | Упражнения в написании слов с безударными гласными в корне. | 1 | Знать способы проверки слов | |||||||||||||||||||||
112 | Парные согласные в корне. | 1 | Знать парных согласных | Умение проверять написание слов с парными согласными на конце путем изменения формы слова | ||||||||||||||||||||
113 | Проверка парных согласных в корне. | 1 | Знать какие согласные проверяются | Развитие умения подби рать проверочные слова | ||||||||||||||||||||
114 | Проверка парных согласных путем подбора однокоренных слов. | 1 | Способы проверки | Подбирать проверочные слова, сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах | Соотношение букву, которую надо проверять с буквой проверочного слова | |||||||||||||||||||
115 | Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными. | 1 | ||||||||||||||||||||||
116 | Диктант. Весна. | 1 | Знать изученные орфографические правила | Умение писать под диктовку | Соблюдение изученные нор мы орфографии и пунктуации | Дикт №7 | ||||||||||||||||||
117 | Работа над ошибками. Закрепление. | 1 | Умение находить, анализиро вать и исправлять ошибки. | |||||||||||||||||||||
118 | Предложение. | 1 | Знать признаки предложения | Умение выделять предложение из речевого потока | ||||||||||||||||||||
119 | Подлежащее и сказуемое -главные члены предложения | 1 | Знать, что такое предложение | Уметь правильно составлять предложения и оформлять на письме | Формирование умения находить в предложении подлежащее и сказуемое | |||||||||||||||||||
120 | Закрепление о главных членах предложении | |||||||||||||||||||||||
121 | Связь слов в предложении. | 1 | Выделять упражнения в устной речи | |||||||||||||||||||||
122 | Обобщение знаний о предложении. | 1 | Знать виды связи в предложении | Правильно оформлять его на письме | Развитие умение устанав ливать связь слов в пред ложении по вопросам | |||||||||||||||||||
123 | Сочинение. Друг Трезор. | 1 | Умение составлять рассказ по картинке, выделять части текста и устанавливать между ними связь | Соч №3 | ||||||||||||||||||||
124 | Анализ ошибок. Повторение. | 1 | ||||||||||||||||||||||
125 | Упражнения в установлении связи слов в предложении и тексте | 1 | Знать признаки главных членов предложения | Умение составлять предложении из слов | Определение границы пре дложении; нахождении грамматическую основу | |||||||||||||||||||
126 | Обобщение знаний о предложении и тексте. | 1 | Умение анализировать предложение | Тест №5 | ||||||||||||||||||||
127 | Обобщение знаний об алфавите | 1 | Названия букв | Пользоваться алфавитом | Формирование орфографической зоркости | |||||||||||||||||||
128 | Обобщение знаний о звуках и буквах, о слоге. | Уметь обозначать на письме мяг кость согласных звуков буквой Ь и писать слова с разделительным Ь | ||||||||||||||||||||||
129 | Правописание слов с разделительным ь | 1 | ||||||||||||||||||||||
130 | Обобщение правил переноса слов. | 1 | Знать правила переноса слов | |||||||||||||||||||||
131 | Слова с сочетаниями жи-ши, ща-ча, щу-чу. | 1 | Переносить слова с учетом особенностей слогов | Формирование правопи сания слов с сочетаниями ЖИ-ШИ , с ЧК-ЧН | ||||||||||||||||||||
132 | Слова с сочетаниями чн, чк | 1 | ||||||||||||||||||||||
133 | Повторение об имени существительном, имени прилагательном, глаголе. | 1 | Распознавание слов, назы вающие предметы, приз наки предметов, действия предметов | |||||||||||||||||||||
134 | Контрольный диктант. Лето | 1 | Знать изученные орфографические правила | Умение писать под диктовку | Соблюдение изученные нор мы орфографии и пунктуации | Дик №8 | ||||||||||||||||||
135 | Работа над ошибками. | 1 | Умение находить, анализиро вать и исправлять ошибки. | |||||||||||||||||||||
136 | Обобщение знаний об именах существительном, имени прилагательном, глаголе | 1 | ||||||||||||||||||||||
137 | Изложение текста по вопросам. Барсук | 1 | Знать правила написания изложения | Умение составлять небольшой текст, используя вопросы | Использование разные способы проверки | Излож№4 | ||||||||||||||||||
138 | Анализ ошибок. Закрепление. | 1 | Умение анализировать ошибки в изложении | |||||||||||||||||||||
139 | Повторение о частях речи. | 1 | ||||||||||||||||||||||
140 | Повторение изученного во 2 классе. | 1 |
График контрольных и практических работ
четверть | Контрольные работы | Списывание | Развитие речи | Тесты | |
Сочинений | Изложений | ||||
I | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 |
II | 2 | 1 | 1 | 1 | |
III | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 |
IV | 2 | 1 | 1 | 1 | |
Всего | 8 | 3 | 3 | 4 | 5 |
Критерии и нормы оценки обучающихся.
«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности изложения материала.
«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Диктант
Объем диктанта:
2 класс – 1-2 четверть - 25-30 слов.
3-4 четверть - 35-52 слова.
Оценки за диктант:
«5» - за работу, в которой нет ошибок.
«4» - за работу, в которой допущено 1-2 ошибки.
«3» - за работу, в которой допущено 3-5 ошибок.
«2» - за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Грамматические задания.
Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений. Оценка выполнения грамматических заданий:
«5» - без ошибок.
«4» - правильно выполнено не менее ¾ заданий.
«3» - правильно выполнено не менее ½ заданий.
«2» - правильно выполнено менее ½ заданий.
Контрольное списывание.
Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Оценка за контрольное списывание
«5» - за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
«4» - за работу в которой допущена 1 ошибка или 1-2 исправления.
«3» - за работу, в которой 2-3 ошибки.
«2» - в работе 4 и более ошибок.
Тест.
Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
Оценка тестовых заданий:
«5» - верно выполнено более ¾ заданий
«4» - верно выполнено ¾ заданий
«3» - верно выполнено ½ заданий.
«2» - верно выполнено менее ½ заданий.
Изложение.
Обучающее изложение и сочинение проверяют, как идет формирование навыка письменной речи; умение передавать и понимать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.
Оценка изложения текста:
«5» - правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления.
«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки, 1-2 исправления..
«3» - имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, 3-6 орфографических ошибок и 1-2 исправления. .
«2» - имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений.
При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.
Сочинение.
«5» - логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления.
«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки, 1-2 исправления..
«3» - имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, 3-6 орфографических ошибок и 1-2 исправления. .
«2» - имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части и др., отсутствует связь между частями и предложениями, беден словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений.
Список литературы.
Для учителя
1.Программа общеобразовательных учреждений. Русский язык. 1-4 классы. Т.Г.Рамзаева. М.: «Дрофа».2008год.
2. Примерные программы начального общего образования. Москва, 2007г.
3. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Начальное общее образование. (Минобразования России и Президиума Российской академии образования. Москва, 2004г.
4.Начальная школа. Ежемесячный научно-методический журнал.
5. Я.Ш.Гараева. Русский язык. – Волгоград: Учитель,2008
6. М.Г.Ракитина. Русский язык. Тесты. Дидактические материалы. – изд. – М.: Айрис-пресс, 2009
7. Л.И.Тикунова, Т.В.Игнатьева «1200 диктантов и творческих работ»
8. М.С.Соловейчик «Методика развития речи»
0Учебно-методический комплекс:
- Русский язык: учеб. для 2 кл.: в 2ч./ Т.Г. Рамзаева – М.: Дрофа, 2008.
- Поурочные разработки по русскому языку: 2 класс: к учебнику Рамзаевой Т.Г. «Русский язык: 2 класс» / И.В.Иванова. – М.: Изд. «Экзамен», 2008. – (Учебно-методический комплект)
- Я иду на урок в начальную школу: Русский язык: в 2 частях. – М.: Изд. «Первое сентября», 2000.
- Сборник изложений по русскому языку для начальной школы. / Гимпель И.А., Минкевич Н.И. – Минск, ЮНИПРЕСС, 2000.
- Тикунова Л.И. Контрольные работу по русскому языку: 1-4 кл. – Т.: «Родничок:, М.: «Астрель», АСТ, 2010
- Милосердов И.В. Сборник диктантов. Для начальной школы. – Москва , 2009
http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html Тесты рассчитаны на учеников 1-5 классов средней школы.
http://www.funbrain.com/kidscenter.html - "Веселая зарядка для ума". развивающие, логические, математические игры, тесты для детей, планы и методические материалы для преподавателей, советы и рекомендации.
http://suhin.narod.ru/zag1.htm - Загадки и кроссворды для детей.
http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html - сайт «Детский мир». Детские песни, мультфильмы, загадки и др.
http://www.km.ru – портал компании «Кирилл и Мефодий».
http://fio.novgorod.ru/projects/project553/links.htm - Ссылки на интернет-ресурсы по русскому языку
http://www.gramota.ru – Различные виды словарей (Русский орфографический словарь РАН, Толково-словообразовательный, Словарь трудностей произношения и ударения, Русское ударение: имена нарицательные, Русское ударение: имена собственные, Словарь русских имен, Словарь методических терминов), Олимпиады, конкурсы (условия, программы)
Для учащихся
Рамзаева Т. Г. Русский язык: учеб. для 2 кл. четырёхлет. нач. шк.- 3-е изд.- М.: Дрофа, 2007.
Родничок. Таблицы и правила по русскому языку и математике. 1-4 класс. – Тула: «Арктоус», 2000-2007.
Грамматика русского языка (в таблицах). / Сост. Василенко М. В.. Лагутина Е. В. – М.: ООО «Издат – Школа», 2000-2007.
Леонович Е. Н. Толковый словарь: Учебное пособие для 1-5 классов. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000-2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...