Урок русского языка в 1 классе по программе Занкова
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

Чиркова Галина Григорьевна

Тема: "Обозначение мягкости согласных буквами е ё ю я"

подробный конспект урока с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_na_konkurs.docx27.47 КБ

Предварительный просмотр:

Чиркова   Галина Григорьевна

МОУ «Турунтаевская районная  гимназия»

РО по системе Л.В.Занкова

Русский  язык»   1-й  класс  А.В.Полякова

Тема: «Обозначение  мягкости согласных буквами е, е, и, ю, я.»

 Цели:

Образовательные:

-создать условия для формирования у детей представления о способах обозначения  на письме   мягкости согласных  с помощью букв е, е, и, ю. я;- -- формировать умения  наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;

Развивающие:

- развивать познавательный интерес к русскому языку путем  привлечения занимательного материала;

- развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.

Воспитательные:

- воспитывать желание учиться и делать открытия;

-воспитывать умение слушать других.

В процессе обучения формирую следующие блоки УУД.

1 .Познавательная: уточнить представления учащихся  о способах обозначения на письме мягкости согласных звуков с помощью букв е, е, ю, и, я.

2. Коммуникативная: формирование  умения работать в группах, воспитание доброжелательного отношения друг к другу.

3.Ругулятивная: формирование  умения обозначать на письме мягкость согласных  гласными буквами.

4.Личностная: предупредить нарушение осанки, работать над каллиграфией.

  Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник «Русский язык» 1класс, автор А.В.Полякова,  шары с буквами, средства обратной связи, стихотворение

Тип урока: урок открытия нового знания.

Методы:  Словесные, наглядные, практические, частично-поисковые

Формы: Фронтальная, индивидуальная, парная

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный  момент

Цели: психологический настрой учащихся

Приветствие: улыбнемся друг другу и пожелаем успехов каждому

Начнем урок с пословицы  «Кто думает – тот всегда  додумается!»

- Прочитайте пословицу.  Как понимаете  ее смысл?

-  Пусть она будет девизом нашего урока.

Приветствуют присутствующих, друг друга

Читают пословицу .

Высказывают свои мнения

II. Актуализация  опорных   знаний.

1.Чистописание

Целью данного этапа является отработка графического навыка и навыков каллиграфии

- А сейчас минутка чистописания. Проверьте  осанку, положите  тетрадь с правильным  наклоном. Пропишем наклонную  палочку.

 -На второй строчке прочитайте  сочетания букв.(слайд 2)

-Есть ли что-то общее?

-  Пропишите  эти сочетания

Прописывают в тетради наклонную палочку.

-ЛЬ, ЛИ.

-Одинаковый согласный;

- Верхнее соединение  при  написании

- Согласный  звук  мягкий, т.к в первом сочетании ь- показатель мягкости, а во втором сочетании есть буква –и.

-работают в тетрадях

2. Орфографическая пятиминутка

Цель :  актуализация ранее изученного материала.

Прочитайте предложение:  

 Около дома выросла ель.

Сколько слов  в этом предложении?

- Обратите  внимание на слово  около.  (Гласные   буквы  - о- , можно это слово  назвать «круглое»)

( Доска  закрывается)

-Запишите  предложение  по памяти. -Прочитайте, какое  предложение  вы записали? ( Еще раз  проверяем правильное написание слов)

-Подчеркните главные слова

-О чем говорится в предложении?  Что?

-Что говорится о ели? Что сделала?- -Как еще мы называем главные  слова?

-Найдите в предложении слово, в  котором  согласный звук  -  мягкий.  -Объясните  почему?

-Какую  работу выполняет   ь в этом слове?

-Как бы звучало слово, если  бы мы не  написали ь?

-Важно ли знать как звучит согласный: твердо или мягко?  Для чего?  

 

Читают предложение  про себя.

Коллективный анализ  предложения

Пишут предложение по памяти

.  Один ученик  работает у доски,  комментируя,  подчеркивает, остальные в тетради.

В слове ель согласный звук мягкий, потому что после него стоит ь.

Показывает на мягкость согласного звука.

-Ел – получилось другое  слово

Высказывают свои  мнения

3. Подготовка к активному сознательному усвоению нового материала 

-Прежде чем мы  обозначим тему  нашего урока, по которой  продолжим работу, послушайте  сказку «Хвастун»

   (презентация, слайды 4, 5 )

Живет в стране Грамматике   известный   фокусник.  Стоит ему  подойти  к какому-нибудь  слову, и оно делается совершенно неузнаваемым:  слово  ел  -превратилось   в ель  . а  консервная  банка  стала  банькой.

Кто этот фокусник?

Расхвастался ь:  я дескать, самый  волшебный. Но  некоторые  жители  страны Грамматики  стали смеяться:  « Мы  тоже  умеем  показывать  фокусы.  Смотрите -  лук  стал  люк, было  слово  мал, а стало  мял.

Кто  поставил  на место хвастунишку?

-Почему  так получилось?  Давайте понаблюдаем.

Сравните,  как произносится  первый согласный в этих  словах.

-  Произнесем  слово  лук- какой согласный:  твердый или мягкий?

-А теперь произнесем  слово  -люк. Какой слышим звук?

-Слово  мал  и слово  мял? Почему в одних случаях пишем буквы а,у,   а в других – я, ю?

- Значит, отчего зависит мягкость

 или    твердость  согласных?

--Чему будем учиться на уроке?

-Ь  (мягкий знак)

-Гласные  буквы

Читают слова, сравнивают произношение, делают выводы

-  Твердый согласный и после него гласная буква –у.

- Мягкий звук и после него гласная –ю.

 Наблюдают, сравнивают, высказывают свои мнения

-- Мы пишем у.ю , когда согласный звучит  твердо, и я,ю – когда согласный звучит мягко

- От следующих за ними гласных букв

Предположения  детей

III. Изучение новой темы

1.Работа  по  теме.

Тема   урока  ( на слайде  6)

 «Обозначение на письме мягкости согласных  гласными буквами»

-  Продолжим наблюдение  и выясним, какие гласные  обозначают  мягкость  согласных.

На доске  написаны  слова:.еЛна, Леаш, Лдаи, даЛю, ялО.

 - Рассмотрите  запись. Что  можете  сказать?  

- Какое задание  можете  предложить классу?

-  Что общего  в этих словах?

--Какое слово  лишнее?  Почему?

-Подчеркните букву, обозначающую  мягкий  согласный звук и гласную, которая обозначает мягкость этого  звука.

- Назовите гласные, которые  вы  подчеркнули.

- Выпишите  их  на строчке внизу. Какие гласные обозначают мягкость согласных? ( слайд 6)

Посмотрите  на таблицу гласных.  В каком ряду  стоят гласные, которые мы выписали? ( гласные  2 ряда). - Когда  после  согласных  пишутся  данные  буквы?

 -А что можете сказать о гласных 1 ряда?

-Сделаем вывод: Что  на письме  обозначают  гласные  е,е,и, ю,я?

-Откроем учебник с. 55.Прочитаем правило.

-Правильно ли мы с вами  сделали вывод?

Читают слова

- Буквы рассыпались

- Нужно восстановить слова.

Запись слов на доске и в  тетрадях. ( Дети, комментируя, объясняют, почему после запятой слова пишут с заглавной буквы.)

Лена, Леша, Лида, Люда, Оля.

- Это имена людей.

( дети предлагают разные  варианты  ответов)

Подчеркивают буквы

 е, е, и, ю, я.

Наблюдают , делают вывод

-- Когда согласные  произносятся  мягко.

- Если после согласного стоит гласный 1 ряда, то согласный  произносится  твердо.(приложение 1)

- Мягкость согласного звука.

 открывают учебник  и читают правило

 IV. Физминутка.

Если первый слог твердый- хлопаем в ладоши, если мягкий- топаем ногами.

  Рукав, рюкзак, заяц, зяблик, рис, рысь, сыпать, сито, билет. Балет.

Слушают слова и выполняют движения

V.  Закрепление

Запись под диктовку.

- Мы с вами станем волшебниками., превратим твердый согласный звук в мягкий

-Я говорю слово  мыл, а вы пишите  _мил

-Я говорю вам слово  мал      МЯЛ

-Я называю слово   рад, а вы напишете все  РЯД

-Теперь скажу я слово  ров -  РЕВ

-Проверка на доске.

-Кто ошибся?

Работают в тетрадях, один ученик пишет слова  на доске

Проверяют и сигнализируют

VI. Самостоятельная  работа.

 На доске записаны   слова.

 Р..чка,   м..шка,   бер…зка,   л..стра,   т..пка.

-Нужно отыскать  улетевшие  на воздушных  шарах буквы, зная, что впереди стоящий согласный звук мягкий. Записать слова в тетрадь.

Проверка.

я

 Ребята  читаютЮ.

о

э

у

е

а

Выбирают нужную букву в слове и записывают в тетрадь (приложение  2)

Те буквы, которые вставили в слово- показывают   на веере

VII.  Рефлексия.

Работа в парах.

На столе текст стихотворения Проверим, как вы научились правильно писать букву после мягкого согласного.

 

- Сколько  нашли ошибок?  

Читают текст, напечатанный на листочках.

Почта мне писмо доставыла

 На конверте в уголке

 Нацарапано :  «Писателу»

      А пониже   «Маршаку».

 и исправляют ошибки.

Считают и затем сравнивают с текстом на слайде

Итог урока.

Итак, какие будем писать буквы, если согласный звучит мягко?

В подарок за хорошую работу- воздушные  шарики.

Ответы  детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка 4 класс по системе Занкова+ презентация

урок руссокого языка (4 класс по системе Занкова, учебник А.В.Поляковой)...

Технологическая карта урока русского языка ,2 класс,УМК "Система Занкова Л.В,"

Урок представлен в форме технологической карты. Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. ...

календарно - тематическое планирование письмо+русский язык 1 класс ФГОС программа Занкова

календарно - тематическое планирование письмо+русский язык 1 класс ФГОС программа Занкова...

Технологическая карта урока русского языка в1 классе по программе "Перспектива"

Технологическая карта урока русского языка в 1  классе по программе"Перспектива"Тема урока"Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака"...

урок русского языка 1 класс по программе ПНШ

Тема:"Слова с сочетаниями жи-ши, же-ше, ци-це". Тип урока: развитие умений. Конспект урока выполнен в виде таблицы, по новым ФГОС НОО. В конспекте показаны цели, планируемые результаты -предметные , м...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку (1 класс) по программе Занкова

Рабочая программа адресована обучающимся первых классов общеобразовательных школ и составлена с учетом требований Государственного стандарта начального общего образования по русскому языку на основе П...

Конспект урока русского языка 3 класс по программе "Школа России" Тема: "Восстановление деформированного текста"

Урок развития речи способствует совершенствованию умения находить признаки текста, определять вид текста, составлять текст из предложений....