Урок русского языка в 1 классе по программе Занкова
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме
Тема: "Обозначение мягкости согласных буквами е ё ю я"
подробный конспект урока с презентацией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_na_konkurs.docx | 27.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Чиркова Галина Григорьевна
МОУ «Турунтаевская районная гимназия»
РО по системе Л.В.Занкова
Русский язык» 1-й класс А.В.Полякова
Тема: «Обозначение мягкости согласных буквами е, е, и, ю, я.»
Цели:
Образовательные:
-создать условия для формирования у детей представления о способах обозначения на письме мягкости согласных с помощью букв е, е, и, ю. я;- -- формировать умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к русскому языку путем привлечения занимательного материала;
- развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.
Воспитательные:
- воспитывать желание учиться и делать открытия;
-воспитывать умение слушать других.
В процессе обучения формирую следующие блоки УУД.
1 .Познавательная: уточнить представления учащихся о способах обозначения на письме мягкости согласных звуков с помощью букв е, е, ю, и, я.
2. Коммуникативная: формирование умения работать в группах, воспитание доброжелательного отношения друг к другу.
3.Ругулятивная: формирование умения обозначать на письме мягкость согласных гласными буквами.
4.Личностная: предупредить нарушение осанки, работать над каллиграфией.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник «Русский язык» 1класс, автор А.В.Полякова, шары с буквами, средства обратной связи, стихотворение
Тип урока: урок открытия нового знания.
Методы: Словесные, наглядные, практические, частично-поисковые
Формы: Фронтальная, индивидуальная, парная
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент Цели: психологический настрой учащихся | Приветствие: улыбнемся друг другу и пожелаем успехов каждому Начнем урок с пословицы «Кто думает – тот всегда додумается!» - Прочитайте пословицу. Как понимаете ее смысл? - Пусть она будет девизом нашего урока. | Приветствуют присутствующих, друг друга Читают пословицу . Высказывают свои мнения |
II. Актуализация опорных знаний. 1.Чистописание Целью данного этапа является отработка графического навыка и навыков каллиграфии | - А сейчас минутка чистописания. Проверьте осанку, положите тетрадь с правильным наклоном. Пропишем наклонную палочку. -На второй строчке прочитайте сочетания букв.(слайд 2) -Есть ли что-то общее? - Пропишите эти сочетания | Прописывают в тетради наклонную палочку. -ЛЬ, ЛИ. -Одинаковый согласный; - Верхнее соединение при написании - Согласный звук мягкий, т.к в первом сочетании ь- показатель мягкости, а во втором сочетании есть буква –и. -работают в тетрадях |
2. Орфографическая пятиминутка Цель : актуализация ранее изученного материала. | Прочитайте предложение: Около дома выросла ель. Сколько слов в этом предложении? - Обратите внимание на слово около. (Гласные буквы - о- , можно это слово назвать «круглое») ( Доска закрывается) -Запишите предложение по памяти. -Прочитайте, какое предложение вы записали? ( Еще раз проверяем правильное написание слов) -Подчеркните главные слова -О чем говорится в предложении? Что? -Что говорится о ели? Что сделала?- -Как еще мы называем главные слова? -Найдите в предложении слово, в котором согласный звук - мягкий. -Объясните почему? -Какую работу выполняет ь в этом слове? -Как бы звучало слово, если бы мы не написали ь? -Важно ли знать как звучит согласный: твердо или мягко? Для чего?
| Читают предложение про себя. Коллективный анализ предложения Пишут предложение по памяти . Один ученик работает у доски, комментируя, подчеркивает, остальные в тетради. В слове ель согласный звук мягкий, потому что после него стоит ь. Показывает на мягкость согласного звука. -Ел – получилось другое слово Высказывают свои мнения |
3. Подготовка к активному сознательному усвоению нового материала | -Прежде чем мы обозначим тему нашего урока, по которой продолжим работу, послушайте сказку «Хвастун» (презентация, слайды 4, 5 ) Живет в стране Грамматике известный фокусник. Стоит ему подойти к какому-нибудь слову, и оно делается совершенно неузнаваемым: слово ел -превратилось в ель . а консервная банка стала банькой. Кто этот фокусник? Расхвастался ь: я дескать, самый волшебный. Но некоторые жители страны Грамматики стали смеяться: « Мы тоже умеем показывать фокусы. Смотрите - лук стал люк, было слово мал, а стало мял. Кто поставил на место хвастунишку? -Почему так получилось? Давайте понаблюдаем. Сравните, как произносится первый согласный в этих словах. - Произнесем слово лук- какой согласный: твердый или мягкий? -А теперь произнесем слово -люк. Какой слышим звук? -Слово мал и слово мял? Почему в одних случаях пишем буквы а,у, а в других – я, ю? - Значит, отчего зависит мягкость или твердость согласных? --Чему будем учиться на уроке? | -Ь (мягкий знак) -Гласные буквы Читают слова, сравнивают произношение, делают выводы - Твердый согласный и после него гласная буква –у. - Мягкий звук и после него гласная –ю. Наблюдают, сравнивают, высказывают свои мнения -- Мы пишем у.ю , когда согласный звучит твердо, и я,ю – когда согласный звучит мягко - От следующих за ними гласных букв Предположения детей |
III. Изучение новой темы 1.Работа по теме. | Тема урока ( на слайде 6) «Обозначение на письме мягкости согласных гласными буквами» - Продолжим наблюдение и выясним, какие гласные обозначают мягкость согласных. На доске написаны слова:.еЛна, Леаш, Лдаи, даЛю, ялО. - Рассмотрите запись. Что можете сказать? - Какое задание можете предложить классу? - Что общего в этих словах? --Какое слово лишнее? Почему? -Подчеркните букву, обозначающую мягкий согласный звук и гласную, которая обозначает мягкость этого звука. - Назовите гласные, которые вы подчеркнули. - Выпишите их на строчке внизу. Какие гласные обозначают мягкость согласных? ( слайд 6) Посмотрите на таблицу гласных. В каком ряду стоят гласные, которые мы выписали? ( гласные 2 ряда). - Когда после согласных пишутся данные буквы? -А что можете сказать о гласных 1 ряда? -Сделаем вывод: Что на письме обозначают гласные е,е,и, ю,я? -Откроем учебник с. 55.Прочитаем правило. -Правильно ли мы с вами сделали вывод? | Читают слова - Буквы рассыпались - Нужно восстановить слова. Запись слов на доске и в тетрадях. ( Дети, комментируя, объясняют, почему после запятой слова пишут с заглавной буквы.) Лена, Леша, Лида, Люда, Оля. - Это имена людей. ( дети предлагают разные варианты ответов) Подчеркивают буквы е, е, и, ю, я. Наблюдают , делают вывод -- Когда согласные произносятся мягко. - Если после согласного стоит гласный 1 ряда, то согласный произносится твердо.(приложение 1) - Мягкость согласного звука. открывают учебник и читают правило |
IV. Физминутка. | Если первый слог твердый- хлопаем в ладоши, если мягкий- топаем ногами. Рукав, рюкзак, заяц, зяблик, рис, рысь, сыпать, сито, билет. Балет. | Слушают слова и выполняют движения |
V. Закрепление | Запись под диктовку. - Мы с вами станем волшебниками., превратим твердый согласный звук в мягкий -Я говорю слово мыл, а вы пишите _мил -Я говорю вам слово мал МЯЛ -Я называю слово рад, а вы напишете все РЯД -Теперь скажу я слово ров - РЕВ -Проверка на доске. -Кто ошибся? | Работают в тетрадях, один ученик пишет слова на доске Проверяют и сигнализируют |
VI. Самостоятельная работа. | На доске записаны слова. Р..чка, м..шка, бер…зка, л..стра, т..пка. -Нужно отыскать улетевшие на воздушных шарах буквы, зная, что впереди стоящий согласный звук мягкий. Записать слова в тетрадь. Проверка. | я Ребята читаютЮ. о э у е а Выбирают нужную букву в слове и записывают в тетрадь (приложение 2) Те буквы, которые вставили в слово- показывают на веере |
VII. Рефлексия. | Работа в парах. На столе текст стихотворения Проверим, как вы научились правильно писать букву после мягкого согласного.
- Сколько нашли ошибок? | Читают текст, напечатанный на листочках. Почта мне писмо доставыла На конверте в уголке Нацарапано : «Писателу» А пониже «Маршаку». и исправляют ошибки. Считают и затем сравнивают с текстом на слайде |
Итог урока. | Итак, какие будем писать буквы, если согласный звучит мягко? В подарок за хорошую работу- воздушные шарики. | Ответы детей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка 4 класс по системе Занкова+ презентация
урок руссокого языка (4 класс по системе Занкова, учебник А.В.Поляковой)...
Технологическая карта урока русского языка ,2 класс,УМК "Система Занкова Л.В,"
Урок представлен в форме технологической карты. Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. ...
календарно - тематическое планирование письмо+русский язык 1 класс ФГОС программа Занкова
календарно - тематическое планирование письмо+русский язык 1 класс ФГОС программа Занкова...
Технологическая карта урока русского языка в1 классе по программе "Перспектива"
Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по программе"Перспектива"Тема урока"Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака"...
урок русского языка 1 класс по программе ПНШ
Тема:"Слова с сочетаниями жи-ши, же-ше, ци-це". Тип урока: развитие умений. Конспект урока выполнен в виде таблицы, по новым ФГОС НОО. В конспекте показаны цели, планируемые результаты -предметные , м...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку (1 класс) по программе Занкова
Рабочая программа адресована обучающимся первых классов общеобразовательных школ и составлена с учетом требований Государственного стандарта начального общего образования по русскому языку на основе П...
Конспект урока русского языка 3 класс по программе "Школа России" Тема: "Восстановление деформированного текста"
Урок развития речи способствует совершенствованию умения находить признаки текста, определять вид текста, составлять текст из предложений....