Рабочая программа по русскому языку. "Гармония". 2 класс.
рабочая программа по русскому языку (2 класс) по теме
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса по образовательной системе "Гармония". Документ составлен в соответствии с современными требованиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.doc | 438 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, примерной программой по русскому языку/Москва «Просвещение, 2010 г., на основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко «Русский язык», рекомендованной Департаментом общего среднего образования МО РФ /Москва «Просвещение», 2010 год.
Учебник: Соловейчик М.С., Н.С.Кузьменко «К тайнам нашего языка»
2 класс /Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2010
Рабочая тетрадь: Соловейчик М.С., Н.С.Кузьменко «К тайнам нашего языка»2 класс /Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2010
Курс русского языка в начальных классах – это составная часть общего лингвистического образования учащихся, поэтому назначение данного курса состоит в том, чтобы обеспечить предметную подготовку младших школьников и формирование у них универсальных учебных действий в объёме, необходимом для дальнейшего образования.
Цели начального курса русского языка:
– создать условия для осознания ребёнком себя как языковой личности, для становления у него интереса к изучению русского языка, для появления сознательного отношения к своей речи;
– заложить основы лингвистических знаний как элемент представления о научной картине мира и как базу для формирования умения осознанно пользоваться языком в процессе коммуникации;
– сформировать комплекс языковых и речевых умений, обеспечивающих сознательное использование средств языка, функциональную грамотность учащихся;
– средствами предмета «Русский язык» влиять на формирование психологических новообразований младшего школьника, его интеллектуальное и эмоциональное развитие, на формирование учебной самостоятельности и в целом умения учиться;
– обеспечить становление у младших школьников всех видов речевой деятельности в устной и письменной форме, становление их коммуникативной компетенции.
Задачи:
1. Формирование осознанных, контролируемых языковых и речевых умений.
2. Совершенствование языковой интуиции, становление лингвистического мышления, учебной самостоятельности (в т.ч. умения работать с книгой, словарями, справочниками).
3. Обеспечение интереса к изучению русского языка, привитие уважения к языку и себе как его носителю, внимания к качеству своей устной и письменной речи.
Основные содержательные линии «Русского языка» представлены в программе 2 класса разделами: «Виды речевой деятельности», «Фонетика и графика», «Состав слова», «Морфология», «Лексика», «Синтаксис и пунктуация».
Данный вариант рабочей программы разработан для курса русского языка в 2 классе по традиционной образовательной системе (УМК «Гармония»). В рамках систематического курса русского языка продолжается совершенствование каллиграфических умений учащихся, но при этом центральной задачей, наряду с корректировкой этих умений, становится формирование у учеников каллиграфического самоконтроля и адекватной самооценки этой стороны письма.
Обучение всем видам речевой деятельности, чтению и работе с информацией, а также формирование различных универсальных учебных действий осуществляется при освоении всех разделов курса.
Для достижения курсом русского языка поставленных целей необходима особая организация работы по освоению его предметного содержания – необходима реализация деятельностного подхода к процессу лингвистического образования младших школьников.
Предлагаемый курс имеет практическую направленность. Он ориентирован на слияние обучения, развития и воспитания младших школьников в единый органичный процесс. При этом под обучением понимается формирование на основе лингвистических знаний осознанных, а потому контролируемых языковых и речевых умений; под развитием, во-первых — формирование лингвистического мышления, т.е. способности осознавать язык как предмет наблюдения, выполнять с языковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, а во-вторых- совершенствование чувства слова, языковой интуиции детей.
Важным компонентом развития школьников считается и становление у них основ учебной самостоятельности, в том числе — потребности и умения пользоваться учебной книгой как источником информации, различными словарями как средством решения возникающих языковых вопросов. Воспитание связывается прежде всего с привитием внимания, интереса и уважения к русскому языку, уважения к себе как его носителю, с формированием культуры речевого поведения и заботливого отношения к качеству своей речи.
В основу обучения языку, речи и правописанию положена система лингвистических понятий, освоение которых поможет ребенку:
а) осознать язык как средство общения, а себя как языковую личность;
б) приобрести умение разумно пользоваться средствами языка, понятно, правильно, коммуникативно-целесообразно формулировать свои мысли и грамотно оформлять их в письменной речи.
Важнейшей особенностью курса, представленного в данной программе, является его коммуникативная направленность, которая предполагает планомерное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения. Вторую принципиальную особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии: совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также включение системного формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников. Третья особенность курса связана с постановкой процесса обучения: с опорой на языковой опыт и природную языковую интуицию детей, реализуется деятельностный подход к изучению языка и дальнейшему практическому овладению им. В связи с этим, в программе делается попытка представить не только понятийное содержание обучения, но и перечень тех основных языковых и речевых действий, которые осваивают учащиеся.
Место курса в учебном плане
На изучение учебного предмета «Русский язык» во 2 классе отводится:
– количество часов в год – 170;
– количество часов в неделю – 5;
– количество часов в 1-й четверти – 45;
– количество часов во 2-й четверти – 35
– количество часов в 3-й четверти – 50;
– количество часов в 4-й четверти – 40.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям ФГОС.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык»
1. Язык является средством общения людей, важнейшим средством коммуникации, поэтому знакомство с системой языка должно предполагать обучение младших школьников овладению этим средством для осуществления эффективного, результативного общения. Вот почему данному курсу придана коммуникативная направленность.
2. Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения, родным языком русского народа, явлением национальной культуры. Поэтому освоение детьми русского языка, осознание его богатых возможностей, красоты, признание его значения в жизни человека и общества важно для духовно-нравственного становления личности. Воспитание у школьника уважительного отношения к русскому языку и к себе как его носителю, обучение ответственному, бережному обращению с языком, умелому его использованию в процессе общения следует рассматривать как компонент личностного развития ребёнка, компонент становления его гражданственности.
3. Язык – это явление культуры, поэтому качество владения языком, грамотность устной и письменной речи являются показателями общей культуры человека. Помощь младшим школьникам в осознании этого факта и на его основе формирование стремления полноценно владеть языком в устной и письменной форме – второй компонент личностного развития ребёнка, компонент становления его культурного облика.
4. Русский язык в системе школьного образования является не только предметом изучения, но и средством обучения. Поэтому освоение русского языка и всех видов речевой деятельности на нём является основой успешного изучения всех других учебных предметов, в том числе основой умения получать, преобразовывать, фиксировать и передавать информацию. Этим определяется статус предмета «Русский язык» в системе начального общего образования.
Содержание учебного курса.
Повторение (20 ч).
Буква ь для обозначения мягкости согласных в середине слова (перед твердым и мягким согласным); случаи, когда ь не пишется (чк, чн и др. сочетания).
Использование букв ь и ъ как разделительных при обозначении звука [й].
Слово. Состав слова (47 ч).
Предмет как общее название слов, отвечающих на вопросы кто? что? Слова и их значения; семьи слов, родственные слова, корень слова, понятие однокоренные слова. Слова, близкие и противоположные по значению (синонимы и антонимы); отличие однокоренных слов от синонимов и слов с омонимичными(«похожими») корнями. Способ нахождения корня в словах.
Изменение слов по числам и «по команде вопросов», понятие об окончании, в том числе нулевом (об «окончании-невидимке»).
Приставки и суффиксы: их назначение, место в словах. Анализ состава слова, основные действия при его проведении. Разграничение приставок и предлогов. Наиболее распространенные значения приставок и суффиксов, использование их в речи и написание.
Предложение (12 ч).
Назначение предложения, его признаки (наличие выраженной мысли, интонация ее конца, связь слов); оформление границ предложений в устной и письменной речи. Возможность запятых и других знаков внутри предложения; запятые при перечислении, перед словами-помощниками а, но.
Виды предложений по цели: повествовательные, вопросительные, побудительные. Разговор двух людей (диалог), обращение (на уровне общего представления), их оформление в письменной речи (выделение реплик диалога «черточками», восклицательный знак при обращении).
Правила вежливости при разговоре по телефону. Виды предложений по интонации (по эмоциональной окраске): восклицательные и невосклицательные; их оформление при письме.
Способы построения предложений при ответе на вопрос «Почему?»; грамотная их запись (общее знакомство). Побудительные предложения с выражением совета, просьбы, пожелания, требования; особенности их произнесения; оформление предложений со словом пожалуйста в письменной речи.
Текст (12 ч).
Отличие текста от предложения: развитие мысли и по этой причине наличие нескольких предложений. Тема и основная мысль как стержень текста. Требования к хорошему тексту, приемы его обдумывания и улучшения после записи.
Пересказ как способ передачи мыслей автора, изложение как письменный пересказ.
Кулинарный рецепт, загадка, словесная зарисовка как разновидности текстов, особенности их построения.
Орфография (70 ч).
Понятие орфограмма, необходимость выбора буквы как ее признак. Наиболее частотные
орфограммы как «главные опасности письма»: орфограммы безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных. Запись с пропуском орфограмм («с окошками») как способ письма без ошибок. Орфографический словарь, его назначение и порядок поиска слов.
Понятие орфографическое правило, применение правил как способ решения орфографических задач. Выбор буквы на конце слов, называющих предметы, действия, на месте звука [у]. Наличие двух орфограмм в безударных слогах жи-ши.
Решение орфографических задач в корнях слов: проверочные слова как помощники при выборе правильной буквы. Общее правило и способы подбора проверочных слов для корневых орфограмм безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных (на конце слова и перед другими согласными) в названиях предметов, действий, признаков. Пользование орфографическим словарем как способ выяснения непроверяемых написаний.
Непроизносимые согласные звуки (чаще в корнях слов) и способы решения орфографической задачи. Удвоенные согласные в корне слова и на границе частей слов. Правило выбора разделительного знака: ь или ъ. Написание наиболее распространенных приставок и суффиксов. Буквы в окончаниях слов при их изменении как еще не решаемые
орфографические задачи.
Итоговое обобщение (9 ч).
Виды контроля
Устный опрос. (Индивидуальный устный опрос позволяет учителю проверить глубину усвоения материала, умение ученика связно, в логической последовательности изложить его.)
Письменный контроль. (Для письменного контроля используются письменные проверочные работы, не требующие развернутого письменного объяснения с большой затратой времени.
Проверочная работа может проводиться фронтально, небольшими группами и индивидуально. Для таких работ учитель использует индивидуальные карточки, обучающие тексты, тестовые задания, таблицы.
Практическая часть:
Контрольные диктанты - 7
Работы по развитию речи - 15,
из них: сочинения — 10
изложения - 5
Планируемые результаты
Второклассник научится: | УУД |
- слушать речь одноклассников на уроке, оценивать её соответствие вопросу или заданию, требованиям к «хорошей речи»; строить собственные устные высказывания с учётом тех же требований. - подробно письменно пересказывать тексты повествовательного характера объёмом 45-55 слов (после речевой и орфографической подготовки); проверять и улучшать написанное (с опорой на памятку). - создавать речевые произведения определённых жанров: записку, письмо, поздравление, кулинарный рецепт, загадку, словесную зарисовку - проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) анализ слов - проверять написанное с точки зрения графических ошибок, обнаруживать и исправлять встретившиеся нарушения. Различать слова по их функции (слова-названия, указатели, помощники), узнавать названия предметов в косвенных падежах (без термина), ставить вопросы к ним и другим словам-названиям. - подбирать родственные (однокоренные) слова, отличать их от синонимов, а также слов с омонимичными («похожими») корнями. - выделять предложения из потока устной и письменной. Давать предложениям характеристику по цели и интонации (по эмоциональной окраске); правильно ставить знаки на конце предложений при их записи. - обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам, выделять те, способы решения которых известны. - применять изученные правила и решать орфографические задачи на месте безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных в корнях слов разных частей речи; на месте непроизносимых и удвоенных согласных в корне (касса, класс) и на границе морфем (длинный, рассказ). - списывать и писать под диктовку текст объёмом до 45 слов. Соблюдать при этом правила каллиграфии, критики оценивать их выполнение. - писать слова с непроверяемыми орфограммами. | Познавательные общеучебные действия
У П логические Д
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Личностные УУД
|
Слова с непроверяемыми орфограммами: апельсин, арбуз, берёза, билет, вагон, ванна, деревня, диван, дорога, желать, жжёт, жужжит, завтрак, заяц, здоровье, здравствуй(те), интересно, капуста, картина, касса, кастрюля, кефир, килограмм, кипеть, кисель, класс, колбаса, комната, компот, конфета, корзина, корова, котлета, кровать, лапша, лестница, лопата, магазин, макароны, мандарин, машина, медведь, молоко, морковь, мороз, обед, огурец, печенье, пирог, помидор, праздник, Россия, русский, сахар, сковорода, сметана, сосиска, стакан, суббота, тарелка, ужин, чувство, яблоко, ягода, язык.
Учебно-методическое обеспечение.
- Учебник: Соловейчик М.С., Н.С.Кузьменко «К тайнам нашего языка» 2 класс /Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2010
- Тренажёры, интерактивные тесты.
- Карточки для индивидуальной работы.
- Репродукции картин к сочинению.
5. Компьютер.
6. Мультимедийный проектор.
7. Интерактивная доска.
8. Таблицы по темам.
9. DVD диски «Уроки Кирилла и Мефодия»
10. Ресурсы Интернета:
- Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) http://school-collection.edu.ru,
- Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru/
- Учительский портал: http://www.uchportal.ru/
- Методический центр: http://numi.ru/
- http://festival.1september.ru
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ п/п. | Тема | Виды деятельности | Дата | |
I четверть (45 часов) | ||||
Знаем – повторим, не знаем – узнаем (21 час) | ||||
1 | Поговорим об ушедшем лете… | 1 | Практическое овладение диалогической формой речи, монологическими высказываниями), рассуждение на доступные детям темы. | |
2 | О нашей речи. | 1 | Выборочное чтение: нахождение необходимого материала. Отличие письменной речи от устной. Различение предложения и текста. | |
3 | Что ты знаешь о словах? Знакомство с понятием «предмет». | 1 | Слово и его значение. Морфология. Слова, обозначающие предметы. | |
4 | Повторение изученного о группах слов. | 1 | Слово и его значение. Морфология. Слова, обозначающие предметы; признаки предметов; действия предметов. | |
5 | Звукобуквенный разбор. | 1 | Звуки и буквы: гласные и согласные. Различение согласных звонких и глухих, мягких и твердых, парных и непарных. Гласные ударные и безударные. Деление слов на слоги. | |
6 | Звукобуквенный разбор. Закрепление. | 1 | Звуки и буквы: гласные и согласные. Различение согласных звонких и глухих, мягких и твердых, парных и непарных. Гласные ударные и безударные. Деление слов на слоги. | |
7 | Повторение способов обозначения твёрдости - мягкости согласных. | 1 | Различение согласных звонких и глухих, мягких и твердых, парных и непарных. | |
8 | Повторение изученных орфографических правил. | 1 | Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Обозначение мягкости согласных звуков на письме. | |
9 | Знакомство со случаями написания ь и его отсутствием в сочетаниях чк, чн, чт. щн). | 1 | Правописание сочетаний чк, чн, щн. Обозначение мягкости согласных звуков на письме. | |
10 | Мягкий согласный перед мягким - "опасное" при письме место. | 1 | Обозначение мягкости согласных звуков на письме. | |
11 | Сочетания, в которых никогда или чаще всего не пишется ь(зд, сн, зн, нщ; ст, нт). | 1 | Различение согласных звонких и глухих, мягких и твердых, парных и непарных. Обозначение мягкости согласных звуков на письме. | |
12 | Закрепление правила написания ь между двумя согласными. | 1 | Обозначение мягкости согласных звуков на письме. | |
13 | Входная контрольная работа. Диктант. | 1 | Написание под диктовку текста в соответствии с изученными нормами правописания. | |
14 | Анализ результатов контрольной работы. Повторение известных способов обозначения звука [й]. | 1 | Обозначение мягкости согласных звуков на письме. | |
15 | Знакомство с назначением разделительных знаков ( ъ и ь). | 1 | Употребление разделительных ь и ъ. | |
16 | Формирование умения использовать разделительный ъ. | 1 | Употребление разделительных ь и ъ. | |
17 | Закрепление изученного о разделительных знаках (ъ и ь). | 1 | Употребление разделительных ь и ъ. | |
18 | Обобщение: три способа обозначения звука [й]. | 1 | Различение согласных звонких и глухих, мягких и твердых, парных и непарных. | |
19 | Повторение изученных орфографических правил. | 1 | Правописание сочетаний жи-ши,ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн. Употребление разделительных ь и ъ. | |
20 | Контрольная работа по теме "Правописание ь и ъ". | 1 | Различение согласных звонких и глухих, мягких и твердых, парных и непарных. Обозначение мягкости согласных звуков на письме. | |
21 | Анализ результатов контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 | Различение согласных звонких и глухих, мягких и твердых, парных и непарных. Обозначение мягкости согласных звуков на письме. | |
Главные опасности письма. Как писать без ошибок? (24 часа) | ||||
22 | Знакомство с понятием "орфограмма". | 1 | Орфография. Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корне слова. | |
23 | Орфограммы безударных и ударных гласных. | 1 | Правописание безударных гласных. | |
24 | Орфограммы парных по глухости - звонкости согласных. | 1 | Правописание парных звонких и глухих согласных. | |
25 | Непарные по глухости - звонкости согласные - не орфограммы. | 1 | Правописание парных звонких и глухих согласных. | |
26 | Парные по глухости - звонкости согласн. перед непарн. звонкими и [в] - не орфограммы | 1 | Правописание парных звонких и глухих согласных. | |
27 | Закрепление изученного. Тренировка орфографической зоркости. | 1 | Орфография. Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных. Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корне слова. Употребление разделительных ь и ъ. | |
28 | Введение письма с "окошками". | 1 | Решение орфографических задач. | |
29 | Обучение работе с орфографическим словарём. | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря. | |
30 | Обучение письму с "окошками" на месте всех буквенных орфограмм. | 1 | Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных. Употребление разделительных ь и ъ. | |
31 | Тренировка в письме с "окошками" на месте всех орфограмм. | 1 | Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных. Употребление разделительных ь и ъ. | |
32 | Знакомство с некотор. способ. выбора букв: путём подстановки слов она, оно, они. | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря. | |
33 | Закрепление письма с "окошками" и умения решать орфограф. задачи. | 1 | Решение орфографических задач. | |
34 | Введение памятки 4 с "окошками" на месте неизвестной буквы. | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря. | |
35 | Закрепление нового способа письма. | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря. | |
36 | Тренировка в письме с "окошками" по памятке 4. | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря. | |
37 | Две орфограммы в безударных слогах. | 1 | Орфография. Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание сочетаний жи-ши. | |
38 | Две орфограммы в безударных слогах. Закрепление. | 1 | Орфография. Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание сочетаний жи-ши. | |
39 | Орфограммы безударных и ударных гласных. Повторение. | 1 | Правописание безударных гласных в корне слова. | |
40 | Орфограммы парных по глухости - звонкости согласных. Повторение. | 1 | Правописание парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова. | |
41 | Контрольная работа за 1 четверть | 1 | ||
42 | Анализ результатов контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. | |
43 | Деловая речь: написание кулинарных рецептов. | 1 | Создание небольшого текста (сочинения). | |
44 | Контрольное списывание. | 1 | Безошибочное списывание текста. | |
45 | Картинная речь: сочинение загадок. | 1 | Создание небольшого текста (сочинения). | |
II четверть (35 часов) | ||||
Выражаем мысли и чувства (13часов) | ||||
46 | Деловая и картинная речь. Обобщение. | 1 | Создание небольшого текста (сочинения). | |
47 | Предложение: его назначение и признаки. | 1 | Различение слова, словосочетания и предложения. Связь слов в предложении. | |
48 | Построение предложений. | 1 | Связь слов в предложении. | |
49 | Деление речи на предложения, их составление и письменное оформление. | 1 | Различение слова, словосочетания и предложения. Различение предложения и текста. Связь слов в предложении. | |
50 | Составление и запись предложений. | 1 | Различение слова, словосочетания и предложения. Различение предложения и текста. Связь слов в предложении. | |
51 | Виды предложений по цели высказывания. | 1 | Разновидности предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Связь слов в предложении. | |
52 | Виды предложений по интонации. | 1 | Разновидности предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Связь слов в предложении. | |
53 | Виды предложений. Закрепление. | 1 | Разновидности предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Связь слов в предложении. | |
54 | Построение вопросительных предложений и точный ответ на них. | 1 | Разновидности предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Связь слов в предложении. | |
55 | Построение ответов на вопрос "почему?". | 1 | Разновидности предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Связь слов в предложении. | |
56 | Побудительные предложения со значением просьбы, совета, требования, пожелания. | 1 | Разновидности предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Связь слов в предложении. | |
57 | Составление пожеланий. | 1 | Составление поздравлений, писем, пожеланий. | |
58 | Письмо с "окошками". Обучающий диктант. | 1 | Написание под диктовку текста (75–80 слов) в соответствии с изученными нормами правописания. | |
Хочу сказать больше (12 часов) | ||||
59 | Знакомство с понятием "текст". | 1 | Отличие письменной речи от устной. Различение предложения от текста. Признаки текста. | |
60 | Тема и основная мысль текста. | 1 | Различение предложения от текста. Признаки текста. Выделение в тексте темы, основной мысли. | |
61 | Требования к хорошему тексту. | 1 | Различение предложения от текста. Признаки текста. | |
62 | Обдумывание и редактирование текста. Знакомство с памятками "Текст" и "Редактор". | 1 | Различение предложения от текста. Признаки текста. Составление поздравлений, писем. | |
63 | Редактирование текстов. | 1 | Деформированные предложения. Составление поздравлений, писем. | |
64 | Восстановление и запись деформированных текстов. | 1 | Признаки текста. Безошибочное списывание текста. | |
65 | Восстановление и запись деформированных текстов. | 1 | Признаки текста. Безошибочное списывание текста. | |
66 | Обучающее изложение (№ 265). | 1 | Создание небольшого текста изложения. | |
67 | Контрольное списывание | 1 | Безошибочное списывание текста. | |
68 | Обучающее изложение "Шустрые зверьки". | 1 | Создание небольшого текста изложения. | |
69 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | Написание под диктовку текста (75–80 слов) в соответствии с изученными нормами правописания. | |
70 | Анализ результатов контрольного диктанта. Работа над ошибками. | 1 | Объяснение допущенных ошибок. | |
Размышляем о словах (17 часов ) | ||||
71 | Значение слова. | 1 | Слово и его значение. | |
72 | Знакомство с понятиями "родственные слова", "корень слова". | 1 | Выделение корня слова. Однокоренные слова, формы одного и того же слова. | |
73 | Наблюдение за единым написанием корней в родственных словах. | 1 | Выявление родственных слов, нахождение корня. | |
74 | Способ действия для выявления родственных слов и нахождения корня. | 1 | Выявление родственных слов, нахождение корня. | |
75 | Выявление родственных слов и нахождение корня. | 1 | Выявление родственных слов, нахождение корня. | |
76 | Создание текста по готовому началу. | 1 | Создание текста по готовому началу. | |
77 | Общее знакомство с понятием "окончание". | 1 | Выделение окончания в словах. | |
78 | Составление рассказов на основе прочитанного. | 1 | Составление рассказов на основе прочитанного. | |
79 | Подготовка новогодних поздравлений, пожеланий. | 1 | Составление поздравлений, писем. | |
80 | Составление пожеланий. | 1 | Составление поздравлений, писем, пожеланий. | |
III четверть (50 часов) | ||||
81 | Рассказ о зимних каникулах. "Однажды…". | 1 | Создание небольшого текста (сочинения) по заданной тематике. | |
82 | Однокоренные слова. | 1 | Слово и его значение. Выделение корня и окончания слова. Однокоренные слова, формы одного и того же слова. | |
83 | Выделение корня в однокоренных словах. | 1 | Слово и его значение. Выделение корня и окончания слова. Однокоренные слова, формы одного и того же слова. | |
84 | Синонимы. | 1 | Слово и его значение. Выделение корня и окончания слова. Однокоренные слова, формы одного и того же слова. | |
85 | Изменение слов по числам и по "командам" вопросов. | 1 | Слово и его значение. Выделение корня и окончания слова. Однокоренные слова, формы одного и того же слова. | |
86 | Разграничение однокоренных слов и изменений слова. | 1 | Слово и его значение. Выделение корня и окончания слова. Однокоренные слова, формы одного и того же слова. | |
87 | Упражнения в подборе однокоренных слов и изменении слов. Антонимы. | 1 | Слово и его значение. Выделение корня и окончания слова. Однокоренные слова, формы одного и того же слова. | |
88 | Повторение освоенных способов выбора букв в словах. | 1 | Слово и его значение. Выделение корня и окончания слова. Однокоренные слова, формы одного и того же слова. | |
Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова (44 часа) | ||||
89 | Проверочные и проверяемые слова. | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря. | |
90 | Способы подбора проверочных слов для названий предметов. | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря. | |
91 | Подбор проверочных слов для названий предметов. | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря. | |
92 | Подбор проверочных слов для названий предметов. Закрепление. | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря. | |
93 | Подбор проверочных слов для названий предметов. Обобщение. | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря. | |
94 | Объяснение значения слова как способ проверки. | 1 | Слово и его значение. Словарное богатство русского языка. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря. Слова, обозначающие предметы | |
95 | Способы подбора проверочных слов для названий действий. | 1 | Слово и его значение. Словарное богатство русского языка. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря. Слова, обозначающие предметы | |
96 | Подбор проверочных слов для названий действий. Закрепление. | 1 | Слово и его значение. Словарное богатство русского языка. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря. Слова, обозначающие предметы | |
97 | Подбор проверочных слов для названий действий. Обобщение. | 1 | Слово и его значение. Словарное богатство русского языка. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря. Слова, обозначающие предметы | |
98 | Способы подбора проверочных слов для названий признаков предметов. | 1 | Слово и его значение. Словарное богатство русского языка. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря. Слова, обозначающие предметы | |
99 | Подбор проверочных слов для названий признаков предметов. | 1 | Слово и его значение. Словарное богатство русского языка. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря. Слова, обозначающие предметы | |
100 | Значение слова и его написание. | 1 | Слово и его значение. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря. | |
101 | Повторение опознавательных признаков проверочных слов для орфограмм корня. | 1 | Разные способы проверки правописания слов. | |
102 | Орфографическое правило. | 1 | Орфография. Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных. Разные способы проверки правописания слов. | |
103 | Способ действия при выборе букв безударных гласных и парных по глухости - звонкости согласных. | 1 | Орфография. Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных. Разные способы проверки правописания слов. | |
104 | Правила правописания безударных гласных и парных согласных в корнях слов. | 1 | Орфография. Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных. Разные способы проверки правописания слов. | |
105 | Письмо с "окошками" как способ "ухода" от ошибок. | 1 | Орфография. Письмо с "окошками" как способ "ухода" от ошибок. | |
106 | Тренировка в разграничении решаемых и пока не решаемых задач. | 1 | Орфография. Письмо с "окошками" как способ "ухода" от ошибок. | |
107 | Правила правописания безударных гласных и парных согласных в корнях слов. | 1 | Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных. | |
108 | Обучающее изложение (Е. Чарушин. "Волчишка"). | 1 | Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания). | |
109 | Работа над ошибками, допущенными в изложении. | 1 | Работа с текстом, объяснение допущенных ошиюок. | |
110 | Орфографическая задача на месте сочетаний [сн] и способы её решения. | 1 | Звукобуквенный анализ как основа «перевода» слова звучащего в слово написанное. Обозначение на письме мягких согласных. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря. | |
111 | Орфографическ. задача на месте сочетаний [зн],[ств],[нц],[рц] и способы её решения. | 1 | Звукобуквенный анализ как основа «перевода» слова звучащего в слово написанное. Обозначение на письме мягких согласных. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря. | |
112 | Постановка орфографическ. задач на месте "опасных" сочетаний звуков, их решение. | 1 | Звукобуквенный анализ как основа «перевода» слова звучащего в слово написанное. Обозначение на письме мягких согласных. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря. | |
113 | Орфографические задачи на месте "опасных" сочетаний звуков, их решение. Закрепление. | 1 | Звукобуквенный анализ как основа «перевода» слова звучащего в слово написанное. Обозначение на письме мягких согласных. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря. | |
114 | Непроверяемые написания. | 1 | Работа с орфографическим словарем. | |
115 | Правописание удвоенных согласных в корне слова. | 1 | Правописание удвоенных согласных в корне слова. | |
116 | Правописание удвоенных согласных в корне слова. Закрепление. | 1 | Правописание удвоенных согласных в корне слова. | |
117 | Проверяемые и непроверяемые написания. | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря. | |
118 | Проверяемые и непроверяемые написания. Закрепление. | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря. | |
119 | Решение орфографических задач разными способами. | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря. Однокоренные слова, формы одного и того же слова. | |
120 | Постановка орфографических задач на месте "опасных" сочетаний звуков, их решение. | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря. Однокоренные слова, формы одного и того же слова. | |
121 | Непроверяемые написания. Повторение. | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря. Однокоренные слова, формы одного и того же слова. | |
122 | Правописание удвоенных согласных в корне слова. Повторение. | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря. Однокоренные слова, формы одного и того же слова. | |
123 | Контрольная работа по теме "Орфографические задачи в корне слова". | 1 | Письмо под диктовку текста. | |
124 | Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. | 1 | Работа над нахождением ошибок, их анализ. Выполнение проверочного теста. | |
125 | Написание поздравлений. | 1 | Составление поздравлений, писем. | |
126 | Подготовка поздравлений к 8 Марта. | 1 | Составление поздравлений, писем. | |
127 | Обучающее изложение "Подарок маме". | 1 | Работа над изложением по заданной теме. Написание изложения. | |
128 | Изложение с выбором заголовка ("Спасён!"). | 1 | Работа по обсуждению содержания изложения. Написание изложения. | |
129 | Работа над ошибками, допущенными в изложении. | 1 | Работа над совершенствованием умения самостоятельно находить и исправлять ошибки в собственном изложении. | |
130 | Формирование умений связной речи на текстах весенней тематики. | 1 | Создание связного текста (сочинения) по заданной тематике. Работа над обогащением словаря, употреблением в устной и письменной речи изобразительных средств выразительности. | |
IV четверть (40 часов) | ||||
131 | Написание словесных картин "Вот и весна!". | 1 | Создание связного текста (сочинения) по заданной тематике. Работа над обогащением словаря, употреблением в устной и письменной речи изобразительных средств выразительности. | |
132 | Написание деловых текстов, телеграмм о признаках весны. | 1 | Создание связного текста (сочинения) по заданной тематике. Работа над обогащением словаря, употреблением в устной и письменной речи изобразительных средств выразительности. | |
Как устроены слова? (29 часов) | ||||
133 | Строение слова. | 1 | Слово и его значение. Однокоренные слова, формы одного и того же слова. | |
134 | Окончание слова. | 1 | Выделение окончания слова. | |
135 | Приставка. Суффикс. | 1 | Слово и его значение. Выделение значимых частей слова (корень, приставка, суффикс, окончание). | |
136 | Значение, употребление и написание приставок. | 1 | Образование новых слов (однокоренных) с помощью приставок. Значение приставок. | |
137 | Разграничение приставок и предлогов. | 1 | Слово и его значение. Выделение значимых частей слова (корень, приставка, суффикс, окончание). | |
138 | Значение, употребление и написание суффиксов. | 1 | Слово и его значение. Выделение значимых частей слова (корень, приставка, суффикс, окончание). Образование новых слов (однокоренных) с помощью суффиксов. Значение суффиксов. Разбор слова по составу. | |
139 | Использование и правильное написание различных частей слов. | 1 | Слово и его значение. Выделение значимых частей слова (корень, приставка, суффикс, окончание). Образование новых слов (однокоренных) с помощью суффиксов. Значение суффиксов. Разбор слова по составу. | |
140 | Способ действия при анализе состава слова. | 1 | Слово и его значение. Выделение значимых частей слова (корень, приставка, суффикс, окончание). Образование новых слов (однокоренных) с помощью суффиксов. Значение суффиксов. Разбор слова по составу. | |
141 | Разбор слов по составу. | 1 | Слово и его значение. Выделение значимых частей слова (корень, приставка, суффикс, окончание). Образование новых слов (однокоренных) с помощью суффиксов. Значение суффиксов. Разбор слова по составу. | |
142 | Наблюдение за значениями частей слов. | 1 | Слово и его значение. Выделение значимых частей слова (корень, приставка, суффикс, окончание). Образование новых слов (однокоренных) с помощью суффиксов. Значение суффиксов. Разбор слова по составу. | |
143 | Двойные согласные на границе частей слов. | 1 | Написание удвоенных согласных на границе частей слов. | |
144 | Правописание корней, приставок и суффиксов. | 1 | Правописание корней, приставок и суффиксов. | |
145 | Выбор разделительного знака ( ъ или ь ). | 1 | Употребление разделительных ь и ъ. | |
146 | Выбор разделительного знака ( ъ или ь ). Закрепление. | 1 | Употребление разделительных ь и ъ. | |
147 | Разбор слов по составу. | 1 | Состав слова. Однокоренные слова. | |
148 | Решение орфографических задач разными способами. | 1 | Выполнение упражнений на изученные орфограммы. | |
149 | Правописание корней, приставок и суффиксов. | 1 | Разные способы проверки правописания слов. | |
150 | Использование и правильное написание различных частей слов. | 1 | Разные способы проверки правописания слов. | |
151 | Разделительные твёрдый и мягкий знаки. Повторение | 1 | Употребление разделительных ь и ъ. | |
152 | Контрольная работа по теме "Состав слова". | 1 | Письмо под диктовку текста (75–80 слов). | |
153 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | 1 | Работа над совершенствованием навыков нахождения, анализа, исправления ошибок. | |
154 | Решение орфографических задач. | 1 | Выполнение тренировочных упражнений на изученные орфограммы. | |
155 | Восстановление и запись деформированных текстов. | 1 | Выполнение тренировочных упражнений на изученные орфограммы. | |
156 | Знакомство с понятиями "правильно" и "точно". | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря. | |
157 | Выбор более точного слова. Словесные картины. | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря. | |
158 | Написание словесных картин. | 1 | Создание небольшого текста-описания (сочинения) по заданной теме. | |
159 | Значение слов. | 1 | Слово и его значение. Этимология слов. Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значение слова. | |
160 | Значение, строение и происхождение слов. | 1 | Слово и его значение. Этимология слов. Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значение слова. | |
161 | Проверяемые и непроверяемые написания. Повторение. | 1 | Проверяемые и непроверяемые написания. | |
Перелистаем учебник. Обобщение (9 часов) | ||||
162 | Правила правописания безударных гласных в корнях слов. Повторение. | 1 | Выполнение тренировочных упражнений по пройденному материалу. | |
163 | Правила правописания парных согласных в корнях слов. Повторение. | 1 | Выполнение тренировочных упражнений по пройденному материалу. | |
164 | Правописание удвоенных согласных в корне слова. Повторение. | 1 | Выполнение тренировочных упражнений по пройденному материалу. | |
165 | Написание словесных картин "Мой четвероногий друг". | 1 | Создание небольшого текста-описания (сочинения) по заданной теме. | |
166 | Итоговая контрольная работа (диктант с граммат. заданием). | 1 | Письмо под диктовку текста (75–80 слов). | |
167 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Разбор слов по составу. | 1 | Работа над совершенствованием навыков нахождения, анализа, исправления ошибок. | |
168 | Правописание корней, приставок и суффиксов. Обобщение. | 1 | Правописание корней, приставок и суффиксов. | |
169 | Восстановление и запись деформированных текстов. | 1 | Восстановление деформированных текстов. | |
170 | Написание поздравлений к окончанию учебного года. | 1 | Работа над составлением поздравлений к окончанию учебного года. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тематическое планирование по обучению грамоте , письму,русскому языку "Гармония" 1 класс
Планирование по обучению грамоте, письму,русскому языку по программе "Гармония" 1 класс....
Русский язык. "Гармония". 3 класс.
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса по образовательной системе "Гармония"....
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочая программа по русскому языку Гармония 1-4классы с УУД. Календарно-тематическое планирование 3-4класс с УУД
Рабочая программа по русскому языку Гармония 1-4классы с УУД. Календарно-тематическое планирование 3-4класс с УУД...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Проверочная работа по русскому языку Гармония 3 класс 3 четверть
Проверочная работа по русскому языку Гармония 3 класс 3 четверть...