Русский язык. "Гармония". 3 класс.
рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме

Вересова Наталья

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса по образовательной системе "Гармония".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.rar75.85 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по начальной школе (2009 г.); Примерной программы по русскому языку; авторской программы по предмету «Русский язык» М.С.Соловейчик для 3 класса, требований к уровню подготовки обучающихся 3 класса с учетом регионального компонента и Основной образовательной программы гимназии. Региональный компонент отражен в содержании заданий.

Цели программы

-        Создать условия для осознания ребёнком себя как носителя языка, открыть ему русский язык как предмет наблюдения и изучения, пробудить интерес к его освоению, заложить основы сознательного отношения к своей речи;

-        обеспечить становление всех видов речевой деятельности, становление коммуникативной компетенции младших школьников;

-        использовать возможности языка для интеллектуального, эмоционального и эстетического развития ребёнка, для расширения его познавательных интересов, для формирования учебной самостоятельности и в целом умения учиться.

Задачи программы

-        Приобретение детьми первоначальных знаний о языке и речи, освоение основных лингвистических понятий и правил из области фонетики, графики, морфемики, грамматики, орфографии, культуры речи, теории текста (с учётом возраста учащихся и практических потребностей);

-        становление умения выполнять разнообразные действия с языковым материалом (анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение), устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, умозаключения, подводить конкретные факты языка под понятия и на этой основе - развитие мышления детей, их языковой интуиции, чувства слова, накопление опыта пользования языком для понимания чужих мыслей и выражения своих;

-        формирование комплекса языковых и речевых умений, необходимых для успешного общения в устной и письменной форме, для создания высказываний и использования в них языковых средств с учётом задач и условий общения, для осознания и верного решения возникающих при письме вопросов правописания и в целом для контроля за качеством своей речи.

Место курса в учебном плане.

На изучение учебного предмета «Русский язык» в 3 классе отводится:

– количество часов в год – 170;

– количество часов в неделю – 5;

– количество часов в 1-й четверти – 45;

– количество часов во 2-й четверти – 35;

– количество часов в 3-й четверти – 50;

– количество часов в 4-й четверти – 40.

           Программа рассчитана на 170 часов (5 часов в неделю) и предназначена для обучающихся 3 класса.

     Рабочая программа составлена в соответствии с Обязательным минимумом содержания начального образования.

Содержание учебного предмета.

   Изучаемый в 3-м классе материал, продолжает, углубляет и расширяет работу в разных направлениях: по развитию речи, по грамматике, фонетике, графике и орфографии.

Круг сведений о языке, речи и правописании

Повторение (20 ч). Слово и его значение; основа слова как часть, в которой заключен; его смысл значение основы (лексическое) и окончания (грамматическое), термины факультативны. Сочетания -оро-, -ра-, -оло-, -ла-, -ере-, -ре- как полногласные и неполногласные (термины не обязательны). Сложные слова, их строение и написание. Орфограммы цы и ци в корнях слов и в окончаниях. Суффиксы -ек, -ик, их значение и правописание.

Части речи. Орфография (110 ч.)

Слово как часть речи (27 ч). Основные группы слов, их особенности и название: имя существительное, глагол, имя прилагательное, имя числительное. Местоимения как слова-указатели, своеобразие их использования в речи. Предлоги, союзы и частицы (на примере частицы не) как слова-помощники. Самостоятельные и служебные части речи, их различие. Правописание служебных слов.

        Общее представление о форме слова, о начальной форме каждой из изменяемых частей речи.

Глагол (30 ч). Глагол как часть речи, его основное назначение и возможные значения. Использование глаголов в текстах о действиях людей и животных.

Изменение глагола по числам, значение числа у слов этой части речи (действие нескольких предметов); изменение по временам, значение форм времени и внешние приметы; две формы будущего времени. Использование временных форм в речи.

Изменение глагола в прошедшем времени по родам; правописание, родовых окончаний, правильное ударение в словах (послала, начала, и т.п.). Изменение глагола в настоящем и будущем времени по лицам; значения форм лица, их соотношение с личными местоимениями. Образование некоторых личных глагольных форм с чередованием согласных (бегут, бежишь, хотят, хочешь и т.п.); постановка ударения в глаголах: позвонишь, включишь и др. Правописание ь в окончаниях глаголов 2 л. ед.ч. (общее знакомство).

Неопределенная форма глагола как его начальная форма, способы ее нахождения; написание в ней ь. Способ решения орфографической задачи: ться или тся? Правописание гласных суффиксов в неопределенной форме глаголов: таЯть, лаЯть, строИть, клеИть, :верИть, видЕть; слышАть, обидЕть и т.п.; правописание этих суффиксов в глаголах прошедшего времени.

Имя существительное и имя прилагательное (30 ч). Их значение, назначение, использование в речи. Возможность изменения по числам, значение единственного и множественного числа. Имена существительные, не имеющие пары по числу (санки, грабли, молоко).

Род имени существительного и имени прилагательного, сходство и различие. Способы определения рода, применение словаря «Какого рода и числа слово?». Правописание ь на конце имен существительных после шипящих в начальной форме.  Правописание окончаний имен существительных и имен прилагательных в начальной форме.

Падежи имен существительных (общее знакомство), употребление и правописание предлогов с именами существительными. Зависимость имени прилагательного от имени существительного, изменение вслед за ним по числам, родам и падежам.

        Личные местоимения (5 ч) как замена имени существительного в тексте, возможная неясность мысли при неудачном использовании местоимений. Значения местоимений 1, 2, 3-го лица; образование и написание личных местоимений с предлогами.

        Неоправданное повторение слов в речи, использование местоимений и синонимов для устранения недочета.

    Имя числительное (3 ч) как часть речи, назначение и особенности изменения (общее знакомство), основные требования культуры речи.

Обобщение (15 ч). Сходство и различие имен (существительных, прилагательных, числительных), личных местоимений и глаголов. Характеристика имен существительных, имен прилагательных и глаголов как частей речи.

Предложение. Текст (35 ч.)

        Предложение (12 ч). Главные и второстепенные члены предложения, главные как его основа. Предложения распространенные и нераспространенные. Связи слов в предложении; вопросы от слова к к слову по смыслу и по форме. Связь глагола с именем существительным в главной паре членов предложения.

Текст (23 ч). Повествование и описание предмета, особенности их содержания и построения; словесная зарисовка (этюд) с их использованием. Организация делового текста типа инструкции (как что-то делать).

Предложения со значением оценки действительности; особенности их построения. Роль и место таких предложений в тексте, выражение в них главной мысли.

Строение текста, включающего несколько подтем. План текста и способы его составления. Красная строка как знак начала текста и его частей. Оформление письменного текста, состоящего из нескольких частей.

Обобщение в конце года (5 ч).

Планируемые результаты.

Обучающиеся должны уметь:

  • Слушать собеседника и говорить, соблюдая правила речевого поведения. Участвовать в оценке устных ответов одноклассников с точки зрения ясности содержания, правильности и уместности употребления языковых средств; вежливо выражать, свою оценку.        
  • Определять тему текста, выделять предложение, содержащее основную мысль, обоснованно озаглавливать текст. Использовать слова текста для называния его частей при составлении плана.
  •  Различать повествования и описания предмета, выделять предложения со значением оценки и характеризовать их роль в тексте.        
  • Письменно подробно пересказывать тексты повествовательного характера, осознанно сохраняя особенности авторского построения и использования языковых средств, в том числе различных частей речи (после коллективной подготовки.).
  • Создавать (устно и письменно) тексты - повествования (деловые и изобразительные), обдумывать их содержание и выбор средств языка, улучшать после записи (пользуясь памятками «Текст» и «Редактор»). Строить предложения со значением оценки и уместно включать их в свои тексты.
  • Пользоваться всеми словарями, имеющимися в учебнике, для решения различных практических задач.
  • Выделять основу и окончание (в ясных случаях), разграничивать их роль в слове, выделять в основе корень, приставку, суффикс. Где можно, объяснять значение, вносимое частями слов.
  • Различать части речи по комплексу изученных грамматических признаков: вопрос, значение, особенности изменения. Определять, (в соответствии с этапом обучения) признаки слова как части речи (проводить морфологический разбор)
  •         Разграничивать понятия «части речи» и «члены предложения».
  •  Находить главные и второстепенные члены предложения. Выделять пары членов предложения; ставить от главного слова к зависимому смысловые и формальные (падежные) вопросы (с опорой на подсказки учебника).
  •  Давать полную или частичную характеристику предложений (по цели, интонации, наличию второстепенных членов); выделять основу и другие пары членов предложения.
  • Правильно изменять слова по заданным грамматическим признакам; конструировать основу предложения и словосочетания (без термина) с учётом рода и числа имени существительного или местоимения. Пользоваться имеющимся в учебнике словарём «Какого рода и числа слова?» для решения возникающих вопросов культуры речи. Замечать, объяснять и исправлять ошибки и недочеты в образовании форм слов, в их связи.
  •  Обнаруживать все известные орфограммы, выделять среди них орфограммы на изученные и неизученные правила, выявлять случаи непроверяемых написаний.
  • Осознанно выбирать буквы, если способы решения орфографических задач знакомы, и оставлять «окошки», если решение неизвестно или вызывает сомнение. Самостоятельно пользоваться орфографическим словарем учебника.
  • Выполнять необходимые действия и правильно писать: буквы в полногласных и неполногласных сочетаниях в корнях слов (-оро-, -ра- и др.); буквы соединительных гласных в сложных словах или е); суффиксы -ек, -ик; родовые окончания в начальной форме имен существительных и имен прилагательных, в форме прошедшего времени глагола; ь после шипящих на конце имен существительных в начальной форме, а также в неопределенной форме глагола; суффиксы -а-, -я-, -и-, -е- в той же форме глагола (они осваиваются в словарном порядке) и в формах прошедшего времени; частицу не с глаголами.
  •  Списывать и писать под диктовку текст объемом 55-65 слов. Проверять написанное, находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила.
  • Писать слова с непроверяемыми орфограммами: автобус, автомобиль, адрес, аккуратный, апрель, балкон, библиотека, ботинки, быстро, валенки, варежки, велосипед, веять, вечер, видеть, вокруг, ворона, гараж, гладить, город, горох, декабрь, двадцать,  животное,жёлтый, завод, завтра, земляника, каникулы, карман, картофель, клеить, коллекция, кровать, лаять, математика, мебель, месяц, минута, ноябрь, обидеть, облака, ого род, огромный, одиннадцать, октябрь, отдых, падать, пиджак, плавать, платок; полотенце, природа, прыгать, пятьдесят, растение, сапоги, сарай, сентябрь, сеять, скоро, сначала, слушать, слышать, солдат, соловей, сорок, сорока, ставить, строить, таять, товарищ, трамвай, улица, февраль, футбол, цыпленок, черный, шоссе, январь.

Повышенный уровень.

Различать предложения со значением оценки чего-либо;  особенности их построения; определять роль и место таких предложений  в тексте, выражение в них главной мысли; начинать и завершать разговор, соблюдать правила общения (не перебивать, смотреть на собеседника, стараться понять его и помогать понимать себя); строить предложения, включая их в текст, развивать мысли, выбирать порядок слов; устанавливать связь предложений в тексте (наблюдение и воспроизведение); добавлять в текст собственные суждения; обучение улучшению своих текстов с точки зрения структуры, построения предложений, правильного, точного, выразительного использования языковых средств; состава и последовательности операций, связанных с обдумыванием, написанием и корректировкой написанного текста; элементарная транскрипция (без использования термина) как способ обозначения звукового состава слова; полный фонетический анализ слова как компонент фонетико-графического разбора; общее представление об основе слова, о нулевом окончании, о сложных словах, о значении основы (лексическом) и значении окончания (грамматическом) как двух значениях слова; образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок, работа над правильностью их употребления, над соответствием отдельных приставок и предлогов (в… – в, до… – до, за… – за и др.);  представление о значении некоторых суффиксов и приставок; представление о прямом и переносном значении, о словах, имеющих несколько значений, о происхождении отдельных слов и выражений; общее представление о форме слова, о понятии «начальной форма», об окончании как выразителе одного из значений слова; знать имена существительные, не имеющие пары по числу; различать падежные и смысловые вопросы; выполнять морфологический анализ имён существительных, прилагательных, глаголов, местоимений; соблюдать правила использования форм именительного падежа множественного числа от слов, типа: учитель, повар, шофёр и др.; знать имя числительное: назначение в речи,  общее представление об  изменении по падежам (практическая работа уровне культуры речи и правописания);

устанавливать сходство имён существительных, имён прилагательных и имён числительных, составляющих группу имён; предупреждение неудачного употребления местоимений как одной из причин неясности речи; различать окончания глаголов личные и родовые; наблюдать за использованием  форм настоящего времени вместо прошедшего, форм 2-го лица вместо 1-го для повышения выразительности речи; использовать наречия в предложениях и текстах при ответе на вопрос «Как пройти?»;   участие предлогов в образовании падежных форм имён существительных и местоимений; назначение и  использование союзов и, а, но; значение и использование частицы не с глаголами; связь членов словосочетания по смыслу и по форме; общее представление о диалоге; правила вежливости при разговоре по телефону; способы  построения предложений при ответе на вопрос «Почему?»; практическое освоение  побудительных  предложений  с выражением совета, просьбы, пожелания,  требования;  особенности их произнесения;  оформление предложений со словом  пожалуйста    в письменной речи; общее представление о видах второстепенных членов предложения: определение, дополнение, обстоятельство; написание суффиксов -ек – -ик; написание сочетаний ци – цы в положении под ударением и без ударения;

соединительные гласные в сложных словах.

Преобладающие виды работы:

  • решение орфографических задач
  • применение способов действия необходимых для решения изученных вопросов орфографии;
  • фонематический анализ слов
  • наблюдения за интонацией и эмоциональной окраской предложения
  • обращение к словарю для  освоения новых слов
  • ввод заданий, ориентирующих детей на осуществление самоконтроля в грамотном письме и отработке каллиграфического навыка

Приемы, методы и формы работы:

  • разнообразные виды самостоятельной работы (диктанты различной направленности, решение орфографических задач, с умением доказать правильность написания, тесты)
  • наблюдение за речью, использование словарей различной направленности

Система оценки индивидуальных достижений учащихся

Оценивание индивидуальных достижений учащихся гимназии осуществляется на основании локального акта «Система оценивания учебных достижений учащихся 1-4 классов».

Материально-техническое обеспечение курса:

Библиотечный фонд

-  Учебник Русский язык « К тайнам нашего языка» 3 класс в 2-х частях (Авторы: М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко Изд.Смоленск «Ассоциация ХХ1 век» 2011 год. Образовательная система «Гармония»)

- Тетрадь-задачник в 3 частях (Авторы: М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко, Изд.Смоленск «Ассоциация ХХ1 век» 2012)

Печатные пособия

  •  Набор таблиц и схем для начальной школы по технологии.
  •  Наглядные пособия.

 Технические средства

  •  Электронные приложения (тесты, презентации, таблицы, мультимедийные карты).

-    Компьютерные и информационно-коммуникативные средства: мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету.

  •   Видеофильмы, аудиозаписи.
  •   Мобильный компьютерный класс для начальной школы.

Игры и игрушки

Настольные развивающие игры по тематике предмета «Русский язык» (лото, игры путешествия и пр.), наборы ролевых игр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку. "Гармония". 2 класс.

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса по образовательной системе "Гармония". Документ составлен в соответствии с современными требованиями....

тематическое планирование по обучению грамоте , письму,русскому языку "Гармония" 1 класс

Планирование по обучению грамоте, письму,русскому языку по программе "Гармония" 1 класс....

Рабочая программа по русскому языку Гармония 1-4классы с УУД. Календарно-тематическое планирование 3-4класс с УУД

Рабочая программа по русскому языку Гармония 1-4классы с УУД. Календарно-тематическое планирование 3-4класс с УУД...

Русский язык Гармония

Презентация по теме :"Воспоминания о лете"...

Русский язык Гармония

Правильно и точно...

Русский язык Гармония

Какие значения есть у слова...

Проверочная работа по русскому языку Гармония 3 класс 3 четверть

Проверочная работа по русскому языку Гармония 3 класс 3 четверть...