Русский язык. "Гармония". 3 класс.
рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса по образовательной системе "Гармония".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.rar | 75.85 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по начальной школе (2009 г.); Примерной программы по русскому языку; авторской программы по предмету «Русский язык» М.С.Соловейчик для 3 класса, требований к уровню подготовки обучающихся 3 класса с учетом регионального компонента и Основной образовательной программы гимназии. Региональный компонент отражен в содержании заданий.
Цели программы
- Создать условия для осознания ребёнком себя как носителя языка, открыть ему русский язык как предмет наблюдения и изучения, пробудить интерес к его освоению, заложить основы сознательного отношения к своей речи;
- обеспечить становление всех видов речевой деятельности, становление коммуникативной компетенции младших школьников;
- использовать возможности языка для интеллектуального, эмоционального и эстетического развития ребёнка, для расширения его познавательных интересов, для формирования учебной самостоятельности и в целом умения учиться.
Задачи программы
- Приобретение детьми первоначальных знаний о языке и речи, освоение основных лингвистических понятий и правил из области фонетики, графики, морфемики, грамматики, орфографии, культуры речи, теории текста (с учётом возраста учащихся и практических потребностей);
- становление умения выполнять разнообразные действия с языковым материалом (анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение), устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, умозаключения, подводить конкретные факты языка под понятия и на этой основе - развитие мышления детей, их языковой интуиции, чувства слова, накопление опыта пользования языком для понимания чужих мыслей и выражения своих;
- формирование комплекса языковых и речевых умений, необходимых для успешного общения в устной и письменной форме, для создания высказываний и использования в них языковых средств с учётом задач и условий общения, для осознания и верного решения возникающих при письме вопросов правописания и в целом для контроля за качеством своей речи.
Место курса в учебном плане.
На изучение учебного предмета «Русский язык» в 3 классе отводится:
– количество часов в год – 170;
– количество часов в неделю – 5;
– количество часов в 1-й четверти – 45;
– количество часов во 2-й четверти – 35;
– количество часов в 3-й четверти – 50;
– количество часов в 4-й четверти – 40.
Программа рассчитана на 170 часов (5 часов в неделю) и предназначена для обучающихся 3 класса.
Рабочая программа составлена в соответствии с Обязательным минимумом содержания начального образования.
Содержание учебного предмета.
Изучаемый в 3-м классе материал, продолжает, углубляет и расширяет работу в разных направлениях: по развитию речи, по грамматике, фонетике, графике и орфографии.
Круг сведений о языке, речи и правописании
Повторение (20 ч). Слово и его значение; основа слова как часть, в которой заключен; его смысл значение основы (лексическое) и окончания (грамматическое), термины факультативны. Сочетания -оро-, -ра-, -оло-, -ла-, -ере-, -ре- как полногласные и неполногласные (термины не обязательны). Сложные слова, их строение и написание. Орфограммы цы и ци в корнях слов и в окончаниях. Суффиксы -ек, -ик, их значение и правописание.
Части речи. Орфография (110 ч.)
Слово как часть речи (27 ч). Основные группы слов, их особенности и название: имя существительное, глагол, имя прилагательное, имя числительное. Местоимения как слова-указатели, своеобразие их использования в речи. Предлоги, союзы и частицы (на примере частицы не) как слова-помощники. Самостоятельные и служебные части речи, их различие. Правописание служебных слов.
Общее представление о форме слова, о начальной форме каждой из изменяемых частей речи.
Глагол (30 ч). Глагол как часть речи, его основное назначение и возможные значения. Использование глаголов в текстах о действиях людей и животных.
Изменение глагола по числам, значение числа у слов этой части речи (действие нескольких предметов); изменение по временам, значение форм времени и внешние приметы; две формы будущего времени. Использование временных форм в речи.
Изменение глагола в прошедшем времени по родам; правописание, родовых окончаний, правильное ударение в словах (послала, начала, и т.п.). Изменение глагола в настоящем и будущем времени по лицам; значения форм лица, их соотношение с личными местоимениями. Образование некоторых личных глагольных форм с чередованием согласных (бегут, бежишь, хотят, хочешь и т.п.); постановка ударения в глаголах: позвонишь, включишь и др. Правописание ь в окончаниях глаголов 2 л. ед.ч. (общее знакомство).
Неопределенная форма глагола как его начальная форма, способы ее нахождения; написание в ней ь. Способ решения орфографической задачи: ться или тся? Правописание гласных суффиксов в неопределенной форме глаголов: таЯть, лаЯть, строИть, клеИть, :верИть, видЕть; слышАть, обидЕть и т.п.; правописание этих суффиксов в глаголах прошедшего времени.
Имя существительное и имя прилагательное (30 ч). Их значение, назначение, использование в речи. Возможность изменения по числам, значение единственного и множественного числа. Имена существительные, не имеющие пары по числу (санки, грабли, молоко).
Род имени существительного и имени прилагательного, сходство и различие. Способы определения рода, применение словаря «Какого рода и числа слово?». Правописание ь на конце имен существительных после шипящих в начальной форме. Правописание окончаний имен существительных и имен прилагательных в начальной форме.
Падежи имен существительных (общее знакомство), употребление и правописание предлогов с именами существительными. Зависимость имени прилагательного от имени существительного, изменение вслед за ним по числам, родам и падежам.
Личные местоимения (5 ч) как замена имени существительного в тексте, возможная неясность мысли при неудачном использовании местоимений. Значения местоимений 1, 2, 3-го лица; образование и написание личных местоимений с предлогами.
Неоправданное повторение слов в речи, использование местоимений и синонимов для устранения недочета.
Имя числительное (3 ч) как часть речи, назначение и особенности изменения (общее знакомство), основные требования культуры речи.
Обобщение (15 ч). Сходство и различие имен (существительных, прилагательных, числительных), личных местоимений и глаголов. Характеристика имен существительных, имен прилагательных и глаголов как частей речи.
Предложение. Текст (35 ч.)
Предложение (12 ч). Главные и второстепенные члены предложения, главные как его основа. Предложения распространенные и нераспространенные. Связи слов в предложении; вопросы от слова к к слову по смыслу и по форме. Связь глагола с именем существительным в главной паре членов предложения.
Текст (23 ч). Повествование и описание предмета, особенности их содержания и построения; словесная зарисовка (этюд) с их использованием. Организация делового текста типа инструкции (как что-то делать).
Предложения со значением оценки действительности; особенности их построения. Роль и место таких предложений в тексте, выражение в них главной мысли.
Строение текста, включающего несколько подтем. План текста и способы его составления. Красная строка как знак начала текста и его частей. Оформление письменного текста, состоящего из нескольких частей.
Обобщение в конце года (5 ч).
Планируемые результаты.
Обучающиеся должны уметь:
- Слушать собеседника и говорить, соблюдая правила речевого поведения. Участвовать в оценке устных ответов одноклассников с точки зрения ясности содержания, правильности и уместности употребления языковых средств; вежливо выражать, свою оценку.
- Определять тему текста, выделять предложение, содержащее основную мысль, обоснованно озаглавливать текст. Использовать слова текста для называния его частей при составлении плана.
- Различать повествования и описания предмета, выделять предложения со значением оценки и характеризовать их роль в тексте.
- Письменно подробно пересказывать тексты повествовательного характера, осознанно сохраняя особенности авторского построения и использования языковых средств, в том числе различных частей речи (после коллективной подготовки.).
- Создавать (устно и письменно) тексты - повествования (деловые и изобразительные), обдумывать их содержание и выбор средств языка, улучшать после записи (пользуясь памятками «Текст» и «Редактор»). Строить предложения со значением оценки и уместно включать их в свои тексты.
- Пользоваться всеми словарями, имеющимися в учебнике, для решения различных практических задач.
- Выделять основу и окончание (в ясных случаях), разграничивать их роль в слове, выделять в основе корень, приставку, суффикс. Где можно, объяснять значение, вносимое частями слов.
- Различать части речи по комплексу изученных грамматических признаков: вопрос, значение, особенности изменения. Определять, (в соответствии с этапом обучения) признаки слова как части речи (проводить морфологический разбор)
- Разграничивать понятия «части речи» и «члены предложения».
- Находить главные и второстепенные члены предложения. Выделять пары членов предложения; ставить от главного слова к зависимому смысловые и формальные (падежные) вопросы (с опорой на подсказки учебника).
- Давать полную или частичную характеристику предложений (по цели, интонации, наличию второстепенных членов); выделять основу и другие пары членов предложения.
- Правильно изменять слова по заданным грамматическим признакам; конструировать основу предложения и словосочетания (без термина) с учётом рода и числа имени существительного или местоимения. Пользоваться имеющимся в учебнике словарём «Какого рода и числа слова?» для решения возникающих вопросов культуры речи. Замечать, объяснять и исправлять ошибки и недочеты в образовании форм слов, в их связи.
- Обнаруживать все известные орфограммы, выделять среди них орфограммы на изученные и неизученные правила, выявлять случаи непроверяемых написаний.
- Осознанно выбирать буквы, если способы решения орфографических задач знакомы, и оставлять «окошки», если решение неизвестно или вызывает сомнение. Самостоятельно пользоваться орфографическим словарем учебника.
- Выполнять необходимые действия и правильно писать: буквы в полногласных и неполногласных сочетаниях в корнях слов (-оро-, -ра- и др.); буквы соединительных гласных в сложных словах (а или е); суффиксы -ек, -ик; родовые окончания в начальной форме имен существительных и имен прилагательных, в форме прошедшего времени глагола; ь после шипящих на конце имен существительных в начальной форме, а также в неопределенной форме глагола; суффиксы -а-, -я-, -и-, -е- в той же форме глагола (они осваиваются в словарном порядке) и в формах прошедшего времени; частицу не с глаголами.
- Списывать и писать под диктовку текст объемом 55-65 слов. Проверять написанное, находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила.
- Писать слова с непроверяемыми орфограммами: автобус, автомобиль, адрес, аккуратный, апрель, балкон, библиотека, ботинки, быстро, валенки, варежки, велосипед, веять, вечер, видеть, вокруг, ворона, гараж, гладить, город, горох, декабрь, двадцать, животное,жёлтый, завод, завтра, земляника, каникулы, карман, картофель, клеить, коллекция, кровать, лаять, математика, мебель, месяц, минута, ноябрь, обидеть, облака, ого род, огромный, одиннадцать, октябрь, отдых, падать, пиджак, плавать, платок; полотенце, природа, прыгать, пятьдесят, растение, сапоги, сарай, сентябрь, сеять, скоро, сначала, слушать, слышать, солдат, соловей, сорок, сорока, ставить, строить, таять, товарищ, трамвай, улица, февраль, футбол, цыпленок, черный, шоссе, январь.
Повышенный уровень.
Различать предложения со значением оценки чего-либо; особенности их построения; определять роль и место таких предложений в тексте, выражение в них главной мысли; начинать и завершать разговор, соблюдать правила общения (не перебивать, смотреть на собеседника, стараться понять его и помогать понимать себя); строить предложения, включая их в текст, развивать мысли, выбирать порядок слов; устанавливать связь предложений в тексте (наблюдение и воспроизведение); добавлять в текст собственные суждения; обучение улучшению своих текстов с точки зрения структуры, построения предложений, правильного, точного, выразительного использования языковых средств; состава и последовательности операций, связанных с обдумыванием, написанием и корректировкой написанного текста; элементарная транскрипция (без использования термина) как способ обозначения звукового состава слова; полный фонетический анализ слова как компонент фонетико-графического разбора; общее представление об основе слова, о нулевом окончании, о сложных словах, о значении основы (лексическом) и значении окончания (грамматическом) как двух значениях слова; образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок, работа над правильностью их употребления, над соответствием отдельных приставок и предлогов (в… – в, до… – до, за… – за и др.); представление о значении некоторых суффиксов и приставок; представление о прямом и переносном значении, о словах, имеющих несколько значений, о происхождении отдельных слов и выражений; общее представление о форме слова, о понятии «начальной форма», об окончании как выразителе одного из значений слова; знать имена существительные, не имеющие пары по числу; различать падежные и смысловые вопросы; выполнять морфологический анализ имён существительных, прилагательных, глаголов, местоимений; соблюдать правила использования форм именительного падежа множественного числа от слов, типа: учитель, повар, шофёр и др.; знать имя числительное: назначение в речи, общее представление об изменении по падежам (практическая работа уровне культуры речи и правописания);
устанавливать сходство имён существительных, имён прилагательных и имён числительных, составляющих группу имён; предупреждение неудачного употребления местоимений как одной из причин неясности речи; различать окончания глаголов личные и родовые; наблюдать за использованием форм настоящего времени вместо прошедшего, форм 2-го лица вместо 1-го для повышения выразительности речи; использовать наречия в предложениях и текстах при ответе на вопрос «Как пройти?»; участие предлогов в образовании падежных форм имён существительных и местоимений; назначение и использование союзов и, а, но; значение и использование частицы не с глаголами; связь членов словосочетания по смыслу и по форме; общее представление о диалоге; правила вежливости при разговоре по телефону; способы построения предложений при ответе на вопрос «Почему?»; практическое освоение побудительных предложений с выражением совета, просьбы, пожелания, требования; особенности их произнесения; оформление предложений со словом пожалуйста в письменной речи; общее представление о видах второстепенных членов предложения: определение, дополнение, обстоятельство; написание суффиксов -ек – -ик; написание сочетаний ци – цы в положении под ударением и без ударения;
соединительные гласные в сложных словах.
Преобладающие виды работы:
- решение орфографических задач
- применение способов действия необходимых для решения изученных вопросов орфографии;
- фонематический анализ слов
- наблюдения за интонацией и эмоциональной окраской предложения
- обращение к словарю для освоения новых слов
- ввод заданий, ориентирующих детей на осуществление самоконтроля в грамотном письме и отработке каллиграфического навыка
Приемы, методы и формы работы:
- разнообразные виды самостоятельной работы (диктанты различной направленности, решение орфографических задач, с умением доказать правильность написания, тесты)
- наблюдение за речью, использование словарей различной направленности
Система оценки индивидуальных достижений учащихся
Оценивание индивидуальных достижений учащихся гимназии осуществляется на основании локального акта «Система оценивания учебных достижений учащихся 1-4 классов».
Материально-техническое обеспечение курса:
- Учебник Русский язык « К тайнам нашего языка» 3 класс в 2-х частях (Авторы: М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко Изд.Смоленск «Ассоциация ХХ1 век» 2011 год. Образовательная система «Гармония»)
- Тетрадь-задачник в 3 частях (Авторы: М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко, Изд.Смоленск «Ассоциация ХХ1 век» 2012)
Печатные пособия
- Набор таблиц и схем для начальной школы по технологии.
- Наглядные пособия.
Технические средства
- Электронные приложения (тесты, презентации, таблицы, мультимедийные карты).
- Компьютерные и информационно-коммуникативные средства: мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету.
- Видеофильмы, аудиозаписи.
- Мобильный компьютерный класс для начальной школы.
Игры и игрушки
Настольные развивающие игры по тематике предмета «Русский язык» (лото, игры путешествия и пр.), наборы ролевых игр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку. "Гармония". 2 класс.
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса по образовательной системе "Гармония". Документ составлен в соответствии с современными требованиями....
тематическое планирование по обучению грамоте , письму,русскому языку "Гармония" 1 класс
Планирование по обучению грамоте, письму,русскому языку по программе "Гармония" 1 класс....
Рабочая программа по русскому языку Гармония 1-4классы с УУД. Календарно-тематическое планирование 3-4класс с УУД
Рабочая программа по русскому языку Гармония 1-4классы с УУД. Календарно-тематическое планирование 3-4класс с УУД...
Русский язык Гармония
Презентация по теме :"Воспоминания о лете"...
Русский язык Гармония
Правильно и точно...
Русский язык Гармония
Какие значения есть у слова...
Проверочная работа по русскому языку Гармония 3 класс 3 четверть
Проверочная работа по русскому языку Гармония 3 класс 3 четверть...