Русский язык
календарно-тематическое планирование по русскому языку (1 класс) по теме
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
уроков русского языка.
Класс: 1 «А»
Учитель: Андреева Л.В.
Количество часов в год: 36ч.;
в неделю: 4ч.
Плановых контрольных работ: 3.
Планирование составлено на основе:
1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 1 кл.
2. Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Яковлева М.А. Русский язык. 1-2-й классы. Методические рекомендации для учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.doc | 116.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Руководитель МО _____________ / Пчелова Е.В. Протокол № _____ от «___»____________ 2012 г. | «Согласованно» Заместитель руководителя по УВР МОУ Лицея № 8 г. Буденновска _____________ / Сиденко Л.В. «___»___________ 2012 г. | «Утверждено» Директор МОУ Лицея № 8 г. Буденновска _____________ / Герман М.А. Приказ № _____ от «___»___________ 2012 г. |
Рабочая программа педагога
I категории
Гапаровой Татьяны Ивановны
по русскому языку
3 «Б» класс
рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____ от
«___»___________ 2012 г.
2012 – 2013 уч. год
Русский язык 3 класс
(5 ч в неделю - 170 ч)
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе примерной программы основного общего образования и авторской программы курса «Русский язык. 1-4 классы» автор Л.Я.Желтовская. Программа по русскому языку составлена с учётом общих целей изучения курса, определённых Государственным стандартом содержания начального образования II поколения и отражённых в его примерной (базисной) программе курса русского языка.
При составлении тематического планирования использованы:
- федеральный компонент государственного стандарта начального образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);
- примерная программа для начальных классов;
- программа учебного курса комплекта «Планета знаний»: Т.М.Андрианова, В.А.Илюхина «Русский язык». Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1 – 4 классы. - М.: АСТ: Астрель, 2006.
Планирование рассчитано на 170 учебных часов (5 часов в неделю).
Изучение русского языка в школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование умений сознательно и грамотно пользоваться богатыми ресурсами родного языка в речевой практике, развитие интуиции и "чувства" языка;
- воспитание уважения к языку родного народа, чувства сопричастности к сохранению его самобытности и чистоты, стремления познавать свойства родного слова и совершенствовать свою речь.
Достижение указанных целей возможно через решение следующих задач:
- дать представление о роли языка в жизни человека, о богатстве и выразительности средств русского языка, свойствах родного слова;
- обеспечить усвоение первоначальных знаний о системе русского языка, в частности из области лексики, фонетики и графики, грамматики русского языка, а также формирование умений применять эти знания на практике;
- сформировать орфографические и пунктуационные умения и навыки (в рамках программы);
- развивать речь учащихся: обогащать их словарный запас, грамматический строй речи, способствовать усвоению орфоэпических норм литературного языка, формировать речевые умения, позволяющие адекватно воспринимать, воспроизводить чужую речь и создавать собственную в устной и письменной форме;
- способствовать развитию интереса к родному языку, познавательных и творческих способностей детей.
В соответствии с основными линиями содержания строится и программа курса. В силу приоритетности речевых умений содержание программы каждого класса, как и в Госстандарте (Школьный стандарт первого поколения. Учительская газета, № 3 от 27.01.2004; ж. "Начальная школа", № 9, 2004.), начинается с раздела "Речевое общение", где дан перечень коммуникативно-речевых умений по каждому виду речевой деятельности. Среди них выделяются умения по чистописанию - совершенствованию техники письма (разборчивости, скорости) - средства фиксации на бумаге своих мыслей и понимания содержания чужих. Далее идет раздел "Язык как средство общения", в котором указывается, какие сведения по речи и системе языка необходимы носителю языка для обеспечения сознательного овладения родным языком, то есть речевого развития.
Как уже отмечалось, выстраивание стержневых линий ведется по концентрическому принципу: от общего взгляда на средства языка к более конкретному и многостороннему их анализу. Так, в 1 классе слово рассматривается со стороны его строения - звукового, буквенного, слогового. Во 2 классе акцент переносится на изучение слова с точки зрения его значения, вводятся понятия о лексическом (конкретном) и общем (как часть речи) значениях слов. Состав слова анализируется со стороны входящих в него значимых частей (корня, приставки, суффикса, окончания), а также рассматривается с позиций значения - так как из значений морфем складывается лексическое значение слова. Вопросы правописания слова рассматриваются на морфемном и морфологическом уровнях с введением термина орфограмма. Представления о предложении и тексте углубляются через призму "работы" слов в них как частей речи.
Эти положения реализуются в программе и учебно-методическом комплекте по изучению русского языка.
В данный УМК входят:
Учебник «Русский язык» 3 класс (автор Л. Я. Желтовская)
Рабочие тетради по русскому языку для учебника 3 класса (авторы Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина)
Методическое пособие «Обучение в 3 классе по учебнику «Русский язык» Л. Я. Желтовской» (автор Л. Я. Желтовская)
Программа курса «Русский язык» 2-4 класса (автор Л.Я.Желтовская)
Программа курса «Русский язык» 1-4 классы (автор Л. Я. Желтовская)
Содержание программы
3 класс (170 ч)
Речевое общение(46 ч)
Круг сведений о речи как основе формирования речевых умений (16 ч)
Речь (6 ч). Речь как способ общения с помощью языковых средств.
Речевое общение как мыслительно-речевая деятельность. Единство двух сторон речевого общения: передача (говорение, письмо) и восприятие (слушание, чтение) смысла. Качества речи: образность, живость, правильность, чистота, точность, содержательность, логичность. Средства выразительности речи. Мелодика речи: интонационный рисунок предложений, слов. Средства выражения авторского отношения: использование оценочной лексики, синонимов, антонимов, сравнений, фразеологизмов. Употребление слов в переносном значении. Роль использования в речи пословиц, поговорок.
Приёмы целесообразного использования при общении несловесных средств (мимики, жестов).
Высказывание. Текст (10 ч). Высказывания в форме текста-диалога и текста-монолога.
Тема текста. Отражение темы в заголовке. Главная часть текста в раскрытии темы. Основная мысль (идея) текста. Способы выражения идеи: в заголовке, в предложении текста. Наблюдение над способами развития мысли в текстах.
Особенности текстов с точки зрения их назначения (цели высказывания): описание предметов (цветов, изделий народных промыслов, времени года, поделок и пр.); повествование (о своих увлечениях, любимых играх, об увиденном, услышанном, прочитанном); рассуждение (о любимом времени года, дереве, уголке природы и др.), объяснение выбора своих решений.
Жанровое разнообразие текстов. Стихи. Письмо как текст. Объявление. Загадка.
Наблюдение над стилистическими разновидностями речи.
Речевой этикет*: просьба, пожелание, приглашение, разговор по телефону.
Виды речевой деятельности (коммуникативно - речевые умения)[1] (30 ч)
Слушание и чтение. Слушание и чтение как процесс восприятия смысла, добывания информации из устного и письменного текста, включающего две микротемы.
Осознание ситуации устного общения. Развитие речевого слуха: умения слушать и слышать интонационный рисунок предложения, фразы, определять главное, понимать средства выразительности словесных и несловесных средств общения (образные слова, оценочные слова, интонацию, мимику, жесты).
Понимание учебного текста. Умения выявлять непонятные слова, выражения и уточнять их значения (спросить взрослых, навести справку в толковом, этимологическом словарях); определять тему и основную мысль текста по заголовку, по ключевым словам и главным частям текста.
Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте.
Овладение техникой чтения, позволяющей читать быстро и осмысленно, контролировать своё чтение.
Говорение и письмо. Говорение и письмо как процесс формулирования и передачи мыслей, информации, чувств.
Умения:
- осознавать тему и цель высказывания, отбирать нужный для этого материал, продумывать способы донесения его до слушателей, читателей;
- говорить и писать логично, чётко выделяя главное, не отвлекаясь от предмета речи;
- выражать основную мысль и своё отношение к высказываемому (посредством заголовка, употребления специальных слов и выражений, их форм);
- произносить слова чётко, в соответствии с орфоэпическими нормами, добиваться точной интонации, чтобы речь была доступной для понимания при восприятии на слух;
- писать слова разборчиво, в соответствии с требованиями каллиграфии, и достаточно быстро (примерная скорость письма при списывании - до 35 букв, при свободном письме - до 50 букв в минуту).
Составление текста письма (родным, друзьям), записки, объявления о пропаже животного с использованием этикетных фраз. Умение подписывать конверт.
Практическое овладение диалоговой формой речи: вступать в разговор, поддерживать его репликами, выражать свою точку зрения, убеждать, рационально использовать при разговоре несловесные средства общения.
Уместное использование и правильное построение высказывания этикетного характера: извинение, пожелание, разговор по телефону (ситуация - абонента нет дома, просьба передать информацию).
Умение осуществлять самоконтроль, оценивать высказывание, редактировать, давать советы по улучшению речи.
Язык как средство общения (124 ч)
Круг сведений о языке как основе формирования языковых умений
Общие сведения о языке (3 ч). Язык как основа речи, средство общения. Отражение в частях речи реалий окружающего мира (назвать, обозначить). Связь языка с историей развития культуры русского народа (этимологические экскурсы). Что могут рассказать о себе географические названия? Пословицы и поговорки как выразители мудрости и национального характера русского народа. Язык, его строение глазами учёных (представление о разделах науки о языке), лингвистические разборы (анализы) языковых средств. Освоение норм русского литературного языка.
Фонетика и орфоэпия*. Сопоставление звукового и буквенного состава слов. Использование фонетического анализа слова для решения орфографических задач. Освоение орфоэпических норм русского литературного языка (красивее, нравиться, красненький и т.п.).
Графика*. Углубление понятия об употреблении на письме разделительного твёрдого знака.
Чистописание*. Совершенствование владением рукописным шрифтом. Упражнения в дифференциации движений руки при написании таких пар букв, как С-Э, З-Е, Х-Ж, д-б, Ш-М, Г-Р, Я-Ф, п-р и т.п. Упражнения по ускорению письма, достижению его плавности и связности.
Слово и его значение (лексика) (3 ч). Связь формы и значения слова. Лексика как раздел науки о языке, изучающий лексические значения слов. Многозначные слова. Синонимы. Антонимы. Употребление слов в речи (тексте) в переносном значении. О заимствованиях в русском языке. Представление о фразеологизмах. Представление о способах толкования лексических значений слов при работе со словарями разных типов: толковыми, синонимов, антонимов.
Слово и его значимые части (морфемика) (15 ч). Углубление представлений о морфемном составе слова (корень, приставка, суффикс, окончание) и роли морфем в словах.
Корень как главная значимая часть слова, проводник в историю происхождения слова. Слова с двумя корнями (сложные слова).
Словоизменение и словообразование. Значения и роль окончаний в словах.
Общее представление о продуктивных способах образования слов (приставочный, суффиксальный). Приставка и суффикс как значимые словообразующие морфемы. Наблюдение над оттенками значений, вносимыми в слова приставками (от-, бес-, за-, вы- и др.), суффиксами (-онок-, -ек-, -ищ-, -тель- и др.). Роль употребления в речи слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (-очк-, -ек-, -ик-, -еньк-). Разбор слов по составу.
Слово как часть речи (морфология) (22 ч). Критерии распределения слов по частям речи (общие значения, вопросы как средства их выделения, формы изменения, роль в предложении).
Имя существительное (6 ч). Углубление представлений о значениях имён существительных: обозначение признака (белизна, чернота), обозначение эмоций (счастье, радость, тревога, горе). Имена собственные и нарицательные (единицы административного деления России: края, округа, области, районы, названия улиц).
Наблюдение над изменением имён существительных по падежам в единственном и множественном числе. Роль имён существительных в предложениях.
Имя прилагательное (4 ч). Углубление представлений о значениях имён прилагательных: оценочная характеристика предмета, лица (дружный, смелый, красивый, добрый), материал, из которого сделан предмет (железный ковш, шерстяной костюм).
Наблюдение над изменением имён прилагательных по падежам в единственном и множественном числе. Роль имён прилагательных в словосочетаниях, предложениях.
Местоимение (2 ч). Наблюдение над особенностью значения местоимений - обозначать предмет, лицо, не называя, а лишь указывая на них. Личные местоимения, употребляемые в единственном и множественном числе (я, ты, он, мы, вы, они). Роль местоимений в предложениях.
Глагол (7 ч). Углубление представлений о значениях глаголов: речевые и мыслительные процессы (думает, говорит, представляет), состояние (болеет, нездоровится, удивляется). Наблюдение над оттенками значений, выражаемых глаголами совершенного и несовершенного вида (без терминов). Общее представление о начальной форме глаголов. Время глаголов. Наблюдение над изменением глаголов по лицам и числам. Роль глаголов в предложениях.
Служебные части речи (3 ч). Углубление представлений о роли служебных частей речи: выражать различного рода отношения между знаменательными частями речи (пространственные, причинные, цели - предлоги, союзы), оттенки значений и чувств (вопроса, уточнения, восхищения, отрицания - частицы), связывать слова и части предложений. Отрицательная частица не. Упражнения в использовании служебных частей речи в составе словосочетаний, предложений.
Синтаксис (34 ч).
Словосочетание (10 ч). Углубление представлений о структуре и значениях словосочетаний: предмет и его признак, действие и предмет, с которым оно связано (читать книгу, заплетать косу, рубить топором). Словосочетания с синонимическими значениями (малиновое варенье - варенье из малины). Связь слов в словосочетаниях (наблюдение над согласованием, управлением). Роль словосочетаний в предложениях.
Предложение (24 ч). Углубление понятия о предложении как о цепочке слов (конструкции), с помощью которой можно выразить мысли или чувства.
Разнообразие речевых задач, целей: сообщить, убедить, попросить, приказать, утвердить, отрицать, предположить и т. п. Виды предложений по цели высказывания: вопросительные, повествовательные, побудительные. Виды предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные. Интонационное и пунктуационное оформление предложений разных по цели высказывания и по эмоциональной окраске.
Структура предложений. Главные члены как основа предложения. Подлежащее и основные способы его выражения в предложениях (имя существительное, местоимение). Сказуемое и основные средства его выражения в предложениях (глаголы, глаголы прошедшего времени, глаголы в «повелительной форме»).
Предложения распространённые и нераспространённые. Общее представление о второстепенных членах предложения.
Наблюдения над интонацией предложений, осложнённых обращениями.
Правописание и пунктуация (47 ч). Повторение изученных орфограмм. Слова с двумя безударными гласными в корне (зеленеет, холодит, береговой, воробей). Гласные и согласные в приставках. Употребление мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода (ночь, мышь). Употребление разделительного твёрдого знака. Написание частицы не с глаголами. Написание родовых окончаний прилагательных, глаголов прошедшего времени. Употребление большой буквы в названиях областей, районов, городов, сёл, улиц.
Знаки препинания в конце предложений.
Развитие речи*. Обогащение словарного запаса словами разных частей речи, оценочно-эмоциональной лексикой (красивый, ужасный, нравиться, воспитанный, как хорошо и пр.). Употребление слов в переносном значении.
Расширение грамматического строя речи: целевое использование в предложениях разных частей речи, распространение предложений второстепенными членами в соответствии с речевой задачей.
Развитие речевого слуха: интонирование и адекватное восприятие интонации предложений, разных по цели высказывания.
Воспроизведение (изложение) устно и письменно чужой речи (тех же типов и жанров):
- дословно (читать выразительно вслух, декламировать наизусть, списывать с образца, писать по памяти, писать под диктовку);
- близко к исходному тексту (пересказывать устно, излагать письменно по частям - свободное списывание или диктант, в целом (изложение) - с опорой на коллективно составленный план, на рисунки, иллюстрации).
Создание простейших текстов образного характера (после предварительной подготовки): описание любимых цветов, изделий народных промыслов (матрёшки). Умение выражать своё отношение к разным периодам времён года, месяцам, праздникам, сочинять юмористические истории по рисункам, рассказывать об историях, происшедших реально.
Основные требования к уровню знаний и умений учащихся в 3 классе
Личностные
У учащихся будут формироваться
- осознание русского языка как явления культуры русского народа, связь развития языка с развитием культуры и общества;
- внимание к мелодичности устной речи и изобразительным средствам русского языка;
- внимание к синонимическим средствам языка при выражении одной и той же мысли;
- стремление к соблюдению языковых норм как условию взаимопонимания собеседников;
- положительная мотивация и познавательный интерес к изучению языка своего народа, своей страны;
- чувство сопричастности к сохранению богатства и самобытности русского языка, стремление стать борцом за чистоту родного языка.
Предметные
Учащиеся научатся:
- осознавать слово, предложение как главные средства языка;
- использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме;
- использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочивания слов и поиска нужной информации (в словарях и др.);
- производить звуко - буквенный, морфемный, морфологический анализы слов;
- соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в учебнике материала);
- различать родственные (однокоренные) слова и формы слов;
- осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением и использовать эти свойства при создании собственных высказываний;
- оценивать уместность использования слов в тексте, подбирать точные слова при выражении своих мыслей и чувств;
- осознавать критерии (общее значение) объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлоги, союзы);
- осознанно использовать для отрицания частицу НЕ;
- осознавать роль изучения словосочетаний в курсе русского языка, их общность со словом в назначении – назвать предмет, явление;
- осознавать признаки и назначение предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность, речевая задача);
- дифференцировать предложения по цели высказывания, по силе выраженного чувства, по строению (простое, сложное);
- находить главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды) при анализе предложений и употреблять разные члены предложения при создании собственного высказывания;
- анализировать (производить разбор) словосочетаний, простых предложений;
- вычленять общие способы решения орфографических задач и использовать их при письме;
- применять правила правописания (в объеме содержания курса 3 класса);
- определять (уточнять) правописание слова по орфографическому словарю учебника;
- осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
- подбирать примеры с определённой орфограммой;
- при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;
- распознавать типы текстов по их назначению: повествование, описание, рассуждение;
- каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объёмом в 65-70 слов, писать под диктовку тексты в 60-65 слов; излагать содержание исходных текстов в 60-75 слов, создавать тексты /сочинения/ в 8-12 предложений, правильно оформляя начало и конец предложений;
Метапредметные
Коммуникативные
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умения слышать, точно реагировать на реплики) при диалоговой форме общения;
- понимать тему и основную мысль высказывания (текста) по содержанию, по заголовку;
- озаглавливать текст по основной мысли текста;
- подробно воспроизводить содержание текста с опорой на план (составленный самостоятельно);
- прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана).
Регулятивно - познавательные
- осознавать цели и задачи изучения курса, раздела, темы;
- осознавать способы и приёмы действий при решении языковых задач;
- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
- следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные действия (памятки в справочнике учебника);
- осуществлять само- и взаимопроверку работ;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочниках, словарях, таблицах);
- использовать преобразование словесной информации в условные модели и наоборот;
- находить, анализировать, сравнивать, характеризовать единицы языка: звуки, части слова, части речи;
- осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений).
Тематический план учебного курса
Период обучения | Количество часов | Диагностический и практический материал (контрольные работы, практические работы, тесты, диагностические работы и т.д.) |
1 четверть | 45 | Входная контрольная работа № 1 Контрольное списывание № 1 Р/р. Анализ текста - описания Р/р. Обучающее изложение Итоговая контрольная работа № 2 за 1 четверть Тесты, самостоятельные работы и словарные диктанты периодически |
2 четверть | 35 | Р/р. Обучающее изложение Р/р. Творческая работа: составление текста загадки Р/р. Составление текста (в прозе или стихах) на тему наступления зимы Р/р. Анализ текста Н. Сладкова «Ухоронки» Контрольная работа №3 по теме «Правописание корня» Итоговая контрольная работа № 4 за 2 четверть Тесты, самостоятельные работы и словарные диктанты периодически |
3 четверть | 50 | Р/р. Обучающее изложение Р/р. Обучающее сочинение Контрольная работа № 5 по теме «Предложение и словосочетание» Контрольное списывание №2 Р/р. Обучающее сочинение Контрольная работа № 6 по теме «Правописание приставок» Итоговая контрольная работа № 7 за 3 четверть Тесты, самостоятельные работы и словарные диктанты периодически |
4 четверть | 40 | Контрольная работа № 8 по теме «Падежные формы» Р/р. Обучающее сочинение Р/р. Работа с текстом - описание Контрольное списывание №3 Р/р. Обучающее изложение Итоговая контрольная работа № 9 за год Р/р. Обучающее изложение Тесты, самостоятельные работы и словарные диктанты периодически |
Итого | 170 | Контрольные работы - 9, контрольное списывание – 3, развитие речи – 13, тесты, самостоятельные работы и словарные диктанты периодически |
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов |
1 | Речевое общение | 46 |
Круг сведений о речи как основе формирования речевых умений | 16 | |
Речь | 6 | |
Высказывание. Текст | 10 | |
Речевой этикет* | ||
Виды речевой деятельности (коммуникативно - речевые умения) | 30 | |
2 | Язык как средство общения | 124 |
Общие сведения о языке | 3 | |
Фонетика и орфоэпия* | ||
Графика* | ||
Чистописание* | ||
Слово и его значение (лексика) | 3 | |
Слово и его значимые части (морфемика) | 15 | |
Слово как часть речи (морфология) | 22 | |
Имя существительное | 6 | |
Имя прилагательное | 4 | |
Местоимение | 2 | |
Глагол | 7 | |
Служебные части речи | 3 | |
Синтаксис | 34 | |
Словосочетание | 10 | |
Предложение | 24 | |
Правописание и пунктуация | 47 | |
Развитие речи* | ||
Итого | 170 |
Календарно – тематическое планирование
Условные обозначения: урок изучения и первичного закрепления знаний – УИПЗЗ; урок закрепления новых знаний и выработка умений – УЗНЗВУ; урок комплексного использования знаний – УКИЗ; урок обобщения и систематизации знаний – УОСЗ; урок проверки, оценки и контроля знаний – УПОКЗ; урок развития речи - УРР
№ п/п | Дата проведения | Тема раздела | Тема урока | Основные термины и понятия | Стр. учебника | Тип урока, формы контроля | Дом. задание | |
План. | Факт. | |||||||
1 четверть (45 ч) | ||||||||
Речевое общение (46 ч) Язык как средство общения (124 ч) | ||||||||
Раздел: Язык и речь (24 ч) | ||||||||
Речь устная и письменная (5 ч) | Использование речи при общении | Дар речи. Общение. Слово. Информация. Русский язык, здравствуй, до свидания, тернистая (дорога знаний), эрудит, багаж, интерес. | 6-7 | УИПЗЗ | №4 с. 7 | |||
Использование речи при общении | 7-8 | УИПЗЗ | №9 с. 8 | |||||
Использование речи при общении | 8-9 | УЗНЗВУ | №10 с. 9 | |||||
Речевые действия | Средства языка. Интонация, нормы произношения. Синонимы (заяц, русак, беляк, косой) Альбом, блокнот, фломастер. | 10-11 | УИПЗЗ | №20 с. 11 | ||||
Речевые действия | 12-13 | УИПЗЗ | №27 с. 13 | |||||
Правила записи слов (7 ч) | Основные типы записи слов | Орфограммы. Цветы и цвета. Георгин, гладиолус, фиолетовый. Аппетит, аппетитный. | 14-15 | УИПЗЗ | №32 с. 15 | |||
Проверяемые орфограммы в корне | 15-16 | УЗНЗВУ | №37 с. 16 | |||||
Непроверяемые орфограммы в корне | 17-18 | УЗНЗВУ | №43 с. 18 | |||||
Употребление мягкого знака | Километр, километровый, компас. | 18-19 | УЗНЗВУ | №46 с. 19 | ||||
Большая буква в именах собственных | Названия улиц. Оформление титула тетради. | 20-21 | УЗНЗВУ | №50 с. 20 | ||||
Входная контрольная работа № 1 | УПОКЗ | |||||||
Работа над ошибками | УОСЗ | №52 с. 21 | ||||||
Слово: его значение, значимые части (3 ч) | Лексическое значение слова | Лексическое значение. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лопата, рыцарь, гвоздика. | 22-23 | УИПЗЗ | №59 с. 23 | |||
Значимые части слов | Корень. Суффикс. Приставка. Основа (вар.). Окончание. Модель слова | 24-25 | УЗНЗВУ | №65 с. 25 | ||||
Лексическое и общее значения слов | Общее (грамматическое) значение слов с обобщённым лексическим значением (урожай, злаки, плоды). Урожай, горох, огурец, помидор | 26-27 | УИПЗЗ | №71 с. 26, правило | ||||
Слово в предложении и тексте (6 ч) | Слово в предложении и тексте | Главные и второстепенные члены предложения. Пурпур, пурпуровый, пурпурный. | 28-29 | УИПЗЗ | №77 с. 29, правило | |||
Связь слов в предложении | 29-30 | УИПЗЗ | №83 с. 30 | |||||
Связь слов в предложении | 30-31 | УИПЗЗ | №87 с. 31 | |||||
Упражнения на закрепление | 32-33 | УОСЗ | №5 с. 33 | |||||
Контрольное списывание № 1 | УПОКЗ | |||||||
Работа над ошибками. | 34-35 | УОСЗ | №3 с. 35 | |||||
Развитие речи * (3 ч) | Р/р. Анализ текста - описания | 36-37 | УРР | №6 с. 37 | ||||
Р/р. Обучающее изложение | 36-37 | УРР | №6 с. 33 | |||||
Работа над ошибками. | 36-37 | УОСЗ | №2 с. 32 | |||||
Раздел: Проводники наших мыслей и чувств (30 ч) | ||||||||
Вводный урок (1 ч) | Слово. Предложение. Текст | Многозначные слова. Свитер [тэ], фотограф, фотография, аппарат, Фотоаппарат. | 40-41 | УЗНЗВУ | №6 с. 41 | |||
Слово и словосочетание (10 ч) | Слово и словосочетание | Словосочетание Пациент [цыэ] | 42-43 | УИПЗЗ | №10 с. 42 | |||
Связь слов в словосочетании | Словосочетание, главное и зависимое слово. Предлоги, союзы. Шофёр, мн. шофёры. | 44-45 | УИПЗЗ | №15 с. 45, правило | ||||
Части речи в словосочетании | 46-47 | УИПЗЗ | №24 с. 47 | |||||
Род имён существительных | Род: мужской, женский, средний. Простыня, (нет) простынь и простыней, туфля | 48-49 | УИПЗЗ | №29 с. 49, правило | ||||
Род имён существительных | 50-51 | УИПЗЗ | №35 с. 51 | |||||
Употребление -ь- после шипящих на конце имен существительных женского рода | Тюль (м.р.), шампунь (м.р.) | 52-53 | УИПЗЗ | №46 с. 53, правило | ||||
Употребление -ь- после шипящих на конце имен существительных женского рода | 54-55 | УИПЗЗ | №52 с. 55 | |||||
Изменение имён прилагательных по родам | 56-57 | УИПЗЗ | №59 с. 57, правило | |||||
Связь частей речи в словосочетании | Сливовый, комната, комнатный (цветок). | 58-59 | УИПЗЗ | №65 с. 59 | ||||
Устойчивые сочетания слов | Фразеологизмы (идиомы). Вертеться как белка в колесе. | 60-61 | УИПЗЗ | №70 с. 60 | ||||
Предложение (10 ч) | Предложение | Природа, природный. | 62-63 | УИПЗЗ | №75 с. 63, правило | |||
Вопросительные и повествовательные предложения | Запрос информации (вопрос). Сообщение (ответ). | 64-65 | УЗНЗВУ | №82 с. 65, правило | ||||
Употребление отрицательной частицы -не- | Утверждение, отрицание. | 66-67 | УИПЗЗ | №89 с. 67, правило | ||||
Побудительные предложения | Совет, просьба, запрет, приказ. | 68-69 | УЗНЗВУ | №94 с. 69, правило | ||||
Восклицательные предложения | Волнение, раздражение, тревога, восхищение. | 70-71 | УЗНЗВУ | №100 с. 71, правило | ||||
Итоговая контрольная работа № 2 за 1 четверть | УПОКЗ | |||||||
Работа над ошибками | УОСЗ | №101 с. 71 | ||||||
Знаки препинания в конце предложений | Пунктуация. Знаки препинания | 72-73 | УЗНЗВУ | №109 с. 73, правило | ||||
Знаки препинания в конце предложений | 74-75 | УЗНЗВУ | №116 с. 75 | |||||
Упражнения на закрепление | 84-85 | УОСЗ | ||||||
2 четверть (35 ч) | ||||||||
Текст (4 ч) | Текст | Текст. Объёмное высказывание. Монолог, диалог. | 76-77 | УИПЗЗ | №121 с. 77, правило | |||
Типы текстов | Повествование, описание, рассуждение. | 78-79 | УИПЗЗ | №125 с. 79, правило | ||||
Типы текстов | 80-81 | УИПЗЗ | №133 с. 81 | |||||
Упражнения на закрепление | 82-83 | УОСЗ | №2 с. 82 | |||||
Развитие речи * (5 ч) | Р/р. Обучающее изложение | Изложение, воспроизведение, части текста, пункты плана. | 86 | УРР | №3 с. 84 | |||
Работа над ошибками | УОСЗ | №6 с. 85 | ||||||
Р/р. Творческая работа: составление текста загадки | Особенности текста загадки Изобразительно-выразительные средства: загадка, описание, свойства снежинки. | 87 | УРР | №4 с. 87 | ||||
Р/р. Составление текста (в прозе или стихах) на тему наступления зимы | Сочинение. Жанр текста. Узкие и широкие темы высказываний. | 87 | УРР | №6 с. 87 | ||||
Работа над ошибками | УОСЗ | №1 с. 82 | ||||||
О главном (53 ч) | ||||||||
Слово и его значимые части (11 ч.) | Главные части в средствах языка | Беседа, беседовать, собеседник, собеседование | 90-91 | УИПЗЗ | №5 с. 91 | |||
Корень - главная значимая часть слова | Исторический корень слова. Этимология слова. Мо[дэ]ль, модельер, родник, народ, родина. | 92-93 | УЗНЗВУ | №10 с. 93 | ||||
Правописание корня | Чередование согласных. Солома, соломенный. | 94-95 | УИПЗЗ | №17 с. 95 | ||||
Правописание корня | 95-96 | УИПЗЗ | №21 с. 96 | |||||
Правописание корня | 96-97 | УИПЗЗ | №26 с. 97 | |||||
Если в корне две безударные гласные… | Корова, молоко, колокол, колокольчик. | 98-99 | УИПЗЗ | №31 с. 98 | ||||
Если в корне две безударные гласные… | Старославянизмы. Полногласие. Неполногласие Огород, огородный, полотенце, полотно. | 100-101 | УИПЗЗ | №37 с. 101 | ||||
Правописание гласных и согласных в корне | Страна, сторона, государство, государственный. | 102-103 | УИПЗЗ | №47 с. 103 | ||||
Развитие речи * (1 ч) | Р/р. Анализ текста Н. Сладкова «Ухоронки» | 104 | УРР | №46 с. 103 | ||||
Сложные слова | Автомобиль, автомобильная. | 104-105 | УИПЗЗ | №55 с. 105, правило | ||||
Контрольная работа №3 по теме «Правописание корня» | УПОКЗ | |||||||
Работа над ошибками | УОСЗ | №41 с. 102 | ||||||
Словосочетания (2 ч) | Главное слово в словосочетании | Помнить, память, памятник, памятный. | 106-107 | УИПЗЗ | №58 с. 106 | |||
Главное слово в словосочетании | 106-107 | УИПЗЗ | №61 с. 107 | |||||
Предложение (10 ч) | Главные члены предложения - подлежащее и сказуемое | Главные и второстепенные члены предложения | 108-109 | УИПЗЗ | №66 с. 109, правило | |||
Подлежащее, выраженное именами существительными | Языковые средства выражения подлежащего. | 109-110 | УИПЗЗ | №69 с. 110 | ||||
Подлежащее | Квартира, квартирная. | 110-111 | УИПЗЗ | №73 с. 111 | ||||
Сказуемое, выраженное глаголом | Образ, изобразить, изображение, вообразить, воображение, сообразительный. | 112-113 | УИПЗЗ | №76 с. 113 | ||||
Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения | Грамматическая основа | 113-114 | УИПЗЗ | №81 с. 114 | ||||
Простые и сложные предложения | 115 | УИПЗЗ | №85 с. 115, правило | |||||
Итоговая контрольная работа № 4 за 2 четверть | УПОКЗ | |||||||
Работа над ошибками | УОСЗ | №3 с. 124 | ||||||
Упражнения на закрепление | 124-125 | УОСЗ | №2 с. 124 | |||||
Упражнения на закрепление | 126-127 | УОСЗ | №7 с. 127 | |||||
Текст (3 ч) | Главная (основная) мысль текста | Тема текста, основная мысль | 116-117 | УЗНЗВУ | №91 с. 117 | |||
Главная (основная) мысль текста | Мораль, поучение, иносказание, эзопов язык. | 118-119 | УИПЗЗ | |||||
3 четверть (50 ч) | ||||||||
Способы выражения основной мысли | 120, 123 | УИПЗЗ | №106 с. 123 | |||||
Развитие речи * (4 ч) | Р/р. Обучающее изложение | 121-122 | УРР | №6 с. 127 | ||||
Работа над ошибками | УОСЗ | №1 с. 124 | ||||||
Р/р. Обучающее сочинение | 128-129 | УРР | №4 с. 129 | |||||
Работа над ошибками. | 128-129 | УОСЗ | №5 с. 129 | |||||
Словосочетания (1 ч) | Главные части слова и словосочетания | Подсвечник | 6-7 | УИПЗЗ | №4 с. 7 | |||
Предложение (16 ч) | Части речи в роли главных членов предложения | Береза, береста, берёста, берестяная | 8-9 | УИПЗЗ | №12 с. 9 | |||
Подлежащее. Употребление личных местоимений | Лица местоимений. Беречь, оберегать, оберег, сбереженный. | 10-11 | УИПЗЗ | №17 с. 11, правило | ||||
Подлежащее, выраженное личными местоимениями | Значение лица и числа местоимений. Корабль, кораблик, корабельный. | 12-13 | УИПЗЗ | №23 с. 13 | ||||
Подлежащее, выраженное личными местоимениями | Значение рода местоимений. | 14-15 | УИПЗЗ | №29 с. 15 | ||||
Сказуемое. Употребление форм глагола | 16-17 | УИПЗЗ | №33 с. 16, правило | |||||
Формы времени глаголов | Прошедшее, настоящее, будущее время глаголов. Иллюстрация, иллюстратор, иллюстрировать. | 18-19 | УИПЗЗ | №40 с. 19, правило | ||||
Образование глаголов прошедшего времени. | Понял, поняли, но поняла; снял, сняли, но сняла | 20-21 | УИПЗЗ | №46 с. 21 | ||||
Сказуемое, выраженное глаголом прошедшего времени | Горизонт, песок, песчаный [щщ], песчинка. | 22-23 | УИПЗЗ | №50 с. 23, правило | ||||
Сказуемое, выраженное глаголом настоящего или будущего времени | Спряжение. Восхищение, восхищаться, восхитительный. | 24-25 | УИПЗЗ | №56 с. 25, правило | ||||
Сложная и простая форма глаголов будущего времени | 26-27 | УИПЗЗ | №61 с. 27 | |||||
Формы глаголов - сказуемых | Шел, пришел, зашел, перешел. | 28-29 | УИПЗЗ | №66 с. 29 | ||||
Взаимосвязь подлежащего и сказуемого | Костёр, корзина, корзиночка. | 30-31 | УИПЗЗ | №72 с. 31, правило | ||||
Упражнения на закрепление | 34-35 | УОСЗ | №3 с. 34 | |||||
Упражнения на закрепление | 36-37 | УОСЗ | №2 с. 36 | |||||
Контрольная работа № 5 по теме «Предложение и словосочетание» | УПОКЗ | |||||||
Работа над ошибками | УОСЗ | №5 с. 35 | ||||||
Текст (3 ч) | Главная (основная) мысль текста | Извини, извиниться, извинение. | 32-33 | УИПЗЗ | №78 с. 33 | |||
Контрольное списывание №2 | УПОКЗ | |||||||
Работа над ошибками | УОСЗ | №3 с. 34 | ||||||
Развитие речи * (2 ч) | Р/р. Обучающее сочинение | 38-39 | УРР | №6 с. 37 | ||||
Работа над ошибками. | УОСЗ | №3 с. 36 | ||||||
Конкретизируем значение, распространяем мысль… (45 ч) | ||||||||
Роль приставок и суффиксов в словах (21 ч) | Состав слова с позиции его значимых частей | 42-43 | УИПЗЗ | №5 с. 43 | ||||
Состав слова с позиции его значимых частей | Сторожа, сторожей (мн.ч.); столяр, (нет) столяра (ед.ч.), столяры (мн.ч.) | 44-45 | УИПЗЗ | №10 с. 45 | ||||
Образование однокоренных слов | Сверкать, сверкает, сверкающий. | 46-47 | УИПЗЗ | №15 с. 47 | ||||
Употребление и правописание слов с приставка ми (13 ч) | Правописание приставок и предлогов | 48-49 | УИПЗЗ | №20 с. 49, правило | ||||
Наблюдение над значениями приставок | Внимание, внимательный, внимательно, внимать. | 50-51 | УИПЗЗ | №23 с. 51 | ||||
Наблюдение над значениями приставок | 52-53 | УИПЗЗ | №28 с. 52 | |||||
Правописание гласных в приставках | Значение приставок | 54-55 | УИПЗЗ | №33 с. 55, правило | ||||
Правописание гласных в приставках | 56-57 | УИПЗЗ | №39 с. 57 | |||||
Правописание согласных в приставках | Здание, здоровье, здесь, здешний. | 58-59 | УИПЗЗ | №43 с. 59 | ||||
Правописание согласных в приставках | Сначала, вверх, вниз, вперед. | 60-61 | УИПЗЗ | №50 с. 61 | ||||
Контрольная работа № 6 по теме «Правописание приставок» | УПОКЗ | |||||||
Работа над ошибками | УОСЗ | №47 с. 60 | ||||||
Употребление разделительного твёрдого знака после приставок | 62-63 | УИПЗЗ | №57 с. 63, правило | |||||
Употребление разделительного твёрдого знака после приставок | Объект, объективный, субъект, субъективный. | 64-65 | УИПЗЗ | №62 с. 65, правило | ||||
Правописание разделительных знаков | Противень, нет противня. | 66-67 | УИПЗЗ | №69 с. 67 | ||||
Правописание слов с приставками | 68-69 | УИПЗЗ | №76 с. 69 | |||||
Употребление слов с суффикса ми (5 ч) | Употребление слов с суффиксами | 70-71 | УИПЗЗ | №81 с. 71 | ||||
Употребление слов с суффиксами | Грузчик, мороженое,пирожное, профессия, профессиональный, специальность | 72-73 | УИПЗЗ | №89 с. 73 | ||||
Употребление слов с приставками и суффиксами | Гимнастика, гимнастерка | 74-75 | УИПЗЗ | №92 с. 74 | ||||
Итоговая контрольная работа №7 за 3 четверть | УПОКЗ | |||||||
Работа над ошибками | УОСЗ | №95 с. 75 | ||||||
Назначение зави симого слова в словосочетании (11 ч) | Синтаксический анализ словосочетания | 76-77 | УИПЗЗ | №100 с. 77, правило | ||||
Связь слов в словосочетании | Падежи | 78-79 | УИПЗЗ | Падежи | ||||
4 четверть (40 ч) | ||||||||
Падежные формы имен существительных | 80-81 | УИПЗЗ | №105 с. 79 | |||||
Падежные формы имен существительных | 80-81 | УИПЗЗ | №109 с. 81 | |||||
Падежные формы имен прилагательных | 82-83 | УИПЗЗ | №114 с. 82 | |||||
Падежные формы имен прилагательных | 82-83 | УИПЗЗ | №115 с. 83 | |||||
Связь слов в словосочетании. Упражнения на закрепление | 84-85 | УИПЗЗ | №118 с. 84 | |||||
Падежные формы местоимений | Склонение | 86-87 | УИПЗЗ | №126 с. 87, правило | ||||
Правописание местоимений с предлогами | 88-89 | УИПЗЗ | №132 с. 89, правило | |||||
Контрольная работа № 8 по теме «Падежные формы» | УПОКЗ | |||||||
Работа над ошибками | УОСЗ | №131 с. 89 | ||||||
Развитие речи * (3 ч) | Р/р. Работа с текстом - описание | Повествование, описание, рассуждение. Матрешка | 98-99 | УРР | №3 с. 99 | |||
Р/р. Обучающее сочинение | 98-99 | УРР | №5 с. 99 | |||||
Работа над ошибками. | УОСЗ | №1 с. 100 | ||||||
Предложение (3 ч) | Второстепенные члены предложения | Распространённые, нераспространённые предложения | 90-91 | УКИЗ | №139 с. 91, правило | |||
Анализ (разбор) простого предложения | Синтаксический разбор предложения по членам предложения | 92-93 | УКИЗ | №141 с. 92 | ||||
Анализ (разбор) простого предложения | 94-95 | УКИЗ | №150 с. 95 | |||||
Текст (7 ч) | Развиваем главные мысли в текстах | Типы текстов. Тезис. Аргумент. Вывод. Настроение героев. | 96-97 | УКИЗ | №153 с. 97 | |||
Контрольное списывание №3 | 97 | УПОКЗ | ||||||
Работа над ошибками | УОСЗ | №3 с. 100 | ||||||
Развиваем главные мысли в текстах | 100 | УИПЗЗ | №4 с. 102 | |||||
Р/р. Обучающее изложение | 101 | УИПЗЗ | №5 с. 103 | |||||
Работа над ошибками. Мастерская слова | УОСЗ | №1 с. 102 | ||||||
Упражнения на закрепление | 102-103 | УОСЗ | №8 с. 103 | |||||
Повторение изученного в 3 классе (18 ч) | ||||||||
Средства языка и их анализ (3 ч) | Средства языка и их анализ | Языковеды, лингвисты. Аквариум, аквариумная | 108-109 | УКИЗ | №6 с. 109 | |||
Средства языка и их анализ | 110-111 | УКИЗ | №12 с. 111 | |||||
Фонетико-графические написания слов | 111-112 | УКИЗ | №17 с. 112 | |||||
Правописание слов (6 ч) | Правописание слов | 113-114 | УКИЗ | №22 с. 114 | ||||
Правописание слов | 114-115 | УКИЗ | №28 с. 115 | |||||
Правописание слов | 116-117 | УКИЗ | №32 с. 117 | |||||
Правописание слов | Батарея, отопительная батарея, комбат, | 118-119 | УКИЗ | №36 с. 119 | ||||
Итоговая контрольная работа №9 за год | УПОКЗ | |||||||
Работа над ошибками | УОСЗ | №38 с. 119 | ||||||
Предложение и текст (7 ч) | Члены предложения | 120-121 | УКИЗ | №43 с. 121 | ||||
Члены предложения | 121-122 | УКИЗ | №47 с. 122 | |||||
Развитие речи * (2 ч) | Р/р. Обучающее изложение | 123 | УРР | №48 с. 123 | ||||
Работа над ошибками. | УОСЗ | №1 с. 124 | ||||||
Упражнения на закрепление | 124-125 | УОСЗ | №5 с. 125 | |||||
Упражнения на закрепление | 126 | УОСЗ | №3 с. 126 | |||||
Упражнения на закрепление. Анализ смешанного текста. Письмо | 127 | УКИЗ | №3 с. 127 | |||||
Повторение и закрепление | УОСЗ | |||||||
Обобщающий урок | УОСЗ |
[1] Коммуникативно-речевые умения формируются на базе текстов и высказываний, типы, жанры и тематика которых указаны выше, в подразделе «Текст».
2 Материал разделов, отмеченных знаком *, является сквозным, упражнения даются в ходе изучения других разделов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Урок русского языка. Тема: Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке.
урок русского языка...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для 3-ого класса по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для учеников 3-его класса...
Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические задания по русскому языку для 1-ого класса» по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки помогут учителю в ознакомлении с темами по русскому языку в 1 классе....