Русский язык
календарно-тематическое планирование по русскому языку (1 класс) по теме

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

уроков русского языка.

 

Класс: 1 «А»

Учитель: Андреева Л.В.

Количество часов в год: 36ч.;

                               в неделю: 4ч.

Плановых контрольных работ: 3.

Планирование составлено на основе:

 

   1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 1 кл.

 

 

  2. Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Яковлева М.А. Русский язык. 1-2-й классы. Методические рекомендации для учителя.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk.doc116.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Руководитель МО

_____________ / Пчелова Е.В.

Протокол № _____ от

«___»____________ 2012 г.

«Согласованно»

Заместитель руководителя

по УВР МОУ Лицея № 8

г. Буденновска

_____________ / Сиденко Л.В. «___»___________ 2012 г.

«Утверждено»

Директор МОУ Лицея № 8

г. Буденновска

_____________ / Герман М.А.

Приказ № _____ от

 «___»___________ 2012 г.

 

Рабочая программа педагога

  I категории

Гапаровой Татьяны Ивановны

по русскому языку

3 «Б» класс

рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____ от

                                                                                                                                                        «___»___________ 2012 г.

2012 – 2013 уч. год

Русский язык 3 класс

(5 ч в неделю - 170 ч)

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе примерной программы основного общего образования и авторской программы курса «Русский язык. 1-4 классы» автор Л.Я.Желтовская. Программа по русскому языку составлена с учётом общих целей изучения курса, определённых Государственным стандартом содержания начального образования II поколения и отражённых в его примерной (базисной) программе курса русского языка.

При составлении тематического планирования использованы:

- федеральный компонент государственного стандарта начального образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);

- примерная программа для начальных классов;

- программа учебного курса комплекта «Планета знаний»: Т.М.Андрианова, В.А.Илюхина «Русский язык». Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1 – 4 классы. -  М.: АСТ: Астрель, 2006.

Планирование рассчитано на 170 учебных часов (5 часов в неделю).

Изучение русского языка в школе направлено на достижение следующих целей:

- формирование умений сознательно и грамотно пользоваться богатыми ресурсами родного языка в речевой практике, развитие интуиции и "чувства" языка;

- воспитание уважения к языку родного народа, чувства сопричастности к сохранению его самобытности и чистоты, стремления познавать свойства родного слова и совершенствовать свою речь.

Достижение указанных целей возможно через решение следующих задач:

- дать представление о роли языка в жизни человека, о богатстве и выразительности средств русского языка, свойствах родного слова;

- обеспечить усвоение первоначальных знаний о системе русского языка, в частности из области лексики, фонетики и графики, грамматики русского языка, а также формирование умений применять эти знания на практике;

- сформировать орфографические и пунктуационные умения и навыки (в рамках программы);

- развивать речь учащихся: обогащать их словарный запас, грамматический строй речи, способствовать усвоению орфоэпических норм литературного языка, формировать речевые умения, позволяющие адекватно воспринимать, воспроизводить чужую речь и создавать собственную в устной и письменной форме;

- способствовать развитию интереса к родному языку, познавательных и творческих способностей детей.

В соответствии с основными линиями содержания строится и программа курса. В силу приоритетности речевых умений содержание программы каждого класса, как и в Госстандарте (Школьный стандарт первого поколения. Учительская газета, № 3 от 27.01.2004; ж. "Начальная школа", № 9, 2004.), начинается с раздела "Речевое общение", где дан перечень коммуникативно-речевых умений по каждому виду речевой деятельности. Среди них выделяются умения по чистописанию - совершенствованию техники письма (разборчивости, скорости) - средства фиксации на бумаге своих мыслей и понимания содержания чужих. Далее идет раздел "Язык как средство общения", в котором указывается, какие сведения по речи и системе языка необходимы носителю языка для обеспечения сознательного овладения родным языком, то есть речевого развития.

Как уже отмечалось, выстраивание стержневых линий ведется по концентрическому принципу: от общего взгляда на средства языка к более конкретному и многостороннему их анализу. Так, в 1 классе слово рассматривается со стороны его строения - звукового, буквенного, слогового. Во 2 классе акцент переносится на изучение слова с точки зрения его значения, вводятся понятия о лексическом (конкретном) и общем (как часть речи) значениях слов. Состав слова анализируется со стороны входящих в него значимых частей (корня, приставки, суффикса, окончания), а также рассматривается с позиций значения - так как из значений морфем складывается лексическое значение слова. Вопросы правописания слова рассматриваются на морфемном и морфологическом уровнях с введением термина орфограмма. Представления о предложении и тексте углубляются через призму "работы" слов в них как частей речи.

Эти положения реализуются в программе и  учебно-методическом комплекте по изучению русского языка.

В данный УМК входят:

Учебник «Русский язык» 3 класс (автор Л. Я. Желтовская)

Рабочие тетради по русскому языку для учебника 3 класса (авторы Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина)

Методическое пособие «Обучение в 3  классе по учебнику «Русский язык» Л. Я. Желтовской» (автор Л. Я. Желтовская)

Программа курса «Русский язык» 2-4 класса (автор Л.Я.Желтовская)

Программа курса «Русский язык» 1-4 классы (автор Л. Я. Желтовская)

Содержание программы

3 класс  (170 ч)

Речевое общение(46 ч)

Круг сведений о речи как основе формирования речевых умений (16 ч)

Речь (6 ч). Речь как способ общения с помощью языковых средств.

Речевое общение как мыслительно-речевая деятельность. Единство двух сторон речевого общения: передача (говорение, письмо) и восприятие (слушание, чтение) смысла. Качества речи: образность, живость, правильность, чистота, точность, содержательность, логичность. Средства выразительности речи. Мелодика речи: интонационный рисунок предложений, слов. Средства выражения авторского отношения: использование оценочной лексики, синонимов, антонимов, сравнений, фразеологизмов. Употребление слов в переносном значении. Роль использования в речи пословиц, поговорок.

Приёмы целесообразного использования при общении несловесных средств (мимики, жестов).

Высказывание. Текст (10 ч). Высказывания в форме текста-диалога и текста-монолога.

Тема текста. Отражение темы в заголовке. Главная часть текста в раскрытии темы. Основная мысль (идея) текста. Способы выражения идеи: в заголовке, в предложении текста. Наблюдение над способами развития мысли в текстах.

Особенности текстов с точки зрения их назначения (цели высказывания): описание предметов (цветов, изделий народных промыслов, времени года, поделок и пр.); повествование (о своих увлечениях, любимых играх, об увиденном, услышанном, прочитанном); рассуждение (о любимом времени года, дереве, уголке природы и др.), объяснение выбора своих решений.

Жанровое разнообразие текстов. Стихи. Письмо как текст. Объявление. Загадка.

Наблюдение над стилистическими разновидностями речи.

Речевой этикет*: просьба, пожелание, приглашение, разговор по телефону.

Виды речевой деятельности (коммуникативно - речевые умения)[1] (30 ч)

Слушание и чтение. Слушание и чтение как процесс восприятия смысла, добывания информации из устного и письменного текста, включающего две микротемы.

Осознание ситуации устного общения. Развитие речевого слуха: умения слушать и слышать интонационный рисунок предложения, фразы, определять главное, понимать средства выразительности словесных и несловесных средств общения (образные слова, оценочные слова, интонацию, мимику, жесты).

Понимание учебного текста. Умения выявлять непонятные слова, выражения и уточнять их значения (спросить взрослых, навести справку в толковом, этимологическом словарях); определять тему и основную мысль текста по заголовку, по ключевым словам и главным частям текста.

Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте.

Овладение техникой чтения, позволяющей читать быстро и осмысленно, контролировать своё чтение.

Говорение и письмо. Говорение и письмо как процесс формулирования и передачи мыслей, информации, чувств.

Умения:

- осознавать тему и цель высказывания, отбирать нужный для этого материал, продумывать способы донесения его до слушателей, читателей;

- говорить и писать логично, чётко выделяя главное, не отвлекаясь от предмета речи;

- выражать основную мысль и своё отношение к высказываемому (посредством заголовка, употребления специальных слов и выражений, их форм);

- произносить слова чётко, в соответствии с орфоэпическими нормами, добиваться точной интонации, чтобы речь была доступной для понимания при восприятии на слух;

- писать слова разборчиво, в соответствии с требованиями каллиграфии, и достаточно быстро (примерная скорость письма при списывании - до 35 букв, при свободном письме - до 50 букв в минуту).

Составление текста письма (родным, друзьям), записки, объявления о пропаже животного с использованием этикетных фраз. Умение подписывать конверт.

Практическое овладение диалоговой формой речи: вступать в разговор, поддерживать его репликами, выражать свою точку зрения, убеждать, рационально использовать при разговоре несловесные средства общения.

Уместное использование и правильное построение высказывания этикетного характера: извинение, пожелание, разговор по телефону (ситуация - абонента нет дома, просьба передать информацию).

Умение осуществлять самоконтроль, оценивать высказывание, редактировать, давать советы по улучшению речи.

Язык как средство общения (124 ч)

Круг сведений о языке как основе формирования языковых умений

Общие сведения о языке (3 ч). Язык как основа речи, средство общения. Отражение в частях речи реалий окружающего мира (назвать, обозначить). Связь языка с историей развития культуры русского народа (этимологические экскурсы). Что могут рассказать о себе географические названия? Пословицы и поговорки как выразители мудрости и национального характера русского народа. Язык, его строение глазами учёных (представление о разделах науки о языке), лингвистические разборы (анализы) языковых средств. Освоение норм русского литературного языка.

Фонетика и орфоэпия*. Сопоставление звукового и буквенного состава слов. Использование фонетического анализа слова для решения орфографических задач. Освоение орфоэпических норм русского литературного языка (красивее, нравиться, красненький и т.п.).

Графика*. Углубление понятия об употреблении на письме разделительного твёрдого знака.

Чистописание*. Совершенствование владением рукописным шрифтом. Упражнения в дифференциации движений руки при написании таких пар букв, как С-Э, З-Е, Х-Ж, д-б, Ш-М, Г-Р, Я-Ф, п-р и т.п. Упражнения по ускорению письма, достижению его плавности и связности.

Слово и его значение (лексика) (3 ч). Связь формы и значения слова. Лексика как раздел науки о языке, изучающий лексические значения слов. Многозначные слова. Синонимы. Антонимы. Употребление слов в речи (тексте) в переносном значении. О заимствованиях в русском языке. Представление о фразеологизмах. Представление о способах толкования лексических значений слов при работе со словарями разных типов: толковыми, синонимов, антонимов.

Слово и его значимые части (морфемика) (15 ч). Углубление представлений о морфемном составе слова (корень, приставка, суффикс, окончание) и роли морфем в словах.

Корень как главная значимая часть слова, проводник в историю происхождения слова. Слова с двумя корнями (сложные слова).

Словоизменение и словообразование. Значения и роль окончаний в словах.

Общее представление о продуктивных способах образования слов (приставочный, суффиксальный). Приставка и суффикс как значимые словообразующие морфемы. Наблюдение над оттенками значений, вносимыми в слова приставками  (от-, бес-, за-, вы- и др.),  суффиксами  (-онок-, -ек-, -ищ-, -тель- и др.). Роль употребления в речи слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (-очк-, -ек-, -ик-, -еньк-). Разбор слов по составу.

Слово как часть речи (морфология) (22 ч). Критерии распределения слов по частям речи (общие значения, вопросы как средства их выделения, формы изменения, роль в предложении).

Имя существительное (6 ч). Углубление представлений о значениях имён существительных: обозначение признака (белизна, чернота), обозначение эмоций (счастье, радость, тревога, горе). Имена собственные и нарицательные (единицы административного деления России: края, округа, области, районы, названия улиц).

Наблюдение над изменением имён существительных по падежам в единственном и множественном числе. Роль имён существительных в предложениях.

Имя прилагательное (4 ч). Углубление представлений о значениях имён прилагательных: оценочная характеристика предмета, лица (дружный, смелый, красивый, добрый), материал, из которого сделан предмет (железный ковш, шерстяной костюм).

Наблюдение над изменением имён прилагательных по падежам в единственном и множественном числе. Роль имён прилагательных в словосочетаниях, предложениях.

Местоимение (2 ч). Наблюдение над особенностью значения местоимений - обозначать предмет, лицо, не называя, а лишь указывая на них. Личные местоимения, употребляемые в единственном и множественном числе (я, ты, он, мы, вы, они). Роль местоимений в предложениях.

Глагол (7 ч). Углубление представлений о значениях глаголов: речевые и мыслительные процессы (думает, говорит, представляет), состояние (болеет, нездоровится, удивляется). Наблюдение над оттенками значений, выражаемых глаголами совершенного и несовершенного вида (без терминов). Общее представление о начальной форме глаголов. Время глаголов. Наблюдение над изменением глаголов по лицам и числам. Роль глаголов в предложениях.

Служебные части речи (3 ч). Углубление представлений о роли служебных частей речи: выражать различного рода отношения между знаменательными частями речи (пространственные, причинные, цели - предлоги, союзы), оттенки значений и чувств (вопроса, уточнения, восхищения, отрицания - частицы), связывать слова и части предложений. Отрицательная частица не. Упражнения в использовании служебных частей речи в составе словосочетаний, предложений.

Синтаксис (34 ч). 

Словосочетание (10 ч). Углубление представлений о структуре и значениях словосочетаний: предмет и его признак, действие и предмет, с которым оно связано (читать книгу, заплетать косу, рубить топором). Словосочетания с синонимическими значениями (малиновое варенье - варенье из малины). Связь слов в словосочетаниях (наблюдение над согласованием, управлением). Роль словосочетаний в предложениях.

Предложение (24 ч). Углубление понятия о предложении как о цепочке слов (конструкции), с помощью которой можно выразить мысли или чувства.

Разнообразие речевых задач, целей: сообщить, убедить, попросить, приказать, утвердить, отрицать, предположить и т. п. Виды предложений по цели высказывания: вопросительные, повествовательные, побудительные. Виды предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные. Интонационное и пунктуационное оформление предложений разных по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

Структура предложений. Главные члены как основа предложения. Подлежащее и основные способы его выражения в предложениях (имя существительное, местоимение). Сказуемое и основные средства его выражения в предложениях (глаголы, глаголы прошедшего времени, глаголы в «повелительной форме»).

Предложения распространённые и нераспространённые. Общее представление о второстепенных членах предложения.

Наблюдения над интонацией предложений, осложнённых обращениями.

Правописание и пунктуация (47 ч). Повторение изученных орфограмм. Слова с двумя безударными гласными в корне (зеленеет, холодит, береговой, воробей). Гласные и согласные в приставках. Употребление мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода (ночь, мышь). Употребление разделительного твёрдого знака. Написание частицы не с глаголами. Написание родовых окончаний прилагательных, глаголов прошедшего времени. Употребление большой буквы в названиях областей, районов, городов, сёл, улиц.

Знаки препинания в конце предложений.

Развитие речи*. Обогащение словарного запаса словами разных частей речи, оценочно-эмоциональной лексикой (красивый, ужасный, нравиться, воспитанный, как хорошо и пр.). Употребление слов в переносном значении.

Расширение грамматического строя речи: целевое использование в предложениях разных частей речи, распространение предложений второстепенными членами в соответствии с речевой задачей.

Развитие речевого слуха: интонирование и адекватное восприятие интонации предложений, разных по цели высказывания.

Воспроизведение (изложение) устно и письменно чужой речи (тех же типов и жанров):

- дословно (читать выразительно вслух, декламировать наизусть, списывать с образца, писать по памяти, писать под диктовку);

- близко к исходному тексту (пересказывать устно, излагать письменно по частям - свободное списывание или диктант, в целом (изложение) - с опорой на коллективно составленный план, на рисунки, иллюстрации).

Создание простейших текстов образного характера (после предварительной подготовки): описание любимых цветов, изделий народных промыслов (матрёшки). Умение выражать своё отношение к разным периодам времён года, месяцам, праздникам, сочинять юмористические истории по рисункам, рассказывать об историях, происшедших реально.

Основные требования к уровню знаний и умений учащихся в 3 классе

Личностные

У учащихся будут формироваться

- осознание русского языка как явления культуры русского народа, связь развития языка с развитием культуры и общества;

- внимание к мелодичности устной речи и изобразительным средствам русского языка;

- внимание к синонимическим средствам языка при выражении одной и той же мысли;

- стремление к соблюдению языковых норм как условию взаимопонимания собеседников;

- положительная мотивация и познавательный интерес к изучению языка своего народа, своей страны;

- чувство сопричастности к сохранению богатства и самобытности русского языка, стремление стать борцом за чистоту родного языка.

Предметные

Учащиеся научатся:

- осознавать слово, предложение как главные средства языка;

- использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме;

- использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочивания слов и поиска нужной информации (в словарях и др.);

- производить звуко - буквенный, морфемный, морфологический анализы слов;

- соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в учебнике материала);

- различать родственные (однокоренные) слова и формы слов;

- осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением и использовать эти свойства при создании собственных высказываний;

- оценивать уместность использования слов в тексте, подбирать точные слова при выражении своих мыслей и чувств;

- осознавать критерии (общее значение) объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлоги, союзы);

- осознанно использовать для отрицания частицу НЕ;

- осознавать роль изучения словосочетаний в курсе русского языка, их общность со словом в назначении – назвать предмет, явление;

- осознавать признаки и назначение предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность, речевая задача);

- дифференцировать предложения по цели высказывания, по силе выраженного чувства, по строению (простое, сложное);

- находить главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды) при анализе предложений и употреблять разные члены предложения при создании собственного высказывания;

- анализировать (производить разбор) словосочетаний, простых предложений;

- вычленять общие способы решения орфографических задач и использовать их при письме;

- применять правила правописания (в объеме содержания курса 3 класса);

- определять (уточнять) правописание слова по орфографическому словарю учебника;

- осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

- подбирать примеры с определённой орфограммой;

- при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;

- распознавать типы текстов по их назначению: повествование, описание, рассуждение;

- каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объёмом в 65-70 слов, писать под диктовку тексты в 60-65 слов; излагать содержание исходных текстов в 60-75 слов, создавать тексты /сочинения/ в 8-12 предложений, правильно оформляя начало и конец предложений;

Метапредметные

Коммуникативные

- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умения слышать, точно реагировать на реплики) при диалоговой форме общения;

- понимать тему и основную мысль высказывания (текста) по содержанию, по заголовку;

- озаглавливать текст по основной мысли текста;

- подробно воспроизводить содержание текста с опорой на план (составленный самостоятельно);

- прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана).

Регулятивно - познавательные

- осознавать цели и задачи изучения курса, раздела, темы;

- осознавать способы и приёмы действий при решении языковых задач;

- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;

- следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные действия (памятки в справочнике учебника);

- осуществлять само- и взаимопроверку работ;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочниках, словарях, таблицах);

- использовать преобразование словесной информации в условные модели и наоборот;

- находить, анализировать, сравнивать, характеризовать единицы языка: звуки, части слова, части речи;

- осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений).

Тематический план учебного курса

Период обучения

Количество часов

Диагностический и практический материал

(контрольные работы, практические работы, тесты, диагностические работы и т.д.)

1 четверть

45

Входная контрольная работа № 1

Контрольное списывание № 1

Р/р.  Анализ текста - описания

Р/р.  Обучающее изложение

Итоговая контрольная работа № 2 за 1 четверть

                           Тесты, самостоятельные работы и словарные диктанты периодически

2 четверть

35

Р/р. Обучающее изложение

Р/р. Творческая работа: составление текста загадки

Р/р. Составление текста (в прозе или стихах) на тему наступления  зимы

Р/р.  Анализ текста Н. Сладкова «Ухоронки»

Контрольная работа №3 по теме «Правописание корня»

Итоговая контрольная работа № 4 за 2 четверть

                           Тесты, самостоятельные работы и словарные диктанты периодически

3 четверть

50

Р/р. Обучающее изложение

Р/р. Обучающее сочинение

Контрольная работа № 5 по теме «Предложение и словосочетание»

Контрольное списывание №2

Р/р. Обучающее сочинение

Контрольная работа № 6 по теме «Правописание приставок»

Итоговая контрольная работа № 7 за 3 четверть

                           Тесты, самостоятельные работы и словарные диктанты периодически

4 четверть

40

Контрольная работа № 8 по теме «Падежные формы»

Р/р. Обучающее сочинение

Р/р. Работа с текстом - описание

Контрольное списывание №3

Р/р. Обучающее изложение

Итоговая контрольная работа № 9 за год

Р/р. Обучающее изложение

Тесты, самостоятельные работы и словарные диктанты периодически

Итого

170

Контрольные работы - 9, контрольное списывание – 3, развитие речи – 13,

тесты, самостоятельные работы и словарные диктанты периодически

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела

Всего часов

1

Речевое общение

46

Круг сведений о речи как основе формирования речевых умений

16

Речь

6

Высказывание. Текст

10

Речевой этикет*

Виды речевой деятельности (коммуникативно - речевые умения)

30

2

Язык как средство общения

124

Общие сведения о языке

3

Фонетика и орфоэпия*

Графика*

Чистописание*

Слово и его значение (лексика)

3

Слово и его значимые части (морфемика)

15

Слово как часть речи (морфология)

22

Имя существительное

6

Имя прилагательное

4

Местоимение

2

Глагол

7

Служебные части речи

3

Синтаксис

34

Словосочетание

10

Предложение

24

Правописание и пунктуация

47

Развитие речи*

Итого

170

Календарно – тематическое планирование

Условные обозначения: урок изучения и первичного закрепления знаний – УИПЗЗ; урок закрепления новых знаний и выработка умений – УЗНЗВУ; урок комплексного использования знаний – УКИЗ; урок обобщения и систематизации знаний – УОСЗ; урок проверки, оценки и контроля знаний – УПОКЗ; урок развития речи - УРР 

№ п/п

Дата проведения

Тема раздела

Тема урока

Основные термины и понятия

Стр.

учебника

Тип урока, формы контроля

Дом. задание

План.

Факт.

1 четверть (45 ч)

Речевое общение (46 ч)

Язык как средство общения (124 ч)

Раздел: Язык и речь (24 ч)

Речь устная и письменная

(5 ч)

Использование речи при общении

Дар речи. Общение. Слово.

Информация.

Русский язык, здравствуй,

до свидания, тернистая (дорога знаний), эрудит, багаж, интерес.

6-7

УИПЗЗ

№4 с. 7

Использование речи при общении

7-8

УИПЗЗ

№9 с. 8

Использование речи при общении

8-9

УЗНЗВУ

№10 с. 9

Речевые действия

Средства языка. Интонация, нормы произношения. Синонимы (заяц, русак, беляк, косой)

Альбом, блокнот, фломастер.

10-11

УИПЗЗ

№20 с. 11

Речевые действия

12-13

УИПЗЗ

№27 с. 13

Правила записи слов (7 ч)

Основные типы записи слов

Орфограммы.

Цветы и цвета.

Георгин, гладиолус, фиолетовый.

Аппетит, аппетитный.

14-15

УИПЗЗ

№32 с. 15

Проверяемые орфограммы в корне

15-16

УЗНЗВУ

№37 с. 16

Непроверяемые орфограммы в корне

17-18

УЗНЗВУ

№43 с. 18

Употребление мягкого знака

Километр, километровый, компас.

18-19

УЗНЗВУ

№46 с. 19

Большая буква в именах собственных

Названия улиц. Оформление титула тетради.

20-21

УЗНЗВУ

№50 с. 20

Входная контрольная работа № 1

УПОКЗ

Работа над ошибками

УОСЗ

№52 с. 21

Слово: его значение, значимые части (3 ч)

Лексическое значение слова

Лексическое  значение. Синонимы. Антонимы. Омонимы.

Лопата, рыцарь, гвоздика.

22-23

УИПЗЗ

№59 с. 23

Значимые части слов

Корень. Суффикс. Приставка. Основа (вар.). Окончание. Модель слова

24-25

УЗНЗВУ

№65 с. 25

Лексическое и общее значения слов

Общее (грамматическое) значение слов с обобщённым

лексическим значением (урожай, злаки, плоды).

Урожай, горох, огурец, помидор

26-27

УИПЗЗ

№71 с. 26, правило

Слово в предложении и тексте (6 ч)

Слово в предложении и тексте

Главные и второстепенные члены предложения.

Пурпур, пурпуровый, пурпурный.

28-29

УИПЗЗ

№77 с. 29, правило

Связь слов в предложении

29-30

УИПЗЗ

№83 с. 30

Связь слов в предложении

30-31

УИПЗЗ

№87 с. 31

Упражнения на закрепление

32-33

УОСЗ

№5 с. 33

Контрольное списывание № 1

УПОКЗ

Работа над ошибками.

34-35

УОСЗ

№3 с. 35

Развитие речи *  (3 ч)

Р/р.  Анализ текста - описания

36-37

УРР

№6 с. 37

Р/р.  Обучающее изложение

36-37

УРР

№6 с. 33

Работа над ошибками.

36-37

УОСЗ

№2 с. 32

Раздел:  Проводники наших мыслей и чувств (30 ч)

Вводный урок

(1 ч)

Слово. Предложение. Текст

Многозначные слова.

Свитер [тэ], фотограф, фотография, аппарат,

Фотоаппарат.

40-41

УЗНЗВУ

№6 с. 41

Слово и словосочетание (10 ч)

Слово и словосочетание

Словосочетание

Пациент [цыэ]

42-43

УИПЗЗ

№10 с. 42

Связь слов в словосочетании

Словосочетание, главное и

зависимое слово. Предлоги, союзы.

Шофёр, мн. шофёры.

44-45

УИПЗЗ

№15 с. 45, правило

Части речи в словосочетании

46-47

УИПЗЗ

№24 с. 47

Род имён существительных

Род: мужской, женский, средний.

Простыня, (нет) простынь и простыней, туфля

48-49

УИПЗЗ

№29 с. 49, правило

Род имён существительных

50-51

УИПЗЗ

№35 с. 51

Употребление -ь- после шипящих на конце имен существительных женского рода

Тюль (м.р.), шампунь (м.р.)

52-53

УИПЗЗ

№46 с. 53, правило

Употребление -ь- после шипящих на конце имен существительных женского рода

54-55

УИПЗЗ

№52 с. 55

Изменение имён прилагательных

по родам

56-57

УИПЗЗ

№59 с. 57, правило

Связь частей речи

в словосочетании

Сливовый, комната, комнатный (цветок).

58-59

УИПЗЗ

№65 с. 59

Устойчивые сочетания слов

Фразеологизмы (идиомы).

Вертеться как белка в колесе.

60-61

УИПЗЗ

№70 с. 60

Предложение

(10 ч)

Предложение

Природа, природный.

62-63

УИПЗЗ

№75 с. 63, правило

Вопросительные и повествовательные предложения

Запрос информации (вопрос).

Сообщение (ответ).

64-65

УЗНЗВУ

№82 с. 65, правило

Употребление отрицательной частицы -не-

Утверждение, отрицание.

66-67

УИПЗЗ

№89 с. 67, правило

Побудительные  предложения

Совет, просьба, запрет, приказ.

68-69

УЗНЗВУ

№94 с. 69, правило

Восклицательные  предложения

Волнение, раздражение, тревога, восхищение.

70-71

УЗНЗВУ

№100 с. 71, правило  

Итоговая контрольная работа № 2 за 1 четверть

УПОКЗ

Работа над ошибками

УОСЗ

№101 с. 71

Знаки  препинания в конце предложений

Пунктуация. Знаки препинания

72-73

УЗНЗВУ

№109 с. 73, правило

Знаки  препинания в конце предложений

74-75

УЗНЗВУ

№116 с. 75

Упражнения на закрепление

84-85

УОСЗ

2 четверть (35 ч)

Текст (4 ч)

Текст

Текст. Объёмное высказывание.

Монолог, диалог.

76-77

УИПЗЗ

№121 с. 77, правило

Типы текстов

Повествование, описание, рассуждение.

78-79

УИПЗЗ

№125 с. 79, правило

Типы текстов

80-81

УИПЗЗ

№133 с. 81

Упражнения на закрепление

82-83

УОСЗ

№2 с. 82

Развитие речи *  (5 ч)

Р/р.  Обучающее изложение

Изложение, воспроизведение, части текста, пункты плана.

86

УРР

№3 с. 84

Работа над ошибками

УОСЗ

№6 с. 85

Р/р. Творческая работа: составление текста загадки

Особенности текста загадки

Изобразительно-выразительные средства: загадка, описание, свойства снежинки.

87

УРР

№4 с. 87

Р/р. Составление текста (в прозе или стихах) на тему наступления  зимы

Сочинение. Жанр текста. Узкие и широкие темы высказываний.

87

УРР

№6 с. 87

Работа над ошибками

УОСЗ

№1 с. 82

О главном (53 ч)

Слово и его значимые части (11 ч.)

Главные части в средствах языка

Беседа, беседовать, собеседник,

собеседование

90-91

УИПЗЗ

№5 с. 91

Корень - главная значимая часть слова

Исторический корень слова.

Этимология слова.

Мо[дэ]ль,  модельер, родник, народ, родина.

92-93

УЗНЗВУ

№10 с. 93

Правописание корня

Чередование согласных.

Солома, соломенный.

94-95

УИПЗЗ

№17 с. 95

Правописание корня

95-96

УИПЗЗ

№21 с. 96

Правописание корня

96-97

УИПЗЗ

№26 с. 97

Если в корне две безударные гласные…

Корова, молоко, колокол, колокольчик.

98-99

УИПЗЗ

№31 с. 98

Если в корне две безударные гласные…

Старославянизмы. Полногласие. Неполногласие

Огород, огородный, полотенце,

полотно.

100-101

УИПЗЗ

№37 с. 101

Правописание гласных и согласных в корне

Страна, сторона, государство, государственный.

102-103

УИПЗЗ

№47 с. 103

Развитие речи *  (1 ч)

Р/р.  Анализ текста Н. Сладкова «Ухоронки»

104

УРР

№46 с. 103

Сложные слова

Автомобиль, автомобильная.

104-105

УИПЗЗ

№55 с. 105, правило

Контрольная работа №3 по теме «Правописание корня»

УПОКЗ

Работа над ошибками

УОСЗ

№41 с. 102

Словосочетания (2 ч)

Главное слово в словосочетании

Помнить, память, памятник, памятный.

106-107

УИПЗЗ

№58 с. 106

Главное слово в словосочетании

106-107

УИПЗЗ

№61 с. 107

Предложение

(10 ч)

Главные члены предложения - подлежащее и сказуемое

Главные и второстепенные члены предложения

108-109

УИПЗЗ

№66 с. 109, правило

Подлежащее, выраженное именами существительными

Языковые средства выражения

подлежащего.

109-110

УИПЗЗ

№69 с. 110

Подлежащее

Квартира, квартирная.

110-111

УИПЗЗ

№73 с. 111

Сказуемое, выраженное глаголом

Образ, изобразить, изображение, вообразить, воображение, сообразительный.

112-113

УИПЗЗ

№76 с. 113

Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения

Грамматическая основа

113-114

УИПЗЗ

№81 с. 114

Простые и сложные предложения

115

УИПЗЗ

№85 с. 115, правило

Итоговая контрольная работа № 4 за 2 четверть

УПОКЗ

Работа над ошибками

УОСЗ

№3 с. 124

Упражнения на закрепление

124-125

УОСЗ

№2 с. 124

Упражнения на закрепление

126-127

УОСЗ

№7 с. 127

Текст (3 ч)

Главная (основная) мысль текста

Тема текста, основная мысль

116-117

УЗНЗВУ

№91 с. 117

Главная (основная) мысль текста

Мораль, поучение, иносказание, эзопов язык.

118-119

УИПЗЗ

3 четверть (50 ч)

Способы выражения основной мысли

120, 123

УИПЗЗ

№106 с. 123

Развитие речи *  (4 ч)

Р/р. Обучающее изложение

121-122

УРР

№6 с. 127

Работа над ошибками

УОСЗ

№1 с. 124

Р/р. Обучающее сочинение

128-129

УРР

№4 с. 129

Работа над ошибками.

128-129

УОСЗ

№5 с. 129

Словосочетания (1 ч)

Главные части слова и словосочетания

Подсвечник

6-7

УИПЗЗ

№4 с. 7

Предложение

(16 ч)

Части речи в роли главных членов предложения

Береза, береста, берёста, берестяная

8-9

УИПЗЗ

№12 с. 9

Подлежащее. Употребление личных местоимений

Лица местоимений.

Беречь, оберегать,  оберег, сбереженный.

10-11

УИПЗЗ

№17 с. 11, правило

Подлежащее, выраженное личными местоимениями

Значение лица и числа местоимений.       Корабль,  кораблик, корабельный.

12-13

УИПЗЗ

№23 с. 13

Подлежащее, выраженное личными местоимениями

Значение рода местоимений.

14-15

УИПЗЗ

№29 с. 15

Сказуемое. Употребление форм глагола

16-17

УИПЗЗ

№33 с. 16, правило

Формы времени глаголов

Прошедшее, настоящее, будущее время глаголов.

Иллюстрация, иллюстратор, иллюстрировать.

18-19

УИПЗЗ

№40 с. 19, правило

Образование глаголов прошедшего времени.

Понял, поняли, но поняла; снял, сняли, но сняла

20-21

УИПЗЗ

№46 с. 21

Сказуемое, выраженное глаголом прошедшего времени

Горизонт, песок, песчаный [щщ], песчинка.

22-23

УИПЗЗ

№50 с. 23, правило

Сказуемое, выраженное глаголом настоящего или будущего времени

Спряжение.           Восхищение, восхищаться, восхитительный.

24-25

УИПЗЗ

№56 с. 25, правило

Сложная и простая форма глаголов будущего времени

26-27

УИПЗЗ

№61 с. 27

Формы глаголов - сказуемых

Шел, пришел, зашел, перешел.

28-29

УИПЗЗ

№66 с. 29

Взаимосвязь подлежащего и сказуемого

Костёр, корзина, корзиночка.

30-31

УИПЗЗ

№72 с. 31, правило

Упражнения на закрепление

34-35

УОСЗ

№3 с. 34

Упражнения на закрепление

36-37

УОСЗ

№2 с. 36

Контрольная работа № 5 по теме «Предложение и словосочетание»

УПОКЗ

Работа над ошибками

УОСЗ

№5 с. 35

Текст (3 ч)

Главная (основная) мысль текста

Извини, извиниться, извинение.

32-33

УИПЗЗ

№78 с. 33

Контрольное списывание №2

УПОКЗ

Работа над ошибками

УОСЗ

№3 с. 34

Развитие речи * (2 ч)

Р/р. Обучающее сочинение

38-39

УРР

№6 с. 37

Работа над ошибками.

УОСЗ

№3 с. 36

Конкретизируем значение, распространяем мысль… (45 ч)

Роль приставок и суффиксов в словах (21 ч)

Состав слова с позиции его значимых частей

42-43

УИПЗЗ

№5 с. 43  

Состав слова с позиции его значимых частей

Сторожа, сторожей (мн.ч.); столяр,  (нет) столяра (ед.ч.),

столяры (мн.ч.)

44-45

УИПЗЗ

№10 с. 45

Образование однокоренных слов

Сверкать, сверкает, сверкающий.

46-47

УИПЗЗ

№15 с. 47

Употребление и правописание слов с приставка

ми  (13 ч)

Правописание приставок и предлогов

48-49

УИПЗЗ

№20 с. 49, правило

Наблюдение над значениями приставок

Внимание, внимательный, внимательно, внимать.

50-51

УИПЗЗ

№23 с. 51

Наблюдение над значениями приставок

52-53

УИПЗЗ

№28 с. 52

Правописание  гласных  в приставках

Значение приставок

54-55

УИПЗЗ

№33 с. 55, правило

Правописание  гласных  в приставках

56-57

УИПЗЗ

№39 с. 57

Правописание согласных в приставках

Здание, здоровье, здесь, здешний.

58-59

УИПЗЗ

№43 с. 59

Правописание согласных в приставках

Сначала, вверх, вниз, вперед.

60-61

УИПЗЗ

№50 с. 61

Контрольная работа № 6 по теме «Правописание приставок»

УПОКЗ

Работа над ошибками

УОСЗ

№47 с. 60

Употребление разделительного твёрдого знака после приставок

62-63

УИПЗЗ

№57 с. 63, правило

Употребление разделительного твёрдого знака после приставок

Объект, объективный, субъект, субъективный.

64-65

УИПЗЗ

№62 с. 65, правило

Правописание разделительных знаков

Противень, нет противня.

66-67

УИПЗЗ

№69 с. 67

Правописание слов с приставками

68-69

УИПЗЗ

№76 с. 69

Употребление слов с суффикса

ми (5 ч)

Употребление слов с суффиксами

70-71

УИПЗЗ

№81 с. 71

Употребление слов с суффиксами

Грузчик, мороженое,пирожное, профессия, профессиональный, специальность

72-73

УИПЗЗ

№89 с. 73

Употребление слов с приставками и суффиксами

Гимнастика, гимнастерка

74-75

УИПЗЗ

№92 с. 74

Итоговая контрольная работа №7 за 3 четверть

УПОКЗ

Работа над ошибками

УОСЗ

№95 с. 75

Назначение зави

симого слова в словосочетании (11 ч)

Синтаксический анализ словосочетания

76-77

УИПЗЗ

№100 с. 77, правило

Связь слов в словосочетании

Падежи

78-79

УИПЗЗ

Падежи

4 четверть (40 ч)

Падежные формы имен существительных

80-81

УИПЗЗ

№105 с. 79

Падежные формы имен существительных

80-81

УИПЗЗ

№109 с. 81

Падежные формы имен прилагательных

82-83

УИПЗЗ

№114 с. 82

Падежные формы имен прилагательных

82-83

УИПЗЗ

№115 с. 83

Связь слов в словосочетании. Упражнения на закрепление

84-85

УИПЗЗ

№118 с. 84

Падежные формы местоимений

Склонение

86-87

УИПЗЗ

№126 с. 87, правило

Правописание местоимений с предлогами

88-89

УИПЗЗ

№132 с. 89, правило

Контрольная работа № 8 по теме «Падежные формы»

УПОКЗ

Работа над ошибками

УОСЗ

№131 с. 89

Развитие речи *  (3 ч)

Р/р. Работа с текстом - описание

Повествование, описание, рассуждение.

Матрешка

98-99

УРР

№3 с. 99

Р/р. Обучающее сочинение

98-99

УРР

№5 с. 99

Работа над ошибками.

УОСЗ

№1 с. 100

Предложение

(3 ч)

Второстепенные  члены  предложения

Распространённые, нераспространённые

предложения

90-91

УКИЗ

№139 с. 91, правило

Анализ (разбор) простого предложения

Синтаксический разбор

предложения по членам

предложения

92-93

УКИЗ

№141 с. 92

Анализ (разбор) простого предложения

94-95

УКИЗ

№150 с. 95

Текст (7 ч)

Развиваем главные мысли в текстах

Типы текстов. Тезис. Аргумент. Вывод.  Настроение героев.

96-97

УКИЗ

№153 с. 97

Контрольное списывание №3

97

УПОКЗ

Работа над ошибками

УОСЗ

№3 с. 100

Развиваем главные мысли в текстах

100

УИПЗЗ

№4 с. 102

Р/р. Обучающее изложение

101

УИПЗЗ

№5 с. 103

Работа над ошибками. Мастерская слова

УОСЗ

№1 с. 102

Упражнения на закрепление

102-103

УОСЗ

№8 с. 103

Повторение изученного в 3 классе (18 ч)

Средства  языка и их анализ (3 ч)

Средства  языка и их анализ

Языковеды, лингвисты.

Аквариум, аквариумная

108-109

УКИЗ

№6 с. 109

Средства  языка и их анализ

110-111

УКИЗ

№12 с. 111

Фонетико-графические написания слов

111-112

УКИЗ

№17 с. 112

Правописание слов (6 ч)

Правописание слов

113-114

УКИЗ

№22 с. 114

Правописание слов

114-115

УКИЗ

№28 с. 115

Правописание слов

116-117

УКИЗ

№32 с. 117

Правописание слов

Батарея, отопительная батарея, комбат,

118-119

УКИЗ

№36 с. 119

Итоговая контрольная работа №9 за год

УПОКЗ

Работа над ошибками

УОСЗ

№38 с. 119

Предложение и текст (7 ч)

Члены предложения

120-121

УКИЗ

№43 с. 121

Члены предложения

121-122

УКИЗ

№47 с. 122

Развитие речи * (2 ч)

Р/р. Обучающее изложение

123

УРР

№48 с. 123

Работа над ошибками.

УОСЗ

№1 с. 124

Упражнения на закрепление

124-125

УОСЗ

№5 с. 125

Упражнения на закрепление

126

УОСЗ

№3 с. 126

Упражнения на закрепление. Анализ смешанного текста. Письмо

127

УКИЗ

№3 с. 127

Повторение и закрепление

УОСЗ

Обобщающий урок

УОСЗ


[1]  Коммуникативно-речевые умения формируются на базе текстов и высказываний, типы, жанры и тематика которых указаны выше, в подразделе «Текст».

2  Материал разделов, отмеченных знаком *, является сквозным, упражнения даются в ходе изучения других разделов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...