Род имён существительных.
план-конспект урока русского языка (3 класс) по теме

Сковородина Елена Павловна

Урок русского языка в 3 классе, программа "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rod.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Род имён существительных

Цели: - познакомить детей с понятием «род имён существительных»; с приёмами определения рода имён существительных;

- развивать умение распознавать части речи, орфографическую зоркость, речь учащихся;

- воспитывать культуру поведения в общественных местах, бережливость;

Ход урока:

  1. Орг. момент:

 В серебристом родничке

Слышан голосочек-

Словно бьётся в кулачке

Маленький звоночек.

             Дай звоночек, родничок,

             Поиграть немножко.

             Разожми свой кулачок,

             Покажи ладошку!

Родничок ответил:

- Что ты!

У меня полно работы!

С этой песенкой моей

Мне работать веселей.

            Я журчу, журчу, журчу

            Не переставая.

            Я всё время хлопочу-

            Поле поливаю!

Потрудись и ты, дружочек,

Зазвенит и твой звоночек!

- Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомство с именем существительным, повторим изученные орфограммы, поработаем над тем, чтобы новый материал лучше усвоить.

II.   Орфографическая разминка:

-Начнём, как обычно с орфографической разминки (текст на карточках).

Друзья

Алёша принёс щенка д_мой. Щенку дали клич(?)ку (Б, б )им. Бим ел м_л_ко, су_ и хле_. Скоро он стал б_льшой с_бакой. Ч_сто друз_я играли (в)парке. Вот (А, а)лёша бросил палку (за)куст. Бим н_сёт мал_чику палку.

- Какие знакомые части речи есть в тексте?

- Что такое имя существительное? Имя прилагательное? Глагол

III. Минутка чистописания:

1. – А что объединяет эти слова между собой?

На доске: тростник, лестница, вестник, местность

- Какую орфограмму имеют эти слова?

- Какое существительное среди них лишнее?

- Подберите проверочные слова к остальным словам (устно).

2. – Какой звук в этих словах непроизносимый?

- А какой буквой обозначается на письме звук «т»?

- Определите порядок следования букв в данном ряду.

На доске: Т т р   р Т т   Т т р

       - Напишите эту цепочку букв в указанной последовательности до конца строки.

   IV. Словарная работа:

  1. Часть детей работают по перфокартам (первые парты), взаимопроверка.

2.Игра «Исправь ошибку»

На доске: карточки со словами 

                 До сведание, чуство, памедор, тапор, спосиба, асина, квортира, ветир.

-комментированная запись слов;

      3. – Новое слово из словарика вы определите с помощью шифра:

       

М

А

Ш

И

Н

А

+

*

-

?

@

*

З

О

Н

Т

!

$

@

=

И

Г

Л

А

?

/

( )

*

+

*

/

*

!

?

@

- Какое это слово?

- Сформулируйте лексическое значение этого слова.

Магазин- это помещение, в котором ведут торговлю. Слово пришло из арабского языка. «Хазана» по-арабски- «собрал, наложил».

- Найдите слово «магазин» в орфографическом словаре. Запишите его.

Определите орфограммы, которые спрятались в этом слове.

- Для того, чтобы вы запомнили написание этого слова, в него спрятались ещё два слова- запоминалки.

МАГАЗИН

                                                       

                                             

- волшебник, чародей

МАГАЗИН

- полезное ископаемое

- Составьте предложение с новым словом и включите в него одно из слов: ОДЕЖДА, ПОМИДОР.

- Ребята, а как нужно вести себя в магазине, ведь магазин – это общественное место?

- Я думаю, что все вы соблюдаете правила поведения в общественных местах.

- Какой частью речи являются слова МАГАЗИН, ОДЕЖДА, ПОМИДОР?

V. Объяснение нового материала:

1. На доске: на карточках слова   дом, земля, солдат, озеро, книга, гнездо, море, школа, хлеб

- Прочитайте слова. Что их объединяет? Что такое имя существительное?

2. – Давайте разделим данные имена существительные на три группы. В первую группу включите слова, к которым можно подставить слова

ОН, МОЙ

-Отступите одну строку и запишите эти слова в столбик.

3. – Назовите имена существительные, к которым можно подставить слова

ОНА, МОЯ

 - Отступите одну строку и запишите эти слова во второй столбик.

4. –Прочитайте оставшиеся имена существительные. Какие опорные слова можно подставить к этим именам существительным?

ОНО, МОЁ

5. –Разделив имена существительные по данным трём группам, мы разделили их по родам. Род- это грамматический признак имени существительного. В русском языке три рода.

-Скажите, какого рода имена существительные, к которым можно подставить слова ОН, МОЙ?

( показ записи: м.р.)

- ОНА, МОЯ? (ж.р.)

-ОНО, МОЁ? ( ср.р.)

6. Работа с правилом с.19:

-Какого рода бывают имена существительные? Какие существительные отнесём к мужскому роду? Женскому роду? Среднему роду?

VI. Физ. минутка.

VII. Закрепление:

  1. На доске:

Женский род запомню я

И скажу: «Она, моя».

И запомню род мужской

И опять скажу: «Он, мой».

Средний род- «оно, моё»!

Это правило твоё!

  1. Упражнение 404- распределить слова в три столбика по родам

-комментированная запись;

3. Упражнение 406- работа с текстом

-разбор предложения (у доски);

-Запишем предложение, в котором отражена основная мысль текста. Над именами существительными указать их род.

VIII. Итог урока:

- Давайте составим схему по новой теме.

( На плакате незаполненная таблица; у каждого на партах тоже таблица)

РОД ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

род

опорные слова

примеры

Обобщение по таблице.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.

На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....

Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.

На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....

Дидактический материал по русскому языку по теме "Склонение имён существительных", "Падежные окончания имён существительных"

Позволяет проверить индивидуальные знания учеников по теме "Склонение имён существительных", "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"...

Урок русского языка в 4 классе. Тема: Третье склонение имён существительных.Упражнение в определении склонения имён существительных.

Материал содержит конспект урока, презентацию для интерактивной доски Smart Notebook и карточки для рефлексии, парной и групповой работы. Дидактическая цель: создать условия для создания и осмысл...