Сочинение – творческая работа, которая требует наивысшей самостоятельности учащегося, активности, увлечённости, внесения чего-то своего, личного в текст. Вашему вниманию представлен урок русского языка в 3 классе по теме: «В мир звуков и красок весны». Об
план-конспект урока русского языка (3 класс) на тему
Сочинение – творческая работа, которая требует наивысшей самостоятельности учащегося, активности, увлечённости, внесения чего-то своего, личного в текст. Вашему вниманию представлен урок русского языка в 3 классе по теме: «В мир звуков и красок весны». Обучение написанию сочинения-миниатюры. На данном уроке развития речи учащиеся знакомятся с произведениями разных авторов, композиторов, художников о весне и выступают сами в роли писателей. Итогом творческой работы учащихся являются сочинения-миниатюры о весне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Тушева Светлана Викторовна
221-888-656
Урок русского языка. 3 класс.
Тема: "В мир звуков и красок весны".
Обучение написанию сочинения – миниатюры.
Цели. Познакомить учеников с произведениями разных авторов о весне. Развивать устную и письменную речь учащихся, творческие способности, создавая на уроке благоприятную атмосферу. Обогащать словарный запас детей новыми словами и выражениями. Воспитывать чувство коллективизма и любви к природе.
Тип урока. Урок развития речи.
Оборудование. Магнитофон, аудиозаписи П.И. Чайковского "Времена года", грамзапись "Голоса птиц"; репродукция картин А.К. Саврасова "Грачи прилетели" и И.И. Левитана "Весна. Большая вода", детские рисунки на тему "Весна"; тексты стихов, "Красная книга"; словари синонимов, листы с текстами для работы учащихся в группе.
Ход урока
I. Организационный этап.
- Долгожданный дан звонок, начинается урок.
- Ребята, пусть этот урок принесет нам радость общения, наполнит наши сердца теплыми чувствами.
II. Этап подготовки к усвоению нового материала "Вхождение в тему урока".
- Закройте, дети, глазки, послушайте музыку, настройтесь на работу.
(Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года»).
- Догадались ли Вы о том, кто нас приглашает на урок? Если нет, то попробуйте отгадать загадку:
Я раскрываю почки
В зеленые листочки,
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня … (ВЕСНА).
III. Сообщение темы урока. Постановка цели и задач урока.
- Ребята, прочитайте, пожалуйста, тему урока, записанную на доске.
"В мир звуков и красок весны"
- Подумайте, о чем сегодня может пойти речь на уроке? (Ответы детей).
- Сегодня у нас очередной урок развития речи, на котором вы узнаете много нового о слове, расширите свой словарный запас, будете учиться красиво говорить, а результатом вашей деятельности будет написание сочинения-миниатюры.
Эпиграфом нашего урока я выбрала слова А.К. Толстого.
"Все весны дыханием согрето, Все кругом и любит и поет". (А.К. Толстой) |
IV. Этап усвоение новых знаний. Работа по теме урока.
1. Звучит музыка П.И. Чайковского "Март".
- Понравилась ли вам музыка? (Ответы детей).
- Слышите, это Фея – Весна пролетает над своей страной, указывая нам путь в царство весны. Но чтобы не заблудиться по дороге, давайте вспомним, по каким приметам мы узнаем весну? (Снег тает, птицы прилетают, звенит капель и т.д.).
- Давайте вспомним пословицы и поговорки о весне.
Весна днем красна.
Вода с гор притекла - весну принесла.
Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.
В марте вода, в апреле трава.
- При помощи чего (каких средств) композитор сумел передать нам звуки весны? (Темп, высота звуков, инструменты …).
- Представьте, что вы композиторы, какую бы музыку написали?
- Почему мы связываем эти звуки именно с приходом весны? (Ответы детей).
2. Эти особые звуки напоминают человеку о том, что длинная зима вновь сменяется весной. Вот как об этом пишет Ф.И. Тютчев (чтение стихотворения "Весенние воды"). А.П. Чехов весну описал так: "Речка надувается и темнеет, она уже проснулась и не сегодня-завтра заревет. Деревья голы, но уже живут, дышат…".
- Обратите внимание, что Тютчев наделил свои ручьи человеческой речью. Как в литературе называется такой прием? Что он означает?
- Звуки, звуки, звуки … Прозвучали стихи и музыка о весне. Самые разные приметы этого времени года привлекали внимание поэтов, писателей и композиторов. Но общим было то, что весну в их произведениях мы не только видели, но и слышали. Как же это получилось? (Ответы детей).
3. - Ребята, но только ли слова помогают нам представить приход весны?
- Перед вами репродукции картин русских художников А.К. Саврасова "Грачи прилетели" и И.И. Левитана "Весна. Большая вода". Всмотритесь в картины и постарайтесь "услышать" звуки весны, которые передали художники. (Ответы детей).
- Какие краски использовали художники? (Ответы детей).
V. Физминутка.
VI. Речевая подготовка.
- Поэты писатели, художники, композиторы сумели в своих произведениях передать красоту весны. А найдутся ли у вас такие слова, чтобы описать красоту весны? В группах подберите красочные определения к словам, которые подойдут к описанию следующих предметов:
1 гр. | весна … | 2 гр. | небо … | 3 гр. | ручьи … | 4 гр. | солнце … |
(Дети в группах подбирают и записывают эпитеты).
- Зачем мы подбираем эпитеты? (Чтобы сделать свою речь более выразительной).
VII. Орфографическая подготовка.
- Чтобы правильно написать слова в сочинении, давайте повторим правописание изученных орфограмм.
в_сна д_жди | б_гут п_ют | чудесная душистая |
- Что общего у слов каждого столбика? Какими частями речи они являются?
- Как быть, если вы не знаете правильное написание слова? (Ответы детей).
Учитель раздает словари.
VIII. Лексико-грамматическая подготовка.
1. О чём нужно помнить при составлении текста? (На доске написаны признаки текста).
2. В группе составьте предложения из данных слов.
1 гр. | весна, дружная, пришла | 2 гр. | теплое, солнышко, светит | 3 гр. | лед, на, треснул, лесных озерах | 4 гр. | березах, на, почки, маленькие, надулись, |
(Проверка предложений).
3. Сравните два текста. Можно ли считать эти тексты одинаковыми? Какой вам понравился больше и почему?
Наступила весна. Тает снег. Журчат ручьи. Светит солнце. Летят птицы. | Наступила ранняя весна. Тает последний снег. Журчат говорливые ручьи. Светит ласковое солнце. Летят голосистые птицы. |
IX. Написание сочинения.
- А теперь вы сами выступите в роли писателей и напишите маленькое сочинение (сочинение-миниатюру) о весне.
Кому трудно самостоятельно написать работу, могут использовать карточки-помощницы.
X. Чтение творческих работ учащихся. Оценивание.
XI. Рефлексия по схеме:
- Я научился …
- Мне было интересно …
- Мне было трудно …
- Мне понравилось …
- Мне бы хотелось …
XII. Итог урока.
- Прочитайте эпиграф еще раз и скажите, почему он подходит к нашему уроку.
- Что вы сегодня узнали о весне?
Наш урок мне хотелось бы завершить стихотворением Е.Баратынского:
Весна, весна!
Как воздух чист!
Как ясен небосклон !
Своей лазурью живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам
Летают облака.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к конспекту урока русского языка 4 класс по теме "Составление плана текста"
Презентация к уроку русский язык 4 класс. Образовательная программа "Школа 21 века"...
Презентация к уроку русского языка 2 класс по теме "Слова, к которым нельзя задать вопрос"
Эта презентация поможет вам в проведении этого урока....
Технологическая карта урока русского языка 1 класс по теме: " Текст и предложение" (в соответствии с ФГОС)
На данном уроке учащиеся научатся распознавать текст, отдельные предложения; выделять предложения из текста; оформлять предложения на письме....
Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Безударные личные окончания глаголов"
В конспекте урока прописаны цели, задачи, методы, тип урока,раскрыты формы работы, предложен краткий план урока с указанием деятельности учителя и учащихся, дан подробный конспект урока....
Урок русского языка 4 класс по теме "Личные местоимения 1 ,2. и 3 лица" УМК "Школа России"
Урок русского языка 4 класс по теме "Личные местоимения 1 ,2. и 3 лица" УМК "Школа России" содержит подробный конспект и презентацию урока...
Урок русского языка 4 класс по теме "Личные местоимения 1 ,2. и 3 лица" УМК "Школа России"
Ознакомить с личными местоимениями 1,2.3 лица единственного имножественного чисел.- закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи;- упражняться в определении лица, числа местоимений; заме...
Урок русского языка 4 класс по теме: Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.
На уроке учащиеся научатся обосновывать и писать безударные личные окончания глаголов....