Рабочая программа по русскому языку 3 класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме
Рабочая программа для 3 класса по русскому языку по программе "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_russkiy_yazyk.doc | 525 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа для 3 класса по русскому языку разработана на основе авторской программы Зелениной Л.М. и Хохловой Т.Е./ « Школа России» Концепция и программы для начальных классов – М.: «Просвещение»,) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (2004г.) . В состав УМК входит учебник «Русский язык . 3 класс» Для трёхлетней начальной школы/ авт. Зеленина Л.М., рабочие тетради, электронные ресурсы.
Программа рассчитана на 170 часов учебного времени ( 34 недели), в том числе количество часов для проведения контрольных работ (14).
1 четверть – 45 ч 3 четверть – 50 ч 2 четверть - 35 ч 4 четверть – 40 ч
Объём часов учебной нагрузки, отведённых на основе рабочей программы (5 часов в неделю- 3 часа из федерального компонента и 2 часа из школьного компонента), определён учебным планом образовательного учреждения и соответствует Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утверждённому приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса Русский язык для 3 класса четырёхлетней начальной школы. В состав УМК входит учебник «Русский язык»/Л.М. Зеленина, М., Просвещение, 2011г. в 2-х частях/; тетрадь «Проверочные работы по русскому языку»/Л.М. Зеленина, М., Просвещение, 2011г/; методическое пособие для учителя, электронные носители, интернет ресурсы.
Язык – духовная, культурно-историческая ценность народа, и образование младших школьников в области родного языка представляет собой определяющее условие личностного, духовно-нравственного, эмоциональ-ного, интеллектуального развития младшего школьника, формирование индивидуальностиребёнка, средство становления всех форм общения – говорения, письма, слушания, чтения, средство познания окружающего мира и самого себя.
В данную программу включены здоровьесберегающие и духовно-нравственные компоненты.
Цель обучения – открыть детям родной язык как предмет изучения, воспитать у младших школьников чувство сопричастности к сохранению чистоты, выразительности, уникальности родного слова, пробудить интерес и стремление к его изучению.
Программа ориентирована на формирование у младших школьников представления о русском родном языке как целостной системе. Это предполагает:
- освоение учащимися первоначальных знаний о звуко – буквенном и словарном составе русского языка; его лексико – грамматическом и синтаксическом строе, особенностях словообразования;
- знакомство учащихся с нормами литературного произношения, с основными принципами и правилами правописания и пунктуации, с особенностями двух форм речи – устной и письменной.
Программа ориентирована также на собственно лингвистическое и речевое развитие младших школьников:
- осознание детьми двух реальностей – окружающего мира и слова, называющего этот мир во всём его многообразии;
- поддержание и развитие «чувства языка», свойственного детям;
- дополнение интуитивного владения языком осознанным отношением к его фактам и закономерностям;
- овладение ведущими методами лингвистического анализа – действиями изменения и сравнения; развитие фонематического слуха.
Программа предполагает изучение родного языка в единстве с целенаправленным формированием у детей развёрнутой структуры учебной деятельности познавательной самостоятельности: умение самостоятельно планировать учебную работу и пользоваться справочными материалами (таблицами, схемами –моделями, словарями т.д.), способность к самооценке и самоконтролю.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения русского языка в 3 классе ученик
должен знать/понимать:
- главные и второстепенные члены предложения;
- предложения распространённые и нераспространённые;
- значимые части слова: корень, приставку, суффикс, окончание;
- однокоренные слова и разные формы одного и того же слова;
- чередование согласных и беглые гласные в слове;
- употребление разделительных мягкого (ь) и твёрдого (ъ) знаков;
- различие предлогов и приставок;
- лексическое значение, грамматические признаки имени существительного, имени прилагательного, глагола;
- употребление в речи различных частей речи;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- активного использования учащимися в устной и письменной речи (в самостоятельных высказываниях) предложений, различных по составу (распространённых, нераспространённых), по эмоциональной окраске (восклицательных, невосклицательных), правильного интонационного оформления устных высказываний и расстановки знаков препинания на письме;
- разбора слов по составу, применения способов проверки и правописания слов с безударными гласными, парными, непроизносимыми, двойными согласными, с суффиксами –ик, -ек, с изученными приставками;
- правописания сложных слов и глаголов сне;
- написания слов с непроверяемыми орфограммами;
- письма под диктовку текстов (55 – 56 слов) с изученными орфограмм-мами и пунктогаммами.
Формы и средства контроля
Контроль за уровнем достижений обучающихся по русскому языку проводится в форме письменных текущих и итоговых контрольных работ
- диктантов,
- грамматических заданий,
- контрольных списываний,
- изложений,
- сочинений (только обучающие),
- тестовых заданий.
Текущие контрольные работы проводятся после окончания крупных тем программы. По результатам текущего контроля выявляется степень усвоения только что изученного материала и производится коррекция дальнейшего процесса обучения.
Итоговые контрольные работы проводятся за истекший период работы (четверть, год). Их цель – проверка выполнения требований программы. В содержание итоговых контрольных работ входят задания, знакомые детям по упражнениям учебника, проверяются лишь те умения и навыки, которые хорошо отработаны. Итоговые контрольные работы проводятся 4 раза в год (1, 2, 3 учебные четверти и за год).
Контрольные работы проводятся в соответствии с календарно–тематическим планированием.
Нормы оценок по русскому языку
Проверка и оценка усвоения программы.
Основными ви дами письменных работ по русскому языку являются списы вание, диктанты (объяснительные, предупредительные, зри тельные, творческие, контрольные, словарные и т. д.), тесты, обучающие изложения и сочинения. Примерное количество слов для словарных диктан тов: 3 класс - 10-12 слов. Количество слов в текстах, предназначенных для контроль ных диктантов: в первом полугодии — 45—53, в конце года – 53-73 слова;
В текстах, предназначенных для изложения во 3 классе, количество слов соответственно увели чивается на 15—20 слов. Тексты по содержанию подбираются с учетом их познавательного и воспитательного воздействия на учащихся.
Диктанты
Оценка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями письма.
Оценка "4" ставится за диктант, в котором допущено не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от норм каллиграфии.
Оценка "3" ставится за диктант, в котором допущено 3-5 орфографических ошибок. Работа написана небрежно.
Оценка "2" ставится за диктант, в котором более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.
Изложения и сочинения
Оценка "5" ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
- правильное и последовательное воспроизведение авторского текста, логически последовательное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок, богатство словаря, правильность речевого оформления (допускается не более одной речевой неточности);
б) грамотность:
- нет орфографических и пунктуационных ошибок;
- допускается 1 --2 исправления.
Оценка "4" ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
- правильное и достаточно полное воспроизведение авторского текста, раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей;
- имеются отдельные фактические и речевые неточности; - допускается не более 3 речевых недочетов, а также недочетов в содержании и построении текста.
б) грамотность:
- две орфографические и одна пунктуационная ошибки.
Оценка "3" ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
- допущены отклонения от авторского текста;
- отклонение от темы;
- допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей;
- беден словарь;
- имеются речевые неточности;
- допускается не более 5 речевых недочетов в содержании и построении текста;
б) грамотность:
- 3-5 орфографических и 1-2 пунктуационных ошибок.
Оценка "2" ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
- работа не соответствует теме;
- имеются значительные отступления от авторской темы;
- много фактических неточностей;
- нарушена последовательность изложения мыслей;
- во всех частях работы отсутствует связь между ними;
- словарь беден;
- более 6 речевых недочетов и ошибок в содержании и построении теста;
б) грамотность:
- более З орфографических и 3-4 пунктуационных ошибок.
Контрольное списывание
Оценка "5" ставится:
- нет ошибок и исправлений;
- работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии письма.
Оценка "4" ставится:
- имеется 1 ошибка и одно исправление.
Оценка "3" ставится:
- имеется 3 ошибки и одно исправление.
Оценка "2" ставится:
- имеется 3 ошибки и 1-2 исправления
Содержание учебного материала
Повторение (16 ч).
Предложение. Словосочетание. Слово. Части речи. Их употребление в предложении. Звуки речи. Звуки и буквы.
Синтаксис и пунктуация (18 ч).
Главные и второстепенные члены предложения. Подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Логическое ударение. Интонация перечисления.
Морфология и морфемика (127 ч).
Состав слова (64 ч).
Основа и окончание. Разные формы одного и того же слова. Корень. Приставка. Суффикс. Однокоренные слова; разбор слова по составу. Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова (существительных, прилагательных, глаголов с приставками и без приставок); чередование согласных в корне слова. Беглые гласные. Правописание суффиксов -ик, -ек. Правописание приставок по-, под-, от-, про-, до-, об-, на-, за-, над-, с-. Приставка и предлог. Разделительный мягкий (ь) и твердый знак (ъ). Непроизносимые согласные. Двойные согласные. Сложные слова.
Части речи (62 ч).
Имя существительное (24 ч).
Лексическое значение (существительные типа стол, река, дерево, туман, гроза, сон, стук, белизна и т. д.). Основные грамматические признаки. Вопросы кто? что? Род и число существительных. Изменение существительных по числам и вопросам (по падежам). Понятие о склонении существительных. Одушевленные и неодушевленные существительные. Собственные и нарицательные. Существительные с твердой и мягкой основами и их окончания в начальной форме. Употребление существительных в речи.
Имя прилагательное (18 ч).
Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Вопросы какая? какой? какое? Число и род прилагательных. Изменение прилагательных по вопросам, числам, родам. Понятие о склонении прилагательных. Прилагательные с твердой и мягкой основами. Родовые окончания прилагательных. Употребление имени прилагательного в речи (в предложении).
Личные местоимения .
Общее понятие о личных местоимениях.
Глагол (20 ч).
Лексическое значение (глаголы типа бегать, читать, думать, грустить, черстветь, темнеть и т. д.). Основные грамматические признаки. Неопределенная форма глагола. Вопросы что делать? что сделать? Время, лицо, число глаголов. Понятие о личных окончаниях глаголов. Правописание не с глаголами. Употребление глаголов в речи (в предложении).
Повторение пройденного за год (7 часов)
Чистописание.
Дальнейшее закрепление гигиенических навыков письма. Упражнения по переводу детей на письмо по одной линейке (освоение новой высоты, ширины букв). Письмо трудных для учащихся прописных и строчных букв и их соединений типа з, к, ж, в, ч, б, д, у, я и др.; Г, П, Т, Р, З, Е, Ю, У, Д, Ф, К, В и др.; Пп, Чч, Рр, Вв, Ее, Зз, Уу и др. Упражнения в безотрывных соединениях букв типа ол, ое, во, вл, се, од, ас, об, уе, до, cв и др. Связное, ритмичное письмо слов, предложений и небольших текстов.
Слова с непроверяемыми написаниями:
берёза, воробей, ворона, восток, город, горох, девочка, дежурный, декабрь, деревня, завод, завтрак, заяц, земляника, капуста, карандаш, картина, картофель, квартира, класс, комната, коньки, корова, кровать, лагерь, лестница, лисица, лопата, магазин, малина, мебель, медведь, месяц, метро, молоко, молоток, морковь, мороз, Москва, народ, ноябрь, обед, овёс, овощи, огород, огурец, одежда, октябрь, орех, осина, пальто, пенал, песок, петух, платок, погода, помидор, понедельник, посуда, пшеница, пятница, работа, ракета, растение, ребята, рисунок, родина, русский, стакан, столица, суббота, тетрадь, товарищ, топор, трактор, трамвай, ужин, улица, урожай, ученик, учитель, февраль, четверг, яблоко, ягода, язык, январь.
Учебно-тематический план
№п/п | Наименование раздела (блока), темы | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Формы контроля | Изл | Соч | ||||
Дикт. с грамматическзадан | Словарные диктанты | Конт раб | Списывание | Тест | ||||||
1. | Повторение. | 16 | 1 ч. | 1 | ||||||
2. | Синтаксис и пунктуация | 18 | 1 ч. | |||||||
2.1 | Подлежащее и сказуемое. | 5 | 1 ч. | |||||||
2.2 | Второстепенные члены предложения. | 5 | 1 ч. | |||||||
2.3 | Логическое ударение, интонация перечисления. | 5 | 1 ч. | |||||||
2.4 | Обобщение | 3 | 1 ч. | 1 | 1 | |||||
3. | Состав слова | 64 | 1-3 ч. | |||||||
3.1 | Основа и окончание. Проверочная работа | 5 | 1 ч. | 1 | ||||||
3.2 | Корень, приставка, суффикс. | 5 | 1-2 ч. | 1 | 1 | |||||
3.3 | Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова; беглые гласные | 11 | 2 ч. | |||||||
3.4 | Правописание суффиксов –ек, -ик. | 3 | 2 ч. | |||||||
3.5 | Правописание приставок. | 5 | 2 ч. | |||||||
3.6 | Обобщение | 2 | 2 ч. | |||||||
3.7 | Приставка и предлог. | 3 | 2 ч. | |||||||
3.8 | Правописание не с глаголами | 3 | 2 ч. | |||||||
3.9 | Разделительный твердый знак (ъ). | 4 | 2 ч. | |||||||
3.10 | Написание слов с непроизносимыми согласными | 5 | 2-3 ч. | |||||||
3.11 | Написание слов с двойными согласными. | 3 | 3 ч. | |||||||
3.12 | Написание сложных слов | 4 | 3 ч. | |||||||
3.14 | Обобщение | 4 | 3 ч. | 1 | ||||||
4. | Имя существительное. | 24 | 3 ч. | |||||||
4.1 | Понятие об имени существительном как части речи | 2 | 3 ч. | |||||||
4.2 | Образование однокоренных существительных | 2 | 3 ч. | |||||||
4.3 | Число и род существительных | 3 | 3 ч. | |||||||
4.4 | Существительные с твердой и мягкой основой | 4 | 3 ч. | |||||||
4.5 | Изменение существительных по вопросам | 3 | 3 ч. | |||||||
4.6 | Одушевленные и неодушевленные существительные | 1 | 3 ч. | |||||||
4.7 | Склонение имен существительных. | 4 | 3 ч. | |||||||
4.8 | Обобщение | 5 | 3 ч. | 1 | ||||||
5. | Имя прилагательное. | 18 | 3-4 ч. | |||||||
5.1 | Понятие об имени прилагательном как части речи. | 4 | 3 ч. | 1 | ||||||
5.2 | Изменение имен прилагательных по родам и числам | 4 | 3 ч. | |||||||
5.3 | Правописание родовых оконча-ний прилагательн. | 2 | 4 ч. | |||||||
5.4 | Изменение прилагательных по вопросам | 1 | 4 ч. | |||||||
5.5 | Склонение прилагательных. | 2 | 4 ч | |||||||
5.6 | Обобщение | 5 | 4 ч | 1 | ||||||
6. | Глагол. | 20 | 4 ч | |||||||
6.1 | Понятие о глаголе как части речи | 2 | 4 ч | |||||||
6.2 | Неопределенная форма глагола | 1 | 4 ч | |||||||
6.3 | Число глаголов | 4 | 4 ч | |||||||
6.4 | Время глаголов | 4 | 4 ч | |||||||
6.5 | Лицо глаголов | 4 | 4 ч | |||||||
6.6 | Обобщение | 5 | 4 ч | 1 | ||||||
7. | Повторение изученного за год | 10 | 4 ч | 1 | 1 | 1 | ||||
ВСЕГО | 170 |
Календарно- тематическое планирование
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...