рабочая программа по русскому языку
рабочая программа (русский язык, 2 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.progr_.rus_.yaz_.2_klass_.doc | 488.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Статус документа.
Данная рабочая программа по русскому языку составлена на основании следующих документов:
- Законы РФ и РТ «Об образовании»
- Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г. № 1089),
- Приказа МО и Н РФ от3 июня 2011 года №1994 «О внесении изменений в федеральный БУП и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 9 марта 2004 года№1312»
- Примерной программы по русскому языку
- Приказа МО и Н РТ от 2 августа 2011 года №3934/11/ «Об утверждении базисного учебного плана на 2011-2012 учебный год для образовательных учреждений РТ, реализующих программы начального и основного общего образования»
- Учебного плана МБОУ – «Александро-Слободская средняя школа» Заинского муниципального района Республики Татарстан на 2011 – 2012 учебный год (утвержденного решением педагогического совета (Протокол №24, от 31 августа 2011 года)
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Т. Г. Рамзаевой «Русский язык», утвержденной МО РФ, в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва,2004 г.)
Согласно плану МБОУ на изучение русского языка отводится 4 часа, в том числе 1 час – компонент ОУ, который используется на изучение предмета русского языка с целью развития языковых навыков, коммуникативных способностей, расширение читательского кругозора.
Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.
Цель и задачи обучения школьников родному языку определяются прежде всего той ролью, которую выполняет язык в жизни обще ства и каждого человека, являясь важнейшим средством обще ния людей, познания окружающего мира. Именно в процессе об щения происходит становление школьника как личности, рост его самосознания, формирование познавательных способностей, нравственное, умственное и речевое развитие. У детей возникает потребность познать свойства родного языка,
чтобы получить возможность более точно и свободно выражать свои мысли, по нимать собеседника, обогащать себя всем тем, что уже создано народом – носителем этого языка.
Языковое образование и речевое развитие учащихся – это широкая социальная задача, которую можно решать только на межпредметной основе. Под развитием речи в узком смысле по нимается овладение учащимися совокупностью речевых умений, обеспечивающих готовность к полноценному речевому общению в устной и письменной форме. При этом знания и умения по язы ку и речеведению составляют для учащихся фундамент, на кото ром происходит овладение речевыми умениями. Безусловно, усвоение лингвистических знаний – это только одно из условий развития речи. Не менее важное значение имеет также эмоцио нальное и литературное развитие школьника, формирование его научного мировоззрения, постоянное обогащение знаниями об окружающем мире, что, в свою очередь, связано с такими каче ствами личности, как любознательность, целеустремленность, трудолюбие.
Важно подчеркнуть еще и то обстоятельство, что для школь ника родной язык – это не только предмет изучения, но и сред ство обучения другим дисциплинам. На уроках русского языка учащиеся овладевают общеучебными умениями, связанными с полноценной речевой деятельностью. Фактически все специаль ные речевые умения младшего школьника – умение анализиро вать прочитанное, устанавливая причинно-следственные связи и обобщая существенное, умение составлять план, создавать текст – повествование, описание или рассуждение с учетом его структуры, подробно, сжато или выборочно передавать его со держание – являются для него и общеучебными умениями. По этому речевая направленность обучения родному языку понима ется и как установка на овладение средствами познания.
Таким образом, изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Курс «Русского языка» также отражает вопросы гражданского образования:
- развитие патриотического чувства к родному языку: осознание его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
- осознание ребёнком себя как носителя языка, личности, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой;
- формирование чувства языка, потребности совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
- формирование умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке;
- формирование коммуникативных умений, доброжелательного отношения, как к взрослым, так и к своим сверстникам.
Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. На данном этапе осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6 – 10 лет. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.
Изучение русского языка в первом классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте и развитие речи» его продолжительность (приблизительно 21 – 25 учебных недель, 9 час в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. В Рабочей программе содержание обучения грамоте представлено соответственно как в курсе русского языка, так и в курсе литературного чтения. В обучении грамоте различаются три периода: добукварный – подготовительный; букварный – основной, послебукварный – завершающий. Последовательность работы, характер упражнений на каждом из этапов обучения грамоте определяются закономерностями звукового аналитико-синтетического метода. На уроках дети учатся делить пред ложения на слова, слова на слоги, слоги на звуки, устанав ливать порядок следования звуков в слове, связь между звуками. Они учатся обозначать звуки буквами, составлять и читать слоги и слова, овладевают процессом сознательно го, правильного и плавного слогового и частично целыми словами чтения предложений и связных текстов. В период обучения грамоте получает дальнейшее разви тие связная речь учащихся, повышается культура их речево го общения.
Обучение письму идет параллельно с обучением чтению, с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах предложениях, небольших текстах.
Основа элементарного графического навыка формируется наряду с речевыми умениями, обогащением и активизацией словаря, становлением и развитием фонематического слуха, а также грамматико-орфографической пропедевтикой.
После курса «Обучение грамоте и развитие речи» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
В программу русского языка отобраны те знания из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики (морфологии, синтаксиса), а также орфографии и пунктуации, которые наиболее часто используются (или уместно было бы использовать) детьми 7 – 10 лет в процессе речевого об щения. Такой принцип отбора программного материалу по рус скому языку можно определить как частотно-речерой. Наряду с лингвистическими знаниями в программу включены и элементарные сведения из области речеведения: текст, тема и основная мысль текста, заголовок, структура, типы речи (пове ствование, описание, рассуждение), стили речи, изобразительно-выразительные средства речи.
При распределении программного материала по классам учитывается прежде всего внутренняя логика учебного предмета, те связи и зависимости, которые существуют между отдель ными сторонами (подсистемами) языка, его категориями. Прини маются во внимание также и возрастные возможности детей 7 – 10 лет, особенности их познавательной деятельности.
Поскольку все стороны языка – фонетическая, граммати ческая, словообразовательная, лексическая – взаимосвязаны между собой, то в каждом классе проводится изучение всех под систем языка, при этом каждая из них изучается не изолиро ванно, а как составная часть такого сложного явления, какое представляет собой язык. Системно-концентрический принцип построения курса позволяет осуществить усвоение учебного ма териала крупными частями (блоками), выделение которых из целостной системы обязательно основывается на связях и зависи мостях между его компонентами.
В начальных классах осуществляется не только подготовка к изучению языка, но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 7 – 10 лет. Обучение основывается на усвоении существенных признаков (особенностей) морфологических, син таксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между признаками понятий (внутрипонятийных связей), а также связей между понятиями (межпонятийных связей). Весь начальный курс русского языка в целом представлен для уча щихся как совокупность понятий, правил, сведений, взаимо действующих между собой и обеспечивающих общение людей.
Предметом постоянного внимания учителя на всех этапах обучения является развитие навыков грамотного письма. В про грамме и учебниках представлены четыре группы правил: 1) обо значение звуков буквами; 2) перенос слов; 3) раздельное напи сание слов; 4) написание заглавной буквы.
Успешность обучения родному языку во многом зависит от методов обучения. Создание на уроке атмосферы творческого по иска благотворно влияет на общее развитие учащихся, на фор мирование у них интереса к родному языку и познавательных умений: поставить познавательную задачу, найти способ ее ре шения, провести анализ языкового материала в целях выделе ния существенных признаков изучаемого понятия или составных частей правила, сравнивать, обобщать, точно формулировать вы вод, применять правило в условиях разной степени сложности. Важно формировать у детей общие подходы к решению орфогра фических, грамматических, речевых задач. Ученик активен в процессе познавательной деятельности.
Примерное количество слов для словарных диктантов:
II класс – 8 – 10;
III класс – 10 – 12;
IV класс – 12 – 15.
Количество слов в текстах, предназначенных для контроль ных диктантов:
- класс, в конце года 15 – 17
- класс, в конце первого полу годия 25 – 30
II класс, в конце года 35 – 45
- класс, в конце года 55 – 65
- класс, в конце первого по лугодия 65 – 70
IV класс, в конце года 75 – 80
Тексты, предназначенные для изложения, в каждом классе увеличиваются соответственно на 15 – 20 слов.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать:
- названия букв русского алфавита;
- признаки гласных и согласных звуков;
- гласные ударные и безударные;
- согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие;
- правила переноса.
уметь:
- каллиграфически правильно писать слова, предложения, тексты из 35-45 слов без пропусков, вставок, искажений букв;
- делить слова на слоги, выделять ударный слог, переносить слова по слогам;
- обозначать на письме мягкость согласных гласными буквами и ь;
- писать заглавную букву в именах, фамилиях людей, в названиях городов, деревень, в кличках животных;
- писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, нч, нщ, чт;
- правильно обозначать буквами парные звонкие и глухие согласные на конце слов (ряд, воз), безударные гласные в двусложных словах (мячи, река, окно);
- писать слова с двойными согласными (типа Анна, группа, класс, суббота), слова с разделительным ь, слова с непроверяемыми написаниями (по программе II класса);
- писать раздельно предлоги со словами;
- производить фонетический разбор: делить слова на слоги, определять ударный слог, последовательность звуков и букв (в словах типа конь, сова стриж);
- правильно ставить вопрос к слову и по вопросу определять слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета;
- различать слова, отвечающие на вопрос кто?, и слова, отвечающие на вопрос что?;
- устанавливать связь слов в предложении из 3-4 слов; выделять подлежащее и сказуемое;
- составлять предложение из слов, устанавливая между ними связь по вопросам;
- употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить точку, вопросительный или восклицательный знак в конце предложения;
определять тему текста и озаглавливать его с опорой на тему;
- делить сплошной текст на предложения (3-4 предложения);
- устанавливать связь по смыслу между частями текста (восстанавливать деформированный повествовательный текст из трёх частей);
- составлять и записывать текст из 3-5 предложений на заданную тему или по наблюдениям, по ситуации;
- употреблять при записи текста красную строку.
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);
- работы со словарём (алфавит);
- соблюдения орфоэпических норм;
- создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;
- овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).
Тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Содержание тем учебного курса | Всего часов | Контрольные работы | Работы по развитию речи | |
д. | словарн. д. | |||||
Фонетика и графика(45 часов) | ||||||
1 | Повторяем то, что знаем | Слово, предложение, текст – единицы речи. Звуки и буквы. Слово и слог; перенос слов. | 4 | - | - | - |
2 | Речь | Язык как средство общения людей (общее понятие). Роль речи в жизни человека. Речь устная и письменная. Слово, предложение, текст – единицы речи (наблюдение в процессе общения). | 3 | 1 | - | - |
3 | Звуки и буквы | Звуки и буквы. Роль звуков в различении смысла слов. Звуки гласные и согласные (их признаки). Глас ные звуки и буквы. Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я. Слова с буквой Э. Согласный звук [й] и гласный звук [и]. | 9 | 1 | - | 1 |
4 | Шипящие согласные звуки | Ши пящие согласные звуки [Ж], [Ш], [Ч], [Щ]. Буквы И, А, У в сочетаниях ЖИ, ШИ, ЧА, ЩЧ, ЧУ, ЩУ. Сочетания ЧК, ЧН, ЧТ. | 12 | 1 | - | 1 |
5 | Алфавит, или азбука | Алфавит. Роль алфавита. Сопоставление произноше ния звука и названия буквы. | 2 | - | - | - |
6 | Слово и слог | Слог. Деление слов на слоги. Правила переноса слов. | 7 | 1 | - | - |
Фонетика и графика(54 часа) | ||||||
7 | Мягкие и твердые согласные звуки | Мягкие и твердые согласные звуки. Обозначение твердости согласных звуков буквами А, О, У, Ы, Э. Обо значение мягкости согласных звуков буквами Е, Ё, И, Ю, Я. Мягкий знак для обозначения мягкости соглас ных в конце и середине слова. | 7 | 1 | - | - |
8 | Звонкие и глухие согласные звуки | Особенности произношения звонких и глухих согласных. Парные звонкие и глухие согласные. Обозначение их буквами. Буква, которую перед записью нужно проверять (общее понятие об ор фограмме). Проверка согласных на конце слова. | 4 | 1(списывание) | - | - |
9 | Ударение. Обозначение гласных звуков | Ударение. Роль ударения в различении смысла слов. Ударные и безударные гласные. Умение правильно вы делять в слове ударный слог. Обозначение гласных звуков в ударных и безудар ных слогах. Проверка путем изменения формы слова. | 8 | 1 | - | |
10 | Разделительный мягкий знак | Разделительный Ь. Сопоставление Ь – показателя мягкости согласных и разделительного Ь. | 5 | 1 списывание | - | - |
11 | Двойные согласные | Двойные согласные в словах. Перенос слов с двойными согласными. | 3 | 1 | - | |
12 | Предлог | Предлоги. Раздельное написание со словами наибо лее распространенных предлогов: В, НА, О, ОБ, С, ИЗ, БЕЗ, НАД, ПОД, ОТ, ДО, У, ОКОЛО. | 6 | 1 1списывание | 1 | 1 |
13 | Родственные (однокоренные слова) | Корень слова. Однокоренные слова (общее понятие). Признаки однокоренных слов. Подбор однокоренных слов и выделение корня. Наблюдение за единообразным на писанием корней в однокоренных словах. | 5 | - | - | |
14 | Безударные гласные в корне | Способы проверки безударных гласных в корне. Проверка безударных гласных путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов. Правописание непроверяемых гласных в однокоренных словах. | 5 | 1 | - | - |
15 | Парные согласные в корне | Способы проверки парных глухих и звонких согласных. Проверка парных глухих и звонких согласных путем изменения формы слова или подбора одноко ренных слов. | 5 | - | - | 1 |
Синтаксис и пунктуация(8 часов) | ||||||
16 | Предложение и текст | Предложение – единица языка и речи. Роль предло жения в общении. Главные члены предложения – под лежащее и сказуемое. Связь слов в предложении (по вопросам). Наблюдения за интонацией предложения. Точка, вопросительный и восклицательный знаки на конце предложения. Логическое ударение в предложе нии. Тема текста. Сопоставление текста и набора отдель ных предложений, не объединенных общей темой. Связь по смыслу предложений в тексте. Заголовок. Опорные слова в тексте. Текст – повествование, описание, рассуждение (оз накомление). Части повествовательного текста: начало, основная часть, концовка (ознакомление). Красная строка в тексте. | 8 | - | 1 | |
Морфология(23 часа) | ||||||
17 | Слово и предложение. Имя существительное | Слова как названия предметов, признаков предме тов, действий предметов (сопоставление). Имя существительное (ознакомление). Общее значе ние. Вопросы кто? что? Роль имен существительных в речи. Заглавная буква в собственных именах сущест вительных (в фамилиях, именах, отчествах людей, кличках животных, названиях городов, деревень, улиц, рек, озер, морей). Изменение имен существительных по числам. Имена существительные, близкие и противопо ложные по смыслу. | 10 | - | 1 | |
18 | Глагол | Глагол (ознакомление). Общее значение. Вопросы что делать? что делает? что делают? что делал? что делал и? что сделать? что сде лает? что сделают? что сделал? что сделали? и др. Изменение глаголов по числам. Роль глаголов в речи. Наблюдения за употреблением глаго лов в различных временных формах. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу. | 7 | 1 | - | - |
19 | Имя прилагательное | Имя прилагательное (ознакомление). Общее значе ние. Вопросы какой? какая? какое? какие? Роль имен прилагательных в речи. Изменение имен прилагательных по числам. Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Наблюдения за согласованием в числе имени существительного и глаго ла, имени существительного и прилагательного (прак тически, в процессе составления предложений). | 6 | 1 списывание | - | - |
20 | Повторение в конце учебного года | Речь устная и письменная. Звуки и буквы. Алфавит. Буквы И, А, У в сочетаниях ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ. Обозначение мягкости согласных звуков буквами И, Е, Ё, Ю, Я, Ь. Разделительный Ь. Двойные согласные. Глав ные члены предложения. Слова, обозначающие пред мет, признаки предмета, действие предмета. Предлоги. Корень, однокоренные слова. Проверка безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в корне слова. | 14 | 1 | 1 | 1 |
Итого | 136 | 15 | 3 | 8 |
Требования к уровню подготовки обучающихся
2 класс
К концу 2 класса учащиеся должны знать:
- названия букв русского алфавита;
- признаки гласных и согласных звуков;
- гласные ударные и безударные;
- согласные твердые и мягкие; глухие и звонкие;
- правила переноса слов.
Учащиеся должны уметь:
- каллиграфически правильно писать слова, предло жения, тексты (35 – 45 слов) без пропусков, вставок, искажений букв;
- делить слова на слоги, выделять ударный слог, пере носить слова по слогам;
- обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами и Ь;
- писать заглавную букву в именах, фамилиях людей, названиях городов, деревень, кличках животных;
- писать слова с сочетаниями ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЧК, ЧН, ЧТ;
- правильно обозначать буквами парные звонкие и глухие согласные на конце слов, безударные гласные в двусложных словах;
- писать слова с двойными согласными, слова с разделительным Ь;
- писать раздельно предлоги со словами;
- производить фонетический разбор: делить слова на слоги, определять ударный слог, последовательность звуков и букв в;
- правильно ставить вопрос к слову и по вопросу опре делять слова, обозначающие предмет, признак предме та или действие предмета;
- различать слова, отвечающие на вопрос кто?, и слова, отвечающие на вопрос ч т о?;
- устанавливать связь слов в предложении из трех-четырех слов; выделять подлежащее и сказуемое;
- составлять предложение из слов, устанавливая меж ду ними связь по вопросам;
- употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить точку, вопросительный или восклицательный знак в конце;
- определять тему текста и озаглавливать его с опорой на тему;
- делить сплошной текст (3 – 4 предложения) на пред ложения;
- устанавливать связь по смыслу между частями текс та (восстанавливать деформированный повествователь ный текст из трех частей);
- писать (по вопросам) изложение текста (30 – 45 слов);
- составлять и записывать текст из трех-пяти предло жений на заданную тему или по наблюдениям, по ситу ации;
- употреблять при записи текста красную строку.
№ п/п | Тема урока |
|
Тип урока | Основное содержание и понятия, изучаемые на уроке | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Дата | ||
План | Факт | ||||||||
Повторяем то, что знаем(4 часа) | |||||||||
1 | Знакомство с учебником. Текст и предложение | 1 | Комбинированный | Различение и сравне- ние текста и предложения, составление предложений и рассказов. | Выработка умения выделять предлож. из сплошного текста, составлять текст по опорным словам, по сюжет.рисунку. | Текущий | |||
2 | Предложение и слово | 1 | Комбинированный | Составление предложений из слов, восстановление предложений | Выработка умения составлять предложения по вопросу, по опорным словам. | Текущий | |||
3 | Слово и слог | 1 | Комбинированный | Деление слов на слоги. Восприятие на слух и правильное произношение слов. Правила переноса | Знать, какой звук образует слог. Уметь: – делить слова на слоги: – подсчитывать количество слогов в словах; – находить ошибки в делении слов на слоги | Текущий | |||
4 | Звуки и буквы | 1 | Комбинированный | Звуки гласные и согласные; буквы, их обозначающие. | Знать о роли звуков в различении смысла слов. Уметь: – различать и сравнивать звуки и буквы, признаки гласных и согласных звуков, анализ. и кратко характ. звуки речи | Текущий | |||
Речь(3 часа) | |||||||||
5 | Речь устная и письменная. | 1 | Комбинированный | Отличие письменной речи от устной Восприятие и понимание звучащей речи. Речь устная и письменная | Знать: о предложении как единице высказывания. Каллиграфически правильно списывать слова, предложения, тексты, без пропусков, вставок, искажения букв | Текущий | |||
6 | Входная контрольная работа | 1 | Урок проверки, оценки и кор-ции ЗУН | Написание под диктовку в соответствии с изученными нормами правописания. Знаки препинания в конце предложения | Знать признаки и роль гласных и согласных звуков в русском языке, изученные орфографические правила. Уметь: – соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | Диктант | |||
7 | Предложения в устной и письменной речи. Работа над ошибками | 1 | Урок обобщ-я и сист-ии знаний | Работа над ошибками. Выполнение тренировочных упражнений в расстановке знаков препинания в конце предложения | Уметь: – соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации; – выполнять работу над ошибками; – находить, анализировать и исправлять ошибки | Текущий | |||
Звуки и буквы(9 часов) | |||||||||
8 | Особенности звуков и букв. | 1 | Комбинированный | Представление о роли звуков в различении смысла слов | Знать о роли звуков в различении смысла слов. Уметь: – различать и сравнивать звуки и буквы, признаки гласных и согласных звуков, анализ. и кратко характ. звуки речи | Текущий | |||
9 | Гласные и согласные звуки. | 1 | Комбинированный | Звуки гласные и согласные; буквы, их обозначающие. Работа над распознаванием звуков и букв, согласных звонких и глухих, мягких и твердых | Знать о роли звуков в различении смысла слов. Уметь: – различать и сравнивать звуки и буквы, признаки гласных и согласных звуков, анализ. и кратко характ. звуки речи | Текущий | |||
10* | Гласные буквы и звуки. | 1 | Комбинированный | Наблюдение за произношением слов.Уточнение представлений о существен –ных признаках звуков; гласные ударные и безударные; работа над звуковых анализом | Знать о роли звуков в различении смысла слов. Уметь: – различать и сравнивать звуки и буквы, признаки гласных и согласных звуков, анализ. и кратко характ. звуки речи | Текущий | |||
11* | Письменные ответы на вопросы к тексту. | 1 | Урок компл. прим-я ЗУН | Ответы на вопро- сы к тексту | Знать правила списывания текста, переноса слов. Уметь: – списывать текст без ошибок, соблюдать изученные орфографические и пунктуационные правила | Текущий | |||
12 | Слова с буквой “Э” | 1 | Комб. | Представление о роли звуков в различении смысла слов | Знать:слова,в которых пишется буква Э. Уметь:писать слова с буквой Э. | Текущий | |||
13 | Согласные звуки и буквы. | 1 | Урок обобщ-я и сист-ии знаний | Звуки согласные: буквы, их обозначающие. Различение согласных звонких и глухих, мягких и твердых, парных и непарных | Знать отличительные признаки Уметь различать согласные звуки по мягкости-твердости, глухости-звонкости | Текущий | |||
14 | Контрольный диктант №2 «Осень в лесу» по теме: «Гласные звуки и буквы». | 1 | Урок проверки, оценки и кор-ции ЗУН | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации | Знать признаки и роль гласных и согласных звуков в русском языке, изученные орфографические правила. Уметь: – соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | Диктант | |||
15 | Согласный звук [ й’], буква й. Работа над ошибками. | 1 | Урок обобщ-я и сист-ции знаний | Работа над ошибками. Различение согласных звонких иглухих.Разные способы проверки правописания слов: | Уметь: – соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации; – выполнять работу над ошибками; – находить, анализировать и исправлять ошибки | Текущий | |||
16* | Обобщение знаний по теме «Звуки, буквы». Изложение по вопросам «Шар в окошке». | 1 | Урок обобщ-я и сист-ии знаний | Звуки гласные и согласные: буквы, их обозначающие. Различение согласных звонких и глухих, мягких и твердых, парных и непарных. Обозначение мягкости согласных на письме.Проверочная работа. | Знать: – признаки и роль гласных и согласных звуков в русском языке; – изученные орфографические правила. Уметь: – соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | Тест | |||
Гласные И, А, У после шипящих (12ч) | |||||||||
17 | Гласные и, а, у после шипящих.
| 1 | Комб. | Правописание сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу. | Знать :о звуках [ж], [ш], [ц] как твердых, (ч)как мягком Уметь: правильно писать слова с гласными и,а,у после шипящих | Текущий | |||
18 | Шипящие согласные ж, ш, ч, щ. | 1 | Комб. | Правописание сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу. | Знать :о звуках [ж], [ш], [ц] как твердых. Уметь: правильно писать слова с сочетаниями жи, ши | Текущий | |||
19 | Слова с сочетаниями ЖИ-ШИ. | 1 | Комб. | Правописание сочетаний жи – ши. Чтение и понимание учебного текста, заданий,правил | Знать о звуках [ж], [ш], [ц] как твердых. Уметь правильно писать слова с сочетаниями жи, ши | Текущий | |||
20 | Написание слов с сочетаниями жи –ши. | 1 | Комб. | Правописание сочетаний жи – ши. Чтение и понимание учебноготекста, формулировок заданий,правил | Знать о звуках [ж], [ш], [ц] как твердых. Уметь правильно писать слова с сочетаниями жи, ши | Текущий | |||
21* | Упражнение в написании слов с сочетаниями ЖИ-ШИ. | 1 | Урок форм-я навыков и умений | Правописание сочетаний жи – ши. Чтение и понимание учебноготекста, формулировок заданий,правил | Знать о звуках [ж], [ш], [ц] как твердых. Уметь правильно писать слова с сочетаниями жи, ши | Текущий | |||
22 | Слова с сочетаниями “ЧА-ЩА”, “ЧУ-ЩУ”. | 1 | Урок форм-я навыков и умений | Правописание сочетаний ча – ща,чу-щу.Наблюдение над звуками [ч’], [щ’] | Уметь: – различать в cловах мягкие шипящие звуки; – правильно обозначать на письме сочетания этих звуков с гласными | Текущий | |||
23* | Правописание слов с сочетаниями “ЧА-ЩА”, “ЧУ-ЩУ”. | 1 | Урок форм-я навыков и умений | Правописание сочетаний ча – ща,чу-щу.Наблюдение над звуками [ч’], [щ’] | Уметь: – различать в cловах мягкие шипящие звуки; – правильно обозначать на письме сочетания этих звуков с гласными | Текущий | |||
24 | Контрольный диктант № 3 «Гроза» по теме: «Слова с сочетаниями ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ». | 1 | Урок проверки, оценки и кор-ции ЗУН | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации | Уметь: – контролировать написание слов с изученными правилами; – выполнять грамматические задания | Диктант | |||
25 | Работа над ошибками. Слова с сочетаниями ЧК-ЧН. | 1 | Комб. | Работа над ошибками. Правописание сочетаний чк, чн, щн. Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений | Уметь правильно писать слова с сочетаниями чк, чн, щн | Текущий | |||
26 | Слова с сочетаниями ЧК-ЧН. | 1 | Урок форм-я навыков и умений | Правописание сочетаний чк, чн, щн. Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений | Уметь правильно писать слова с сочетаниями чк, чн, щн | Текущий | |||
27* | Изложение по вопросам «Пастушок». | 1 | Р.р | Части повествовательного текст: начало, основная часть, концовка (ознаком-ление). Красная строка в тексте. | - знать правила написания слов с сочетаниями чк, чн, щн Уметь: - Уметь писать изложение (по вопросам) текста из 30 – 45 слов, письменно отвечать на вопросы | Изложение | |||
28 | Работа над ошибками. Обобщающий урок по теме «Гласные и, а, у после шипящих. Сочетания чн , чк.» | 1 | Урок обобщ-я и сист-ии знаний | Правописание сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу. | Знать правило о написании сочетаний чн, чк, щн,жи,ши, ча,ща. Уметь правильно писать слова с сочетаниями чк, чн, жи ,ши ,ча ,ща.Уметь делать работу над ошибками,допущенными в изложении. | Тест | |||
Алфавит.(2 часа) | |||||||||
29 | Алфавит. | 1 | Комбинированный | Повторение алфавита, написание слов в ал- фавитном порядке | Знать: алфавит Уметь: писать слова по алфавиту | Текущий | |||
30* | Упражнение в расположении слов в алф.порядке. | 1 | Комбинированный | Написание слов в алфавитном порядке | Знать: алфавит Уметь: писать слова по алфавиту | Текущий | |||
Слово и слог.Перенос слов.(7 часов) | |||||||||
31 | Слово и слог. | 1 | Комбинированный | Деление слов на слоги. Восприятие на слух и правильное произношение слов | Знать, какой звук образует слог. Уметь: – делить слова на слоги: – подсчитывать количество слогов в словах | Текущий | |||
32* | Упражнение в делении слов на слоги Перенос слов. | 1 | Комб. | Правила переноса | Знать: правила переноса слов Уметь: переносить слова по слогам, находить ошибки | Текущий | |||
33 | Перенос слов. | 1 | Комб. | Правила переноса | Знать: правила переноса слов Уметь: переносить слова по слогам, находить ошибки | Текущий | |||
34 | Слова, которые нельзя переносить. Перенос слова с буквой й в середине слова | 1 | Урок форм-я навыков и умений | Употребление знака переноса. Уточнение представлений о согласном звуке [й]. Отработка навыков правильного переноса слов с буквой й | Уметь: распознавать слова, которые нельзя переносить, правильно переносить слова с буквой й в серед. слова. | Текущий | |||
35 | Перенос слов. | 1 | Урок форм-я навыков и умений | Употребление знака переноса. Деление слов на слоги | Знать: правила переноса слов Уметь: переносить слова по слогам, находить ошибки | Текущий | |||
36* | Закрепление по теме «Перенос слов» | 1 | Урок обобщ-я и сист-ции знаний | Различение согласных звонких и глухих, парных и непарных. Разные способы проверки правописания слов | Уметь: – соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации; – выполнять работу над ошибками; | Текущий | |||
Предложение и текст.(_8 часов) | |||||||||
37 | Предложение – единица речи. | 1 | Урок обобщ-я и сист-ции знаний | Употребление прописой буквы в начале предложения. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки)
| Знать: о предложении как единице высказывания. Каллиграфически правильно списывать слова, предложения, тексты, без пропусков, вставок, искажения букв; Уметь писать безошибочно словарные слова. | Текущий | |||
38 | Знаки препинания в конце предложения. | 1 | Комб- | Разновидность предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Ознакомление с повествовательными предложениями. Работа по определению вида предложения | Знать: – типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске; – о предложении как единице высказывания Уметь: ставить соответствующие знаки препинания в конце предложения | Текущий | |||
39 | Общее понятие о главных членах предложения. | 1 | Изучение нового материала | Главные и второстепенные члены предложений | Знать признаки главных членов предложения. Уметь: – выделять предложение из речевого потока; – правильно оформлять его на письме; – находить в предложении главные члены | Текущий | |||
40* | Главные члены предложения -подлежащее и сказуемое. | 1 | Изучение нового материала | Главные члены предложения- подлежащее и сказуемое | Знать признаки главных членов предложения. Уметь: – выделять предложение из речевого потока; – правильно оформлять его на письме; – находить в предложении главные члены | Текущий | |||
41 | Общее понятие о тексте | 1 | Комбинированный | Отличие текста от предложения. Определение роли текста в общении людей | Знать: признаки текста Уметь:составлять устно небольшие тексты на определенную тему | Текущий | |||
42* | Виды текстов | 1 | Изучение нового материала | Особенности текста-повествования, текста-описания. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения | Знать понятия «текст-описание», «текст-повествование. Уметь определять особенности текста-описания, текста-повествования | Текущий | |||
43* | Структурные части текста- повествования. Изложение «Пингвины». | 1 | Р.р. | Части повествовательного текст: начало, основная часть, концовка (ознаком-ление). Красная строка в тексте. | Знать: понятие «текст-повествование» Уметь:составлять текст-повествование на определенную тему | Изложение | |||
44 | Работа над ошибками .Закрепление по теме «Главные члены предложения» | 1 | Урок обобщ-я и сист-ии знаний | Работа над ошибками. Разные способы проверки правописания слов. | Уметь: – соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации; – выполнять работу над ошибками; – находить, анализировать и исправлять ошибки | Фронтальный опрос | |||
Мягкие и твердые согласные звуки.(7 часов) | |||||||||
45 | Обозначение мягкости и твердости согласных звуков гласными буквами: И, Е, Ё, Я, Ю. | 1 | Комб. | Различение согласных твёрдых и мягких. Обозначение мягких согласных звуков на письме | Знать: – твердые и мягкие согласные; – правила обозначения мягкости согласных на письме. Уметь: – выделять твердые и мягкие согласные звуки; – писать слова с твердыми и мягк.согласными | Текущий | |||
46 | Мягкий знак на конце слов как показатель мягкости согласного звука. | 1 | Комб. | Употребление мягкого знака. Уточнение представлений учащихся о способах обозначения мягкости согласных звуков | Знать роль мягкого знака. Уметь писать слова с мягким знаком – показателем мягкости согласного звука | Текущий | |||
47* | Мягкий знак в середине слова | 1 | Комб. | Употребление мягкого знака. Уточнение представлений учащихся о способах обозначения мягкости согласных звуков | Знать роль мягкого знака. Уметь писать слова с мягким знаком – показателем мягкости согласного звука | Текущий | |||
48 | Обозначение мягкости согласных в конце и в середине слова. | 1 | Комб. | Различение согласных твёрдых и мягких. Обозначение мягких согласных звуков на письме | Знать: – твердые и мягкие согласные; – правила обозначения мягкости согласных на письме. Уметь: – выделять твердые и мягкие согласные звуки; – писать слова с твердыми и мягк. согласными | Текущий | |||
49* | Правописание слов с мягким знаком. Перенос слов с мягким знаком. | 1 | Комб. | Употребление мягкого знака. Уточнение представлений учащихся о способах обозначения мягкости согласных звуков | Знать роль мягкого знака. Уметь писать слова с мягким знаком – показателем мягкости согласного звука | Текущий | |||
50 | Проверочный диктант «Зимой в лесу» по теме: «Слова с мягким знаком». | 1 | Урок проверки, оценки и кор-ции ЗУН | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации | Знать: – признаки и роль гласных и согласных звуков в русском языке; – изученные орфографические правила. Уметь: – соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | Диктант | |||
51 | Работа над ошибками. Закрепление по теме «Слова с мягким знаком». | 1 | Урок обобщ-я и сист-ии знаний | Работа над ошибками. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов | Уметь: – соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации – выполнять работу над ошибками | Фронтальный опрос. | |||
Звонкие и глухие согласные звуки(4 часа) | |||||||||
52 | Наблюдение над особенностями проверяемых и проверочных слов. | 1 | Комб. | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов | Уметь подбирать проверочные слова, различать проверочное и проверяемое слова | Текущий | |||
53* | Способ проверки слов с парными согласными на конце слова | 1 | Комб. | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слов | Уметь: – писать слова с парными согласными на конце слов; – различать проверочное и проверяемое слова | Текущий | |||
54* | Упражнения в написании слов с глухими согласными на конце слова. | 1 | Комб. | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слов | Уметь: – писать слова с парными согласными на конце слов; – различать проверочное и проверяемое слова; | Текущий | |||
Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах(8 часов) | |||||||||
55* | Ударение. Ударный и безударный слог. | 1 | Комб. | Гласные ударные и безударные. Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных в слове. | Уметь: – правильно произносить слова; – выделять ударный слог в словах; – составлять связный текст из предложений | Текущий | |||
56 | Ударение. Ударный и безударный слог. | 1 | Комб. | Гласные ударные и безударные. Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных в слове. | Уметь: – правильно произносить слова; – выделять ударный слог в словах; – составлять связный текст из предложений | Текущий | |||
57 | Контрольный диктант за 2 четверть. | 1 | Урок проверки, оценки и кор-ции ЗУН | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации | Знать: – признаки и роль гласных и согласных звуков в русском языке; – изученные орфографические правила. Уметь: – соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | Диктант | |||
58 | Работа над ошибками. Закрепление по теме «Безударные гласные в корне». | 1 | Урок обобщ-я и сист-ции знаний | Работа над ошибками.Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов | Уметь: – соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации; – выполнять работу над ошибками; – находить, анализировать и исправлять ошибки | Фронтальный опрос | |||
59* | Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах | 1 | Комб. | Гласные ударные и безударные. Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных в слове | Знать написание словарных слов. Уметь правильно писать слова с проверяемыми и непроверяемыми гласными в безударных слогах | Текущий | |||
60 | Написание проверяемых гласных в безударных слогах | 1 | Комб. | Гласные ударные и безударные. Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных в слове | Знать написание словарных слов. Уметь правильно писать слова с проверяемыми и непроверяемыми гласными в безударных слогах | Текущий | |||
61 | Проверка безударных гласных в корне слова | 1 | Комб. | Гласные ударные и безударные. Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных в слове | Знать написание словарных слов. Уметь правильно писать слова с проверяемыми и непроверяемыми гласными в безударных слогах | Текущий | |||
62 | Контрольное списывание. | 1 | Урок проверки,оценки и коррекции ЗУН | Списывание текста с расстановкой знаков препинания в конце предложения. | Знать правила списывания текста,переноса слов. Уметь списывать текст без ошибок,соблюдать изученные орфографические и пунктуационные правила;переносить слова по слогам | Контрольное списывание | |||
63* | Закрепление по теме «Безедарные гласные в корне слова» | 1 | Урок обобщения | Гласные ударные и безударные. Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных в слове | Знать: – признаки и роль гласных и согласных звуков в русском языке; – изученные орфографические правила. Уметь: – соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | Тест | |||
Понятие о разделительном мягком знаке(5 часов) | |||||||||
64 | Понятие о разделительном мягком знаке | 1 | Урок усвоения новых знаний | Употребление разделительного ь (мягкого знака) | Знать правило употребления мягкого знака | Текущий | |||
65* | Упражнения в написании слов с разделительным ь и ь- показателем мягкости согласных. | 1 | Комб. | Употребление разделительного ь (мягкого знака). Выборочное чтение: нахождение необходимого учебного материала | Знать, перед какими буквами пишется разделительный ь | Текущий | |||
66 | Написание слов с разделительным мягким знаком | 1 | Комб. | Употребление разделительного ь (мягкого знака). Выборочное чтение: нахождение необходимого учебного материала | Уметь: – выписывать слова с разделительным ь, объяснять свое решение; – сравнивать количество букв и звуков в словах с пропущенными | Текущий | |||
67* | Составление рассказа по картинке. Восстановление деформированного текста. | 1 | Р.р. | Отличие письменной речи от устной. Выделение в | Знать понятия «текст», «заглавие текста». Уметь составлять предложения, озаглавливать текст, работать с деформированным текстом | Проверочный | |||
68 | Работа над ошибками. Обобщение пройденного. | 1 | Урок компл. прим-я ЗУН | Работа над ошибками. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов | Уметь: – соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации – выполнять работу над ошибками | Фронтальный опрос | |||
Слова с двойными согласными(3 часа) | |||||||||
69 | Слова с двойными согласными. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Правописание слов с двойными согласн. | Уметь:распознавать слова с двойными согласными | Текущий | |||
70 | Перенос слов с двойными согласными. | 1 | Комб. | Перенос слов с двойными согласными | Уметь:переносить слова с двойными согласными | Текущий | |||
71 | Диктант по теме « Слова с двойными согласными» | 1 | Комб. | Правописание слов с двойными согласн.
| Уметь:распознавать слова с двойными согласными, переносить слова с двойными согласн.
| Диктант | |||
Слово и предложение.(Имя существительное)(10 часов) | |||||||||
72 | Работа над ошибками.Слово и предложение. | 1 | Комбинированный | Работа над ошибками.Составление предложений из слов, вос- становление предложений. | Провести работу над ошибками. Выработка умения составлять предложения по вопросу, по опорным словам. | Текущий | |||
73 | Общее понятие о словах, которые отвечают на вопросы кто? что? | 1 | Урок усвоения новых знаний | Имя существительное: значение и употребление. Слово и его значение | Знать признаки имен существитель- ных Уметь: – задавать вопросы к именам существительным; – называть признаки существительных; – подбирать и находить в тексте имена существитель- ные | Текущий | |||
74* | Распознавание имен сущест-вительных, отвечающих на вопросы кто? что? | 1 | Комб. | Имя существительное: значение и употребление. Слово и его значение | Знать признаки имен существитель- ных Уметь: – задавать вопросы к именам существительным; – называть признаки существительных; – подбирать и находить в тексте имена существитель- ные | Текущий | |||
75* | Обобщение знаний об имени существительном. | 1 | Комб. | Имя существит. :значение и употребление | Знать признаки имен существительных. Уметь: – задавать вопросы к именам существительным; – называть признаки существительных; – подбирать и находить в тексте имена существительные | Тест | |||
76 | Употребление заглавной буквы | 1 | Комб. | Употребление прописной буквы в именах собственных | Уметь: – писать собственные имена с заглавной буквы; – отличать собственные и нарицательные имена в конкретном тексте | Текущий | |||
77 | Употребление заглавной буквы. | 1 | Комб. | Употребление прописной буквы в именах собственных | Уметь: – писать собственные имена с заглавной буквы; – отличать собственные и нарицательные имена в конкретном тексте | Текущий | |||
78 | Изложение по вопросам с дополнением текста | 1 | Р.р. | Изложение текста (повествование) | Уметь: писать изложение по предложенным вопросам | Проверочный | |||
79* | Работа над ошибками. Обобщение. | 1 | Урок обобщ-я и сист-ции знаний | Работа над ошибками. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов | Уметь: – соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации; – выполнять работу над ошибками; – находить, анализировать и исправлять ошибки | Текущий | |||
Глагол(7 часов) | |||||||||
80* | Понятие о словах, обозначающих действия предметов. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Глагол: значение и употребление | Знать признаки глагола. Уметь: – задавать вопросы к глаголам; – находить в тексте глаголы; – объяснять значение глаголов; – употреблять глаголы в речи | Текущий | |||
81 | Слова, отвечающие на вопросы: что делает? что делают? | 1 | Комб. | Глагол: значение и употребление | Знать признаки глагола. Уметь: – задавать вопросы к глаголам; – находить в тексте глаголы; – объяснять значение глаголов; – употреблять глаголы в речи | Текущий | |||
82 | Глаголы в ед. и мн. числе | 1 | Комб. | Изменение глагола | Знать понятия «единственное» и «множественное» число. Уметь изменять глаголы по числам | Текущий | |||
83 | Употребление глаголов в разных временных формах | 1 | Комб. | Глагол: значение и употребление. Изменение глагола по временам | Знать понятие «время глагола». Уметь изменять глаголы по временам | Текущий | |||
84 | Глаголы, отвечающие на вопросы: что делать? что сделать? | 1 | Комб. | Глагол: значение и употребление. Неопределённая форма глагола | Уметь: – писать неопределенную форму глагола; – образовывать неопределенную форму глагола | Текущий | |||
85 | Диктант «Весна» по теме: «Слова, отвечающие на вопрос что делать?», стр. 61, М. П. | 1 | Урок проверки, оценки и коррекции ЗУН | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации | Знать: – признаки и роль гласных и согласных звуков в русском языке; – изученные орфографические правила. Уметь: – соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации при письме под диктовку. | Диктант | |||
86 | Работа над ошибками. Закрепление. Употребление глаголов в речи. | 1 | Урок компл. прим-я ЗУН | Работа над ошибками. Глагол: значение и употребление | Знать признаки глагола. Уметь: – задавать вопросы к глаголам; – находить в тексте глаголы; – объяснять значение глаголов; – употреблять глаголы в речи; – изменять глаголы по числам, по временам | Фронтальный опрос | |||
Имя прилагательное(6 часов) | |||||||||
87 | Понятие о словах, обозначающих признаки предметов | 1 | Урок усвоения новых знаний | Имя прилагательное: значение и употребление | Знать признаки имени прилагательного. Уметь: – задавать вопросы; – находить прилагательные в тексте | Текущий | |||
88 | Различие слов, отвечающих на вопросы: КАКОЙ?, КАКАЯ?, КАКОЕ? | 1 | Урок усвоения новых знаний | Имя прилагательное: значение и употребление | Знать признаки имени прилагательного. Уметь: – задавать вопросы; – находить прилагательные в тексте | Текущий | |||
89 | Различие прилагательных в ед. и мн. числе | 1 | Урок усвоения новых знаний | Изменение имени прилагательного по числам | Уметь: – изменять прилагательные по числам; – определять число прилагательных; – употреблять прилагательные в речи | Текущий | |||
90 | Прилагательные противоположные по смыслу, их употребление в речи | 1 | Урок усвоения новых знаний | Имя прилагательное: значение и употребление | Уметь: – подбирать антонимы – объяснять значение имени прилагательного | Текущий | |||
91 | Контрольное списывание | 1 | Урок проверки, оценки и коррекции ЗУН | Списывание текста с расстановкой знаков препинания в конце предложения | Знать правила списывания текста, переноса слов. Уметь: – списывать текст без ошибок, соблюдать изученные орфографические и пунктуационные правила; – переносить слова по слогам | Контрольное списывание | |||
92 | Работа над ошибками. Закрепле Употребление прилагательных в речи ние. | 1 | Урок обобщ-я и сист-ции знаний | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов | Уметь: – соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации – выполнять работу над ошибками | Фронтальный опрос | |||
Предлог(6 часов) | |||||||||
93 | Предлог как слово и его роль в речи | 1 | Урок усвоения новых знаний | Предлоги. Их роль в речи. Связь слов в предложении. Употребление пробела между словами | Знать: – признаки предлога; – роль предлогов в речи. Уметь: – употреблять предлоги в устной речи; – правильно писать предлоги | Текущий | |||
94 | Раздельное написание предлогов с другими словами | 1 | Комб. | Употребление пробела между словами | Уметь: – употреблять предлоги в устной речи; – правильно писать предлоги | Текущий | |||
95* | Упражнения в раздельном и единообразном написании предлогов. | 1 | Комб. | Употребление пробела между словами
| Уметь: – употреблять предлоги в устной речи; – правильно писать предлоги
| Словарный диктант | |||
96 | Упражнения в раздельном и единообразном написании предлогов. | 1 | Комб. | Употребление пробела между словами
| Уметь: – употреблять предлоги в устной речи; – правильно писать предлоги
| Словарный диктант | |||
97 | Единообразное написание предлогов. | 1 | Комб. | Употребление пробела между словами | Уметь: – употреблять предлоги в устной речи; – правильно писать предлоги | Текущий | |||
98 | Контрольный диктант за 3 четверть. | 1 | Урок проверки, оценки и коррекции ЗУН | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации | Уметь: – соблюдать изуч. нормы орфографии и пунктуации | Диктант | |||
99* | Упражнения в написании предлогов. Работа над ошибками. | 1 | Комб. | Работа над ошибками. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов | Уметь: – соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации – выполнять работу над ошибками | Фронтальный опрос | |||
100* | Упражнения в раздельном и единообразном написании предлогов. | 1 | Комб. | Употребление пробела между словами
| Уметь: – употреблять предлоги в устной речи; – правильно писать предлоги
| Тест | |||
101* | Упражнения в раздельном и единообразном написании предлогов. | 1 | Комб. | Употребление пробела между словами
| Уметь: – употреблять предлоги в устной речи; – правильно писать предлоги
| Текущий | |||
Родственные слова*(5 часов) | |||||||||
102 | Общее понятие об однокоренных словах. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Ознакомление с признаками однокоренных слов. Работа над развитием умения сравнивать слова | Знать признаки однокоренных слов. Уметь подбирать и находить в тексте однокоренные слова | Текущий | |||
103 | Признаки однокоренных слов | 1 | Комб. | Ознакомление с признаками однокоренных слов. Работа над развитием умения сравнивать слова | Знать признаки однокоренных слов. Уметь подбирать и находить в тексте однокоренные слова | Текущий | |||
104 | Корень слова. | 1 | Комб. | Ознакомление с признаками однокоренных слов. Работа над развитием умения сравнивать слова | Знать признаки однокоренных слов. Уметь подбирать и находить в тексте однокоренные слова | Текущий | |||
105 | Единообразное написание корня в однокоренных словах | 1 | Комб. | Ознакомление с признаками однокоренных слов. Работа над развитием умения сравнивать слова | Знать признаки однокоренных слов. Уметь подбирать и находить в тексте однокоренные слова | Текущий | |||
106* | Сочинение по картинке В. Ф. Бордиченко «Что здесь случилось?» | 1 | Р.р. | Отличие письменной речи от устной. Выделение в | Знать понятия «текст», «заглавие текста». Уметь составлять предложения, озаглавливать текст | сочинение | |||
Безударные гласные в корне(5 часов) | |||||||||
107 | Работа над ошибками. Способы проверки безударных гласных в корне слова. | 1 | Урок обобщ-я и сист-ции знаний | Работа над ошибками. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. Гласные ударные и безударные. Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных в слове. | Уметь: – соблюдать изуч. нормы орфографии и пунктуации – выполнять работу над ошибками Уметь подбирать проверочные слова и обосновывать написание проверяемых слов | Текущий | |||
108 | Распознавание проверочных слов. | 1 | Комб. | Проверочные слова. Подбор однокоренного проверочного слова | Уметь подбирать проверочные слова и обосновывать написание проверяемых слов | Текущий | |||
109 | Проверка безударных гласных в корне | 1 | Комб. | Проверочные слова. Подбор однокоренного проверочного слова | Уметь подбирать проверочные слова и обосновывать написание проверяемых слов | Текущий | |||
110* | Упражнения в написании слов с безударными гласными в корне | 1 | Комб. | Проверочные слова. Подбор однокоренного проверочного слова | Уметь подбирать проверочные слова и обосновывать написание проверяемых слов | Текущий | |||
111 | Диктант «В роще» по теме: «Однокоренные слова», М. П., стр. 98. | 1 | Урок компл. прим-я ЗУН | Проверочные слова. Подбор однокоренного проверочного слова | Уметь подбирать проверочные слова и обосновывать написание проверяемых слов | Диктант | |||
Парные звонкие и глухие согласные.(5 часов) | |||||||||
112 | Работа над ошибками. Проверка парных звонких и глухих согласных в корне. | 1 1 | Комб. | Работа над ошибками. Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слов Проверочные слова | Уметь: – писать слова с парными согласными в корне слов; – различать проверочное и проверяемое слова; | Фронтальный опрос | |||
113 |
Проверка парных звонких и глухих согласных в корне. | 1 1 | Комб. | Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слов Проверочные слова | Уметь: – писать слова с парными согласными в корне слов; – различать проверочное и проверяемое слова; | Тест | |||
114* | Проверка парных согласных в корне путем подбора однокоренных слов. | 1 | Комб. | Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слов Проверочные слова | Уметь: – писать слова с парными согласными в корне слов; – различать проверочное и проверяемое слова; | Текущий | |||
115* | Изложение (обучающее). | 1 | Урок компл. прим-я ЗУН Р.р. | Изложение текста (повествование) | Уметь: делить текст на части, Сост.предл.на заданную тему. | Проверочный Изложение | |||
116 | Закрепление. Работа над ошибками. | 1 | Урок обобщ-я и сист-ции знаний | Работа над ошибками. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов | Уметь: – соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации – выполнять работу над ошибками | Текущий | |||
Предложение(6 часов) | |||||||||
117 | Предложение | 1 | Комб. | Составление предложений из слов, восстановление предложений | Выработка умения составлять предложения по вопросу, по опорным словам. | Текущий | |||
118 | Связь слов в предложении | 1 | Комб. | Составление предложений из слов, восстановление предложений | Выработка умения составлять предложения по вопросу, по опорным словам. | Текущий | |||
119* | Упражнение в установлении связи слов в предложении | 1 | Комб. | Составление предложений из слов, восстановление предложений | Выработка умения составлять предложения по вопросу, по опорным словам. | Текущий | |||
120* | Обобщение знаний о предложении и тексте как единицах речи | 1 | Урок обобщ-я и сист-ции знаний | Составление предложений из слов, восстановление предложений | Выработка умения составлять предложения по вопросу, по опорным словам. | Тест | |||
121 | Диктант «На даче» по теме: «Предложение». | 1 | Урок проверки, оценки и коррекции ЗУН | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации | Знать: – изученные орфографические правила. Уметь: – соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | Диктант | |||
122 | Работа над ошибками. | 1 | Урок обобщ-я и сист-ции знаний | Работа над ошибками. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов | Уметь: – соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации – выполнять работу над ошибками | Текущий | |||
Повторение(14 часов) | |||||||||
123* | Обобщение знаний об алфавите | 1 | Комб. | Повторение алфавита, написание слов в алфавитном порядке | Знать: алфавит Уметь: писать слова по алфавиту | Текущий | |||
124 | Обобщение знаний о звуках , буквах , о слоге | 1 | Урок обобщ-я и сист-ции знаний | Звуки гласные и согласные: буквы, их обозначающие. Деление слов на слоги | Знать отличительные признаки гласн. и Уметь различать звуки и буквы, делить слова на слоги | Тест | |||
125 | Правописание слов с разделительным ь | 1 | Комб. | Употребление разделительного ь (мягкого знака) | Знать правило употребления мягкого знака | Текущий | |||
126* | Обобщение правил переноса слов с ь и буквой й в середине слова. | 1 | Урок обобщ-я и сист-ции знаний | Перенос слов с ь знаком и буквой й в середине слова Словарный диктант | Уметь: правильно переносить слова с буквой й и ь знаком в середине слова,безошибочно писать словарные слова. | Словарный диктант | |||
127 | Слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. | 1 | Комб. | Правописание сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу. | Знать правило о написании сочетаний жи,ши, ча,ща. Уметь правильно писать слова с сочетаниями жи ,ши ,ча ,ща. | Текущий | |||
128 | Слова с сочетаниями чн, чк | 1 | Комб. | Правописание сочетаний чк,чн Упражнение в написании слов с чк,чн | Знать правило о написании сочетаний чн, чк | Тест | |||
129* | Сочинение по серии картинок и готовому плану | 1 | Урок компл. прим-я ЗУН Р.р. | Отличие письменной речи от устной. Выделение в | Знать понятия «текст», «заглавие текста». Уметь составлять предложения, озаглавливать текст | Проверочный Сочинение | |||
130 | Работа над ошибками. Обобщение знаний о частях речи. | 1 | Урок обобщ-я | Работа над ошибками.Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. Имя существительное, имя прилагательное, глагол | Уметь: – соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации – выполнять работу над ошибками - различать части речи, опираясь на вопрос и общее значение | Фронтальный опрос | |||
131 | Итоговый контрольный диктант по темам , изучен. в теч. года. | 1 | Урок проверки, оценки и коррекции ЗУН | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации | Знать: – изученные орфографические правила. Уметь: – соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | Диктант | |||
132 | Работа над ошибками. | 1 | Урок обобщ-я и сист-ции знаний | Работа над ошибками. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов | Уметь: – соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации – выполнять работу над ошибками | Текущий | |||
133 | Закрепление изученного по теме «Предложение» | 1 | Урок обобщ-я и сист-ции знаний | Разновидности предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложений | Уметь: – выделять в тексте подлежащее и сказуемое; – устанавливать связь слов в предложении; | Тест | |||
134 | Закрепление изученного по теме «Правописание безударных гласных» | 1 | Урок обобщ-я и сист-ции знаний | Гласные ударные и безударные. Правописание безударных гласных. Словарный диктант | Знать правила написания безударных гласных в корне. Уметь: – подбирать проверочные слова; – различать проверочное и проверяемое слова | Словарный диктант | |||
135 | Повторение. Орфограммы в корне слова | 1 | Урок обобщ-я и сист-ции знаний | Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова. Разные способы проверки правописания слов | Знать правила написания гласных и согласных, стоящих в слабой позиции. Уметь: – подбирать проверочные слова; – различать проверочное и проверяемое слова | Фронтальный опрос | |||
136 | Обобщение знаний по курсу «Русский язык, 2 класс» | 1 | Урок обобщ-я и сист-ции знаний | Повторить изученные орфограммы | Знать: – изученные орф. правила. Уметь: – соблюдать изуч. нормы орфографии и пунктуации | Текущий |
Список литературы
Литература для учащихся:
- Основная:
- Рамзаева Т. Г. Русский язык 2 класс, М.: Дрофа, 2008
- Дополнительная:
- Пасынок Ю. Ю. Занимательный словарик русского языка для начальной школы: 2 класс. – Ю.-Сах.: Изд-во СахИУУ, 2004
- Пасынок Ю. Ю. Начальная школа: Работа со словарными словами: 1 – 4 классы. М.: Первое сентября, 2005
- Пиши без ошибок: Орфографический словарик школьника / Сост. М. В. Славная. – СПб: Литера, 2004
- Ракитина М. Г. Русский язык. 2 класс: Тесты. Дидактические материалы. – М.: Айрис-пресс, 2006
- Узорова О. В., Нефедова Е. А. Задания по русскому языку для повторения и закрепления учебного материала: 2 класс. – М.: Астрель, 2005
- Узорова О. В., Нефедова Е. А. Подготовка к ЕГЭ
- Ушакова О. Д. Толковый словарик школьника. – СПб: Литера, 2005
Пособия для учителя:
- Круковер В. И. и др. Поурочные разработки по русскому языку: 2 класс. – М.: ВАКО
- Максимук Н. Н. Сборник изложений по русскому языку: 2 – 4 классы. – М.: Дом педагогики, 2004
- Рамзаева Т. Г., Щеголева Г. С. Русский язык. 2 класс: Книга для учителя: Планирование системы уроков. – М.: Дрофа, 2004
- Я иду на урок в начальную школу: Русский язык: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2004
Электронные образовательные ресурсы.
Презентации с сайтов:
http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&lib_no=69001&tmpl=lib&page=1
http://www.pedsovet.su/load/143-1-0-3888
http://www.nachalka.info/about/193/
http://roditel.edu54.ru/node/16047
http://www.uchportal.ru/load/47
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Особенности организации контроля по русскому языку
Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Тексты диктантов подбираются средней труд ности с расчетом на возможность их выполне ния всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов дик танта). Текст не должен иметь слова на не изу ченные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Неце лесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.
В качестве диктанта предлагаются связные тексты – либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учи телем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по струк туре, различны по цели высказывания и состо ять из 2 – 8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).
Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более 2 ви дов грамматического разбора.
Хорошо успевающим учащимся целесооб разно предложить дополнительное задание по вышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.
Контрольное списывание, как и диктант, – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы пред ложения, устанавливать части текста, выписы вать ту или иную часть текста.
Для контрольных списываний предлагают ся связные тексты с пропущенными знаками препинания.
Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное со держание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.
Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Постепенно можно исполь зовать тексты с несложными описаниями – пейзажа, портрета и т.п.
Тестовые задания – динамичная форма про верки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- нарушение правил написания слов, вклю чая грубые случаи пропуска, перестановки, за мены и вставки лишних букв в словах;
- неправильное написание слов, не регули руемых правилами, круг которых очерчен про граммой каждого класса (слова с непроверяе мыми написаниями);
- отсутствие изученных знаков препинания в тексте {в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);
- наличие ошибок на изученные правила по орфографии;
- существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажаю щие смысл произведения;
- отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в ав торском тексте;
- употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).
Недочеты:
- отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы; отсутствие «красной» строки;
- неправильное написание одного слова(при наличии в работе нескольких таких слов)на одно и то же правило;
- незначительные нарушения логики собы тий авторского текста при написании изложения.
При оценке контрольной работы учитывается в пер вую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за иск лючением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. Оформ ление работы также не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий может быть недостаточно объективным. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.
При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок. Например, ошибка на невнимание в меньшей мере влияет на оцен ку, чем ошибки на изученные орфограммы.
При оценке изложения необходимо обра тить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков су щественных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутст вие главной части повествования.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Оценка письменных работ по русскому языку.
Диктант
- «5» – за работу, в которой нет ошибок.
- «4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.
- «3» – за работу, в которой допущено 3 – 5 ошибок.
- «2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Примечание:
Повторная ошибка в одном и том же слове считается за одну ошибку, а ошибки, допущенные на одно и то же правило в разных словах считаются как две.
Грамматическое задание
- «5» – без ошибок.
- «4» – правильно выполнено не менее З/4 заданий.
- «3» – правильно выполнено не менее 1/2 заданий.
- «2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий.
Контрольное списывание
- «5» – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
- «4» – за работу, в которой допущена 1 ошибка, 1 – 2 исправления.
- «3» – за работу, в которой допущено 2 – 3 ошибки.
- «2» – за работу, в которой допущены > 4 ошибки.
Словарный диктант
- «5» – без ошибок.
- «4» – 1 ошибка и 1 исправление.
- «3» – 2 ошибки и 1 исправление.
- «2» – 3 – 5 ошибок.
Тест
- «5» – верно выполнено более 3/4 заданий.
- «4» – верно выполнено 3/4 заданий.
- «3» – верно выполнено 1/2 заданий.
- «2» – верно выполнено менее 1/2 заданий.
Изложение
- «5» – правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1 – 2 исправления.
- «4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1 – 2) фактические и речевые неточности, 1 – 2 орфографические ошибки, 1 – 2 исправления.
- «3» – имеются некоторые отступления от авторско го текста, допущены отдельные нарушения в по следовательности изложения мыслей, в построении двух-трех предложений, беден словарь, 3 – 6 орфо графических ошибки и 1 – 2 исправления.
- «2» – имеются значительные отступления от автор ского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7 – 8 орфографических ошибок, 3 – 5 исправлений.
Сочинение
- «5» – логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допуще но 1—2 исправления.
- «4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1 – 2) фактические и речевые неточности, 1 – 2 орфографические ошибки, 1 – 2 исправления.
- «3» – имеются некоторые отступления от темы, до пущены отдельные нарушения в последователь ности изложения мыслей, в построении 2 – 3 пред ложений, беден словарь, 3 – 6 орфографических ошибки и 1 – 2 исправления.
- «2» – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложе ния мыслей, отсутствует связь между частями, отдель ными предложениями, крайне однообразен словарь, 7 – 8 орфографических ошибок, 3 – 5 исправлений.
Примечание:
Учитывая, что вид работ в начальной школе носит обучаю щий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения и сочинения.
Слова с непроверяемыми написаниями:
Алфавит, апрель, берёза, быстро, вдруг, ветер, город, декабрь, дорога, до свидания, жёлтый, завод, здравствуйте, земляника, извините, иней, капуста, картина, коньки, лопата, лягушка, магазин, малина, мебель, месяц, метро, молоток, морковь, мороз, народ, ноябрь, обед, обезьяна, облако, одежда, октябрь, осина, отец, платок, посуда, рисунок, родина, Россия, русский, сапоги, сахар, сентябрь, скоро, снегирь, спасибо, стакан, суббота, товарищ, топор, улица, урожай, фамилия, февраль, шёл, щавель, яблоня, ягода, январь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...