Технологическая карта урока русского языка по теме: «Правописание -тся и -ться в возвратных глаголов» (4 класс, УМК «Школа России»)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Тема урока «Правописание -тся и -ться в возвратных глаголов»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование умения правильного написания –тся и –ться у возвратных глаголов.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Формировать представление о возвратных глаголах;

2. Научить правильно писать возвратные глаголы.

Предметные:

1. Знать личные окончания глаголов;

2. Уметь правильно писать возвратные глаголы;

Развивающие:

1. Развивать устную речь учащихся при составлении устного ответа;

2. Развивать навыки самоконтроля, взаимоконтроля, самооценки.

Личностные:

1. Проявлять уважение к своему языку и культуре;

2. Осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания.

 

Воспитательные:

1. Продолжить воспитание интереса к изучению русского языка;

2. Воспитывать волевые качества: терпение, умение выполнять работу до конца.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 03.05.2023

Школа: МАОУ «МЛ№148 г. Челябинска»

Класс: 4«Г»

Урок: 6

Время: 8:00 – 8:40 Кабинет: 203

Студент: Лужинская Елизавета Николаевна

Группа: 31

Учитель: Симинихина Юлия Алексеевна

Методист: Курбанова Ольга Файзуллоевна

Тема урока «Правописание -тся и -ться в возвратных глаголов»

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: формирование умения правильного написания –тся и –ться у возвратных глаголов.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Формировать представление о возвратных глаголах;

2. Научить правильно писать возвратные глаголы.

Предметные:

1. Знать личные окончания глаголов;

2. Уметь правильно писать возвратные глаголы;

Развивающие:

1. Развивать устную речь учащихся при составлении устного ответа;

2. Развивать навыки самоконтроля, взаимоконтроля, самооценки.

Личностные:

1. Проявлять уважение к своему языку и культуре;

2. Осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания.

Воспитательные:

1. Продолжить воспитание интереса к изучению русского языка;

2. Воспитывать волевые качества: терпение, умение выполнять работу до конца.

УМК: «Школа России», Русский язык. 4 класс. Учебник в 2 ч. - Канакина В.П., Горецкий В.Г., презентация, раздаточный материал.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося



Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф

Словесный: рассказ.

Приёмы: организация учебного общения.

Внешний контроль

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

2. Создание эмоционального настроя. Налаживание контакта с классом.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елизавета Николаевна сегодня я проведу у вас урок русского языка.

- Сядьте те, у кого сегодня хорошее настроение.

- Теперь сядьте те, кто выспался сегодня.

- А теперь те, кто учится в 4 «Г» классе.

- Так же, тем, кто будет сегодня вести себя дисциплинированно и активно – я буду выдавать стикеры. В конце урока, у кого будет больше стикеров – получит отметку.

- Начнём наш урок!

Показывают свою готовность к уроку. Ответное приветствие учителя.

Садятся те, кому подходит факт.

УУКД:    выбирать адекватные языковые

средства для выражения эмоций в соответствии с целями и условиями общения

в знакомой среде.

Учебная презентация: слайд №1

Актуализация знаний и мотивация

(4 – 5 мин)

Готовность мышления

и осознание потребности

к построению нового способа действий

Ф

Словесный: беседа.

Наглядный: показ.

Приёмы: минутка чистописания.

Внешний контроль

1. Организует повторение пройденного материала и минутку чистописания.

- Откройте свои тетради и запишите в тетрадях число и классную работу, отступая 2 строчки от прошлой работы.

- А теперь прочитайте слова, которые расположены на экране, и запишите их в тетрадь, вставляя пропущенные буквы:

Поспеш…шь, броса…т, обид..т, сохн..т, щекоч…т, пиш…т, хохоч..т.

- Какая орфограмма их объединяет?

- Верно, а теперь скажите, какие буквы вы вставили.

- Отлично, у кого так, поднимите руку. У кого иначе, исправьте и запомните.

Открывают тетради, записывают число и классную работу.

Читают слова и записывают их, вставляя пропущенные буквы.

- Безударное личное окончание глагола.

- Поспешишь, бросает, обидит, сохнет, щекочет, пишет, хохочет.

Поднимают руки.

УУПД: классифицировать предложенные языковые единицы.

УУРД: находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их причины.

Учебная презентация: слайд №2

Учебная презентация: слайд №3

Актуализация знаний и мотивация

(4 – 5 мин)

Готовность мышления

и осознание потребности

к построению нового способа действий

Ф

Словесный: беседа.

Наглядный: показ.

Приёмы: минутка чистописания.

Внешний контроль

2. Ставит проблемную ситуацию.

- Ребята, посмотрите на экран. Прочитайте слова (одеваться, стучаться, умываться)

- Ваша задача списать слова и вставить буквы.

- Что у вас получилось?

- А по какому правилу вы действовали?

- А какой части речи относятся данные слова?

- А знаете ли вы как правильно писать эти слова?

- Знаете ли вы как называются глаголы, которые оканчиваются на –ся?

Возвратные глаголы – это не просто глаголы, оканчивающиеся на СЯ. Это глаголы, обозначающие действие, направленное на себя. За этим нужно понаблюдать, например дать два предложения, в одном из которых глагол просто в форме третьего лица, а в другом в возвратной форме.

Настя умывает и причёсывает Ваню.

Настя умывается и причёсывается.

На кого направлено действие в первом предложении?

А на кого направлено действие во втором предложении?

- Итак ребята, как мы можем назвать глагол, который обозначается действие, направленное на себя?

Читают слова.

- Глаголы.

- Нет.

- Возвратные глаголы.

- Возвратные глаголы.

УУКД: воспринимать и формулировать суждения, выбирать адекватные языковые

средства для выражения эмоций в соответствии с целями и условиями общения

в знакомой среде.

Учебная презентация: слайд №4

Учебная презентация: слайд №5

Постановка учебной задачи

(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесный: беседа.

Приёмы: организация учебного общения.

Внешний контроль

1. Формулирует с детьми тему, ставит цель и составляют план.

- Какая будет тема нашего урока?

- Отлично, давайте поставим цель на наш урок, её начало есть на экране: научиться…

- Верно, чтобы достичь этой цели, нам нужен план, восстановите все пункты:

1) Узнаем…

2) Выполним…

3) Напишем…

4) Подведём…

- Отлично, приступим к 1 пункту.

Формулируют тему, ставят цель и составляют план с учителем.

- Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах.

- Научиться правильно писать возвратные глаголы.

- 1) Узнаем, как правильно писать возвратные глаголы.

2) Выполним упражнения.

3) Напишем самостоятельную работу.

4) Подведём итоги.

УУРД:  выстраивать последовательность выбранных действий.

УУКД:  воспринимать и формулировать суждения.

Учебная презентация: слайд №6-7

Учебная презентация: слайд №8-9

"Открытие" детьми нового знания

(7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Ф, И

Словесный: рассказ, беседа, работа с книгой.

Наглядный: показ.

Практический: упражнение.

Приёмы: организация учебного общения, заполнение таблицы.

Внешний контроль

1. Открытие для детей новых сведений.

- Ребята посмотрите на экран, что вы заметили в возвратных глаголах? (Радуется, гордиться, улыбаться, трудится)

- По-разному ли они пишутся?

- Хотите научиться правильно писать глаголы?

- Дам вам подсказку от чего зависит написание мягкого знака.

Что делать?    Учиться

Что делает?   Учится

Что сделать?  Научиться

Что сделает? Научится

- Посмотрите внимательно, кто-то догадался?

- Верно

- Давайте составим алгоритм.

- Что будем делать в начале?

- Потом?

- 3 пункт?

- Дальше?

- Отлично.

- Откройте учебник на странице 104 и прочитайте правило.

- Верно мы составили алгоритм?

- Даю вам минуту, чтобы запомнить правило.

- Теперь повернитесь к соседу и расскажите правило.

- Ребята, а кто мне ещё раз напомнит определение возвратного глагола?

- Отлично, мы выполнили с вами первый пункт нашего плана. Кто мне напомнит какой следующий пункт?  

Отвечают на вопрос учителя.

- Да, в каких-то возвратных глаголах пишется мягкий знак пред –ся, в каких-то нет.

- Да.

- Правописание мягкого знака зависит от вопроса. Если на конце вопроса пишется мягкий знак, то и в слове пишется мягкий знак.

- Определим часть речи.

- Определим возвратный ли это глагол.

- Задаем вопрос к возвратному глаголу.

- Смотрим, есть ли мягкий знак на конце вопроса. Если есть, то и в глаголе пишем -ь-. Если нет, не пишем -ь-.

- Да.

- Возвратные глаголы – это не просто глаголы, оканчивающиеся на СЯ. Это глаголы, обозначающие действие, направленное на себя.

- 2) Выполним упражнения.

УУПД:  формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе

результатов проведённого наблюдения за языковым материалом.

УУРД:  контролировать процесс и результат выполнения задания, корректировать

учебные действия для преодоления ошибок.

УУКД:  воспринимать и формулировать суждения, выбирать адекватные языковые

средства для выражения эмоций в соответствии с целями и условиями общения

в знакомой среде.

Учебная презентация: слайд №10

Учебная презентация: слайд №11

Учебная презентация: слайд №12

Таймер

Учебная презентация: слайд №13

Учебник

Учебная презентация: слайд №14

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Ф

Словесный: работа с книгой, беседа.

Наглядный: показ.

Практический: упражнение.

Приёмы: организация учебного общения.

Внешний контроль

1. Закрепление с детьми полученных знаний на уроке.

- Ребята, выполним упражнение 218 на стр.105. Запишите номер упражнения в тетради.

- Нам нужно от неопределенной формы глагола составить возвратные 2го и 3го лица.

- Прочитаем первый глагол здороваться.

- Кто нам скажет правильную форму глагола во 2 лице и объяснит правильное написание.

- Действуем по алгоритму.

- В 3 лице?

- Глагол прощаться во втором лице? 3 лице?

- Глагол извиниться во 2 лице? 3 лице?

- Превосходно, мы выполнили с вами 2 пункт плана. Сейчас давайте встанем и немного отдохнём!

- Здороваешься, (что делаешь?), пишем ь. В данном случае действует другое правило: в окончаниях глаголов в форме второго лица единственного числа настоящего и будущего времени после шипящей всегда пишется мягкий знак. Об этом необходимо сказать

- Здоровается (что делает?) без ь.

- Прощаешься, (что делаешь?), пишем ь. Прощается (что делает?) без ь.

- Извиняешься (что делаешь?) с ь, извиняется (что делает?) без ь.

УУПД:  формулировать выводы и подкреплять их доказательствами.

УУКД:  воспринимать и формулировать суждения.

УУРД:  контролировать процесс и результат выполнения задания.

Учебная презентация: слайд №20

Динамическая пауза (1 мин)

Самостоятельная работа с самопроверкой

(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха.

Ф, И

Словесный: работа с книгой, объяснение.

Наглядный: показ.

Практический: самостоятельная работа.

Приёмы: организация учебного общения.

Внешний и взаимоконтроль

1. Организует самостоятельную деятельность по освоению новых знаний.

-  А теперь выполним задание на карточках самостоятельно. Замените словосочетания одним словом, запишите. Выделите в глаголах возвратный суффикс. Подчеркните мягкий знак. На это задание у вас есть три минуты.

- Время вышло, поменяйтесь тетрадями в парах, проверьте с эталоном на доске.

- Если все правильно – 5, 1 ошибка – 4, 2 ошибки – 3, больше 2-х ошибок – 2.

- Поднимите руки те, у кого 5; у кого 4; у кого 3; у кого 2.

- Какие ошибки вы допустили?

- Запомните, как правильно нужно сделать. В следующий раз вы обязательно выполните правильно.

- Какой пункт плана мы с вами выполнили?

Выполняют самостоятельную работу.

Допустить ошибку (ошибиться), снять одежду (раздеться), настойчиво спрашивать о чём-то (интересоваться), приходить в негодование (злиться), приветствовать кого-нибудь при встрече (здороваться), испытывать волнение (волноваться).

Проверяют работы другу друга.

Поднимают руки.

Отвечают на вопрос учителя.

3) Напишем самостоятельную работу.

УУПД:  ориентироваться в изученных понятиях.

УУРД:  самостоятельно планировать действия по решению учебной задачи

для получения результата.

Учебная презентация: слайд №21

Учебная презентация: слайд №22 (таймер)

Учебная презентация: слайд №23-24

Включение в систему знаний

(7-8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф, П

Словесный: рассказ, объяснение.

Наглядный: показ.

Практический: упражнение.

Приёмы: облако слов.

Внешний и взаимоконтроль

1. Организует повторение и закрепление ранее изученного на уроке.

- Теперь выполним упражнение 213 в группах по 4 человека. Вам нужно будет придумать словосочетания по вопросам.

- Повторим правила работы в группах.

- На это задание у вас есть 3 минуты. Начинайте.

- Время закончилась проверяем, зачитайте по одному словосочетанию.

- Отлично! Нам осталось подвести итоги.

Выполняют задание в группах.

УУПД:  ориентироваться в изученных понятиях.

УУРД:  принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия

по её достижению.

УУКД:  воспринимать и формулировать суждения, выбирать адекватные языковые

средства для выражения эмоций в соответствии с целями.

Карточка

Учебная презентация: слайд №25

Учебная презентация: слайд №26

(таймер)

Учебная презентация: слайд №27

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания.

  Ф

Словесный: беседа.

Наглядный: показ.

Приёмы:   организация учебного общения.

Внешний контроль

1. Организует подведение итога урока.

- Вспомним тему нашего урока. Кто напомнит?

- Отлично, а какая у нас была цель?

- Поднимите руку, если мы достигли цели.

- Посмотрите на наш план, все ли пункты мы выполнили?

- Кто сможет рассказать от чего зависит написание мягкого знака в возвратных глаголах.

- Итак ребята, пришло время считать кто сколько стикеров набрал. Посчитайте. Давайте поставим оценку.

- Спасибо вам за активность на уроке. До свидания!

- «Правописание -тся и -ться возвратных глаголов».

-  Научиться правильно писать возвратные глаголы.

Поднимают руки.

- Да.

УУКД:  воспринимать и формулировать суждения, выбирать адекватные языковые

средства для выражения эмоций в соответствии с целями и условиями общения

в знакомой среде.

УУРД:  адекватно принимать оценку своей работы.

Учебная презентация: слайд №28-29

Учебная презентация: слайд №30

Учебная презентация: слайд №31


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка на тему «Способы проверки слов с непроизносимой согласной в корне слова» УМК "Школа России"

Тема урока «Способы проверки слов с непроизносимой согласной в корне слова» Тип урока: урок-рефлексияЦель урока: совершенствование и углубление знаний учащихся о способах проверки сло...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Обобщение знаний об имени прилагательном. Проверочная работа «Имя прилагательное». ( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: закрепление полученного знанияЦель урока: обобщение полученных знаний об имени прилагательном; совершенствование умений находить в тексте имя прилагательное; определение числа имени прилага...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание глаголов прошедшего времени", 4 кл., УМК "Школа России"

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: создание условий для совершенствования умения образовывать глаголы прошедшего времени, грамотно писать окончания глаголов прошедшего врем...

Технологическая урока русского языка "Правописание -тся- и -ться- в возвратных глаголов", 4 класс УМК "Школа России"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАДата: 19.04.2021Школа: 3Класс: 4Урок: 3Время: 09:20–10:00 Кабинет: 4Студент: Илларионов Григорий ИльичГруппа: 43Учитель: Солдаткина Яна АлексеевнаМ...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание возвратных и невозвратных глаголов в настоящем и будущем времени" (УМК "Школа России" - 4 класс)

Тип урока: урок рефлексии;Цель урока: закрепление знаний о правописании возвратных и невозвратных глаголов в настоящем и будущем времени;Задачи урокаДидактические:Повторить основные признаки глаг...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах» - 4 класс

Тема урока: «Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах» Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование представлений о правописание -тся и ...