Технологическая карта урока русского языка по теме: «Правописание -тся и -ться в возвратных глаголов» (4 класс, УМК «Школа России»)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Тема урока «Правописание -тся и -ться в возвратных глаголов»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование умения правильного написания –тся и –ться у возвратных глаголов.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1. Формировать представление о возвратных глаголах; 2. Научить правильно писать возвратные глаголы. | Предметные: 1. Знать личные окончания глаголов; 2. Уметь правильно писать возвратные глаголы; |
Развивающие: 1. Развивать устную речь учащихся при составлении устного ответа; 2. Развивать навыки самоконтроля, взаимоконтроля, самооценки. | Личностные: 1. Проявлять уважение к своему языку и культуре; 2. Осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания.
|
Воспитательные: 1. Продолжить воспитание интереса к изучению русского языка; 2. Воспитывать волевые качества: терпение, умение выполнять работу до конца. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_po_teme_pravopisanie_-tsya_i_-tsya_v_vozvratnyh_glagolov.docx | 706.94 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Дата: 03.05.2023 Школа: МАОУ «МЛ№148 г. Челябинска» Класс: 4«Г» Урок: 6 Время: 8:00 – 8:40 Кабинет: 203 | Студент: Лужинская Елизавета Николаевна Группа: 31 Учитель: Симинихина Юлия Алексеевна Методист: Курбанова Ольга Файзуллоевна |
Тема урока «Правописание -тся и -ться в возвратных глаголов»
Тип урока: «открытие» нового знания.
Цель урока: формирование умения правильного написания –тся и –ться у возвратных глаголов.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1. Формировать представление о возвратных глаголах; 2. Научить правильно писать возвратные глаголы. | Предметные: 1. Знать личные окончания глаголов; 2. Уметь правильно писать возвратные глаголы; |
Развивающие: 1. Развивать устную речь учащихся при составлении устного ответа; 2. Развивать навыки самоконтроля, взаимоконтроля, самооценки. | Личностные: 1. Проявлять уважение к своему языку и культуре; 2. Осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания. |
Воспитательные: 1. Продолжить воспитание интереса к изучению русского языка; 2. Воспитывать волевые качества: терпение, умение выполнять работу до конца. |
УМК: «Школа России», Русский язык. 4 класс. Учебник в 2 ч. - Канакина В.П., Горецкий В.Г., презентация, раздаточный материал.
ЭТАПЫ УРОКА
Этап | Образова-тельная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Ф Словесный: рассказ. Приёмы: организация учебного общения. Внешний контроль | 1. Проверяет готовность обучающихся к уроку. 2. Создание эмоционального настроя. Налаживание контакта с классом. - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елизавета Николаевна сегодня я проведу у вас урок русского языка. - Сядьте те, у кого сегодня хорошее настроение. - Теперь сядьте те, кто выспался сегодня. - А теперь те, кто учится в 4 «Г» классе. - Так же, тем, кто будет сегодня вести себя дисциплинированно и активно – я буду выдавать стикеры. В конце урока, у кого будет больше стикеров – получит отметку. - Начнём наш урок! | Показывают свою готовность к уроку. Ответное приветствие учителя. Садятся те, кому подходит факт. | УУКД: выбирать адекватные языковые средства для выражения эмоций в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде. | Учебная презентация: слайд №1 |
Актуализация знаний и мотивация (4 – 5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф Словесный: беседа. Наглядный: показ. Приёмы: минутка чистописания. Внешний контроль | 1. Организует повторение пройденного материала и минутку чистописания. - Откройте свои тетради и запишите в тетрадях число и классную работу, отступая 2 строчки от прошлой работы. - А теперь прочитайте слова, которые расположены на экране, и запишите их в тетрадь, вставляя пропущенные буквы: Поспеш…шь, броса…т, обид..т, сохн..т, щекоч…т, пиш…т, хохоч..т. - Какая орфограмма их объединяет? - Верно, а теперь скажите, какие буквы вы вставили. - Отлично, у кого так, поднимите руку. У кого иначе, исправьте и запомните. | Открывают тетради, записывают число и классную работу. Читают слова и записывают их, вставляя пропущенные буквы. - Безударное личное окончание глагола. - Поспешишь, бросает, обидит, сохнет, щекочет, пишет, хохочет. Поднимают руки. | УУПД: классифицировать предложенные языковые единицы. УУРД: находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их причины. | Учебная презентация: слайд №2 Учебная презентация: слайд №3 |
Актуализация знаний и мотивация (4 – 5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф Словесный: беседа. Наглядный: показ. Приёмы: минутка чистописания. Внешний контроль | 2. Ставит проблемную ситуацию. - Ребята, посмотрите на экран. Прочитайте слова (одеваться, стучаться, умываться) - Ваша задача списать слова и вставить буквы. - Что у вас получилось? - А по какому правилу вы действовали? - А какой части речи относятся данные слова? - А знаете ли вы как правильно писать эти слова? - Знаете ли вы как называются глаголы, которые оканчиваются на –ся? Возвратные глаголы – это не просто глаголы, оканчивающиеся на СЯ. Это глаголы, обозначающие действие, направленное на себя. За этим нужно понаблюдать, например дать два предложения, в одном из которых глагол просто в форме третьего лица, а в другом в возвратной форме. Настя умывает и причёсывает Ваню. Настя умывается и причёсывается. На кого направлено действие в первом предложении? А на кого направлено действие во втором предложении? - Итак ребята, как мы можем назвать глагол, который обозначается действие, направленное на себя? | Читают слова. - Глаголы. - Нет. - Возвратные глаголы. - Возвратные глаголы. | УУКД: воспринимать и формулировать суждения, выбирать адекватные языковые средства для выражения эмоций в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде. | Учебная презентация: слайд №4 Учебная презентация: слайд №5 |
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф Словесный: беседа. Приёмы: организация учебного общения. Внешний контроль | 1. Формулирует с детьми тему, ставит цель и составляют план. - Какая будет тема нашего урока? - Отлично, давайте поставим цель на наш урок, её начало есть на экране: научиться… - Верно, чтобы достичь этой цели, нам нужен план, восстановите все пункты: 1) Узнаем… 2) Выполним… 3) Напишем… 4) Подведём… - Отлично, приступим к 1 пункту. | Формулируют тему, ставят цель и составляют план с учителем. - Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах. - Научиться правильно писать возвратные глаголы. - 1) Узнаем, как правильно писать возвратные глаголы. 2) Выполним упражнения. 3) Напишем самостоятельную работу. 4) Подведём итоги. | УУРД: выстраивать последовательность выбранных действий. УУКД: воспринимать и формулировать суждения. | Учебная презентация: слайд №6-7 Учебная презентация: слайд №8-9 |
"Открытие" детьми нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф, И Словесный: рассказ, беседа, работа с книгой. Наглядный: показ. Практический: упражнение. Приёмы: организация учебного общения, заполнение таблицы. Внешний контроль | 1. Открытие для детей новых сведений. - Ребята посмотрите на экран, что вы заметили в возвратных глаголах? (Радуется, гордиться, улыбаться, трудится) - По-разному ли они пишутся? - Хотите научиться правильно писать глаголы? - Дам вам подсказку от чего зависит написание мягкого знака. Что делать? Учиться Что делает? Учится Что сделать? Научиться Что сделает? Научится - Посмотрите внимательно, кто-то догадался? - Верно - Давайте составим алгоритм. - Что будем делать в начале? - Потом? - 3 пункт? - Дальше? - Отлично. - Откройте учебник на странице 104 и прочитайте правило. - Верно мы составили алгоритм? - Даю вам минуту, чтобы запомнить правило. - Теперь повернитесь к соседу и расскажите правило. - Ребята, а кто мне ещё раз напомнит определение возвратного глагола? - Отлично, мы выполнили с вами первый пункт нашего плана. Кто мне напомнит какой следующий пункт? | Отвечают на вопрос учителя. - Да, в каких-то возвратных глаголах пишется мягкий знак пред –ся, в каких-то нет. - Да. - Правописание мягкого знака зависит от вопроса. Если на конце вопроса пишется мягкий знак, то и в слове пишется мягкий знак. - Определим часть речи. - Определим возвратный ли это глагол. - Задаем вопрос к возвратному глаголу. - Смотрим, есть ли мягкий знак на конце вопроса. Если есть, то и в глаголе пишем -ь-. Если нет, не пишем -ь-. - Да. - Возвратные глаголы – это не просто глаголы, оканчивающиеся на СЯ. Это глаголы, обозначающие действие, направленное на себя. - 2) Выполним упражнения. | УУПД: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом. УУРД: контролировать процесс и результат выполнения задания, корректировать учебные действия для преодоления ошибок. УУКД: воспринимать и формулировать суждения, выбирать адекватные языковые средства для выражения эмоций в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде. | Учебная презентация: слайд №10 Учебная презентация: слайд №11 Учебная презентация: слайд №12 Таймер Учебная презентация: слайд №13 Учебник Учебная презентация: слайд №14 |
Первичное закрепление (4-5 мин) | Ф Словесный: работа с книгой, беседа. Наглядный: показ. Практический: упражнение. Приёмы: организация учебного общения. Внешний контроль | 1. Закрепление с детьми полученных знаний на уроке. - Ребята, выполним упражнение 218 на стр.105. Запишите номер упражнения в тетради. - Нам нужно от неопределенной формы глагола составить возвратные 2го и 3го лица. - Прочитаем первый глагол здороваться. - Кто нам скажет правильную форму глагола во 2 лице и объяснит правильное написание. - Действуем по алгоритму. - В 3 лице? - Глагол прощаться во втором лице? 3 лице? - Глагол извиниться во 2 лице? 3 лице? - Превосходно, мы выполнили с вами 2 пункт плана. Сейчас давайте встанем и немного отдохнём! | - Здороваешься, (что делаешь?), пишем ь. В данном случае действует другое правило: в окончаниях глаголов в форме второго лица единственного числа настоящего и будущего времени после шипящей всегда пишется мягкий знак. Об этом необходимо сказать - Здоровается (что делает?) без ь. - Прощаешься, (что делаешь?), пишем ь. Прощается (что делает?) без ь. - Извиняешься (что делаешь?) с ь, извиняется (что делает?) без ь. | УУПД: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами. УУКД: воспринимать и формулировать суждения. УУРД: контролировать процесс и результат выполнения задания. | Учебная презентация: слайд №20 | |
Динамическая пауза (1 мин) | ||||||
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха. | Ф, И Словесный: работа с книгой, объяснение. Наглядный: показ. Практический: самостоятельная работа. Приёмы: организация учебного общения. Внешний и взаимоконтроль | 1. Организует самостоятельную деятельность по освоению новых знаний. - А теперь выполним задание на карточках самостоятельно. Замените словосочетания одним словом, запишите. Выделите в глаголах возвратный суффикс. Подчеркните мягкий знак. На это задание у вас есть три минуты. - Время вышло, поменяйтесь тетрадями в парах, проверьте с эталоном на доске. - Если все правильно – 5, 1 ошибка – 4, 2 ошибки – 3, больше 2-х ошибок – 2. - Поднимите руки те, у кого 5; у кого 4; у кого 3; у кого 2. - Какие ошибки вы допустили? - Запомните, как правильно нужно сделать. В следующий раз вы обязательно выполните правильно. - Какой пункт плана мы с вами выполнили? | Выполняют самостоятельную работу. Допустить ошибку (ошибиться), снять одежду (раздеться), настойчиво спрашивать о чём-то (интересоваться), приходить в негодование (злиться), приветствовать кого-нибудь при встрече (здороваться), испытывать волнение (волноваться). Проверяют работы другу друга. Поднимают руки. Отвечают на вопрос учителя. 3) Напишем самостоятельную работу. | УУПД: ориентироваться в изученных понятиях. УУРД: самостоятельно планировать действия по решению учебной задачи для получения результата. | Учебная презентация: слайд №21 Учебная презентация: слайд №22 (таймер) Учебная презентация: слайд №23-24 |
Включение в систему знаний (7-8 мин) | Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Ф, П Словесный: рассказ, объяснение. Наглядный: показ. Практический: упражнение. Приёмы: облако слов. Внешний и взаимоконтроль | 1. Организует повторение и закрепление ранее изученного на уроке. - Теперь выполним упражнение 213 в группах по 4 человека. Вам нужно будет придумать словосочетания по вопросам. - Повторим правила работы в группах. - На это задание у вас есть 3 минуты. Начинайте. - Время закончилась проверяем, зачитайте по одному словосочетанию. - Отлично! Нам осталось подвести итоги. | Выполняют задание в группах. | УУПД: ориентироваться в изученных понятиях. УУРД: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению. УУКД: воспринимать и формулировать суждения, выбирать адекватные языковые средства для выражения эмоций в соответствии с целями. | Карточка Учебная презентация: слайд №25 Учебная презентация: слайд №26 (таймер) Учебная презентация: слайд №27 |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания. | Ф Словесный: беседа. Наглядный: показ. Приёмы: организация учебного общения. Внешний контроль | 1. Организует подведение итога урока. - Вспомним тему нашего урока. Кто напомнит? - Отлично, а какая у нас была цель? - Поднимите руку, если мы достигли цели. - Посмотрите на наш план, все ли пункты мы выполнили? - Кто сможет рассказать от чего зависит написание мягкого знака в возвратных глаголах. - Итак ребята, пришло время считать кто сколько стикеров набрал. Посчитайте. Давайте поставим оценку. - Спасибо вам за активность на уроке. До свидания! | - «Правописание -тся и -ться возвратных глаголов». - Научиться правильно писать возвратные глаголы. Поднимают руки. - Да. | УУКД: воспринимать и формулировать суждения, выбирать адекватные языковые средства для выражения эмоций в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде. УУРД: адекватно принимать оценку своей работы. | Учебная презентация: слайд №28-29 Учебная презентация: слайд №30 Учебная презентация: слайд №31 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка на тему «Способы проверки слов с непроизносимой согласной в корне слова» УМК "Школа России"
Тема урока «Способы проверки слов с непроизносимой согласной в корне слова» Тип урока: урок-рефлексияЦель урока: совершенствование и углубление знаний учащихся о способах проверки сло...
Технологическая карта урока русского языка по теме «Обобщение знаний об имени прилагательном. Проверочная работа «Имя прилагательное». ( УМК "Школа России" 2 класс)
Тип урока: закрепление полученного знанияЦель урока: обобщение полученных знаний об имени прилагательном; совершенствование умений находить в тексте имя прилагательное; определение числа имени прилага...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание глаголов прошедшего времени", 4 кл., УМК "Школа России"
Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: создание условий для совершенствования умения образовывать глаголы прошедшего времени, грамотно писать окончания глаголов прошедшего врем...
Технологическая урока русского языка "Правописание -тся- и -ться- в возвратных глаголов", 4 класс УМК "Школа России"
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАДата: 19.04.2021Школа: 3Класс: 4Урок: 3Время: 09:20–10:00 Кабинет: 4Студент: Илларионов Григорий ИльичГруппа: 43Учитель: Солдаткина Яна АлексеевнаМ...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание возвратных и невозвратных глаголов в настоящем и будущем времени" (УМК "Школа России" - 4 класс)
Тип урока: урок рефлексии;Цель урока: закрепление знаний о правописании возвратных и невозвратных глаголов в настоящем и будущем времени;Задачи урокаДидактические:Повторить основные признаки глаг...
Технологическая карта урока русского языка по теме «Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах» - 4 класс
Тема урока: «Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах» Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование представлений о правописание -тся и ...