лексикологические понятия на уроках русского языка
презентация к уроку по русскому языку (1,2,3,4 класс) по теме

активизация словарного запаса обучающихся, задачи, виды упражнений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksikologicheskie_ponyatiya_na.rar2.8 МБ

Подписи к слайдам:

Лексикологические понятия на уроках русского языка как одиниз способов активизации словарного запаса обучающихся.
Задачи.
1. Создать речевую среду обучающихся;2. Создавать на уроке ситуации общения, речевые ситуации, определяющие мотивацию собственной речи детей;3. Обеспечить усвоение учениками лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, активизировать употребление слов;4. Вести постоянную специальную работу по развитию речи на разных уровнях: произносительном, словарном, морфологическом, синтаксическом, на уровне связной речи;5. Создать в классе условия для овладения детьми культурой речи;6. Воспитывать любовь к слову, к родному языку.
Цель: Обогатить и активизировать словарный запас младшего школьника.
Прочитай синонимический ряд.Бросать, кидать, швырять, метать.Образуй от глаголов начальной формыглаголы 3 лица прошедшего времени мужского рода.Какое из этих слов имеет неодобрительный оттенок? Какое из них главное?Составь рассказ о спортивных соревнованиях: о метании диска, молота или копья.
Выбери одно из данных близких по смыслу слов. Обоснуй выбор синонима.
Небо (закрыло, заволокло) тучами.Разведчики внимательно (смотрели, наблюдали ) за противоположным берегом реки.3. Олени ( спокойно, равнодушно, безразлично) паслись на поляне.
Прочитай синонимический ряд, определи главное слово.Иностранный, заграничный, зарубежный, чужеземный, заморский.Какие из этих слов могут встретиться в народных сказках? Какие в современной газете?Составь словосочетания с каждым из этих слов.
Фразеологизмы.
Огромные возможности для умственного, речевого, эмоционального развития ребёнка таит работа с фразеологизмами. Давая чёткое толкование фразеологизма, а затем путём лингвистических или логических рассуждений поясняя его смысл, учитель включает обучающихся в активную мыслительную деятельность, заставляет задуматься над значением слов и выражений, задаваться вопросом, почему мы так говорим, и тем самым повышает уровень его мыслительной способности.
Шиворот- навыворот.
В этом выражении «спрятано» слово «ворот», т.е. «воротник». Если воротник вывернуть на изнанку или пришить наоборот, то и получиться не так, как надо.Считается, что возникновение этого фразеологизма связано с историческим фактом. Царь Иван Грозный приказывал сажать провинившихся бояр на лошадь лицом к хвосту и вывернутой наизнанку одежде. Это было очень смешно.
Если Незнайка брался за какое-нибудь дело, то делал его не так, как надо, и всё у него получалось шиворот-навыво-рот.Н.Носов.
Упражнения.
Запиши фразеологизмы со следующими значениями: опытный человек, темно, до конца, много, наказывать.Дать нагоняй, с три короба, не зги не видно, хоть пруд пруди, от корки до корки, разделать под орех, куры не клюют, тьма кромешная, вагон и маленькая тележка, снять стружку, стреляный воробей, намылить голову, хоть глаз выколи, непочатый край, от доски до доски. Прочитай. Найди фразеологизмы, в которых заменили одно слово. Напиши эти фразеологизмы в исправленном виде.Восьми пядей во лбу. Только пятки засверкали. Проще пареной моркови. Слон на ухо наступил. Мозолить глаза.
Узнай фразеологизм.
Пословицы и поговорки.
« Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей!» А.С.Пушкин.Пословица недаром молвится. Красна речь с поговоркой.Поговорка – цветок, пословица – ягодка.Жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Делу время – потехе час.Грибы ищут – по лесу рыщут.Век живи, век учись.Сам погибай, а товарища выручай.Жизнь прожить – не поле перейти.Шила в мешке не утаишь.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "А если одного предложения мало?". Знакомство с понятием "Текст". Учебник М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко "К тайнам нашего языка" (2класс).

Мною разработан конспект урока русского языка для 2 класса по учебнику М.С. Соловейчик "К тайнам нашего языка". Тема: «А если одного предложения мало?» Знакомство с понятием «текст».Цель: Формиро...

Общее понятие об однокоренных (родственных) словах Урок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка»

Общее понятие об однокоренных (родственных) словахУрок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко«К тайнам нашего языка»Ирина Анатольевна ВиниченкоУчитель начальных классов, МАОУ «...

Конспект урока русского языка в 3 классе, УМК « Школа 2100». Тема урока: Знакомство с понятием «сложные слова».

      со  Создание условий для осознания и осмысления блока новой информации, используя приёмы проблемного обучения и системно-деятельностного метода  ...

Формирование экологических понятий на уроках русского языка.

             Немаловажную роль в экологическом образовании и воспитании играют  уроки русского языка.  Данный предмет обладает нравственно-экологиче...

Урок русского языка в 4 классе по теме "Местоимение. Общее понятие" ( автор учебника «Русский язык 4 класс» А.В. Полякова, система развивающего обучения Л.В. Занкова)

Урок русского языка в 4 классе по теме "Местоимение. Общее понятие"  ( автор учебника «Русский язык 4 класс»  А.В. Полякова, система развивающего  обучения Л.В. Занкова) по ФГОС...

Проект урока русского языка, 4 класс Тема: Общее понятие о наречии. Тип урока: Урок изучения нового материала. Форма урока: Урок – сказка

Тема: Общее понятие о наречии. Тип урока: Урок изучения нового материала. Форма урока: Урок – сказка...