Логические приемы работы с понятиями на уроках русского языка.
презентация к уроку по русскому языку на тему
Описание приемов работы над понятиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Логические приемы работы с понятиями на уроках русского языка. | 356.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Понятием называется форма мышления, которая обозначает какой-либо объект или его свойство. В окружающем нас мире существует бесконечное множество различных объектов и свойств, а в нашем сознании они отражаются в виде понятий. Понятие – форма человеческого мышления, в которой выражаются общие существенные признаки вещей, явлений реального мира. Понятиями человек мыслит. Понятия – это обобщенный вид знания и в то же время это форма мышления учащихся в процессе усвоения любого предмета. Понятие - это мысль, фиксирующая существенные признаки объектов , позволяющие отличать их от смежных объектов. Понятие формируется на основе обобщения существенных признаков (т.е. свойств и отношений), присущих ряду однородных предметов. Каждое понятие в мышлении человека приобретает устойчивость и определенность, благодаря тому или иному слову (термину). Слово как бы замещает понятие в речи и в мышлении.
Определение понятия - это логическая операция, которая раскрывает его содержание.
Лингвистическое понятие – форма мысли или знания, обобщающая некоторые предметы, характеризующая их сущность, отличающая эти предметы от всех остальных.
Начальная школа морфологические понятия - «имя существительное», «имя прилагательное», «глагол», «предлог»; синтаксические понятия – «предложение», «подлежащее», «сказуемое», «словосочетание»; Словообразовательные – «корень», «приставка», «суффикс», «окончание», «однокоренные слова».
Этапы формирования лингвистических понятий: анализ языкового материала в целях выделения существенных признаков понятий; обобщение признаков и установление связей между признаками понятия, введение термина; осознание формулировки понятия, уточнение сущности признаков и связей между ними; конкретизация грамматического понятия на новом языковом материале.
Условия обеспечивающие успешное усвоение понятий: активная умственная деятельность учащихся (коллективный поиск для решения проблемы); целенаправленная работа над развитием у детей лингвистического отношения к слову и предложению; осознание существенных и несущественных признаков понятия; включение нового понятия в систему ранее изученных; раскрытие сущности связи языковых категорий в процессе изучения новой категории; наглядное изучение понятия (таблицы, схемы).
Логические приемы для формирования понятий (при помощи мыслительных операций: синтеза, анализа, сравнения, абстракции, обобщения, конкретизации)
Приёмы работы с содержанием понятия: – проверь, правильно ли указан признак понятия: Приставка – это часть основы. Глагол имеет спряжение. Существительное отвечает на вопросы: какой? какая? Имя существительное – часть речи. Имя существительное изменяется по числам и падежам. Имя существительное изменяется по родам.
– из заданных признаков выбери необходимые и составь определение понятия: Подлежащее член предложения называет предмет, о котором говорится в предложении отвечает на вопрос кто? что? выражено существительным в И.п. связано со сказуемым
– вставь пропущенный признак Предложение ….., выражает законченную мысль; Слог – это часть слова, которая … Точка – это знак препинания, который … Прилагательное – это часть речи, которая обозначает …, изменяется по …, отвечает на вопросы …
– среди определений выбери верные, исправь неверные: Однокоренные слова – это … 1) слова, имеющие общую часть и сходны по смыслу; 2) слова, которые обозначают одно и то же и пишутся одинаково; 3) это родственные слова; 4) слова, которые близки по смыслу и имеют общий корень.
Приёмы формирования объёма понятия: – найди виды по заданному признаку :
Приёмы формирования знаний об отношениях между понятиями: – подбери общее название: Предлог, союз, окончание – это … (средства связи слов) – построй аналогию (закончи предложение) Существительное – часть речи, подлежащее – …
изобрази понятия на чертеже
– заполни пропуск так, чтобы получилось правильное высказывание: Существительное – ……, по числам. – проверь правильность предложения, исправь ошибку: Окончание служит для связи слов в предложении. Существительное изменяется по родам. Местоимение не изменяется по числам. – выбери верное выражение а) число имени прилагательного надо определять по числу имени существительного, с которым оно связано; б) число имени прилагательного надо определять по числу имени существительного, которое есть в предложении.
Анализ
Синтез
Абстракция
Обобщение
Конкретизация
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы работы над ошибками на уроках русского языка в начальной школе
Важное место в системе обучения правописанию занимает работа над ошибками, которая является средством не только закрепления орфограммы, но и предупреждения ошибок....
Приемы работы над ошибками на уроках русского языка в начальной школе.
При составлении плана (конструктора) урока учитель, как правило, в первую очередь, набирает необходимый теоретический материал, задания и упражнения. Затем перед педагогом встает проблема, в какой фор...
Статья "Некоторые методы и приемы использования ономастического материала на уроках русского языка" (из опыта работы учителя)
Одной из важных задач обучения русскому языку является пробуждение интереса, положительной мотивации к изучению русского языка....
Приемы работы с текстом на уроках русского языка
Данная статья «Основные приемы работы на уроках русского языка и литературы, вызывающие интерес к учебе»....
ПРОЕКТ СЛОВАРЯ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ «СЛОВА-ГОСТИ РУССКОГО ЯЗЫКА». Методы и приемы работы со словарями на уроках русского языка
Проект словаря разработан в рамках выпускной квалификационной работы по теме: «Формирование познавательных универсальных учебных действий младшего школьника в процессе создания словаря ино...
Некоторые приемы работы с дисграфией на уроках русского языка в начальной школе
В статье рассматриваются некоторые приемы работы с дисграфией на уроках русского языка в начальной школе....
Эффективные приемы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка в начальной школе (из опыта работы)
Материал об опыте работы по формированию функциональной грамотности на уроках русского языка в начальной школе...