Процесс формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка
учебно-методическое пособие (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Юдина Инна Васильевна

Материал отражает теоретические и практические основы формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uudword.docx18.21 КБ

Предварительный просмотр:

(СЛАЙД) Процесс формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий. (СЛАЙД) В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Я работаю по УМК «Школа 2100» . На мой взгляд, русский язык в этой ОС (автор Р.Н. Бунеев) в плане формирования УУД выстроен очень удачно. Новый материал не предлагается в готовом виде. Авторы приглашают учащихся «понаблюдать», «сравнить», выявить закономерность и на этом основании сделать своё «открытие» нового. Универсальные учебные действия обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность. Они создают условия развития личности и её самореализации.

(СЛАЙД) Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные действия.

Личностные результаты.

Посредством текстов учебника используется воспитательный потенциал русского языка; учащиеся приходят к пониманию необходимости беречь свой родной язык как часть русской национальной культуры; работать над развитием и совершенствованием собственной речи (система речевых упражнений: свободные диктанты, обучающие изложения и сочинения, их анализ, редактирование). Многие тексты упражнений учебников несут духовно-нравственный смысл, и, работая с ними, учитель не может пройти мимо нравственной оценки их содержания. Например, 2 класс, упр. 32 «Ленивая старуха». «Подходит ли заглавие к тексту? Почему? Докажи.

Регулятивные универсальные учебные действия.

Развитие организационных умений на уроках русского языка осуществляется, прежде всего, через использование проблемно-диалогической технологии. Материал в учебнике, конспектах, презентациях, сопровождающих поурочные разработки, на уроках открытия нового знания структурирован так, чтобы для учеников была создана обстановка творческого поиска, умственного напряжения: даны проблемные ситуации, организовано наблюдение над материалом с помощью специальных вопросов и заданий (в презентациях обеспечена интерактивная наглядность, содержатся необходимые формулировки-схемы, модели, с которыми ученики должны сопоставить свои собственные выводы), работа осуществляется не только фронтально, но и в парах и группах.

С целью формирования регулятивного универсального учебного действия –   действия контроля, часто практикую приемы самопроверки и взаимопроверки текста. Учащимся предлагаю тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические, пунктуационные, стилистические, лексические, орфографические). А для решения этой учебной задачи совместно с детьми составляю правила проверки текста, определяющий алгоритм действия.

Познавательные универсальные учебные действия.

Так же  на уроках русского языка в процессе освоения системы понятий и правил у учеников формируются познавательные универсальные учебные действия.

(СЛАЙД) С большим интересом дети вместе с родителями работали в 1 классе по поиску толкования слов в букварный период. Результатом этого проекта стало мультимедийное приложение толкования слов «От А до Я». Работа по толкованию русских слов продолжается.(Приложение 1)

Познавательные универсальные учебные действия формируются через использование технологии продуктивного чтения, присвоенную учениками систему приёмов понимания устного и письменного текста. Это могут быть:

– задания на извлечение, преобразование и использование текстовой информации (например, чтение таблицы, преобразование текста в таблицу, схему, выстраивание алгоритма по применению правила и т.д.);

– использование разного ряда визуальных подсказок и ключей, формулировок проблемных вопросов.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Коммуникативные умения используются и совершенствуются в ходе учебного взаимодействия в паре или группе учеников, проектной деятельности. Здесь можно выделить два направления: развитие устной научной речи (высказывания на лингвистические темы) и развитие комплекса умений, на которых базируется эффективное взаимодействие, основанное на восприятии (слушании) и понимании автора (собеседника). Чётко выстроенная в учебниках, методических рекомендациях система работы по развитию речи включает совершенствование орфоэпических навыков, количественное и качественное обогащение словарного запаса, оперирование стилистическими ресурсами языка, развитие связной устной и письменной речи.

Конкретно хочу поделиться опытом работы по развитию речи учащихся. Обучающиеся писали мини-сочинения по опорным словам, работали с деформированным текстом, отвечали на вопросы. Считаю, что особенностью развития речи на современном этапе – научить детей вещам, которые пригодятся им в жизни. Необходимо развивать такие речевые жанры, как: кулинарные рецепты, заявления, объявления, задания по развитию литературного творчества: детские считалочки, загадки, сказки, придумывание собственных слов.

(СЛАЙД) Как-то на уроке мы столкнулись с понятием «сочинения А.С. Пушкина», и ребята «ухватились» за идею создать сборник творческих работ собственных. Сборник назвали «Творческий сундучок». Предварительно каждое произведение коллективно обсуждается. Часто задания даются по группам. Работы детей с каждым разом становятся все более зрелым. Результатом этого проекта стало мультимедийное приложение.

Назначение предмета «русский язык» состоит в том, чтобы заложить основу формирования УУД, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему обеспечить умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

(СЛАЙД)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка.

Формирование универсальных учебных действий при работе с безударными гласными в начальной школе я использую метод Галины Михайловны Зегебарт   "Учение без мучения", где очень хорошо преобрет...

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка

ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ, В КОТОРОЙ ОПИСЫВАЕТСЯ ВНЕДРЕНИЕ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА....

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка

Статья рассматривает формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе в контексте усвоения предмета "русский язык"....

Формирование универсальных учебных действий на уроке русского языка «Написание приставок раз-/рас-» (УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс)

в своей творческой разработке я представляю урок русского языка по теме "Написание приставок раз/рас"....

Формирование универсальных учебных действий на уроке русского языка « Понятие о местоимении. Личные местоимения» (УМК «Школа 2100», 3 класс)

Урок русского языка в 3-м классе.Тема урока: «Понятие  о местоимении. Личные местоимения».(образовательная система "Школа 2100", учебник "Русский язык» для 3 кл.", часть 2, стр.61-64; авт.:...

Доклад "Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка средствами субъективизации"

Материал "Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка  средствами субъективизации" раскрывает значение субъективизации, приёмы и принципы работы по методи...