Процесс формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка
учебно-методическое пособие (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Материал отражает теоретические и практические основы формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uudword.docx | 18.21 КБ |
Предварительный просмотр:
(СЛАЙД) Процесс формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий. (СЛАЙД) В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Я работаю по УМК «Школа 2100» . На мой взгляд, русский язык в этой ОС (автор Р.Н. Бунеев) в плане формирования УУД выстроен очень удачно. Новый материал не предлагается в готовом виде. Авторы приглашают учащихся «понаблюдать», «сравнить», выявить закономерность и на этом основании сделать своё «открытие» нового. Универсальные учебные действия обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность. Они создают условия развития личности и её самореализации.
(СЛАЙД) Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные действия.
Личностные результаты.
Посредством текстов учебника используется воспитательный потенциал русского языка; учащиеся приходят к пониманию необходимости беречь свой родной язык как часть русской национальной культуры; работать над развитием и совершенствованием собственной речи (система речевых упражнений: свободные диктанты, обучающие изложения и сочинения, их анализ, редактирование). Многие тексты упражнений учебников несут духовно-нравственный смысл, и, работая с ними, учитель не может пройти мимо нравственной оценки их содержания. Например, 2 класс, упр. 32 «Ленивая старуха». «Подходит ли заглавие к тексту? Почему? Докажи.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Развитие организационных умений на уроках русского языка осуществляется, прежде всего, через использование проблемно-диалогической технологии. Материал в учебнике, конспектах, презентациях, сопровождающих поурочные разработки, на уроках открытия нового знания структурирован так, чтобы для учеников была создана обстановка творческого поиска, умственного напряжения: даны проблемные ситуации, организовано наблюдение над материалом с помощью специальных вопросов и заданий (в презентациях обеспечена интерактивная наглядность, содержатся необходимые формулировки-схемы, модели, с которыми ученики должны сопоставить свои собственные выводы), работа осуществляется не только фронтально, но и в парах и группах.
С целью формирования регулятивного универсального учебного действия – действия контроля, часто практикую приемы самопроверки и взаимопроверки текста. Учащимся предлагаю тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические, пунктуационные, стилистические, лексические, орфографические). А для решения этой учебной задачи совместно с детьми составляю правила проверки текста, определяющий алгоритм действия.
Познавательные универсальные учебные действия.
Так же на уроках русского языка в процессе освоения системы понятий и правил у учеников формируются познавательные универсальные учебные действия.
(СЛАЙД) С большим интересом дети вместе с родителями работали в 1 классе по поиску толкования слов в букварный период. Результатом этого проекта стало мультимедийное приложение толкования слов «От А до Я». Работа по толкованию русских слов продолжается.(Приложение 1)
Познавательные универсальные учебные действия формируются через использование технологии продуктивного чтения, присвоенную учениками систему приёмов понимания устного и письменного текста. Это могут быть:
– задания на извлечение, преобразование и использование текстовой информации (например, чтение таблицы, преобразование текста в таблицу, схему, выстраивание алгоритма по применению правила и т.д.);
– использование разного ряда визуальных подсказок и ключей, формулировок проблемных вопросов.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Коммуникативные умения используются и совершенствуются в ходе учебного взаимодействия в паре или группе учеников, проектной деятельности. Здесь можно выделить два направления: развитие устной научной речи (высказывания на лингвистические темы) и развитие комплекса умений, на которых базируется эффективное взаимодействие, основанное на восприятии (слушании) и понимании автора (собеседника). Чётко выстроенная в учебниках, методических рекомендациях система работы по развитию речи включает совершенствование орфоэпических навыков, количественное и качественное обогащение словарного запаса, оперирование стилистическими ресурсами языка, развитие связной устной и письменной речи.
Конкретно хочу поделиться опытом работы по развитию речи учащихся. Обучающиеся писали мини-сочинения по опорным словам, работали с деформированным текстом, отвечали на вопросы. Считаю, что особенностью развития речи на современном этапе – научить детей вещам, которые пригодятся им в жизни. Необходимо развивать такие речевые жанры, как: кулинарные рецепты, заявления, объявления, задания по развитию литературного творчества: детские считалочки, загадки, сказки, придумывание собственных слов.
(СЛАЙД) Как-то на уроке мы столкнулись с понятием «сочинения А.С. Пушкина», и ребята «ухватились» за идею создать сборник творческих работ собственных. Сборник назвали «Творческий сундучок». Предварительно каждое произведение коллективно обсуждается. Часто задания даются по группам. Работы детей с каждым разом становятся все более зрелым. Результатом этого проекта стало мультимедийное приложение.
Назначение предмета «русский язык» состоит в том, чтобы заложить основу формирования УУД, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему обеспечить умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
(СЛАЙД)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка.
Формирование универсальных учебных действий при работе с безударными гласными в начальной школе я использую метод Галины Михайловны Зегебарт "Учение без мучения", где очень хорошо преобрет...
Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка
ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ, В КОТОРОЙ ОПИСЫВАЕТСЯ ВНЕДРЕНИЕ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА....
Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка
Статья рассматривает формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе в контексте усвоения предмета "русский язык"....
Формирование универсальных учебных действий на уроке русского языка «Написание приставок раз-/рас-» (УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс)
в своей творческой разработке я представляю урок русского языка по теме "Написание приставок раз/рас"....
Формирование универсальных учебных действий на уроке русского языка « Понятие о местоимении. Личные местоимения» (УМК «Школа 2100», 3 класс)
Урок русского языка в 3-м классе.Тема урока: «Понятие о местоимении. Личные местоимения».(образовательная система "Школа 2100", учебник "Русский язык» для 3 кл.", часть 2, стр.61-64; авт.:...
Из опыта работы по теме: «Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе»
Описание методов и приёмов для формирования УУД на уроках русского языка....
Доклад "Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка средствами субъективизации"
Материал "Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка средствами субъективизации" раскрывает значение субъективизации, приёмы и принципы работы по методи...