Развитие умений писать слова с орфограммой "Буква ь после шипящих на конце имен существительных"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме
Урок русского языка в 4 классе позволяет научить детей действовать по алгоритму, уметь полно выражать свои мысли.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse.docx | 25.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе
Тема : Развитие умений писать слова с орфограммой «Буква ь после шипящих на конце имен существительных»
Тип урока: открытие нового умения.
Цель: создать условия для открытия написания ь у существительных женского рода после шипящих.
Планируемые результаты:
- Предметные: писать ь у существительных женского рода после шипящих.
- Метапредметные: уметь действовать по алгоритму, уметь полно выражать свои мысли.
- Личные: проявлять интерес к новому учебному материалу.
Оборудование: карточки со словами, раздаточный материал (конверты с гласными буквами – а, о, е, и) у учеников на партах; учебник Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. «Русский язык. 4 класс. II ч.». –М., 2005.
Ход урока
- Организационный момент
- Чистописание
На доске: ж ш щ ч
Учитель: Посмотрите на доску и скажите, почему эти буквы мы пишем сегодня на минутках чистописания.
Ученики: Это шипящие. Они связаны с темой урока.
Учитель: Напишите эти буквы целую строку.
- Словарная работа
Учитель прикрепляет карточки с прописными буквами на магнитную доску. Дети записывают слова в столбик.
шоссе пианино пальто метро кенгуру фламинго | широкое чёрное новое красивое молодой розовый |
Проверяем с помощью карточек
- Что общего у этих существительных? Основа и корень – всё слово.
- А чем отличаются два последних существительных? Это несклоняемые существительные общего рода.
- Подберите к существительным прилагательные.
- Языковая разминка
На доске:
День (какой?) короткий
Бросил (что?) луч
Луч (чей?) свой
Луч (какой?) последний
- Рассыпалось предложение, составьте его из словосочетаний (варианты детей).
- А теперь запишем авторский вариант.
прил. сущ. им.п. мест. сущ. в.п. прил. Гл.
Короткий день свой луч последний бросил.
- Выполняем синтаксический разбор предложения.
У доски:
1 ученик: разбор по членам предложения и частям речи.
2 ученик:
3 ученик: Морфологический разбор
Луч(что?) сущ., н.ф. луч, неодуш., нариц., м.р., в.п., ед.ч., дополн.
4 ученик: Разбор по составу последний (прил.); бросил (гл.)
- Постановка учебной задачи
Открыть орфограммы
1) ь | 2) и Я Ь Е ю | 3) чь | 4) ? | |||
показатель мягкости | Разделит. ь | у глаголов н.ф. |
- Ещё 1 работа Ь, а какая, вы сегодня определите сами.
- Прочитаем алгоритм для выполнения коллективной работы.
Алгоритм
Это имя существительное?
Да Нет
Есть ли шипящий на конце слова? | Этой орфограммы нет в слове | |
да | нет | |
Это ж.р.? | ||
да | ||
В нач. форме? | нет |
Да ь
ь
- Я буду читать загадки, а вы запишите отгадки в 2 столбика: ж.р. м.р.
- Завертелся, закружился
И столбом до неба взвился. (смерч)
- Из меня берут порою
Реки свой исток.
А в руках твоих открою
Я любой замок. (ключ)
- Утка в море,
Хвост на заборе. (ковш)
- Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что до темна
В норке прячется она. (мышь)
- Полежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
А потом вдруг убежала. (ёж)
- Стукнешь о стенку –
А я подскачу.
Бросишь на землю –
А я отскачу. (мяч)
- В небе – изба,
На избе – труба.
Зашумело в избе,
Загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не идет. (печь)
- Мама речку в дом пустила.
Речка весело журчала,
Мама в ней белье стирала,
А потом, а потом
Я купался под дождём. (душ)
- Подходить к дому стала,
С неба солнце украла. (ночь)
Проверка
ж.р. мышь печь ночь | м.р. смерч ключ ковш ёж мяч душ |
- Что вы написали у существительных женского рода после шипящих, работаю по алгоритму? Ь
- Допишите ещё 4 слова женского рода с шипящим на конце.
Работа в парах.
- Поменяйтесь тетрадями.
Взаимопроверка.
- Работа по учебнику
II ч., стр.7, упр.179
Проверка коллективная.
- Итог
- Какую ещё одну работу выполняет ь? (возвращение к орфограммам)
Ответы детей.
- Домашнее задание
II ч., стр.12, упр. 7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 3 классе по теме: "Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных"
Цель данного урока: подвести учащихся путем самостоятельного поиска к выводу о том, что у существительных женского рода после шипящих в конце слова пишется мягкий знак....
Урок по русскому языку в 3-м классе по теме"Правописание ь знака после шипящих на конце имен существительных женского рода х
Данный урок был опубликован в материалах Фестиваля педагогических идей " Открытый урок" в 2004-2005 учебном году ( на сайте Фестиваля, на компакт-диске и в сборнике тезисов).Урок разработан в соответс...
Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру "Экскурсия в зимний лес" (Правописание ь после шипящих на конце имен существительных + заочная экскурсия "Птицы родного края")
"Начальная школа XXI века", 3 класс...
Правописание ь знака после шипящих на конце имен существительных. Роль ь знака в словах.
Предметные результаты: получить представление о правописании ь после шипящих...
Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода
урок по теме: Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода. 3 класс "Школа России"...
Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода
Урок русского языка для 3 класса по программе "Школа России" с применением ТРКМЧП....
Тема: Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных женского рода.
Урок открытие нового знания (ОЗН) построен в соответствии с требованиями ФГОС с использованием презентации, учебного диска к учебнику. Использованы виды работ - в малых группах, парах, индивидуально. ...