Серия уроков развития речи в 3 классе для детей с ЗПР.
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме
Речь детей с ЗПР существенно отличается от нормы. Все учащиеся имеют бедный словарный запас, испытывают трудности в выражении своих мыслей и чувств, употреблении слов и понятий. Важным средством развития речи и мышления учащихся является работа с загадками. Загадки расширяют кругозор детей, знакомят их с окружающим миром, явлениями природы.При этом развивается и обогащается речь детей. На представленных мною уроках дети знакомятся с определением загадки, с правилами их построения и самостоятельно сочиняют их. Уроки прошли успешно, дети работали активно, работа им очень понравилась.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seriya_urokov_razvitiya_rechi__v_3_klasse_dlya_detey_s_zpr.doc | 71 КБ |
zagadki.ppt | 1021 КБ |
Предварительный просмотр:
Серия уроков развития речи в 3 классе для детей с ЗПР.
Урок № 1.
Тема: Что такое загадка?
Цели: 1. познакомить с загадкой, как с одним из распространённых жанров устного народного творчества; историей возникновения загадок; с тематическими группами загадок и с авторами загадок.
2. учить детей отгадывать загадки.
3. вызвать интерес к русскому языку и к загадке.
4. развивать речь, мышление, внимание, кругозор учащихся.
Оборудование: портрет Маршака и Чуковского и их книги с загадками;
картинки: топор, пила, молоток и гвоздь, рубанок, мороз, ветер, снег, дождь, радуга; презентация «Загадки Маршака и Чуковского»; плакат с определением загадки.
Ход урока.
- Орг. момент. Цель урока.
- Сегодня мы начинаем изучать тему «Загадки». Вы любите загадки? А знаете их? Отгадывать умеете?
2. Конкурс загадок.
Класс делиться на две команды, проводится соревнование: кто больше вспомнит и загадает загадок. (За загадку команда получает красную фишку, за отгадку – синюю).
- Рассказ учителя о загадках.
- Загадка - один из самых распространённых жанров устной народной поэзии у всех народов мира, возникший ещё в древности. Русский язык обладает неисчислимым богатством загадок на самые разные темы. Самые древние загадки раскрывают нам образные представления наших предков о природных явлениях, о диких и домашних животных. Древние загадки раскрывают и домашний быт древнего русича: его избу, мебель в ней, посуду, орудия труда. Например, - Сверху дыра, снизу дыра,
А посередине - огонь да вода. (Самовар)
-Мать толста, дочь красна,
Сын – сокол под небеса ушёл. (Печь, огонь, дым)
- Без рук, без ног, во все стороны клонится. (Зыбка)
4. Тематические группы загадок.
- А сейчас отгадайте мои загадки.
- Кланяется, кланяется, придёт домой – растянется. (Топор)
- Зубастый зверёк грызёт со свистом дубок. (Пила)
- Толстый тонкого побьёт, тонкий что-нибудь прибьёт. (Молоток и гвоздь).
- По деревянной речке плывёт кораблик новый,
Свивается в колечки дымок его сосновый. (Рубанок)
(Картинки- отгадки вывешиваются на доску)
- Посмотрите на картинки. Как можно все эти предметы назвать одним словом?
- Сделаем вывод: эти загадки об орудиях труда или об инструментах.
Аналогичная работа с загадками о явлениях природы.
- Без рук, без ног, а ворота открывает. (Ветер)
- Шёл долговяз, в сыру землю увяз. (Дождь)
- У избы побывал – всё окно разрисовал,
- У реки погостил – во всю реку мост мостил. (Мороз)
- Цветное коромысло над рекой повисло. (Радуга)
- Он пушистый, серебристый, но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой, как поймаешь на ладонь. (Снег)
- Все загадки, которые звучали на уроке - народные. Они придуманы много столетий назад и передавались из уст в уста, т.е. это устное народное творчество. Но есть загадки, которые сочинили писатели. Они называются авторские. Мы познакомимся с загадками С.Я. Маршака и К.И.Чуковского. (На доске - портреты) Это загадки о современных предметах- машинах – помощниках в работе, транспорте, спортивных принадлежностях.
5. Просмотр презентации «Загадки Маршака и Чуковского»
6. Сказка Н. Грибачёва «Загадай – отгадай».
- Ребята, трудно отгадывать загадки?
- Я вам прочитаю сказку, а вы подумайте: (вопросы на доске)
- Почему заяц Коська часто ошибался при отгадывании загадок?
- Что надо иметь в виду, чтоб не делать ошибок при разгадывании загадок?
7. Определение загадки.
- Так что же такое загадка?
- Чем она похожа на то, что делаете вы на уроках математики?
Учитель вывешивает плакат с определением загадки и памяткой:
Загадка – это задачка, которую надо решить. Это поэтическое описание предмета, главных его черт.
- Чтобы избежать ошибок при отгадывании загадок, необходимо пользоваться памяткой.
Памятка.
- Внимательно слушай.
- Подумай над каждым признаком, прозвучавшим в загадке.
- Не торопись, а всё ещё раз проверь.
8. Сказка А. Платонова «Умная внучка»
-Давайте подумаем, а зачем загадывают загадки? Что можно узнать о человеке с помощью загадки?
- Послушаем сказку А. Платонова «Умная внучка». (Т.к. сказка длинная, учитель рассказывает её вкратце)
- Так какие качества человека можно проверить, предлагая ему отгадать загадки?
- Раньше купцы, нанимая работника, часто загадывали ему загадки и так определяли, насколько умён, наблюдателен, находчив их будущий работник. И тогда доверяли ему различную трудную работу.
Итог урока:
- Что нового узнали на уроке? Что такое загадка? Когда она возникла? На какие темы составляют загадки? Кто их авторы?
Домашнее задание. 1. выучить определение загадки.
2. подобрать загадки по темам «Животные» и «Растения» по вариантам.
Урок № 2.
Тема: Принципы построения загадок.
Цель: 1. познакомить с четырьмя основными условиями построения загадок:
- В загадках раскрываются главные качества предмета;
- Сравнение и отрицательное сравнение;
- Рифма;
- Загадка в форме вопроса.
- учить подбирать рифму к словам;
- развивать речь, внимание, мышление.
Ход урока.
- Орг. момент.
- Цель урока. Вступительная беседа.
- Сегодня познакомимся с правилами составления загадок.
- А что такое загадка?
- Когда она появилась?
- Кто их сочиняет?
- зачем загадываем загадки?
3. Проверка домашнего задания.
- Соревнование по вариантам в загадывании и отгадывании загадок.
4. Работа по теме урока.
А) Загадка. Зимой белый, летом серый.
В огород забежит и капусткой захрустит.
- Кто это? Как узнали?
- В этой загадке перечислены признаки, характерные для зайца. Это 1 правило составления загадок:
- перечисление главных признаков предмета (все правила записываются на доске)
- Вспомним загадки с перечислением главных признаков.
Б) Другая загадка. Маленькие домики по улице бегут
Мальчиков и девочек домики везут.
- Что такое? С чем автор сравнивает автобус?
- В загадках часто используется особый художественный приём, когда сравнивают два похожих предмета.
- В каких загадках используется это правило?
- Сравнения в загадках бывают простые, но бывают и отрицательные, в них есть частица НЕ. Посмотрите, как составлена такая загадка.
Не дерево, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
- У книги есть листы, но это не листы дерева. Страницы книги соединены, сшиты, но это не рубашка. Книга о многом рассказывает, но это не человек. Загадка строится на сравнении двух предметов. У этих предметов есть общие, сходные качества, но есть и главное различие, то, чем они не похожи друг на друга. Именно это различие и является главным. Такие загадки труднее отгадывать и придумывать самим.
2 правило – сравнение и отрицательное сравнение.
В) - Почти всегда для удобства запоминания и яркости изображения загадка имеет рифмы.
- Что такое рифма? Это одинаковые окончания последнего слова в строчке. Например: Вокруг носа вьётся,
А в руки не даётся. (ветер)
- здесь рифма: вьётся – не даётся.
- А теперь попробуем подобрать рифмы к словам:
Кошка (мошка, ложка, ножка, брошка…)
Играет (гуляет, скучает, читает…)
Песенка (лесенка, чудесенка…)
Игрушка (старушка, девчушка, ватрушка, избушка…) Молодцы!
3 правило - рифма.
Г) - Кто на себе свой дом везёт?
- Что я вам задала?
- Да, иногда загадки составляются в форме вопроса, который содержит один, но главный признак предмета.
4 правило – загадка в форме вопроса.
5. Закрепление.
Учитель читает загадки, дети называют правило, по которому она составлена.
- Хвост с узорами, сапоги со шпорами, громко поёт, зерно клюёт, рано встаёт.
- Не наездник, а со шпорами,
Не артист, а поёт,
Не будильник, а на работу и в школу зовёт.
- Кто свой гребень на голове носит, но никогда не чешется?
Итог урока:
- Что нового узнали на уроке?
Домашнее задание:
Выучить определение загадки и правила их составления.
Урок № 3.
Тема: Составление загадок.
Цели: 1. учить ребят составлять загадки через повторение и обобщение правил составления загадок;
2. поддерживать интерес к устному народному творчеству, в частности к загадке;
3. развивать речь, внимание, мышление, творческие способности через отгадывание и составление загадок, творческую самостоятельную работу;
4. воспитывать самостоятельность, любовь к природе.
Оборудование: плакат с правилами составления загадок; карточки со словами – признаками зимы, карточки для самостоятельной дифференцированной работы, картинки птиц: дятла, вороны, петуха, снегиря, эстафетная палочка.
Ход урока.
- Орг. момент. Цель урока.
Учитель: - Долгожданный дан звонок –
Дети: - Начинается урок.
Учитель: - Он пойдёт ребятам впрок?
Дети: - Постараюсь всё понять,
Буду грамотно писать!
- Сегодня продолжим работать с загадками и поучимся их составлять.
2. Проверка домашнего задания. Беседа.
- Вспомним, что такое загадка?
- Когда она появилась?
- Что можно узнать о человеке с помощью загадки?
- Посмотрите, что за правила записаны на плакате? Прочитаем их.
- Давайте проверим, как вы усвоили это правило. Возьмите листочки с загадками, прочитайте их в полголоса. ( Смотри приложение 1)
- Зачитайте загадку, в которой использовано простое сравнение. (Отгадываем, картинку-отгадку на доску)
- А теперь найдём загадку с отрицательным сравнением.
- С перечислением главных признаков.
- Зачитаем загадку-вопрос.
- О ком были наши загадки?
- Подумайте, а нет среди отгадок «лишней» птицы? Почему?
- Верно. Это петух. Раньше это тоже была дикая птица, но её приручил человек. Ребята, вернёмся к нашим правилам. Подумайте, какое из этих правил использовалось в каждой загадке?
- Подбираем рифму к словам: Ветка, снежинка, играть.
- Молодцы! Всё повторили, а теперь попробуем сочинить загадку.
3. Работа по теме урока.
А)- Какое сейчас время года?
- Давайте составим загадку о зиме. Поиграем в игру «Эстафета». Я передаю вам эстафетную палочку. Получивший её, называет примету зимы и передаёт её другому. (Учитель на доску выставляет карточки со словами)
На доске: снег, лёд, мороз, сугробы, иней, снежинка, оттепель, сосульки, холод, вьюга, метель, санки, коньки,
- Составим загадку по первому правилу, перечислим основные признаки зимы.
(На доске текст с пропущенными словами, по ходу беседы учитель дописывает текст:
Вслед ………………………….приходит,
…………………………..с собой приносит,
……………………………………………..,
Детям ………………………………………
И ………………………………………….!)
- За каким временем года приходит зима?
- Что с собой она приносит?
- А когда сильный ветер?
- Зимой на улице какая температура?
-Холод какой?
- А что зима детям приносит?
- Подберём рифму к слову коньки?
Загадка.
Вслед за осенью приходит,
Снег и лёд с собой приносит,
Вьюгу, иней и метель,
Холод лютый, оттепель,
Детям санки и коньки
И морозные деньки.
- Подготовьте выразительное чтение загадки. (Спросить несколько человек)
Кто из ребят читал всех выразительней?
Б) – Я вам назову признаки и действия предмета. Отгадайте его.
Падает, вьётся, кружится, летит, тает, белая, хрупкая, резная, пушистая, холодная, серебристая.
- С чем можно сравнить снежинку? (звёздочки, пушинки, мухи…)
Г) Самостоятельная работа.
- Ребята, попробуйте составить свою загадку о снежинке. Может быть, у вас будет загадка-вопрос, сравнение, отрицательное сравнение. Если возникнут трудности с рифмой, можно обойтись без неё. У кого совсем не будет получаться, поднимите руку, я вам помогу.
Проверка: дети читают свои загадки.
- Чья загадка вам понравилась?
4. Творческая самостоятельная разноуровневая работа.
- Сейчас составим рассказ о зиме. Работать будете самостоятельно по нашей системе «Светофор». (Смотри приложение 2).
Зелёный свет: вы составите небольшой рассказ о зиме, используя весь материал, который звучал у нас на уроке.
Жёлтый свет: вы работаете с деформированными предложениями, которые записаны на карточках у вас на партах.
Красный свет: у вас другие карточки. Вы должны записать предложения, вставив в них пропущенные слова.
Проверка: - Проверим, что получилось в нашем «светофоре»? (Спросить по одному человеку каждого уровня)
- Оценки за работу вы получите после проверки тетрадей.
Итог урока:
- Наш урок подходит к концу. Чему мы учились на уроке?
- На уроке у нас прозвучало много загадок, но мы забыли ещё об одном виде загадок. Это загадки «Доскажи словечко». Вот такой загадкой и закончим урок.
Мы загадки сочиняли,
Руки дружно поднимали,
Не за сладкий леденец,
А за слово…. (молодец)
- Молодцы! Спасибо за работу. Урок окончен.
Приложение 1
1. Всё время стучит
Деревья долбит,
Но их не калечит,
А только лечит.
- Кто на дереве сидит,
«Кар-кар» кричит?
- Не король, а в короне,
Не гусар, а при шпорах,
На часы не глядит,
А время знает?
4. На ветвях украшенных снежной бахромой,
Яблоки румяные выросли зимой
Яблоки по яблоне весело снуют,
Гусениц мороженных яблоки клюют.
Приложение 2
Карточка 2 уровня
Составь предложения из данных слов.
Зима, уже, пришла, настоящая.
Покрыл, и, снег, землю, домов, крыши.
Узорами, стекла, разрисовал, белыми, мороз.
Карточка 1 уровня
Спиши текст, вставь пропущенные слова.
Первый снег.
Наступила …. Дует холодный …. Ночью ударил …. …затянул лужи. Пошёл первый …. Я всегда ему ….
Слова для справок: зима, ветер, мороз, лёд, снег, рад.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи «Составление текста-повествования по серии картинок"
Тема: «Составление текста-повествования по серии картинок и опорным словам» - 2 класс. ...
Урок развития речи. Сочинение по картине В.М.Васнецова "Иван-царевич на сером волке"
Урок развития речи. Сочинение по картине В.М.Васнецова "Иван-царевич на сером волке"...
Методическая разработка урока развития речи сочинение по серии картинок: « Как спасали рыбаков"
Развитие речи – важнейшая задача обучения родному языку. Речь – основа всякой умственной деятельности. Включение в систему развития связной речи работы над изложением и...
Урок развития речи. Тема: Сочинение «Верный друг» по серии картинок.
Связность текста воспринимается как его сущностное свойство. Следовательно, как указывает Гальперин И.Р., проблема текста возникает лишь там, где есть, как минимум, д...
Урок развития речи. Сочинение по картине В. М. Васнецова " Иван Царевич на Сером волке"
Презентация к уроку русского языка в 4 классе в программе SMART Notebook...
Сочинение по серии картин «Берегите птиц» Урок развития речи во 2 классе
Наступила зима. Всё вокруг покрыто пушистым снегом. Деревья трещат от мороза. Холодно и голодно в это время птицам....
Конспект урока развития речи "Рассказ по серии картинок «Кормушка»" в 4 классе
Конспект урока развития речи в 4 классе (АООП НОО, вариант 2.2)...