Сочинение по серии картин «Берегите птиц» Урок развития речи во 2 классе
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Богачева Галина Ивановна

Наступила зима. Всё вокруг покрыто пушистым снегом. Деревья трещат от мороза. Холодно и голодно в это время птицам.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок19.21 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи во 2 классе III четверть

Тема: сочинение по серии картин «Берегите птиц»

Цель: формировать умения создавать текст (повествование), учить правильно строить предложение и грамотно его записывать, обогащать словарный запас учащихся, воспитывать бережное отношение к природе.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Повторение терминологии.

- Что такое текст, тема, идея.

- Какие типы речи вы знаете?

- Чем отличается изложение от сочинения?

3. Сообщение темы урока.

- Сегодня будем писать сочинение по серии картин. Значит, каждый должен создать (составить) текст и записать его.

4. Рассматривание картинок.

- Положите картинки в порядке развития действия.

- Рассмотрите их.

5. Работа по содержанию.

- Что нарисовано на первой картинке?

- Почему вы думаете, что очень холодно?  (Иней.)

- Что можно сказать о птицах?

(Им холодно и голодно.)

- Что нарисовано на второй картинке?

- Почему дети решили расчистить кормушку от снега?

- Почему надо помогать птицам?

(Птицы приносят пользу.)

- Какую пользу приносят птицы?

- Рассмотрите третью картинку? О чем она?

6. Структурный анализ.

- Какой текст по типу речи Вы должны создать?

(Повествование,  т.к. смена картин и действий.)

- Какая будет тема?

( О детях и птицах.)

- Какая идея  (главная мысль)?

( Зимой птицам надо помогать.)

- Какие части выделяем в тексте повествования?

( Вступление, основная часть, заключение.)

7. Составление плана.

- Посмотрите на первую картинку.

- Какие предложения написать во вступление?

- Как начать текст?

1)Наступила зима.  Все вокруг покрыто пушистым снегом. Деревья в инее трещат от мороза.  Холодно и голодно в это время птицам.

- Как озаглавить эту часть?

( Зима наступила.  / Приход зимы. / Птицы зимой. / Птицы в беде.)

Выбираем один заголовок и записываем на доске под цифрой 1).

2) Давайте продумаем основную часть (вторая картинка).

- Составим несколько предложений по второй картинке.

(Дети приводят примеры своих предложений.)

Дети решили помочь птицам. / Ребятам стало жаль птиц,  и они решили им помочь. / Дети расчистили сугробы вокруг.  Насыпали в кормушку корм. Спрятались за деревья и стали ждать гостей.

- Как озаглавим эту часть?

( Помощь птицам. Помощь детей. Жалость. Дружная работа…)

Выбираем один заголовок и записываем в план на доске под цифрой 2).

- Что изображено на третьей картинке?

- Составьте предложения.

Дети приводят примеры:

Скоро слетелись к кормушке птицы. Это были воробьи, синички, вороны и даже снегири. Им понравилась столовая для птиц.

- Как озаглавим?

( Птичья столовая.  Птицы спасены…)

Выбираем один из вариантов заголовка и записываем в план 2).

3) Продумаем заключение. Оно должно отражать идею. А какая идея в нашем тексте?

( Птицам надо помогать. Они наши друзья./ Я тоже сделаю кормушку для птиц. / Берегите птиц!...)

- Как озаглавим последнюю часть? Она должна отражать идею текста.

(Берегите птиц. / Птицы – наши друзья…)

Выбираем заголовок и записываем в план.

Пункт 4)

8.Озаглавливание текста.

- Какой заголовок подойдет ко всему тексту?

( Птицы зимой. Помощь…)

- Надо помнить, что заголовок отражает тип речи.  У нас текст повествование. Значит,  в заголовке должно быть отражено действие. Выбираем заголовок. Запись на доске под числом.

Примерный план на доске ( в тетрадь не записывается).

План.

  1. Птицы в беде.
  2. Помощь детей.
  3. Птичья столовая.
  4. Берегите птиц!

9. Языковой анализ. 

- Составьте «красивые» словосочетания со словом снег.

( Пушистый снег, искрится снег, снежные сугробы, снеговые шапки…)

- Как ласково назвать птиц, чтобы передать идею?

( Синички, а не синицы, воробушки, а не воробьи, …)

- Что мы узнали про птиц зимой?

( Им холодно и голодно зимой.)

- Почему такие короткие слова?

( Передают тревогу, птицам грозит смерть.)

- Почему используем слово «столовая»?

( Место, где питаются многие люди, так же как на этой кормушке много птиц.)

- Каким словом можно заменить слово «дети»?

(Ребята, они, школьники, мальчики и девочки.)

10. Орфографическая подготовка.

- Разберем слова с трудным написанием.

Мороз – слово с непроверяемой безударной гласной

Иней - слово с непроверяемой безударной гласной

Снегири - слово с непроверяемой безударной гласной

Холодно, голодно – слова с проверяемой безударной гласной

Кормушка, столовая  – слова с проверяемой безударной гласной

Записываю на доске:

Иней, мороз, снегири, столовая, берегите, помогать, …

Вслух сочинение не проговаривается.

Каждый ученик проговаривает про себя.

11. Конец урока.

2 урок.  Письмо сочинения.

3 урок.  Редактирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи. 2 класс. Тема "Роль синонимов и антонимов в речи""

Подробный конспект урока с электронной презентацией....

Урок развития речи 4 класс Сочинение «Что я представил, когда слушал вальс И.Штрауса «Сказки Венского леса»

Основные виды работы на уроке:·        установление связи заголовка с темой и основной мыслью;·        коллективное составление пл...

Урок развития речи. 2 класс. Моя снежинка. (Подготовка к сочинению )

Урок развития речи. 2 класс. Моя снежинка.  (Подготовка к сочинению )   ...

Урок развития речи. 4 класс. Сочинение - описание животного (кошка).

Урок развития речи, написание сочинения - описания животного (кошки). Материал расчитан на 2 урока (урок русского языка + урок литературного чтения)....

Урок развития речи 2 класс Составление рассказа – описания по картине Ф. П. Толстого

Разработка материала по  картине Ф. П. Толстого Букет цветов, бабочка и птичка...

Урок развития речи 1 класс. Составление рассказа по картине на тему "Бумажные кораблики"

учить составлять рассказ по картине;развивать связную разговорную и письменную речь, память, воображение; формировать умения строить развёрнутые  предложения, использовать в речи слова назва...

Технологическая карта урока Развитие речи 3 класс " Устное описание перелётной птицы (скворец)"

Технологическая карта урока развитие речи языка в 3 классе  ТемаУстное описание перелётной птицы (скворец).Цели  Образовательные: Уточнение и систематизация знаний детей о перелетных пт...