Сочинение по серии картин «Берегите птиц» Урок развития речи во 2 классе
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Наступила зима. Всё вокруг покрыто пушистым снегом. Деревья трещат от мороза. Холодно и голодно в это время птицам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок | 19.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи во 2 классе III четверть
Тема: сочинение по серии картин «Берегите птиц»
Цель: формировать умения создавать текст (повествование), учить правильно строить предложение и грамотно его записывать, обогащать словарный запас учащихся, воспитывать бережное отношение к природе.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Повторение терминологии.
- Что такое текст, тема, идея.
- Какие типы речи вы знаете?
- Чем отличается изложение от сочинения?
3. Сообщение темы урока.
- Сегодня будем писать сочинение по серии картин. Значит, каждый должен создать (составить) текст и записать его.
4. Рассматривание картинок.
- Положите картинки в порядке развития действия.
- Рассмотрите их.
5. Работа по содержанию.
- Что нарисовано на первой картинке?
- Почему вы думаете, что очень холодно? (Иней.)
- Что можно сказать о птицах?
(Им холодно и голодно.)
- Что нарисовано на второй картинке?
- Почему дети решили расчистить кормушку от снега?
- Почему надо помогать птицам?
(Птицы приносят пользу.)
- Какую пользу приносят птицы?
- Рассмотрите третью картинку? О чем она?
6. Структурный анализ.
- Какой текст по типу речи Вы должны создать?
(Повествование, т.к. смена картин и действий.)
- Какая будет тема?
( О детях и птицах.)
- Какая идея (главная мысль)?
( Зимой птицам надо помогать.)
- Какие части выделяем в тексте повествования?
( Вступление, основная часть, заключение.)
7. Составление плана.
- Посмотрите на первую картинку.
- Какие предложения написать во вступление?
- Как начать текст?
1)Наступила зима. Все вокруг покрыто пушистым снегом. Деревья в инее трещат от мороза. Холодно и голодно в это время птицам.
- Как озаглавить эту часть?
( Зима наступила. / Приход зимы. / Птицы зимой. / Птицы в беде.)
Выбираем один заголовок и записываем на доске под цифрой 1).
2) Давайте продумаем основную часть (вторая картинка).
- Составим несколько предложений по второй картинке.
(Дети приводят примеры своих предложений.)
Дети решили помочь птицам. / Ребятам стало жаль птиц, и они решили им помочь. / Дети расчистили сугробы вокруг. Насыпали в кормушку корм. Спрятались за деревья и стали ждать гостей.
- Как озаглавим эту часть?
( Помощь птицам. Помощь детей. Жалость. Дружная работа…)
Выбираем один заголовок и записываем в план на доске под цифрой 2).
- Что изображено на третьей картинке?
- Составьте предложения.
Дети приводят примеры:
Скоро слетелись к кормушке птицы. Это были воробьи, синички, вороны и даже снегири. Им понравилась столовая для птиц.
- Как озаглавим?
( Птичья столовая. Птицы спасены…)
Выбираем один из вариантов заголовка и записываем в план 2).
3) Продумаем заключение. Оно должно отражать идею. А какая идея в нашем тексте?
( Птицам надо помогать. Они наши друзья./ Я тоже сделаю кормушку для птиц. / Берегите птиц!...)
- Как озаглавим последнюю часть? Она должна отражать идею текста.
(Берегите птиц. / Птицы – наши друзья…)
Выбираем заголовок и записываем в план.
Пункт 4)
8.Озаглавливание текста.
- Какой заголовок подойдет ко всему тексту?
( Птицы зимой. Помощь…)
- Надо помнить, что заголовок отражает тип речи. У нас текст повествование. Значит, в заголовке должно быть отражено действие. Выбираем заголовок. Запись на доске под числом.
Примерный план на доске ( в тетрадь не записывается).
План.
- Птицы в беде.
- Помощь детей.
- Птичья столовая.
- Берегите птиц!
9. Языковой анализ.
- Составьте «красивые» словосочетания со словом снег.
( Пушистый снег, искрится снег, снежные сугробы, снеговые шапки…)
- Как ласково назвать птиц, чтобы передать идею?
( Синички, а не синицы, воробушки, а не воробьи, …)
- Что мы узнали про птиц зимой?
( Им холодно и голодно зимой.)
- Почему такие короткие слова?
( Передают тревогу, птицам грозит смерть.)
- Почему используем слово «столовая»?
( Место, где питаются многие люди, так же как на этой кормушке много птиц.)
- Каким словом можно заменить слово «дети»?
(Ребята, они, школьники, мальчики и девочки.)
10. Орфографическая подготовка.
- Разберем слова с трудным написанием.
Мороз – слово с непроверяемой безударной гласной
Иней - слово с непроверяемой безударной гласной
Снегири - слово с непроверяемой безударной гласной
Холодно, голодно – слова с проверяемой безударной гласной
Кормушка, столовая – слова с проверяемой безударной гласной
Записываю на доске:
Иней, мороз, снегири, столовая, берегите, помогать, …
Вслух сочинение не проговаривается.
Каждый ученик проговаривает про себя.
11. Конец урока.
2 урок. Письмо сочинения.
3 урок. Редактирование.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи. 2 класс. Тема "Роль синонимов и антонимов в речи""
Подробный конспект урока с электронной презентацией....
Урок развития речи 4 класс Сочинение «Что я представил, когда слушал вальс И.Штрауса «Сказки Венского леса»
Основные виды работы на уроке:· установление связи заголовка с темой и основной мыслью;· коллективное составление пл...
Урок развития речи. 2 класс. Моя снежинка. (Подготовка к сочинению )
Урок развития речи. 2 класс. Моя снежинка. (Подготовка к сочинению ) ...
Урок развития речи. 4 класс. Сочинение - описание животного (кошка).
Урок развития речи, написание сочинения - описания животного (кошки). Материал расчитан на 2 урока (урок русского языка + урок литературного чтения)....
Урок развития речи 2 класс Составление рассказа – описания по картине Ф. П. Толстого
Разработка материала по картине Ф. П. Толстого Букет цветов, бабочка и птичка...
Урок развития речи 1 класс. Составление рассказа по картине на тему "Бумажные кораблики"
учить составлять рассказ по картине;развивать связную разговорную и письменную речь, память, воображение; формировать умения строить развёрнутые предложения, использовать в речи слова назва...
Технологическая карта урока Развитие речи 3 класс " Устное описание перелётной птицы (скворец)"
Технологическая карта урока развитие речи языка в 3 классе ТемаУстное описание перелётной птицы (скворец).Цели Образовательные: Уточнение и систематизация знаний детей о перелетных пт...