Урок по русскому языку в 3 классе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема:
Родительный падеж имен прилагательных в мужском и среднем роде.
Цель:
научить учащихся правильно писать окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже: закрепить навыки правильного произношения этих окончаний в стихотворных формах, повторить окончания имен прилагательных мужского рода в И.п. и Р.п., правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных, состав слова; интерес к истории языка, воспитывать доброту и любовь к поэзии
ОБОРУДОВАНИЕ:
карточки с отрывками из стихотворений; таблицы; карточки с текстом.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Ц. Повторение пройденного.
УЧИТЕЛЬ:
На прошлом уроке вы научились определять имена прилагательных мужского рода в именительном и винительном падежах и их окончания. Проверим, как вы усвоили изученный материал.
Один ученик работает у доски самостоятельно.
Карточка
Спишите предложение, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Сделайте разбор по членам предложения, определите падеж прилагательного, слово «школьники» разберите, но составу
Школьники п...весили скв.речники на высок... топ.. ль, на огромн... ду…, на
м..л..дой клен.
Учитель:
У вас на партах лежат карточки с отрывками из стихотворений, вам надо найти имена прилагательные мужского рода в именительном и винительном падежах и назвать их окончания.
Лес, точно терем расписной.
Лиловый, золотой, багряный.
Стоит над светлою поляной.
ДЕТИ: Терем (какой?) расписной - это прилагательное мужского рода в именительном падеже; окончание - ОЙ стоит под ударением:
лиловый - прилагательное м.р. именительного падежа, окончание - ЫЙ безударное; золотой - прилаг. м. р., И.п, окончание - ОЙ стоит под ударением;
багряный - прилаг мр. Ип., окончание – ЫЙ безударное.
УЧИТЕЛЬ:
Жил на свете человек,
Скрюченные ножки,
И гулял он целый век.
По скрюченной дорожке.
Век (какой?) целый - прилагат. м.рода, В.п., окончание - ЫЙ безударное.
УЧИТЕЛЬ:
И вдруг пошел пушистый, белый
Холодный, мартовский снежок.
Дети:
Снежок (какой?) пушистый, белый, холодный, мартовский - это имена прилагательные мужского рода, И.п. с безударным окончанием - ЫЙ.
УЧИТЕЛЬ:
А теперь слушаем и проверяем ответ ученика у доски.
УЧЕНИК:
Сущ гл сущ пред прил сущ пред прил сущ пред прил сущ.
Школьники повесили скворечники на высокий тополь, на огромный дуб, на молодой клен.
- Я написал букву О в слове «повесили», потому что здесь приставка ПО. В слове «скворечники» безударную гласную проверил словом «скворушка». Высокий - прилаг. мр., В.п., окончание – ИЙ. Тополь - это словарное слово. Огромный — прилаг. м.р. в В.п. окончание – ЫЙ. Дуб - согласную б проверил словом «дубы». Молодой - безударные гласные проверил словами «молодой, молоденький». Высокий, огромный, молодой - прилаг-е в В.п. Школьники – подлежащее, подчеркнул одной чертой, «повесил» - сказуемое, подчеркнул двумя чертами.
Ш НОВАЯ ТЕМА.
На доске:
Р.п. | м. р. цветка (какого?) | голубого синего |
ср. р. платья (какого?) | голубого синего |
УЧИТЕЛЬ:
Посмотрите на таблицу. Определите тему сегодняшнего урока.
ДЕТИ:
Имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже.
УЧИТЕЛЬ:
Рассмотрите таблицу и скажите: как определить падеж прилагательного?
ДЕТИ:
Надо найти существительное, к которому относится прилагательное, от существительного поставить вопрос к прилагательному и по вопросу определить, какое окончание следует писать.
УЧИТЕЛЬ:
Верно. Продолжим работу по таблице. Читаем: цветка (какого?) голубого, синего. В каком падеже стоят прилагательные?
ДЕТИ:
В родительном падеже.
Открывается закрытая часть таблицы, где было написано Р.п.
ДЕТИ выводят правило:
Имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже имеют окончания – ого, - его.
IV. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
V. Закрепление изученной темы.
Упр. 254 (устно).
Определить падеж выделенных существительных и изменить прилагательные данные в скобках.
Весной проснутся пчелы от зимнего сна.
ДЕТИ:
Весной проснутся пчелы (от чего?) от сна - в Р.п., значит и прилагательное «зимний» надо поставить в Р.п.; от сна (какого?) зимнего.
Аналогично разбираются остальные предложения.
VI. РАБОТА В ТЕТРАДЯХ.
УЧИТЕЛЬ:
На доске вы видите вопросы. Напишите ответы, употребляя данные слова в скобках. Выделите окончания и определите падеж прилагательного. Подчеркните предлоги родительного падежа.
На доске.
- Откуда вышли грибники? (Старый сосновый бор).
2. 0т кого получили письмо ребята? (Известный писатель).
3. Из чего шьют пальто? (Толстое сукно).
4.У кого ветвистые рога? (Северный олень)
ДЕТИ:
Грибники вышли из старого соснового бора. Старого, соснового - прилагательные в Р.п., окончания ого, из - предлог.
Аналогично разбираются следующие предложения.
VII. ОБОБЩЕНИЕ.
УЧИТЕЛЬ:
Прочитайте на карточках отрывки из стихотворений Есенина и Маршака.
Правильно произнесите имена прилагательные в родительном падеже и
назовите их окончания.
1. Перед домом на Садовой
Сели мы в троллейбус новый.
Из открытого окна
Вся садовая видна.
ДЕТИ:
Прилагательное «открытого», окончание — ого
2. Пусть добрым будет ум у вас.
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я
Друзья, всего хорошего.
ДЕТИ:
Прилагательное «хорошего», окончание — его
VIII. ИТОГ УРОКА.
- Что общего у имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже?
- Как определить падеж имени прилагательного?
IХ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Упр. 246.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик
Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...
Урок по русскому языку, 2 класс "Упражнение в написании имён прилагательных" (обобщение) (учебник "Русский язык," 2 класс. Программа " Школа - России")
Цели урока: - формировать умение применять и точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи, находить их в тексте, определять их род и число, формировать навыки правописания...
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...
Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"
Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....
Методическая разработка урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или азбука"
Цуканова Е.А.учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» г. ВалуйкиБелгородской области Технологическая карта урока по русскому языкуТема: Русский алфавит, или азбукаЦели Познакомить детей с алф...