Правописание мягкого знака после шипяших
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Урок русского языка 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fragment_uroka_russkogo_yazyka.docx17.48 КБ

Предварительный просмотр:

Фрагмент урока русского языка

(Этап ознакомления с новой темой)

«Правописание мягкого знака после шипящих у имен существительных»

(Начальная школа 21 века, 3 класс, урок 71)

Цель: учить правописанию мягкого знака после шипящих у имен существительных.

Используемая литература.

Русский язык. 3 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных школ: в 2 ч.Ч.1./ С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др. – М.: Вентана-Граф, 2009.

Пишем грамотно. 3 класс. Рабочая тетрадь № 1 для  учащихся общеобразовательных школ/ М.И.Кузнецова.- М.: Вентана-Граф, 2011.

I.Погружение в проблему

Цель: наблюдение над звуками на конце существительных.

 

Мяч, ключ, лещ.

Дочь, ночь, вещь.

-Что общего в этих словах? Обрати внимание на последние звуки  в словах.  (Все слова-имена  существительные  с шипящей на конце).

II. Проблемная задача

Цель: сформулировать проблемный вопрос.

-Правильно ли написаны слова? (Некоторые ученики говорят, что на конце сущ. нужен мягкий знак, другие говорят, что не нужен)

-Какой возникает вопрос?  (Когда пишется  Ь на конце существительных после шипящих?)

III. Решение проблемной задачи

 Цель: продолжить наблюдение над существительными.Разрешить  проблемный вопрос.

-Определите род имен существительных в каждой строке. (существительные во 2 строке женского рода, существительные 1 строки- мужского рода).

-Чем отличается написание слов первой строки от написания слов второй строки? (Ь) Можно ли сказать, что мягкий знак в словах второй группы обозначает мягкость согласных звуков? (нет)

-Ответьте на проблемный вопрос «Когда  нужен  мягкий знак на конце существительных после шипящих?» и сделайте вывод

ВЫВОД: Если существительное с шипящей на конце Ж.Р.- мягкий знак пишется, если М.Р. – мягкий знак не пишется

IV. Формулирование нового орфографического правила

Цель: составить алгоритм: правописание существительных  с шипящим звуком на конце.

 - Какая часть речи нас интересует? Какой последний звук на конце слова?  (сущ, с шипящим на конце)

- Определите род имени существительного.

-Логически додумайте, что дальше? (м.р. – не нужен Ь, ж.р. нужен Ь).

Алгоритм

Сущ.

м.р.                  ж.р.

Ь                      Ь

V. Первичное закрепление. Работа в парах с самопроверкой по эталону.

Цель: самоконтроль на этапе закрепления.

-Найдите слова, в которых на конце после шипящих  нужно написать  Ь.

-Допишите и закрасьте ячейку. Сравните с ответами учителя по ключу.

Не забывай пользоваться алгоритмом.

мелоч

 чиж

вещ

марш

брош

циркач

лож

калач

ноч

Ключ с ответами (на экране).

мелочь

 чиж

вещь 

марш

брошь

циркач

ложь

калач

ночь 

V.Самостоятельная работа с взаимопроверкой. По выбору. Самооценка.

Цель: отработка навыка правописания Ь на конце существительных после шипящих.

РТ «Пишем грамотно»  № 2  - допиши если необходимо мягкий знак.

РТ «Пишем грамотно»  № 4  - Проверь работу. Исправь ошибки.

После выполнения проходит взаимопроверка.

Проводится  самооценка учащихся ( на карточках – закрашивается смайлик).

   Я сделал без ошибок!               Я поработал хорошо!                Мне нужно подучить и

                                                                                                                         постараться!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода». «Снова о Ь».

                              Урок русского языка в 3 классе.    Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце   имён существительных женского рода». «Снова о Ь».      Цели:* познакомить с ...

Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных.

Урок (4кл. программа "Школа 2100") проходит  на интерактивной доске. Ребята на уроке знакомятся с новой орфограммой и выводят орфографическое правило....

Урок русского языка в 3 классе "Правописание мягкого знака после шипящих"

Урок русского языка разработан по теме «Мягкий знак в конце существительных после шипящих» по системе развивающего обучения Л.В.Занкова.В основе урока лежит технология личностно-ориентированного...

УМК "Начальная школа 21 века". Урок русского языка "Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных"

Учителям начальной школы, работающим по УМК "Начальная школа XXI века" (3 класс)...

Урок русского языка "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода".

На уроке дети знакомятся с новой орфограммой. Для этого перед ними ставится проблемная ситуация, с которой по ходу урока ученики успешно справляются....

Урок русского языка по теме: Правописание мягкого знака после шипящих в словах - предметах и словах - действиях.

Данный урок направлен на формирование у учащихся умения правильной проверки нефонемных написаний  мягкого знака после шипящих в словах , называющих предметы и действия  Каждый этап урока сод...

урок русского языка. 2 класс по теме "Правописание мягкого знака после шипящих"

представлен конспект урока по изучению нового материала по теме "Правописание мягкого знака после шипящих" УМК "Развивающая система Л.В.Занкова" учебник Нечаевой...