Рабочая программа по русскому языку 4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс) по теме

  Данная программа соответствует образовательным стандартам начального образования. Составлена на основе сборника программ к комплекту учебников ""Начальная школа XXI века" Москва Издательский центр !Вентана-Граф" 2010

Структура Рабочей программы включает следующие компоненты:

1. титульный лист;

2. пояснительная записка;

3. требования к уровню подготовки учащихся;

4. календарно-тематическое планирование (учебно-тематический план);

5. содержание программы учебного предмета;

6. формы и средства контроля;

7. перечень учебно-методических средств обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1» города  Валуйки Белгородской области

Рабочая программа

по русскому языку

УМК «Начальная школа XXI века

4 «Б» класс

составила учитель начальных классов

Домарева Надежда Ивановна

2012-2013 учебный год

Русский язык

Пояснительная записка

Данная программа соответствует образовательным стан дартам начального общего образования второго поколения. Составлена на основе сборника программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» Москва Издательский центр «Вентана  - Граф 2010». В программу внесены незначительные изменения – добавлены проверочные работы.

 В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:

  1. формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково – символического и логического мышления учеников;
  2. формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решать следующие задачи:

  1. развитие речи, мышления, воображения учеников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  2. освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  3. овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты – описания и повествования небольшого объёма;
  4. воспитание позитивного эмоционально – ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса  к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Для реализации программы используется  учебно-методический комплекс:

  1. Иванов С.В. Русский язык: 4 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч.  М.: Вентана-Граф, 2005г.
  2. Кузнецова М.И.Пишем грамотно Рабочая тетрадь №№ 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений, 4 класс.- М.: Вентана-Граф, 2012г.
  3. Виноградова Н.Ф. Сборник программ к комплекту "Начальная школа XXI века". – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 176с.)
  4. Иванов С.В., Кузнецова М.И. Русский язык: Комментарии к урокам: 3класс. – М.: Вентана-Граф, 2010.
  5. Романова В.Ю., Петленко Л.В. Русский язык в начальной школе: оценка  контроль: 2-4 класс– М.: Вентана-Граф, 2007.

Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа составляет 175 ч., в т.ч. количество часов для проведения контрольных работ – 14 ч.

Формы организации учебного процесса

Основной формой обучения является урок

Типы уроков:

  1. урок изучение нового материала;
  2. урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;
  3. комбинированный урок;
  4. урок контроля умений и навыков.

Основные требования к уровню подготовки учащихся

4 класса

К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:

называть:

  1. изученные части речи;
  2. значимые части речи;

различать, сравнивать:

  1. буквы и звуки;
  2. предлог и приставку;
  3. части слова;
  4. главные и второстепенные члены предложения;
  5. слово и предложение;
  6. простое и сложное предложение;
  7. многозначные слова, синонимы, антонимы
  8. текст и не текст

применять правила правописания:

  1. прописная буква;
  2. звонкие и глухие согласные;
  3. непроизносимые согласные;
  4. удвоенные согласные;
  5. безударные гласные;
  6. сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн
  7. разделительные мягкий и твёрдый знаки;
  8. не с глаголом;
  9. падежные окончания имён существительных и прилагательных;
  10. личные окончания глаголов;
  11. знаки препинания в конце предложения
  12. проводить фонетический анализ слова и разбор слова по составу;
  13. работать с текстом: выделять основную мысль текста, составлять план, писать изложение, исправлять деформированный текст

Календарно-тематический план

По программе 5 ч. в неделю -175 ч.

№ п/п

Наименование темы

Часы учебного времени

Плано

вые сроки прохождения

Примеча

ние

1

Рр Повторение

1 ч.

2

Повторяем фонетику и словообразование

1 ч.

3-4

Вспоминаем изученные орфограммы

2 ч.

5

Р/р Пишем письма

1 ч.

6

 Повторение  признаков имени существительного

1 ч.

7

Повторяем правописание

окончаний     имен существительных    1 склонения

1 ч.

8

Повторяем правописание

окончаний  имен существительных 2 склонения

1 ч.

9

Повторяем правописание

окончаний          имен существительных    3 склонения

1 ч.

10

Р/р Пишем письма

1 ч.

11-12

Морфологический разбор  имени существительного

2 ч.

13

Диктант. Тема: орфограммы и пунктуационные правила, изученные в 3 классе.

1 ч.

14

Анализ результатов диктанта. Коррекция знаний  Правописание безударных падежных окончаний имен существительных

1 ч.

15

Р/р Текст - рассуждение

1ч.

16

Повторяем   признаки имени прилагательного

1 ч.

17

Орфограммы  в окончаниях        имен прилагательных.

1 ч.

18-19

Морфологический разбор      имени прилагательного

2 ч.

20

Р /р Типы текста

1 ч.

21

Буквы  о-ё     после шипящих и ц.

1 ч.

22

Повторяем орфограмму «Мягкий      знак      в конце    слов    после шипящих»

1 ч.

23

Текущая контрольная работа №1 Тема:  повторение фонетики, словообразования, морфологии: морфологический разбор   имени существительного   и имени прилагательного

 1ч.

24

Работа над   ошибками, допущенными          в текущей контрольной   работе.

1 ч.

25  

Повторяем местоимение.

1 ч.

26

Орфограммы приставок.

 1ч.

27

Разделительный твердый    и разделительный мягкий знаки.

 1 ч.

28

Р/р. Изложение

1 ч.

29

Разбор    по    членам предложения

1 ч.

30-31

Синтаксический анализ предложения

 2 ч.

32

Знаки препинания при   однородных членах предложения

 1ч.

33

Знаки препинания при  однородных членах предложения. Контрольный словарный диктант №1

1 ч.

34

Синтаксический анализ предложения

 1ч.

35

Р/р. Деление   текста   на абзацы

1 ч.

36

Итоговый контрольный диктант №1 Тема: повторение изученных орфограмм; знаки препинания при однородных членах

1 ч.

37

  Работа   над ошибками, допущенными   в контрольной работе. Коррекция знаний, умений и навыков. Глагол.

1 ч.

38

Глагол как  часть речи

 1 ч.

39

Правописание приставок в глаголах

 1 ч.

40

Правописание   не   с глаголами.

1 ч.

41

Контрольная работа   Тема: морфологический разбор    имени существительного Имени прилагательного; местоимение; разбор по   членам предложения; синтаксический анализ предложения

1 ч.

42

Анализ результатов контрольной работы.  Работа   над ошибками, допущенными  в контрольной работе.

1 ч.

43

Р\р. Изложение

1 ч.

44

Вид глагола

1 ч.

45

Начальная  форма    глагола

1 ч.

46

Личные  формы глагола

 1 ч.

47

Лицо и  число глаголов

1 ч.

48-49

Мягкий знак после шипящих в глаголах

2 ч.

50

Р/р. Текст - описание

1 ч.

51

Правописание -ться и -тся в глаголах

1 ч.

52

Правописание   -ться и -тся в глаголах.

Словарный диктант №2

1 ч.

53

Р\р  Связь абзацев в тексте.

1 ч.

54

Контрольная работа Тема: глагол     как часть     речи     (вид, начальная       форма, личные формы, лицо, число)

1 ч.

55

Работа  над ошибками, допущенными   в контрольной работе. Спряжение глаголов.

1 ч.

56

Спряжение глаголов

1 ч.

57

Спряжение глаголов

1 ч.

58

Правописание глаголов

1 ч.

59

Р\р. Текст.    Прием противопоставления в тексте.

1 ч.

60

Диктант. Тема:   ь   после шипящих в глаголах;  -тся  и -ться     в глаголах

1 ч.

61

Работа  над ошибками, допущенными  в диктанте. Правописание безударных окончаний   глаголов.

1 ч.

62-64

Правописание безударных  окончаний глаголов

3 ч.

65

Р\р. Текст.   Роль   слов   в тексте

1 ч.

66-68

Правописание глаголов.

3 ч.

69

 Настоящее время

1 ч.

70

Правописание суффиксов глаголов

 1 ч.

71

Итоговая контрольная работа №2 Тема: повторение изученного в  1   и 2 четвертях

1 ч.

72

Работа   над ошибками, допущенными  в контрольной работе. Прошедшее время

1 ч.

73

Прошедшее время.

1 ч.

74

Р\р. Изложение

1 ч.

75

Правописание суффиксов   глаголов.

1 ч.

76

Будущее время

1 ч.

77

Правописание суффиксов глаголов.

1 ч.

78

Изменение  глаголов по временам. Контрольный словарный диктант №2

1 ч.

79

Итоговый контрольный диктант с грамматическими заданиями №2 Тема: повторение изученного в 1 и 2 четвертях

1 ч.

80

Работа над    ошибками, допущенными  в контрольной работе. Коррекция знаний.

1 ч.

81

Р/р. Изложение   с элементами сочинения

1 ч.

82

Изъявительное наклонение.    

1 ч.

83

Условное наклонение

1 ч.

84-85

Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени.

2 ч.

86

Р/р. Работа с текстом

1 ч.

87-88

Повелительное наклонение

2 ч.

89

Словообразование глаголов

1 ч.

90

Р/р. Работа с текстом

1 ч.

91-92

Глагол   в предложении

2 ч.

93

Правописание глаголов

1 ч.

94

Диктант.  Тема: окончания   глаголов   в прошедшем     времени; суффиксы       глаголов; безударные        личные окончания глаголов.

1 ч.

95

Работа над ошибками, допущенными    в диктанте. Правописание глаголов.

1 ч.

96

Р\р Работа с текстом

1 ч.

97

Морфологический разбор глагола.

1 ч.

98

Повторение (проверь себя)

1 ч.

99

Р/р. Учимся писать краткое изложение

1 ч.

100-101

Наречие

2 ч.

102-103

Правописание гласных    на    конце наречий

2 ч.

104

Наречие

1 ч.

105

Как образуются наречия

1 ч.

106

Р\р Учимся писать сочинение.

1 ч.

107

Морфологический разбор наречий

1 ч.

108

Мягкий знак на конце наречий после шипящих

1 ч.

109-110

Мягкий знак на конце слов после шипящих

2 ч.

111

Диктант Тема: гласные  на    конце наречий; мягкий знак   на  конце  слов после шипящих

1 ч.

112

Р\р Учимся   писать сочинение

1 ч.

113-114

Имя числительное

2 ч.

115

Слитное   и раздельное написание числительных. Контрольный словарный диктант №3

1 ч.

116

Правописание мягкого      знака      в именах числительных

1 ч.

117

Р\р Изложение

1 ч.

118-119

Изменение имён числительных

2 ч.

120

Правописание падежных окончаний числительных

1 ч.

121

Правописание числительных.

1 ч.

122

Р\р  Учимся   писать сочинение

1 ч.

123

Имя   числительное   в предложении.

1 ч.

124

Итоговый   контрольный диктант с грамматическими заданиями  №3 Тема: орфограммы, изученные в  3 четверти 4 класса

1 ч.

125

Анализ результатов итогового  контрольного диктанта. Работа над ошибками, допущенными в диктанте

1 ч.

126

Повторение материала по теме «Глагол. Морфологический разбор глаголов»

1 ч.

127

Повторение материала по теме «Наречие.  Морфологический разбор наречий»

 1 ч.

128

Итоговая контрольная работа №3  Тема:  глагол, наречие, образование наречий, морфологический разбор наречий; имя числительное

1 ч.

129

Работа  над ошибками, допущенными в контрольной работе

1 ч.

130

Повторяем  правила правописания мягкого      знака      в словах

1 ч.

131

Словосочетание

1 ч.

132

Словосочетание

1 ч.

133

Слово. Словосочетание. Предложение.

1 ч.

134

Р/р.   Учимся писать сочинение-рассуждение

1 ч.

135

Правописание слов в словосочетаниях. 

1 ч.

136

Связь слов   в словосочетании. Согласование.

1 ч.

137

Правописание слов в словосочетаниях.

1ч.

138

Связь   слов  в словосочетании. Управление

1 ч.

139

Правописание слов в словосочетаниях.

1 ч.

140

Р/р. Учимся  писать сочинение

1 ч.

141

Связь слов в словосочетании. Примыкание

1 ч.

142

Правописание слов в словосочетаниях.. Словарный диктант №4

1 ч.

143

Словосочетание       в предложении.

1 ч.

144

Диктант. Тема: правописание слов в словосочетаниях

1 ч.

145

Работа   над ошибками, допущенными  в диктанте      и      при списывании.

1 ч.

146

Р/р. Учимся  писать сочинение-рассуждение.

1 ч.

147

Контрольная работа. Тема: словосочетание, слово,   предложение; связь         слов         в словосочетании

1 ч.

148

Работа над            ошибками, допущенными          в контрольной работе.  Сложное предложение.

1 ч.

149

Как  связаны  части сложносочинённого предложения.

1 ч.

150

Знаки препинания в сложном предложении.

1 ч.

151

Учимся  ставить запятые   между частями  сложного предложения

1 ч.

152

Р/р. Итоговое изложение

1 ч.

153

Работа над ошибками, допущенными   в изложении

1 ч.

154

Р/р. Учимся  писать сочинение

1 ч.

155

Как   связаны    части сложноподчиненного предложения.

1ч.

156

Сложносочиненное и сложноподчиненное предложение

1 ч.

157

Итоговый   диктант. №4   Тема: орфограммы и пунктуационные правила,    изученные во 2-4 классах

1 ч.

158

Работа  над ошибками, допущенными  в диктанте

1ч.

159

 Учимся ставить запятые между частями  сложного предложения.

1 ч.

160

Учимся  ставить запятые  между частями сложного предложения.

1 ч.

161

Р/р. Учимся  писать  сочинение

1 ч.

162

Сложное предложение

1 ч.

163

Независимая региональная проверка знаний учащихся за начальную школу (Тест БелРЦОКО)

1 ч.

164

Учимся ставить запятые  между частями  сложного предложения. 

1 ч.

165

Р/р. Текст.

1 ч.

166

Итоговая контрольная проверочная работа за год №4

1 ч.

167

Работ над ошибками, допущенными  в проверочной работе

1 ч.

168

Обобщение материала по разделу «Как устроен наш язык»

1 ч.

169

Обобщение материала по разделу «Правописание»

1 ч.

170

Обобщение материала по разделу «Правописание»

1 ч.

171-175

Резервные уроки

5 ч.

Подчёркнуты  темы для ознакомления, превышающие обязательный минимум. Материал тем является не обязательным для усвоения и не выносится в уровень требований представленных к ученикам 4 класса

Основное содержание курса

 «Как устроен наш язык» ( основы лингвистических знаний)- 54часа

Фонетика (1ч ). 

Повторение изученного на основе фонетического анализа слова.

Состав слова (1 ч). 

Повторение изученного  на основе  разбора слова по составу.

Синтаксис (16 ч)

Синтаксический анализ простого предложения (4 ч.)

Словосочетание (7 ч)

Сложное предложение (5 ч)

Морфология (36 ч).

Повторение основных признаков частей речи, изученных в 3 классе, на основе морфологического разбора (6 ч)

Глагол, как часть речи. Значение глагола, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Изменение глагола по временам. Наклонение глаголов. Изменение глаголов по лицам, по родам в прошедшем времени, по числам. Спряжение глаголов. Словообразование глаголов от других частей речи.(22 ч)

Наречие, как часть речи (5 ч)

Имя числительное: общее значение (3 ч)

 «Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (52 ч)

Правописание личных окончаний глаголов. Употребление буквы ь в глагольных формах. Правописание частицы не с глаголами.

Правописание гласных на конце наречий. Правописание наречий на шипящую.

Постановка запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи).

Отработка орфографических правил, изученных во 2-4 классах.

«Развитие речи» (29 ч) 

        Совершенствование речевых умений.

        Знакомство с основными видами сочинений и изложений: изложение подробное и сжатое, полное, выборочное и изложения с элементами сочинения; сочинения – повествования, сочинения – рассуждения, сочинения – описания.

         Резервные уроки (5 ч) 

Для контроля и коррекции знаний учащихся, проведения тестовых диагностических и проверочных работ.

Выделены курсивом и подчёркнуты  темы для ознакомления, превышающие обязательный минимум. Материал тем является не обязательным для усвоения и не выносится в уровень требований представленных к ученикам 4 класса

Формы и средства контроля

1

Диктант

4

2

Словарный диктант

4

3

Тестирование

1

4

Изложение

1

5

Контрольная  работа

4

Итого

14

Перечень учебно-методических средств обучения.

  1. Русский язык. 4 кл. Авторы С.В. Иванов,  А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Ю.В. Романова, Л.В. Петленко. Москва «Вентана - Граф» 2005
  2. Рабочие тетради «Пишем грамотно». 4кл. № 1,2  Москва «Вентана - Граф» 2012
  3. Книги для учителя: Русский язык. Комментарии к урокам. 4 кл.
  4. Авторы   С.В. Иванов,  М. И. Кузнецова «Вентана -  Граф» 2009
  5. Оценка знаний. Контрольные работы, тесты,  диктанты, изложения Авторы:  Ю.В. Романова,  Л.В. Петленко.  Москва «Вентана - Граф» 2005

дополнительная учебная литература, наглядный материал, оборудование

  1. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике, данной в стандарте обучения
  2. Наборы сюжетных ( и предметных) картинок в соответствии с тематикой , определенной в стандарте начального образования по русскому языку (в том числе и в цифровой форме).
  3. Примерная программа начального образования по русскому языку.
  4. Стандарт начального образования по русскому языку.
  5. Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в стандарте начального образования по русскому языку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...