открытый урок русского языка в 3 классе "Снова о Ь" система "Гармония"
олимпиадные задания (русский язык, 3 класс) по теме

урок русского языка в 3 классе по теме "Снова о Ь" (правописание Ь на конце имён существительных после шипящих) по системе "Гармония"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_dokument_microsoft_word_.doc84 КБ
Microsoft Office document icon samoanaliz_dokument_microsoft_word.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ  Глебовская СОШ

Урок русского языка

в 3-В классе

СНОВА  О  Ь

(Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих.)

                                   

                                   

                                                           Автор разработки:

Кузьмина  Ольга  Афанасьевна,

учитель начальных классов

       

30 марта 2012года.

Предмет, класс:  Русский язык, 3 класс

Раздел программы:  Имя существительное

Тема урока: «Снова  о Ь» (Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих).

      Цели урока:

  1. Обучающая:
  1. познакомить с новой орфограммой «Правописание мягкого     знака после шипящих на конце существительных женского рода, а также с написанием существительных мужского рода с шипящим на конце;
  2. проверить сформированность понятий «Мягкий знак обозначает мягкость согласного на письме», «Разделительный мягкий знак»;
  3. выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;
  1. Развивающая:
  1. развивать память, мышление, внимание;
  2. развивать познавательный интерес;
  3. воспитывать культуру общения, умение работать индивидуально и коллективно;

3. Воспитывающая:

  1. воспитывать уважение к родному языку;
  2. воспитывать  ответственное отношение к учёбе, к труду.      

Задачи:

  1. Выявление грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся;
  2. Формировать умения  различать слова мужского и женского рода;
  3. Воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других, умение слушать и высказывать свою точку зрения;  
  4. Воспитывать самостоятельность, творческую активность.

Тип урока: объяснение нового материала.

Технологии: проблемно-поисковые, групповые, работа в парах.

Методы: словесный, наглядный, частично - поисковый, практический.

Оборудование:  

  1. Учебник «Русский  язык. К тайнам нашего языка.», 3 класс часть 2, (автор М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко. Смоленск, «Ассоциация XXIвек», 2009);
  2. карточки с заданием  для работы в группе, в паре, индивидуально;
  3. индивидуальная карточка с алгоритмом работы;
  4. клей –карандаш;
  5. маркер (у учителя)
  6. печатные карточки для демонстрации с доски.

Литература:

  1. Учебник «Русский  язык. К тайнам нашего языка.», 3 класс часть 2, (автор М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко. Смоленск, «Ассоциация XXIвек», 2009);
  2. Г.А.Бакулина «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка.» – М.: ВЛАДОС, 2003.
  3. Т.И.Тарабарина, Е.И.Соколова. «И учёба, и игра: русский язык» - М.: Валдос,2003.
  4. Е.А.Нефедова, О.В.Узорова Справочное пособие по русскому языку для начальной школы. М.: АСТ: Астель, 2007.
  5. Программно - методические  материалы. Русский язык.
  6. Е.Ф.Макашова, Н.С. Жидкова Русский язык. 3 класс.  Поурочные планы  по учебнику М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко.II полугодие. Волгоград. 2008
  7. Интернет: http://posobiya.ru/SREDN SKOOL/RUSSK/
  8. Интернет: http://school-collection.edu.ru/

                                 

Ход  урока.

I. Организационный момент.

   - Быстренько проверь, дружок,

      Ты готов начать урок?

      Всё ль на месте, всё ль в порядке:

      Ручки, книжки и тетрадки?

II. Чистописание.

– Догадайтесь, о секретах какой буквы мы сегодня будем говорить?

Что за буква, кто узнает:
Звука не обозначает,
Может только показать,
Как согласную читать.

                               (мягкий знак)

- Пропишите по образцу строчку буквы  ьь

- В чём  особенность этой буквы?

                           ( Буква мягкий знак есть, а звука у неё – нет.  Ь [--])

III. Орфографическая минутка.

(повторение знаний о написании Ь в словах)

Запись  под диктовку:

 Осень, льёт, маленький, течь, Илья, бежишь,  умыться .

Самопроверка:

 сверяют запись с записью на карточках и объясняют написание слов(учитель вставляет буквы маркером): ОС..Н…, Л…ЁТ, МАЛ…Н…КИЙ, ТЕЧ…, …Л…Я, Б…Ж…Ш..,  УМЫ….

- Укажите к каким частям речи они относятся?  

– Что общего во всех словах? (в их  написании есть Ь.)

- Подумайте и объясните, а какую роль играет в этих словах Ь? Какова его работа?

(смягчает согласный, разделяет согласный и гласный звук, указывает на неопр. ф гл. или на 2л. ед.ч.гл)

- Найдите схемы, которые подходят для объяснения написания Ь.

( ____Ь;   ____Ь_; __Ь__; Неопр. ф. гл.  тЬ, чЬ, тЬся; 2л. ед.ч. гл. -ешЬ или – ишЬ)

Вывод: в русском  языке Ь может указывать на мягкость согласных, а может указывать на форму слова.

IV. Изучение нового материала.

  1. Постановка проблемы.

На доске записаны слова:

Столы, вещи, ерши, караси, мелочи,  чертежи.

- Что общего у данных слов? (сущ, мн. ч.)

- Поставьте  эти  слова в единственное число.

( на доске: стол ,вещ?- Ь….)

- А теперь давайте посмотрим, с написанием каких слов мы легко справились? (стол, карась)

Объясните, почему в одном слове мы написали Ь, а в другом слове – нет? ([л]-звучит твёрдо, Ь не нужен,  [с']- звучит мягко, Ь нужен)

 - А что же с другими словами?  Задание было одно, а вариантов написания - два? Почему же так вышло? (Мы не знаем, как правильно).

- Как вы думаете, какой будет тема нашего урока? (новая работа Ь).

  1. Поиск решения.

- Вам сейчас нужно будет провести наблюдения и сделать вывод о новой работе Ь.

Работа в группах:

-У вас карточки с правильно написанными словами и вопросник. Ваша задача провести исследования написания этих слов и  сделать вывод.

РОЖЬ, МЫШЬ, ПЕЧЬ, СУШЬ, МОЛОДЁЖЬ,

КАЛАЧ, ВРАЧ, МАЛЫШ, ГАРАЖ, ГРАЧ.

Задания для исследования:

  1. К какой части речи относятся слова? __________
  2. Можно ли сказать, что эти слова стоят в начальной форме (в ед.ч., И.п.)?_______
  3. Каким  звуком заканчиваются слова?

Выбери (нужное подчеркни):

  1. Гласным  ударным, безударным
  2. Согласным  сонорным, звонким, глухим, шипящим, парным

  1. Прочитай слова с мягким знаком. Что их объединяет?

Они стоят в ______________

  1. Прочитай слова без мягкого знака. Что их объединяет?

Они стоят в  _____________

  1. Сделай вывод:  когда пишем Ь? А когда нет?

– Сравните его с сообщением авторов учебника на с. 64(выделенное).

- К правильному выводу иы пришли? (да)

Чтобы знать, как писать,

Надо род определять.

Если женский род, то надо

Мягкий знак употреблять.

И тогда мы пишем рожь,

Мышь, печь, сушь и молодежь.

Если род мужской у слова -

Нету знака никакого!

И тогда пиши: калач,

Врач, малыш, гараж и грач!

- На что указывает Ь в этих слова: на мягкость согласного или на форму слова? (на форму слова)

- Проверим себя: правило с 64 первый абзац.

ТАК ЗАПОМНИ:

РОД МУЖСКОЙ ГОНИТ Ь МЕТЛОЙ.

ЖЕНСКИЙ РОД – НАОБОРОТ

Ь – В ДРУЗЬЯ БЕРЁТ.

- А как обозначать эту орфограмму?  Прочитайте  с. 64 третий абзац.

- А как нам действовать, чтобы не ошибиться в написании таких слов? Прочитаем памятку–совет наших друзей, авторов нашего учебника. С. 65.

                                                                                       Ж.Р.  Ь

ШИП. СУЩ., ?  НАЧ. ФОРМА (ед. ч. И. п)  РОД

                                                                                        М.Р. _

-Слушай слова: если есть Ь – хлопни вверху, если нет – внизу.

НОЧЬ, ГРАЧ, ПЛАЩ, МАЛЫШ, ЛОЖЬ, РОЖЬ, ЛАНДЫШ, КЛЮЧ, ДОЧЬ, МУЖ, РЕЧЬ, МОРЖ, ЁЖ, ТУШЬ, НОЖ, ГЛУШЬ, МЫШЬ.

V. Закрепление изученного материала.

1.с.65 упр.506 – запись слов в тетрадь с комментированием.

2. «Четвертое лишнее». Запиши «лишнее» слово.

плащ, плющ, помощь, лещ

мышь, тишь, ерш, тушь

луч, дочь, мяч, грач

3. Образуйте от данных слов имена существительные с ь после шипящих на конце.

вещица –

брошка –

ночной –

ржаной –

4. Замените словосочетания одним словом. Запишите их в тетрадь (учитель читает).

  1. близкий приятель, друг   (товарищ)
  2. человек, лечащий больных   (врач)
  3. мелкие деньги     (мелочь)
  4. часть суток от вечера до утра   (ночь) 
  5. молодые люди    (молодёжь)
  6. непромокаемая легкая одежда от дождя   (плащ)

5. Работа в парах.

–Реши  орфографические задачи. Соедините начало и конец пословиц.

Луна и ноч..

И год хорош,

День и ноч..

Хорошую реч..

Лучше горькая правда,

чем сладкая лож..

сутки проч..

хорошо и слушат..

что мат.. и доч..

когда уродилась рож..

6. Самостоятельная работа.

– Найдите и запишите слова с шипящими буквами на конце имен существительных.

I  вариант – записывает слова без ь.

II  вариант – записывает слова с ь.

Шалаш.., багаж.., тиш.., ерш.., товарищ.., вещ.., сторож.., еж.., глуш.., реч.., душ..

(Взаимопроверка.)

7. Разгадывание кроссворда (у каждого карточка). 

               

1

2

3

4

                             

 Загадки.

  1. Если хорошо заточен,

 Все легко он режет очень.  ( Нож).

  1. Утка в море, хвост на заборе.  (Ковш).
  2. Зимой дрова ест, а летом спит.  (Печь).
  3. Под полом таится, кошки боится.  (Мышь).

- Если верно разгадать кроссворд, то в выделенных клеточках можно прочитать ответ на загадку:

По небу лебедь чёрный

Рассыпал чудо - зерна.    (Ночь. Звезды.)

VI. Итог урока.

– О каком секрете мягкого знака вы узнали?

- На что указывает Ь на конце существительных после шипящих   – на мягкость согласного или на форму слова?

-На какую форму? (на Ж.Р. им сущ)

– Как применять этот секрет при письме?

                                                                                       Ж.Р.  Ь

ШИП. СУЩ., ?  НАЧ. ФОРМА (ед. ч. И. п)  РОД

                                                                                        М.Р. _

- На следующем уроке русского языка мы продолжим работу над этим правилом.

 Домашнее задание: с. 64 – правило.

Рефлексия.

 Ключевое слово при разгадывании кроссворда у нас было слово ночь.

Чтобы наука не была для нас ночью, тьмой, а свет знаний освещал нашу дорогу, давайте воспользуемся звездами, которые лежат у вас в конвертах (они разного цвета). Уходя, прикрепите соответствующую звездочку к доске:

  1. Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – желтую  (самую яркую).
  2. Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа –  синюю.
  3. Если не разобрались в теме, было не очень интересно – красную.



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока русского языка в 3-В классе.

Учитель: Кузьмина О.А.

Тема: Снова о Ь

(Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих).

В соответствии с рабочей программой по русскому языку для 3 класса по учебнику М.С.Соловейчик «К тайнам нашего языка» - это первый урок по теме «Снова о Ь (Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих)».

Урок проводился в классе , потенциал которого ниже среднего, в классе есть второгодник, «слабые» ученики,  один ученик с астмой, трое с серьёзными нарушениями зрения, часто болеющих – четверо.  При составлении урока были учтены психолого-педагогические особенности класса.

Тип урока: объяснение нового материала.

Структура урока: 

  1. Организационный моментю
  2.  Чистописание.
  3.  Орфографическая минутка (повторение знаний о написании мягкого знака).
  4. Изучение нового материала.
  1. Постановка учебной проблемы.
  2. Поиск решения
  1. Закрепление изученного материала.
  2. Итог урока.
  3. Домашнее задание.
  4. Рефлексия.

При подготовке к уроку были учтены программные требования:

-по работе над орфограммой;

-по развитию устной и письменной речи;

- валеологии (физминутки, смена деятельности);

- особенности учебной деятельности;

- активность, осознанность, системность;

- психологические особенности младших школьников.

Исходя из этого, были поставлены цели и задачи урока:

      Цели урока:

  1. Обучающая:
  1. познакомить с новой орфограммой «Правописание мягкого     знака после шипящих на конце существительных женского рода, а также с написанием существительных мужского рода с шипящим на конце;
  2. проверить сформированность понятий «Мягкий знак обозначает мягкость согласного на письме», «Разделительный мягкий знак»;
  3. выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;
  1. Развивающая:
  1. развивать память, мышление, внимание;
  2. развивать познавательный интерес;
  3. воспитывать культуру общения, умение работать индивидуально и коллективно;

3. Воспитывающая:

  1. воспитывать уважение к родному языку;
  2. воспитывать  ответственное отношение к учёбе, к труду.      

Задачи:

  1. Выявление грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся;
  2. Формировать умения  различать слова мужского и женского рода;
  3. Воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других, умение слушать и высказывать свою точку зрения;  
  4. Воспитывать самостоятельность, творческую активность.

Выбранный ход урока считаю логичным и наиболее оптимальным:

  1. Вначале урока была проведена актуализация имеющихся знаний у учащихся, которые понадобились им для изучения нового материала о Ь.
  2. Была создана проблемная ситуация, пробуждающая диалог-мотив для изучения учебного материала.
  3. Организована работа по закреплению нового материала.

Основные формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.

При построении урока использовала принципы:

-научности, проблемности, наглядности, активности, доступности, системности и последовательности.

Для достижения поставленных целей и задач урока мною были выбраны методы и средства:

- коммуникативный метод обучения, включающий в себя проблемное изложение материала, ведение учебного диалога;

- познавательный метод, нацеленный на восприятие, осмысление, запоминание учебного материала;

- преобразовательный метод, формирующий навык применения умений и знаний на практике.

В процессе подготовки к уроку я опиралась на принципы здоровьесберегающей педагогики:

- доступности;

- научности;

- проблемности;

- наглядности, от которой зависит эффективность обучения;

- принцип сознательности и активности с целью формирования устойчивого внимания и осмысленного отношения к учебной задаче.

Все этапы урока были направлены на достижение цели и задач с учётом особенностей класса.

При проведении организационного момента была визуально проверена подготовка детей к уроку, был создан психологический настрой на урок, позволяющий создать комфортную обстановку для работы.

Образовательная задача являлась стержневой на пртяжении всего урока. При актуализации знаний детям была предложена учебная задача, практическое решение которой требовало самостоятельного использования ранее сформированных умений и навыков по теме урока и систематизации того, что им уже известно и что неизвестно. Создана проблемная ситуация через преднамеренное столкновение достигнутого учащимися уровня знаний с научным фактом, для объяснения которого у детей не хватало знаний и жизненного опыта. В ходе мини-исследования в парах произошло открытие новой закономерности. Знания не передавались учащимся в готовом виде, а приобретались ими в процессе самостоятельной позновательной деятельности. Создан алгоритм действий для правильного написания орфограммы, графическое её изображение. В процессе урока учащиеся практиковались в применении новых знаний. В результате ученики овладели новыми учебными операциями по постановке мягкого знака в именах существительных женского рода на конце после букв согласного шипящего.

Развитие учащихся прослеживалось на всех этапах урока. Учащиеся получили новые знания, анализировали и классифицировали учебный материал, учились обобщать.

Коммуникативность учащихся проявлялась в умении вести диалог, рассуждать, активно взаимодействовать в паре с товарищами.

Отметки за урок не выставлялись, дети отмечают только успешность в изучении темы, выявляя причину ошибок. Рефлексия проведена в форме вопросов, ответов и игры.

Я считаю, что мне удалось решить поставленные задачи, избежав при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранив продуктивную мотивацию учения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока русского языка по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1. Авторы: Е.В. Бунеева, Р. Н. Бунеев, О. В. Пронина)

Конспект открытого урока русского языка  по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1.  Автор...

Открытый урок русского языка по теме "Обобщение знаний о звуках русского языка. Фонетика"

Это урок обобщения и систематизации знаний. Проведён в конце 4 года обучения. На протяжении всего урока видно достижение планируемых результатов учащихся по разделу русского языка "Фонетика"....

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....

План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе. Тема урока: «Правописание ударных и безударных окончаний имён прилагательных».

План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе.Тема урока:«Правописание ударных и безударных  окончаний имён прилагательных»....

Открытый урок русского языка. 4 класс. Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов. Закрепление».

Открытый урок русского языка в 4 классе по теме: "Правописание безударных личных окончаний глаголов.:...

Технологическая карта открытого урока русского языка в 3 классе. УМК «Школа 2100». Тема урока: «Роль имён прилагательных…».

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме:"Роль имен прилагательных". Составлена по требованиям ФГОС, содержит кластер, разноуровневые задания, индивидуальный подход....