Урок русского языка в з классе по теме " Необходимость установления признаков слов , относящихся к одному из спряжений. Усекаемые и неусекаемые основы инфинитива"
план-конспект урока русского языка (3 класс) по теме

Кристинина Евгения Ивановна

Урок русского языка по технологии Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx24.09 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Кристинина Евгения Ивановна.

Урок русского языка в 3 классе по технологии Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, учебник В.В.Репкин, Т.В.Некрасова, Е.В.Восторгова , « Русский язык» ,3 класс.

Тема урока: « Необходимость установления признаков слов, относящихся к одному из спряжений. Усекаемые и неусекаемые основы инфинитива».

Цели урока:

  1. Обучающие

- формировать представление об усекаемых и неусекаемых основах инфинитива;

-формировать умение распознавать усекаемые и неусекаемые основы инфинитива.

2.Развивающие

-развивать мышление через решение логических задач и проблемно-поисковую деятельность;

-развивать речь(содержательность ,чёткость ,выразительность формулировок и их психологическое объяснение), познавательные интересы, эмоционально-волевую сферу, интеллектуальные умения(самоконтроль ,произвольное внимание, способность поддерживать заданный темп),память;

-развивать умение вести дискуссию, умение работать в коллективе.

3. Воспитательные:

-стимулировать активный творческий труд, воспитывать любовь к учёбе.

Оборудование: ИКТ ,карточки с алгоритмом ,карточки с заданием, тест.

1 Орг. момент.

Эмоциональный настрой.

Итак, мы начинаем урок русского языка. ( Слайд 1)

-Ребята, какое у вас настроение сегодня?

-Догадайтесь, о каком месяце идёт речь.

Весна , но холодно .Небо свинцовое. Из серых облаков идёт то дождь, то снег. Везде лужи воды и сугробы снега. И всё-таки на душе радостно, потому что наступила весна.

-Что вы знаете об этом месяце?

Март-слово не русское. Оно пришло к нам из Византии. Наши предки называли его            « протальник». А ещё « капельник». Ярче свет, выше солнце, длиннее дни, и слух  всё чаще улавливает птичьи « разговоры». Март- это время прилёта птиц, поэтому ещё его называли « грачевник».

- В этот замечательный весенний день я хочу пожелать вам успеха на уроке и предлагаю посвятить наш урок весне.

- Сегодня мы продолжим работать по нашей теме.

- Над какой темой мы работаем?   (Как писать окончания слов-действий)

2. Актуализация опорных знаний и умений.

- Я хочу проверить, что вы уже знаете о об этих объектах русского языка. И сделаю я это с помощью   теста. Вы уже знаете как работать с тестом. Вам предлагаются варианты ответов, надо выбрать правильный.

 2.1.Тестовая работа. ( слайд 2, приложение 1)

Тест.

1 .Слова, называющие действия предметов, отвечают на вопросы:

А) какой ?какая ?какое ?какие?

В) кто ?что?

С) что делает? Что сделаешь? Что сделают? и т.д.

2. Слова ,называющие действия:

А) склоняются

В) спрягаются

3. Что называется спряжением:

А) изменения по падежам

В) Изменения по лицам и числам

4. У слов, называющих действия, при спряжении изменяется:

А) окончание

В) основа

5. Окончания слов, называющих действия, выполняют работу:

А) Р,Ч,П

В) В,Ч,Р

С) В,Л,Ч,Р( в прошедшем времени)

Р -род

Ч-число

В-время

Л-лицо

2.2. Самопроверка и самооценка . ( слайд 3)

  -Итак, давайте проверим, что у вас получилось. Сверьтесь с доской.

- У кого были ошибки?

-Что надо сделать, чтобы ошибок больше не было?

Молодцы ! Посмотрите ещё раз на табличку и подведём итог.

2.3. Работа со схемой.( слайд 4)

Окончания слов, называющих действия предметов, выполняют работу

Указывают на время ( слайд 5) рисунок 1.

Прош.    Наст.    Будущ.        

число               лицо

ед. ч. мн.ч.        1,2,3

род                 число

ж. м. ср.                   ед.ч.  мн.ч.

  1. Целеполагание. 

Прочитайте.

 Хорошо в лесу в эту весеннюю пору! Солнце так и слеп _ т  глаза. Небо уже голубе _ т . Лёгкие белые облака похожи на льдинки в весенний разлив. ( слайд 6)

- Найдите в тексте слова-действия.

- Запишите себе в тетрадь.

-Выделите окончания.

- Какая орфограмма пропущена в этих словах? (Безударное личное окончание)

Слеп _ т

 

Голубе _ т

- А вы можете вставить пропущенную букву?

-Какой звук мы произносим в этих окончаниях?

-Вот и давайте напишем в этих окончаниях букву И! (нет, т.к. по закону русской орфографии мы обозначаем буквой не звук ,а фонему!)

- Вспомните, какую фонему может представлять звук [и] ? ( слайд 7) Рисунок 2.

        <о>- 1 спряжение -Е

[и]  

           <и>-2 спряжение  -И

 

- К какому спржению относится фонема О? ( К 1)

- Какой буквой обозначается фонема О? (е или ё)

- К какому спряжению относится фонема И? (ко 2)

- Какой буквой обозначается фонема И? (и)

- Ну так и скажите, какую выбрать букву!

- Ребята, я вам подскажу, я дам вам числа-подсказки.

Слеп _ т (2)

Голубе _ т(1)

- Теперь вы знаете ,  какую букву писать? (да)

Запишите.

- Ребята, но ведь нельзя сё время пользоваться подсказками! Что же нам делать?

Цель: научиться определять спряжение слов, называющих действия. ( слайд 8)

  1. Организация практической части(новый материал).

- Ребята , вы обратили внимание, что наши окончания выполняют одну и туже работу, произносим мы их одинаково, а пишем по-разному! Может существует  какая-нибудь особенность у слов, которая их относит к разным спряжениям?

- Да, такая особенность есть.

-Запишите рядом с каждым слово его инфинитив.

Слепит -слепить

Голубеет –голубеть

4.1. Сравнение слов и их основ.

- Выделите в словах значимые части.

- Сравните основы этих слов.

- Что вы заметили?( в первой паре суффикс пропал, а во второй остался.)

- Может это случайность или какое-нибудь исключение? Проверим!

- Посмотрите на эти пары слов.

Лечу -лететь

Летаю -летать

Усну -уснуть

Мешаю –мешать

-Что вы видите? (В других словах тоже есть такие основы) ( слайд 9)

- Это и есть та особенность, которая помогает определить спряжение.

Основа, у которой суффикс пропадает -усекаемая основа. Обозначается буквой У

Основа, у которой суффикс не исчезает - неусекаемая основа, обозначается буквами НУ.

4.2. Составление алгоритма определения усекаемости и неусекемости основ инфинитива.

- Как определить, усекаемая или неусекаемая основа у слова?

  1. Поставить слово в инфинитив
  2. 2. Выделить значимые части
  3. Посмотреть на суффикс

выпадает                 не выпадает

усекаемая                неусекаемая

     У                            НУ

(Слайд 10 и  карточка с алгоритмом на столе- приложение 2).

5.Применение полученных знаний.

-Ребята, как вы думаете, уже можно приступать к определению спряжения?

- А что нам надо сделать?

(нет, надо потренироваться в определении усекаемых и неусекаемых основ)

Прочитайте текст на карточках.( приложение 3)

5.1. Работа с текстом.(слайд 11)

Пришла радос(т)ная п _ ра.  В _ сенн _ е со(л)нце  топ _ т(2) сне _. По овра _ кам журчат руч(Ь,Ъ)и. Ожива _ т(1) каждый кустик и травинка.  Проб _ га  _ т(1) лёгкий в _ терок.  Здравствуй весна!  

- Подумайте, не пропущены ли где-нибудь знаки препинания?

- Вставьте пропущенные орфограммы.

Сверьтесь с доской. ( слайд 12)

- Найдите и запишите слова-действия в настоящем времени.

топит

журчат

оживает

пробегает

5.2. Парная работа.

- Поработайте в паре. С помощью алгоритма определите У и НУ основы.

- Как надо работать в паре ?

- Не забывайте помогать друг другу, исправлять ошибки. Будьте внимательны!

(1 пара работает на доске)

5.3. Самооценка.

- Как справились наши исполнители?

-А как справились вы?

-Кому было легко?

-Чей сосед работал хорошо?

6. Оценка цели и результатов.

 

- Ребята, какую цель мы ставили?

- Мы её достигли, мы научились проверять безударное личное окончание?

- Значит, мы ни чему не научились?

- Конечно, мы сделали очень важное промежуточное открытие, оно поможет нам в дальнейшем!

6.1 Постановка цели на следующий урок.

-А какую цель мы поставим на следующий урок? ( надо продолжить работу) ( слайд 13)

7. Домашнее задание.

Напишите мини-сочинение на тему « Пришла весна» с используемыми на уроке словами.

( слайд 14)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.

План-конспект урока по учебнику "Русский язык" Р.Н. Бунева, Е.В. Бунеевой с использованием ЭОР....

План-конспект урока русского языка в 1 классе по теме: «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова»

Урок русского языка по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» (УМК «Школа России», 1 класс)...

Урок русского языка во 2 классе по теме "Упражнение в написании слов с парными согласными в середине и в конце слова"

Конспект урока разработан по теме "Парные согласные в середине и в конце слова" как урок-обощение. Позволяет проверить усвоенный материал учениками, предлагает интересные задания, развивающие кругозор...

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Как найти в слове основу?"

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Как найти в слове основу?" поможет интересно провести урок и доступно объяснить алгоритм нахождения в слове окончания и основы....

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Как найти в слове основу?"

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Как найти в слове основу?" поможет учителю интересно провести урок  с использованием сингапурской методики....

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Лексико-грамматические признаки существительного. Существительные, называющие предмет, явление природы, действие, признак."

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Лексико-грамматические признаки существительного. Существительные, называющие предмет, явление природы, действие, признак.Цели урока: совершенствовать знания у...