Урок русского языка в з классе по теме " Необходимость установления признаков слов , относящихся к одному из спряжений. Усекаемые и неусекаемые основы инфинитива"
план-конспект урока русского языка (3 класс) по теме
Урок русского языка по технологии Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.docx | 24.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Кристинина Евгения Ивановна.
Урок русского языка в 3 классе по технологии Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, учебник В.В.Репкин, Т.В.Некрасова, Е.В.Восторгова , « Русский язык» ,3 класс.
Тема урока: « Необходимость установления признаков слов, относящихся к одному из спряжений. Усекаемые и неусекаемые основы инфинитива».
Цели урока:
- Обучающие
- формировать представление об усекаемых и неусекаемых основах инфинитива;
-формировать умение распознавать усекаемые и неусекаемые основы инфинитива.
2.Развивающие
-развивать мышление через решение логических задач и проблемно-поисковую деятельность;
-развивать речь(содержательность ,чёткость ,выразительность формулировок и их психологическое объяснение), познавательные интересы, эмоционально-волевую сферу, интеллектуальные умения(самоконтроль ,произвольное внимание, способность поддерживать заданный темп),память;
-развивать умение вести дискуссию, умение работать в коллективе.
3. Воспитательные:
-стимулировать активный творческий труд, воспитывать любовь к учёбе.
Оборудование: ИКТ ,карточки с алгоритмом ,карточки с заданием, тест.
1 Орг. момент.
Эмоциональный настрой.
Итак, мы начинаем урок русского языка. ( Слайд 1)
-Ребята, какое у вас настроение сегодня?
-Догадайтесь, о каком месяце идёт речь.
Весна , но холодно .Небо свинцовое. Из серых облаков идёт то дождь, то снег. Везде лужи воды и сугробы снега. И всё-таки на душе радостно, потому что наступила весна.
-Что вы знаете об этом месяце?
Март-слово не русское. Оно пришло к нам из Византии. Наши предки называли его « протальник». А ещё « капельник». Ярче свет, выше солнце, длиннее дни, и слух всё чаще улавливает птичьи « разговоры». Март- это время прилёта птиц, поэтому ещё его называли « грачевник».
- В этот замечательный весенний день я хочу пожелать вам успеха на уроке и предлагаю посвятить наш урок весне.
- Сегодня мы продолжим работать по нашей теме.
- Над какой темой мы работаем? (Как писать окончания слов-действий)
2. Актуализация опорных знаний и умений.
- Я хочу проверить, что вы уже знаете о об этих объектах русского языка. И сделаю я это с помощью теста. Вы уже знаете как работать с тестом. Вам предлагаются варианты ответов, надо выбрать правильный.
2.1.Тестовая работа. ( слайд 2, приложение 1)
Тест.
1 .Слова, называющие действия предметов, отвечают на вопросы:
А) какой ?какая ?какое ?какие?
В) кто ?что?
С) что делает? Что сделаешь? Что сделают? и т.д.
2. Слова ,называющие действия:
А) склоняются
В) спрягаются
3. Что называется спряжением:
А) изменения по падежам
В) Изменения по лицам и числам
4. У слов, называющих действия, при спряжении изменяется:
А) окончание
В) основа
5. Окончания слов, называющих действия, выполняют работу:
А) Р,Ч,П
В) В,Ч,Р
С) В,Л,Ч,Р( в прошедшем времени)
Р -род
Ч-число
В-время
Л-лицо
2.2. Самопроверка и самооценка . ( слайд 3)
-Итак, давайте проверим, что у вас получилось. Сверьтесь с доской.
- У кого были ошибки?
-Что надо сделать, чтобы ошибок больше не было?
Молодцы ! Посмотрите ещё раз на табличку и подведём итог.
2.3. Работа со схемой.( слайд 4)
Окончания слов, называющих действия предметов, выполняют работу
Указывают на время ( слайд 5) рисунок 1.
Прош. Наст. Будущ.
число лицо
ед. ч. мн.ч. 1,2,3
род число
ж. м. ср. ед.ч. мн.ч.
- Целеполагание.
Прочитайте.
Хорошо в лесу в эту весеннюю пору! Солнце так и слеп _ т глаза. Небо уже голубе _ т . Лёгкие белые облака похожи на льдинки в весенний разлив. ( слайд 6)
- Найдите в тексте слова-действия.
- Запишите себе в тетрадь.
-Выделите окончания.
- Какая орфограмма пропущена в этих словах? (Безударное личное окончание)
Слеп _ т
Голубе _ т
- А вы можете вставить пропущенную букву?
-Какой звук мы произносим в этих окончаниях?
-Вот и давайте напишем в этих окончаниях букву И! (нет, т.к. по закону русской орфографии мы обозначаем буквой не звук ,а фонему!)
- Вспомните, какую фонему может представлять звук [и] ? ( слайд 7) Рисунок 2.
<о>- 1 спряжение -Е
[и]
<и>-2 спряжение -И
- К какому спржению относится фонема О? ( К 1)
- Какой буквой обозначается фонема О? (е или ё)
- К какому спряжению относится фонема И? (ко 2)
- Какой буквой обозначается фонема И? (и)
- Ну так и скажите, какую выбрать букву!
- Ребята, я вам подскажу, я дам вам числа-подсказки.
Слеп _ т (2)
Голубе _ т(1)
- Теперь вы знаете , какую букву писать? (да)
Запишите.
- Ребята, но ведь нельзя сё время пользоваться подсказками! Что же нам делать?
Цель: научиться определять спряжение слов, называющих действия. ( слайд 8)
- Организация практической части(новый материал).
- Ребята , вы обратили внимание, что наши окончания выполняют одну и туже работу, произносим мы их одинаково, а пишем по-разному! Может существует какая-нибудь особенность у слов, которая их относит к разным спряжениям?
- Да, такая особенность есть.
-Запишите рядом с каждым слово его инфинитив.
Слепит -слепить
Голубеет –голубеть
4.1. Сравнение слов и их основ.
- Выделите в словах значимые части.
- Сравните основы этих слов.
- Что вы заметили?( в первой паре суффикс пропал, а во второй остался.)
- Может это случайность или какое-нибудь исключение? Проверим!
- Посмотрите на эти пары слов.
Лечу -лететь
Летаю -летать
Усну -уснуть
Мешаю –мешать
-Что вы видите? (В других словах тоже есть такие основы) ( слайд 9)
- Это и есть та особенность, которая помогает определить спряжение.
Основа, у которой суффикс пропадает -усекаемая основа. Обозначается буквой У
Основа, у которой суффикс не исчезает - неусекаемая основа, обозначается буквами НУ.
4.2. Составление алгоритма определения усекаемости и неусекемости основ инфинитива.
- Как определить, усекаемая или неусекаемая основа у слова?
- Поставить слово в инфинитив
- 2. Выделить значимые части
- Посмотреть на суффикс
выпадает не выпадает
усекаемая неусекаемая
У НУ
(Слайд 10 и карточка с алгоритмом на столе- приложение 2).
5.Применение полученных знаний.
-Ребята, как вы думаете, уже можно приступать к определению спряжения?
- А что нам надо сделать?
(нет, надо потренироваться в определении усекаемых и неусекаемых основ)
Прочитайте текст на карточках.( приложение 3)
5.1. Работа с текстом.(слайд 11)
Пришла радос(т)ная п _ ра. В _ сенн _ е со(л)нце топ _ т(2) сне _. По овра _ кам журчат руч(Ь,Ъ)и. Ожива _ т(1) каждый кустик и травинка. Проб _ га _ т(1) лёгкий в _ терок. Здравствуй весна!
- Подумайте, не пропущены ли где-нибудь знаки препинания?
- Вставьте пропущенные орфограммы.
Сверьтесь с доской. ( слайд 12)
- Найдите и запишите слова-действия в настоящем времени.
топит
журчат
оживает
пробегает
5.2. Парная работа.
- Поработайте в паре. С помощью алгоритма определите У и НУ основы.
- Как надо работать в паре ?
- Не забывайте помогать друг другу, исправлять ошибки. Будьте внимательны!
(1 пара работает на доске)
5.3. Самооценка.
- Как справились наши исполнители?
-А как справились вы?
-Кому было легко?
-Чей сосед работал хорошо?
6. Оценка цели и результатов.
- Ребята, какую цель мы ставили?
- Мы её достигли, мы научились проверять безударное личное окончание?
- Значит, мы ни чему не научились?
- Конечно, мы сделали очень важное промежуточное открытие, оно поможет нам в дальнейшем!
6.1 Постановка цели на следующий урок.
-А какую цель мы поставим на следующий урок? ( надо продолжить работу) ( слайд 13)
7. Домашнее задание.
Напишите мини-сочинение на тему « Пришла весна» с используемыми на уроке словами.
( слайд 14)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка во 2 классе по теме "Упражнения в подборе слов-признаков" по программе "Школа 2100"
Тема урока "Упражнение в подборе слов-признаков"...
План-конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.
План-конспект урока по учебнику "Русский язык" Р.Н. Бунева, Е.В. Бунеевой с использованием ЭОР....
План-конспект урока русского языка в 1 классе по теме: «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова»
Урок русского языка по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» (УМК «Школа России», 1 класс)...
Урок русского языка во 2 классе по теме "Упражнение в написании слов с парными согласными в середине и в конце слова"
Конспект урока разработан по теме "Парные согласные в середине и в конце слова" как урок-обощение. Позволяет проверить усвоенный материал учениками, предлагает интересные задания, развивающие кругозор...
Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Как найти в слове основу?"
Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Как найти в слове основу?" поможет интересно провести урок и доступно объяснить алгоритм нахождения в слове окончания и основы....
Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Как найти в слове основу?"
Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Как найти в слове основу?" поможет учителю интересно провести урок с использованием сингапурской методики....
Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Лексико-грамматические признаки существительного. Существительные, называющие предмет, явление природы, действие, признак."
Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Лексико-грамматические признаки существительного. Существительные, называющие предмет, явление природы, действие, признак.Цели урока: совершенствовать знания у...