Система упражнений для развития пальцев и кистей рук
методическая разработка по русскому языку (1,2 класс) по теме

Никулина Ирина Сергеевна

В начальной школе необходимо развивать мелкую моторику рук . Я предлагаю упражнения, которые помогут выполнить преподавателям решить эту проблему в интересной форме. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_uprazhneniy_dlya_razvitiya_palcev_i_kistey_ruk.docx15.93 КБ

Предварительный просмотр:

      Система упражнений для развития пальцев и кистей рук.

  1. Статические игровые упражнения для пальцев и кистей рук

Флажок

Наклонить кисть руки; все пальцы, кроме большого, вместе, большой палец вытянут верх.

Стол

Правую руку сжать в кулак, на неё сверху положить горизонтально левую руку ладонью вниз.

Стул, кресло

Правую руку сжать в кулак, а левую прислонить к ней вертикально, сомкнув пальцы.

Лодочка

Прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыть их.

Бочонок с водой

Слегка согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив с верху отверстие.

Миска, гнездо

Пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к другу.

Гнездо с яйцами

Обе руки в том же положении, что и предыдущем упражнении. Но большие пальцы опустить в низ.

Ворота, дверь

Соединить кончики среднего и безымянного пальцев обоих рук, большие пальцы поднять вверх или вытянуть внутрь.

Башня, крыша, дом

Соединить наклонно кончики пальцев правой и левой рук.

Чаша и цветок

Кисти рук в вертикальном положении, приложить ладони обеих рук друг к другу, раскрыть пальцы и слегка округлить их.

Мост, дорога, дом

Поднять кисти рук вверх ладонями друг к другу, расположить пальцы горизонтально, соединить кончики  среднего и безымянного пальцев обеих рук.

Корни растений

Прижать руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз.

Улитка с усиками

Положить правую руку на стол, поднять указательный и средний пальцы, расставить их.

Раковина улитки

Правая рука в том же положении, что и в предыдущем упражнении, левую руку положить сверху.

Очки

Образовать два кружка из большого и указательного пальцев обоих рук, соединить их.

Зайчик

Вытянуть вверх указательный и средний пальцы руки, а кончики безымянного пальца и мизинца соедините с кончиком большого пальца.

Деревья

Поднять обе кисти рук ладонями к себе, широко расставить пальцы.

Кошка

Средний и безымянный пальцы правой руки прижать большим пальцем к ладони, указательный палец и мизинец слегка согнуть, поднять кисть правой руки вверх.

Собака

Соединить большой, средний и безымянный пальцы правой руки; указательный палец и мизинец, слегка согнув, поднять вверх.

Магазин

Кисти рук в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательные пальцы расположить горизонтально перед «крышей» - это «прилавок» магазина.

Продавец и покупатель

Пальцы в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только большие пальцы находятся по обеим сторонам «прилавка» (его изображают указательные пальцы, расположенные горизонтально) и «разговаривают» друг с другом.

Пассажиры в автобусе

Скрещенные пальцы рук обращены вниз, тыльные стороны рук – вверх, большие пальцы вытянуты вверх.

  1. Динамические игровые упражнения для пальцев и кистей рук

Пальчики здороваются

Кончик большого пальца правой руки поочередно касаются кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Те же движения выполняются пальцами левой руки, затем – двумя руками одновременно.

Встретились ладошки

Ладони рук соединены, а одноименные пальцы левой и правой рук по очереди «здороваются» друг с другом – большой с большим, указательный с указательным, и т. д.

Осы

Обе руки сжаты в кулаки, выправлены только указательные пальцы, которые совершают одновременные вращательные движения.

Человечек

Указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу, то же повторить другой рукой, а затем – обеими руками одновременно («бег наперегонки»).

Птички летят, машут крыльями

Мизинцы правой и левой рук переплелись друг с другом, а пальцами обеих рук производить движения вверх – вниз.

3. Игры и упражнения со стихотворным сопровождением

Апельсин

Начиная с мизинца, загибаем попеременно все пальцы:

Мы делили апельсин.

Много нас, а он один.

Эта долька – для кота,

Эта долька – для ежа,

Эта долька для улитки,

Эта долька для чижа,

Ну, а волку кожура.

Замок

На двери висит замок.

(Ритмичные быстрые движения пальцев рук в замок.)

Кто открыть бы его смог?

(Повторение движений.)

Потянули …

(Сцепленные в замок руки потянуть в одну, потом в другую сторону.)

Покрутили …

(Движениями кистями рук со сцепленными пальцами от себя – к себе.)

Постучали …

(Пальцы сцеплены, основаниями ладоней постучать друг о друга…)

И – открыли!

(Пальцы расцепить, ладони – в стороны.)

Дом и ворота

На поляне дом стоит.

(Пальцы обеих рук под углом друг к другу, широко расставлены, соприкасаются только кончики одноименных пальцев – это «крыша дома».)

Ну, а к дому путь закрыт.

(Большие пальцы обеих рук – вверх, внутренняя сторона ладоней – к себе, остальные пальцы – в горизонтальном положении вместе; кончики средних пальцев соприкасаются.)

Мы ворота открываем,

(Ладони поворачиваются параллельно друг другу.)

В этот домик приглашаем.

(Пальцы обеих рук под углом друг к другу, широко расставлены, соприкасаются кончики одноименных пальцев.)

Дружба

Дружат в нашем классе

Девочки и мальчики.

(Пальцы обеих рук соединяются в замок.)

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

(Ритмичное касание пальцев обоих рук.)

Раз, два, три, четыре, пять –

Мы закончили считать.

(Опустить руки в низ, встряхнуть кистями.)

Прогулка

Пошли пальчики гулять,

(Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены в низ и как бы прыжками двигаются по столу.)

А вторые – догонять.

(Движения средних пальцев в быстром темпе.)

А четвертые - пешком,

(Медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола.)

Пятый пальчик поскакал

(Ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами.)

И в конце пути упал.

(Хлопок обоими кулаками по столу.)

Засолка капусты

Мы капусту рубим,

(Резкие движения кистями с выпрямленными сомкнутыми пальцами вверх и вниз.)

Мы морковку трем,

(Пальцы обоих рук сжаты в кулаки, движение кулаков к себе и от себя.)

Мы капусту солим,

(Движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки.)

Мы капусту жмем.

(Интенсивно сжимаем пальцы обеих рук в кулаки.)

Уф, устали!

(Энергично встряхиваем руками.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы "Система упражнений для развития навыка чтения"

Упражнения используются при обучении чтению в 1 классе. С помощью упражнений процесс обучения становится интересным. доступным....

Система упражнений по развитию фонематического слуха

Даны виды упражнений для работы в начальной школе на этапе словарной работы по русскому языку...

Учебно-методическое пособие "Система упражнений по развитию мышления на уроках русского языка".

Предлагаемая система упражнений для самостоятельной работы по развитию мышления составлена в соответствии с материалом основных тем программы по русскому языку.Цели: развитие у учащихся навыков ...

Как приучить ребенка к чтению. Система упражнений для развития навыка чтения.

Современные дети практически не читают книг. Они предпочитают сидеть в планшете, в компьютере. Как привить своему ребенку любовь к чтению? Если школьник читать не хочет, с каждым классом проблемы буду...

Система упражнений для развития техники чтения

В  данной  статье  дана  подборка  упражнений  на  развитие  факторов  влиябщих  на  технику  чтения ....

Упражнения для развития пальцев рук

Упражнения для развития пальцев рук...

«Система упражнений для развития межполушарного взаимодействия у детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием мячей»

Одним из составляющих элементов комплексной коррекционной работы является кинезиологическая коррекция. Применение данных методик позволяет улучшить у учащихся память, внимание, речь, пространств...