Система упражнений по развитию фонематического слуха
статья по русскому языку по теме
Даны виды упражнений для работы в начальной школе на этапе словарной работы по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_uprazhneniy_po_razvitiyu_fonematicheskogo_sluha.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Добычина О.Б. МОУНОШ №2
Система упражнений по развитию фонематического слуха
Развитие фонематического слуха является первоочередной задачей на этапе обучения грамоте, но останавливаться на этой работе не нужно и в дальнейшем. Умения дифференцировать звуки требуются при изучении следующих тем: «Буква мягкий знак», «Буквы е, ё, я, ю», «Разделительные ъ и ь знаки», «Безударная гласная в корне слова», «Безударная гласная в окончаниях имён существительных», «Парные согласные на конце слова» и др.
В содержании программы по предмету русский язык в разделе «Фонетика» определен систематический курс по работе над фонетикой и орфоэпией.
«Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости—мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости—глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
Учебный предмет «Русский язык» обеспечивают формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Усвоение правил строения слова, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий — замещения (например, звука буквой), преобразования модели (видоизменения слова). Изучение русского языка создаёт условия для формирования «языкового чутья» как результата ориентировки ребёнка в грамматической и синтаксической структуре родного языка и обеспечивает успешное развитие адекватных возрасту форм и функций речи, включая обобщающую и планирующую функции»
В начальной школе применяется как полный, так и частичный фонетический разбор, позволяющий акцентировать внимание учащихся на минимуме теоретических знаний, которые служат для формирования прочных фонетических умений и навыков. Поэтапный фонетический разбор в начальной школе даст материал для полного фонетического разбора в старшем звене.
Чтобы не отводить на эту работу определённый этап урока, считаю, целесообразно использовать её на этапе словарной работы. Тем самым разнообразить существующую работу над словом с непроверяемой гласной.
С этой целью мною разработан ряд упражнений. Данные упражнения используются как при введении нового слова, так и при отработке написания изученных слов.
- Использование транскрипции при изучении нового слова.
Отгадайте загадку: Никто не пугает, а вся дрожит. (осина)
Запишите транскрипцию этого слова. [а с,и н а]
Показ написания данного слова, его орфоэпическое проговаривание.
Запись слова, деление на слоги, постановка ударения, подсчёт количества букв.
- Использование транскрипции в процессе отработки изученных слов.
На доске: [с д, э с, ] [й, а з ы к]и т.д.
Сделайте буквенную запись этих слов.
- Выпишите из словарика слова, в которых звуков больше чем букв. (язык, ягода, яблоко, заяц и т.д.)
Выпишите из словарика слова, в которых звуков меньше чем букв.
(ладонь, морковь, класс и т.д.)
- Выпишите слова, в которых все звуки твёрдые (мороз, молоко, работа и т.д.)
- Выпишите из словарика слова, в которых все звуки мягкие (мебель, иней и т.д.)
- Запишите под диктовку слова, подчеркните в них буквы парных согласных звуков.
- Запиши слова по памяти: лопата, платок, корабль, яблоко, железо. Какие звуки обозначает буква л в этих словах?
- Запиши слова, вставь пропущенные буквы: г.зета, м.дведь, р.бята, дев.чка, п.тух, вет.р, бил.т
Поставь ударение, подчеркни безударные гласные. Какие звуки обозначили буквой е под ударением, в безударной позиции?
- Запиши слова под диктовку. (прекрасный, жёлтый, январь, трамвай, ездить, воскресенье). В каких словах слышим звук [ й,], какими буквами обозначили?
- Запиши только те слова, в которых количество букв совпадает с количеством звуков (беседа, восемь, агроном, бульдозер, едкий)
- Выпиши те слова, в которых звук, заключённый в скобки, обозначает мягкий согласный. (ли[с]ица, [м]аляр, мяко[т]ь, до[в]ерие, [ж]елать, во[с]емь)
- Выпиши из слов только твёрдые согласные звуки. (космос ― [к с м с ], магазин ― [м г н], север ― [р], обед ― [т], ученики -[-])
- Выпиши из слов только мягкие согласные звуки. (заяц ― [й,], мебель ― [м,б,л,], концерт - [-])
- Подчеркни в словах буквы, которые различаются с произношением. (капуста, машина, посуда, понедельник, платок, народ)
- В названиях каких птиц звук [а]обозначили буквой о? Запиши эти слова. (сорока, ворона, воробей, соловей)
- Выпиши из словарика слова, в которых 7 букв, 6 звуков (декабрь, медведь, учитель)
- Выпиши из словарика слово, в котором 8 букв, 9 звуков (растение)
- Запиши названия месяцев только с помощью гласных звуков.
Октябрь -[а][а], декабрь ― [э][а], февраль ― [э][а], январь ― [а][а]
- Запиши названия профессий только с помощью гласных букв.
Шофёр ― о ё, космонавт ― о о а, учитель ― у и е, рабочий ― а о и, директор ― и е о)
- Назовите населённые пункты (деревня, город) Запишите эти слова только с помощью согласных букв. (д р в н, г р д)
- Назови овощи. (морковь, огурец, картофель, капуста) Запиши их только с помощью согласных звуков. ([м р к в,], [г р,ц], [к р т ф,л,], [к п с т]
- Запиши глаголы (ездить, засеять, слышать, увидеть). Выпиши букву гласного ударного звука (е, е, ы, и). Какие звуки они обозначают?
- Выпишите слова, в которых гласной буквой обозначили 2 звука.(до свидания, животное, расстояние, экскурсия, январь) Какими буквами обозначаем два звука? В каких случаях?
- Запиши слова: вдруг, ветер, город, завод, корабль, мороз, арбуз. Подчеркни буквы парных согласных звуков (вдруг, ветер, город, завод, корабль, мороз, арбуз). Какие из них являются орфограммами?
- Запиши слова (заяц, иней, язык, пальто, народ, класс). Подчеркни гласные буквы. Какие звуки ими обозначили? Какие слова нельзя перенести? Почему?
- Найди в словарике слова, в котором три гласных звука. (пшеница, космонавт, дорога, впереди, валенки) Сколько слогов в этих словах?
- Назови ударный гласный звук в слове осень [о]- обозначь буквой, запиши- о
Назови мягкий согласный звук в слове обед [б,]- обозначь буквой, запиши- б
Назови глухой согласный звук в слове раки [к,] -обозначь буквой -к
Назови безударный гласный звук в слове сады [а]- обозначь буквой - а
Назови 4 звук в слове пирог [о]- обозначь буквой - о
Назови твёрдый согласный звук в слове весело [л]- обозначь буквой - л
(У детей в тетради ― о б к а о л.) Составь из букв слово (облако).
- Составление слов из слогов.
- Запиши первый слог в слове широкий (ши)
Запиши второй слог в слове зима (ма)
Запиши третий слог в слове колонна (на)
(У детей в тетради — ши, ма, на.) Составь из слогов слово (машина).
Фонетика — это не изолированный раздел науки о языке, законы фонетики влияют на другие явления и процессы в языке (орфографии, словообразовании, морфологии и синтаксисе). Обучая русскому языку в начальной школе необходимо содействовать развитию мышления учащихся, пробуждать бережное отношение и любовь к родной речи, вызывать интерес к знаниям по русскому языку, развивать языковое чутьё, умение наблюдать факты речи, способность анализировать языковые явления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник упражнений для развития фонематического слуха у младших школьников.
В данном материале предлагаются примерные упражнения, которые могут быть использованы учителями начальных классов, воспитателями и логопедами, а так же родителями при работе над развитием фонема...
Игры и упражнения для развития фонематического слуха и восприятия
Предлагаю вниманию родителей игры, позволяющие в интересной форме научить ребенка прислушиваться к звукам речи...
Игры и упражнения для развития фонематического слуха у детей младшего школьного возраста
Данный файл содержит набор игр и упражнений с фонемами....
Упражнения на развитие фонематического слуха.
Упражнения и игры на развитие фонематического слуха....
Сборник упражнений для развития фонематического слуха у младших школьников
В данном материале предлагаются примерные упражнения, которые могут быть использованы учителями начальных классов и логопедами, а так же родителями при работе над развитием фонематического воспр...
Упражнения по развитию фонематического слуха
Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова . В первый год своей школьной жи...
Буклет "Упражнения для развития фонематического слуха"
Буклет "Упражнения для развития фонематического слуха" содержит упражнения с примерами для использования взрослых (родителей, педагогов) в работе с детьми младшего школьного...