Система упражнений для развития техники чтения
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему
В данной статье дана подборка упражнений на развитие факторов влиябщих на технику чтения .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_uprazhneniya_dlya_razvitiya_tehniki_chteniya.docx | 44.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Система упражнения для развития техники чтения.
Составитель учитель начальных классов Монастырская Наталья Викторовна
1. Упражнения для формирования правильности чтения.
Упражнения, направленные на развитие внимания, памяти и упражнения со словами.
К первой группе отнесём следующие виды упражнений:
1. Выбери слова на данный звук ( чтение четверостишия, предложения, текста).
2.Придумай название продуктов на данный звук.
3.Встаньте те, у кого в имени, отчестве, фамилии есть данный звук.
4.Покажи название 5-6 предметов. Выбери название предмета, в котором один слог, два слога.
5.Повтори скороговорку, предложение, текст.
6.Заучи четверостишие.
7. Повтори слова на тему, добавляя своё. Игра «Снежный ком».
Вторая группа это перевёртыши, сквозная буква, лесенка , послоговое чтение слов, имеющих сложный слоговой и морфемный состав.
Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного и скоростного чтения
У детей слабо развит артикуляционный аппарат, что тормозит быстрое чтение, поэтому в 1-м и во 2-м классах актуальны такие упражнения:
1) Чтение сочетаний двух-трех согласных с гласными:
2) Читаем, медленно, в умеренном темпе: убыстряя темп:
ЖЗИ ТНО КТРИ
ДРУ ЗБИ СТРУ
Вороб_ сидел_ на ветк_ и чирикал.
Скороговорки
Лена искала булавку.
Булавка упала под лавку.
Под лавку залезть было лень,
Искала булавку весь день.
а) Прочитай скороговорки орфографически.
б) Прочитай скороговорки орфоэпически.
в) Работа с табличками: дети читают скороговорку в соответствии с заданием:
тихо | громко | шепотом | немое кино (беззвучно) |
«Дом, который построил Джек»
Дети проговаривают на максимальной скорости первое словосочетание несколько раз до тех пор, пока им это не удастся. Затем добавляется еще 1-2 слова, которые прочитываются с той же скоростью. И так до конца отрывка, повторяя каждый раз все сначала, как в известном стихотворении «Дом, который построил Джек». Например:
В некотором царстве...
В некотором царстве, в некотором государстве...
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был...
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был богатый купец..,
Упражнения, развивающие оперативную память, устойчивость внимания.
«Найди лишнюю букву»
О И Б Я У
Можно из старых газет вырезать любые тексты и раздать их детям.
Задание: сегодня мы вычеркиваем только букву И. Завтра – другую и т.д.
«Найди лишнее слово»
Прочитай. Обоснуй свой выбор.
СЛОН МЕДВЕДЬ ТИГР
ЛЕВ БАБОЧКА КОШКА
«Фотоглаз»
За 20 секунд дети должны взглядом «сфотографировать» слова и ответить на вопрос «Есть ли среди этих слов...?» Например:
ОРЕХ РУЧЕЙ ПЕРЬЯ РАЗОГНАЛСЯ ТРОПИЧЕСКИЕ ОШЕЛОМЛЁННЫЙ
«Да или нет?»
Дети слушают предложения и определяют, может ли это быть. Если да, то когда, где, почему? Если нет, то требуется доказательно это объяснить.
Выпал снег, Алеша вышел загорать.
Автомобиль свистел с прежней скоростью и уходил вперед.
Это упражнение нацелено на внимание к тексту, его сознательное освоение, умение быстро схватить смысл читаемого, точно построить высказывание.
«Дополни предложение»
Кот мяукал...
2. Упражнения для развития беглости чтения.
Упражнения для расширения поля зрения и для активизации органов речи.
Упражнения для развития поля зрения – работа со словарными блока, по вертикали которых спрятано слово. Дети читают слова, а сами глазами следят по буквам которые выделены.
Работа по созерцанию зелёной точки. На карточки ставим зелёную точку и концентрируем взгляд на ней. В это время называем предметы справа, слева, вверху, внизу.
Специалисты рекомендуют. Работа по таблице Шульте. Развитие поля зрения по вертикали, горизонтали.
сок Света ива
носки место кресло
сам каток клетка
кукла кукла
магазин рак
Чтение столбиков с трафаретами. Дети, используя трафарет , читают слова в столбиках.
Чек красный защёлка универмаг
Зуб бегать лаборант продовольствие
Дом игра молоко учебники
Работа по таблицам. Пособие состоит из 4-х блоков, в каждом блоке по 5 столбиков слов. Работа проводится так: называется слово которое отыскивается. ( таблица).
Наборы по Т.Н.Федоренко.
Тексты зрительных диктантов. Методика профессора И.П. Федоренко, гласит, что при работе над книгой важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.
Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно оно создает раздражение и запоминается. Потому, если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длинные упражнения, длинные по времени; мы должны упражнения проводить короткими порциями, но с большей частотой.
Что же зачастую наблюдается во многих семьях? Папа или мама усаживают своего ребенка, и говорят следующее: “Прочитай вот эту сказку. Пока не прочитаешь, из-за стола не выходи”. При той низкой технике чтения, которой обладает первоклассник, ему необходимо час – полтора, чтобы прочитать эту коротенькую сказку. Это час – полтора очень трудной работы. Папа и мама допускают здесь очень серьезную педагогическую ошибку, подавляя у ребенка желание читать. Было бы гораздо лучше, если бы домашняя тренировка проводилась тремя порциями по 5 минут. Небольшой абзац ребенок прочитывает и пересказывает его содержание. Через час-два еще одна порция. Перед сном еще одна порция.
Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения.
Режим щадящего чтения – это такой режим, когда ребенок прочитывает одну – две строчки и после этого получит кратковременный отдых.
Такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает диафильмы, слайды: 2 строчки под кадриком прочитал, посмотрел картинку – отдохнул. Следующий кадрик – опять две строчки прочитал, опять посмотрел картинку. Это также может быть чтение комексов
- Упражнения, развивающие боковое зрение и отрабатывающие прямой взгляд
1) Для того чтобы дети смогли понять суть терминов «боковое зрение» и «прямой угол», им предлагается, не отводя взгляда от одной строчки, перечислить предметы, которые попадают в поле зрения справа, слева, сверху, снизу.
2) Раздаточный материал – таблица Шульте (размер 20х20см)
10 | 25 | 14 | 2 |
13 | 15 | 20 | 5 |
19 | 11 | 23 | 24 |
21 | 16 | 7 | 17 |
12 | 22 | 8 | 9 |
Алгоритм использования:
- Как можно быстрее назови все числа по порядку от 10 до 25, указывая карандашом или пальчиком;
- Старайся запоминать расположение сразу двух-трех следующих друг за другом чисел.
Помни! Глаза смотрят в центр таблицы, в число 10, а видят её всю целиком.
«Сажаем морковку»
а) На доске или на бумаге изображается ящик с морковкой. По рисунку – вопросы и комментарии.
– Если морковка находится в ящике, какая её часть будет видна? (Хвостик)
– Вот именно, на хвостик и будет направлен прямой взгляд. Глядя на первый слог, увидишь все слово на морковке.
Для упражнения могут быть взяты различные слова из читаемого текста, однако при подборе слов следует учитывать, что ребенок в состоянии увидеть боковым зрением не более пяти букв.
б) «Длинная морковка»
– Что делать, если морковка вырастет слишком большая и слово на ней внутри ящика не помещается, так как содержит более пяти букв и выходит за пределы прямого взгляда? Тогда морковка будет выглядеть таким образом:
– Что в этом случае мы видим, глядя на ящик с морковкой? (Хвостик и кончик, а середина в ящике.) Следовательно, прямой взгляд можно переносит с хвостика на кончик.
В данном упражнении отрабатывается не только боковое зрение, но и умение управлять прямым взглядом, контролировать ту часть слова, которую ребенок видит боковым зрением, умение ориентироваться в слове и избегать ошибок при чтении окончаний. Ведь в момент, когда взгляд направлен на хвостик, боковое зрение улавливает то, что написано на морковке в ящике. Перенося взгляд с хвостика на кончик, ребенок снова видит середину слова, контролируя себя. Перегнув таким образом, взглядом с 1-го слога на последний и увидев при этом середину слова, ребенок, уже не прочитывая, может быстро ее проговорить.
«Робот»
Встречая новое, труднопрочитываемое слово, ребенок не может воспользоваться боковым зрением и читает слово по слогам, нередко при этом искажая его. Слово печатается крупно на доске, на концах букв рисуются шарики – контакты.
У роботов, как известно, своих мыслей нет, они выполняют только заложенную в них программу: звучать в том месте, на которое направлена указка.
Вначале указка, а с ней и прямой взгляд передвигаются по слову медленно, затем скорость с каждым новым повтором слова возрастает, и дети прочитывают слово целиком, без ошибок.Для того чтобы добиться умения не только узнавать такие слова в дальнейшем и проговаривать их, но и ориентироваться прямым взглядом в слове, упражнение усложняется. Учитель с большей скоростью проводит указкой по различным частям слова (в направлении чтения), дети же должны успеть проговорить именно показанный участок.
Следующая группа для активизации органов речи: скороговорки, чистоговорки, различные виды чтения шёпотом, затем громко, затем про себя, хоровое чтение, чтение в парах, чтение одновременно с ведущим, чтение с убыстрением темпа, чтение с переходом на незнакомый текст, жужжащее чтение, чтение «спринт».
- Упражнения, направленные на развитие четкости произношения
Многие учащиеся во время чтения не умеют регулировать свое дыхание. Для исправления этого недостатка и служит дыхательная гимнастика.
1) Вдох носом – выдох через рот. Вдох – задержка дыхания – выдох. Вдох – выдох по порциям.
2) «Гудок приближается и удаляется»: вдох – на выдохе произносим м-м-м-м, н-н-н-н-н.
3) «Рычание собаки»: вдох – на выдохе р-р-р-р-р.
4) «Воздух, выходящий из проколотой шины велосипеда»: с-с-с-с-с.
5) «Свеча»: Сделав глубокий вдох, на выдохе читаем ровный и медленный выдох, затем глубоко вздохнуть, остановиться и медленно дуть на пламя воображаемой свечи.
6) «Погаси свечу»: интенсивный прерывистый выдох, следом вдох, секундная задержка дыхания, затем короткими толчками три раза выдохнуть: фу! Фу! Фу!
7) Летела муха около уха: ж-ж-ж.
Летела оса около носа: с-с-с.
Летел комар и звенел: з-з-з.
Сел на лоб, мы его хлоп –
И поймали: з-з-з.
Пусть летит!
- Упражнения на развитие подвижности речевого аппарата: «Звуковая разминка»
1) Читаем быстро, смотрим внимательно:
ОИЭ АОЕЯ ЕАЁИО
ЯОЮ АЮОЕ ЭЁЮЯУ
ЫЯЮ УЁЮУ ЮУАОЮ
2) Читаем гласные с ударением на одном из них:
ЕАОЕУЫИЭ, ЕАОЕУЫИЭ, ЕАОЕУЫИЭ ит.п.
Можно разнообразить это упражнение, произнося слоги сначала с ударением на 1-й слог, потом на 2-й и 3-й:
ДА-ДА-ДА, ДА-ДА-ДА, ДА-ДА-ДА
3) Сделав глубокий вдох, на выдохе читаем 15 согласных одного ряда (звуками):
Б К З С Т Р М Н В З Р Ш Л Н Х
4) Читаем цепочку слогов:
3.Упражнения для развития сознательного (осознанного) чтения.
Первая группа – логические упражнения.
1.Что общего в словах и чем они различаются?
Мел – мель, мал – мял, мыл – мил.
2. Назови одним словом.
Чиж, грач, сова, ласточка, стриж.
Зелёный, синий, красный, жёлтый.
Телевизор, утюг, пылесос, холодильник.
3.Какое слово лишнее и почему?
Ель, сосна, кед, осина.
Василий, Фёдор, Семён, Иванов, Пётр.
4. Чем похожи следующие слова?
Утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан.
У них одинаковое количество букв: они одного рода; они состоят из двух слогов.
5. Составь новое слово, взяв у каждого из данных только первый слог.
Колос, рота, ваза. (корова)
Кора, лото, боксёр. (колобок)
Молоко, нерест, тарелка. (монета).
6. Составь новое слово, взяв у каждого второй слог.
Змея, рама. (яма)
Пуговица, молоток, лава. (голова)
7. Даны три слова. Первые два находятся в определённой зависимости. Между третьим и одним из предложенных пяти слов существует такая же связь. Найди четвёртое.
Песня – композитор; самолёт - ? аэродром, горючее, конструктор, лётчик, истребитель.
Нож – сталь; стул -? Вилка, дерево, стол, пища, скатерть.
8. Какие буквы, слог, слово лишнее.
а у р о ы
ма ра ла ны та
река, речка, ручей, ручка, ручеёк.
Эти упражнения дают возможность поработать над техникой чтения, ведь прежде всего надо прочесть какую-то группу слов, а затем подумать, применить логическое мышление, выполнить задание.
Вторая группа – игры по составлению слов со словами.
В эту группу входят упражнения также предполагающие прежде всего прочесть какую-то группу , а затем выполнить задание. Найди слово в слове, подбери пару, закончи предложение, различные ребусы, шарады, загадки.
Третья группа – работа с деформированными текстами; неоконченными рассказами, работа с текстами учебника.
Задания этой группы способствуют развитию речи учащегося. Это начальный этап работы над текстом больших произведений.
1. Составь текст (перестановка предложений). Тексты подбираются по теме урока.
2. Составь предложение (3-4) к теме урока. Можно дать слова помощники.
В школе.
Школа, класс, парта, дежурный, ребята, тетрадь, пенал, урок.
3. Закончи рассказ. Даётся 2-3 предложения, продолжают дети.
4. Прочитай текст, ответь на вопросы.
5.Расположи вопросы по порядку содержания текста. Зачитай ответ на второй вопрос.
6. Задай вопросы по тексту или части текста.
7.Работа над заголовком.
Докажи, что заголовок выбран правильно, сопровождая его текстом.
Подбери к заглавию часть текста.
Озаглавь части.
8.Выборочное чтение.
9. Пересказ по вопросам и без них.
10.Составление плана текста
4. Упражнения для развития выразительности чтения.
Чтение слов с разными оттенками, чтение фраз с интонацией, соответствующей конкретной ситуации, прочитать передавая радость, печаль, гордость, чтение по ролям, в лицах и т. д.
Младшему школьнику трудно сосредоточиться, они быстро теряют интерес, очень важным условием является обращение к занимательным формам познавательной деятельности. В этом возрасте игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребёнка. Цель игры пробудить интерес к познанию. Система таких упражнений показывает , как можно привлечь внимание, заинтересовать ребёнка на уроке.
Литература:
- Как преодолеть трудности в обучении чтению. С.Н. Костромина, Л.Г. Нагаева. – М.: Ось – 89, 1999.
- Начальная школа плюс до и после. № 7 2010.
- Начальная школа плюс до и после. № 6 2009.
- Начальная школа плюс до и после. № 11 2008.
- Начальная школа плюс до и после. № 11 2007.
- Начальная школа плюс до и после. № 8 2007.
- Начальная школа. № 6 2001.
- Читаем после «Азбука с крупными буквами»: учебное пособие/ Н.Н.Павлова; ил.А.В.Кардашука. – М.: ОЛИСС: Эксмо, 2011.– 64с.:ил.