Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе
план-конспект урока русского языка (1 класс) по теме

Никитина Наталья Борисовна

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний.Одной из разновидностей такого подхода является проектная деятельность.Процесс формирования навыков проектной деятельности осуществляется с первого года обучения.На уроках обучения грамоте с элементами проектной деятельности учащиеся учатся делаь выводы, на основании полученных выводов составлять сообщения и доносить их до слушателей, участвовать в общем проекте в качестве члена одной из его групп.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ

 ОБУЧЕНИЕ   ГРАМОТЕ  1 КЛАСС (УМК «Школа 2100»)

ТЕМА: Гласная буква  «Я» (изготовление опорной схемы для рассказа  - сообщения о букве «Я» и звуках, которые она обозначает).

Учащиеся должны знать: характеристику звуков, обозначаемых буквой «Я»; особенности буквы «Я»; условия обозначения одного и двух звуков; условия и способы написания строчной и заглавной букв «я», «Я»; этапы составления проекта; роли его участников.

Учащиеся должны уметь: выполнять звукобуквенный анализ слов с йотированными гласными в разных позициях; давать характеристику звуков; писать строчную и заглавную буквы «я», «Я»; экспериментировать,  делать выводы; на основе полученных выводов составлять сообщение и доносить его до слушателей; участвовать в общем проекте в качестве члена одной из групп.

Оборудование: таблички с названиями разделов обучающего пространства доски ( «Экспериментальная лаборатория», «Площадка испытателей», «Сборка»); таблички с названиями инициативных групп ( «Аналитики», «Иллюстраторы», «Экспериментаторы», «Испытатели»);  раздаточный материал для разработки каждого раздела проекта; заготовка с названиями разделов проекта.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Объяснение особенностей проектной деятельности.

Распределение ролей.

На партах стоят таблички:

«Аналитики», «Экспериментаторы»,  «Иллюстраторы», «Испытатели».

  1. Формулирование темы и целей деятельности на уроке.

Учитель открывает  записанные на доске этапы проектной деятельности:

а) Обдумывание проекта и составление плана. (Выполняют «аналитики».)

б) Разработка составных частей проекта. (Выполняют «экспериментаторы» и «аналитики».)

в) Иллюстрирование. (Выполняют «иллюстраторы».)

г) Испытание. (Выполняют «испытатели».)

Следуя этим этапам, мы должны  составить сообщение о букве «Я».

- Какие цели поставим перед собой?

(Ответы детей: научиться действовать в группе, выбирать главное, рассказывать с опорой на Памятку, приводить примеры.)

  1. Подготовительный этап.

Обдумывание проекта и составление плана.

Необходимо обратить внимание на доску, которая представляет собой пространство, разделённое на части в зависимости от предполагаемого вида деятельности:

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ   ЛАБОРАТОРИЯ

ПЛОЩАДКА  ИСПЫТАТЕЛЕЙ

СБОРКА

 Выбор основных разделов проекта  производится в виде «мозгового штурма».

Перед началом «штурма» обратить внимание  «Аналитиков» на то, что они должны отобрать главное. (Предложения делают все. «Аналитики»  выбирают подходящие.)

Учитель прикрепляет на листе названия предполагаемых разделов.

                                           БУКВА «Я»

- Какие звуки она обозначает?         Примеры слов

                                                             Зв. > Б.

                                                              Зв. = Б.

- В какие предметы                             Из каких                        

  спряталась «Я»?                              элементов состоит?

- В каких буквах есть                     Слова, начинающиеся

 такие же элементы?                       с заглавной «Я».

  1. Разработка составных частей проекта и иллюстрирование.

- Какие звуки обозначает?

В «Экспериментальной лаборатории» появляются слова:

яблоко

мясо

маяк

дятел

(Слова из Букваря стр. 122, 124).

Задание: выполнить звукобуквенный анализ.

(Выполняют «экспериментаторы».)

- Какие выводы можно сделать о букве «Я» и звуках, которые она обозначает?

(Выполняют «аналитики».)

- Как это изобразить схематически?

Для облегчения работы учитель раздаёт детям заготовки.

(Выполняют «иллюстраторы». Приклеивают буквы, закрашивают кружочки.)

Полученные схемы учитель прикрепляет на основной лист, находящийся в разделе «Сборка».

В результате в первом разделе появляется схема:

 --------а ----------------                --------йа ------------

йа -----------------------

Примеры слов:  Зв. > Б.           Зв. = Б.

На «Площадке испытателей »появляются слова:

ягода

ребята

яма

земля

«Испытатели » делят слова на группы, объясняют свой выбор.

  Слова в качестве примера учитель прикрепляет на общий     лист проекта во второй раздел.

- В какие предметы спряталась буква «Я»?

(Это задание дети готовили дома заранее. Принесённые

 рисунки прикрепляются в соответствующий раздел).

- Из каких элементов состоит буква «Я»?

Учитель раздаёт элементы букв «я», «Я» и других букв.

«Иллюстраторы» отбирают нужные и приклеивают их на листе следующего раздела.

- В каких буквах есть такие же элементы?

Учитель раздаёт буквы. Среди них есть лишние. «Экспериментаторы» отбирают  нужные.

                                     л о П Л О

Примеры слов, начинающихся с заглавной «Я».

В «Экспериментальной лаборатории» появляются слова:

ЯША    ЯКОВ   ЯНА  ЯРОСЛАВ  ЯХТА  ЯЛТА  ЯГНЁНОК  ЯПОНИЯ

«Экспериментаторы» отбирают:

ЯША  ЯКОВ  ЯНА  ЯРОСЛАВ  ЯЛТА  ЯПОНИЯ

В результате   общий вид готового проекта следующий:

- Какие звуки обозначает?                   Примеры слов:

                           Зв. > Б.                         яблоко, маяк

                            Зв. = Б.                        ребята, земля

 

 --------а ----------------                --------йа ------------

йа -----------------------

- В какие предметы  спряталась «Я»?

- Из каких элементов состоит? (Рисунки детей.)

- В каких буквах есть              Слова, начинающиеся

такие же элементы?                 с заглавной «Я»:

л, о, Л, О                            Яша, Яков, Яна, Ярослав,      

Ялта, Япония

  1. Испытание проекта:

Составление устного рассказа – сообщения о букве «Я» с опорой на составленную в ходе  проектной деятельности таблицу. (Выполняют «испытатели».)

  1. Самоанализ проектной деятельности.
  2. Итоги урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по обучению грамоте 1 класс

Тема: «Буквы П, п, обозначающие согласные звуки [п]. [п’]» УМК: «Школа России»Тип урока: изучения нового материала.  Цели:познакомить с буквами П, п, обозначающими согласные звуки [п]. [п’]...

конспект урока по обучению грамоте 1 класс

конспект урока по теме"Слог, ударение" содержит технологическую карту урока, формируемые УУД...

конспект урока по обучению грамоте 1 класс по теме"Знакомство со звуком [M] [M\']

Урок- путешествие позволяет  первоклассникам хорошо усвоить новый материал, на уроке создается ситуация эмоционального  подъема....

План - конспект урока по обучению грамоте 1 класс

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКАв 1 «А» классе по букварю Т.М. Андриановой УМК «ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ»УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Агафоновой Л.А. Закрепление изученного по теме: «Чтение слов и предложений с буквами л ...

«Гласные звуки – ртораскрыватели: [а], [о], [у], [э], [ы], [и]» Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс

Урок обучения грамоте проводится в 1 классе общеобразовательной средней школы по УМК «Перспективная начальная школа».Особенностью этого комплекта  является то, что формирование  стандартных ...

Конспект урока по обучению грамоте 1 класс на тему "Твердые и мягкие согласные"

Конспект урока по обучению грамоте 1 класспо программе «Перспектива» на тему "Твердые и мягкие согласные"...