УМК "Начальная школа 21 века". Рабочая программа по русскому языку. 4 класс.
рабочая программа по русскому языку (4 класс) по теме

Малькова Елена Александровна

      Рабочая программа учебного курса русского языка составлена на основе Примерной программы начального общего образования и программы по русскому языку к комплекту учебников «Начальная школа XXIвека» автора С.В.Иванова (2011 года).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russk4.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 226»


ПРИНЯТО                                                                                                                                                          УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом                                                                                                                                          приказом директора

МБОУ СОШ «Школа № 226»                                                                                                                                  МБОУ СОШ «Школа № 226»

Протокол №________                                                                                                                                           №___ от «___»_______ 2012г.

от «___»__________ 2012г.                                                                                                                                              ______________С. А. Кутузова

             

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

НАЧАЛЬНОГО (ОБЩЕГО)

ОБРАЗОВАНИЯ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

4 класс

 На основе:

  Программы начального (общего) образования МБОУ « СОШ  № 226» по русскому языку, принятой

  Педагогическим советом (протокол  №___  от _______, утверждённый директором школы (приказ №__    

  от _________)

                                                                                Составил учитель  Е.А.Малькова

г. Заречный

2012 г.

Пояснительная записка

       Статус документа

      Рабочая программа учебного курса русского языка составлена на основе Примерной программы начального общего образования и программы по русскому языку к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» автора С.В.Иванова (2011 года).

       Программа является ориентиром для составления авторских программ и учебников, а также может использоваться при тематическом планировании курса учителем. Авторы учебников и методических пособий, учителя начальных классов могут предлагать варианты программ, отличающихся от примерной программы последовательностью изучения тем.

       Таким образом, программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

      Структура документа

       Программа по русскому языку включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса, рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.

      Общая характеристика учебного предмета

      Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом  государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку и авторской программой учебного курса.

     Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.     В программе курса «Русский язык» выделяются 3 блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи». Блоковая подача материала реализуется в учебниках «Русский язык» 2 – 4 классов.

     Под блоком понимается система уроков, реализующих общую цель обучения. Блок «Как устроен наш язык» - ознакомление с основами лингвистических знаний; блок «Правописание» - формирование навыков грамотного, безошибочного письма; блок «Развитие речи» - развитие языковой эрудиции, интереса к языку, речевому творчеству, совершенствование коммуникативных умений.     В рамках уроков одного блока реализуется только одна цель.

     Такое структурирование курса позволяет:

• успешно реализовать цели развития логического и абстрактного мышления;

• решить практические задачи по формированию навыка грамотного письма и развитию речи учащихся;

• сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик четко осознает, что и с какой целью он выполняет;

• избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работы.

     Материал, превышающий уровень требований, призван расширить их кругозор, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный  подход к обучению.

Учебно-методический комплект

     Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:

 учебник (С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова. Русский язык  4 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: «Вентана-Граф», 2011г.);

Рабочая тетрадь  «Пишем грамотно» автор М.И. Кузнецова.

Методическое пособие для учителя (С.В. Иванов, М.И. Кузнецова «Комментарии к урокам» 1-4 классы. М.: «Вентана-Граф»);

 «Русский язык в начальной школе. Оценка знаний. Контрольные работы, тесты, диктанты, изложения» авторы: В.Ю.Романова, Л.В. Петленко – М.: «Вентана-Граф», 2007г.

      Цели обучения

      Изучение русского языка в начальной школе с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;

• формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма; 

• развитие устной и письменной речи учащихся;

• развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.  

      Место предмета в учебном плане   

       Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 170 часов 5 часов в неделю.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

       Важной отличительной стороной данной программы является ориентация ученика не на заучивание определений и правил, а на ознакомление с устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритм.

170 ЧАСОВ

«Как устроен наш язык»

(основы лингвистических знаний) (54 ч)

Фонетика (1 ч)

Повторение изученного на основе фонетиче ского анализа слова.

Состав слова (1 ч)

Повторение изученного на основе разбора слова по составу и словообразовательного анализа.

Морфология (36 ч)

Повторение основных признаков частей речи, изученных в 3 классе, на основе морфологического раз бора (6 ч).

Глагол как часть речи. Значение глагола, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глаголов. Наклоне ние глаголов. Изменение глаголов по лицам. Изменение гла голов по родам в прошедшем времени. Изменение глаголов по числам. Спряжение глаголов.

Словообразование глаголов от других частей речи (22 ч).

Наречие как часть речи (5 ч).

Имя числительное: общее значение (3 ч).

Синтаксис (16 ч)

Синтаксический анализ простого предложения (4 ч).

Словосочетание (7 ч).

Сложное предложение (5 ч).

«Правописание»

(формирование навыков грамотного письма) (52 ч)

Правописание личных окончаний глаголов. Употребле ние буквы Ь в глагольных формах. Правописание частицы не с глаголами.

Правописание гласных на конце наречий. Правописание наречий на шипящую.

Постановка запятой между частями сложного предложе ния (простейшие случаи).

Отработка орфографических правил, изученных во 2-4 классах.

«Развитие речи» (29 ч)

Совершенствование речевых умений.

Знакомство с основными видами сочинений и изложений (без заучивания учащимися определений): изложения подроб ные и сжатые, полные, выборочные и изложения с элемента ми сочинения; сочинения-повествования, сочинения-рассуж дения, сочинения-описания.

Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи.

Повторение (10 ч)

Фонетика. Фонетический анализ слова.

Состав слова. Разбор слова по составу.

Состав слова. Словообразовательный анализ.

Части речи. Глагол.

Части речи. Глагол.

Словосочетание.

Правописание личных окончаний глаголов.

Правописание частицы не с глаголами.

Развитие речи. Изложение.

Развитие речи. Сочинение.

Резервные уроки (25 ч)

• В учебнике представлено меньшее количество уро ков. Оставшиеся уроки (резервные) учитель использует для проведения контрольных и проверочных работ, тестирования, педагогической диагностики, изложений, сочинений.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:

 Блок «Как устроен наш язык»

называть:

• изученные части речи;

• значимые части слова; различать, сравнивать:

буквы и звуки, гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, соглас ные звонкие и глухие, согласные парные и непарные;

• имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение; глагол;

• предлог и приставку;

• корень, приставку, суффикс, окончание;

• главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения; словосочетания (главное и зависимое слово); предложения с однородными членами;

приводить примеры:

• простого двусоставного предложения;

кратко характеризовать:

виды предложений по цели высказывания и ин тонации;

решать практические и учебные задачи:

выделять подлежащее и сказуемое, словосочетания, однородные члены (в простом предложении);

• пользоваться словарями;

• использовать алфавит при работе со словарем.

Блок «Правописание»

Учащиеся должны:

решать практические и учебные задачи, применять

правила правописания:

писать под диктовку разборчиво и аккуратно текст из 75-80 слов со следующими изученными правилами пра вописания:

• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

• звонкие и глухие согласные в корнях;

• непроизносимые согласные;

• сочетания жи — ши, ча ща, чу щу, сочетания чк, чн;

• удвоенные согласные;

• безударные гласные, проверяемые ударением (в корне слова); безударные гласные, не проверяемые ударением;

• разделительные мягкий и твердый знаки; мягкий знак после шипящих на конце имен существительных, мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единствен ного числа;

не с глаголами;

• безударные падежные окончания имен существи тельных; безударные падежные окончания имен прилага тельных;

• правописание безударных личных окончаний гла голов;

• словарные слова, определенные программой;

• знаки препинания в конце предложения (точка, вопро сительный и восклицательный знаки); запятая между одно родными членами предложения.

Блок «Развитие речи»

Учащиеся должны:

решать практические и учебные задачи:

• отвечать на вопросы к тексту;

• делить текст на смысловые части и составлять прос той план.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УМК "Начальная школа 21 века". Рабочая программа по русскому языку. 3 класс.

Рабочая программа учебного курса русского языка составлена на основе Примерной программы начального общего образования и программы по русскому языку к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» ав...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

3 класс "Школа России" рабочая программа по русскому языку + ктп в таблице 2017-2018 гг

Рабочая программа по русскому языку +календарно-тематическое планирование для 3 класса по программе "Школа России"...

УМК "Школа России" рабочая программа по русскому языку.1 класс

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы начального общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения, Программы по русскому языку для 1-...

Рабочая программа по русскому языку (обучение грамоте, русский язык). 1 класс. УМК "Начальная школа XXI века"

Рабочая программа по русскому языку (обучение грамоте, русский язык). 1 класс. УМК "Начальная школа XXI века"...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...

УМК "Школа России" .Рабочая программа по русскому языку 1 - 4 классы

УМК "Школа России" .Рабочая программа по русскому языку 1 - 4 классы...