Урок русского языка в 3 классе "Обобщение знаний о приставках и суффиксах"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о приставках и суффиксах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obobschenie_znaniy_o_pristavkah_i_suffiksah.doc | 158 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3 классе
по теме
«Обобщение знаний о приставках и суффиксах,
как значимых частях слова»
(образовательная программа "Школа России")
Цели:
1) обобщить и систематизировать знания уч-ся о приставках и суффиксах (местонахождении в слове, способе нахождения, значении);
2) упражняться в составлении слов с помощью приставок и суффиксов;
3) упражняться в разборе слов по составу;
4) развивать у уч-ся память, мышление, внимание, речь;
5) воспитывать интерес к русскому языку, чувство коллективизма и индивидуальности уч-ся, взаимопомощи.
Ход урока:
1. Организационный момент.
а) Создание доброжелательной обстановки на уроке.
-Садитесь ребята.
-Составьте, пожалуйста, “Азбуку хороших слов”, вспомните добрые, хорошие слова на букву “Т”.
(Терпеливый, трудолюбивый, таинственный, талантливый, торжественный, требовательный).
-Молодцы!
б) Повторение изученного материала.
- Ребята, русский язык очень богат словами. От одного слова мы можем образовать множество различных слов.
- С помощь чего мы составляем новые однокоренные слова?
(Приставок и суффиксов.)
-А как называется раздел в русском языке, который занимается образованием
новых слов? (Словообразование.)
- А какие разделы русского языка вы знаете?
(Фонетика, орфография, пунктуация и т.д.)
2. Минутка чистописания.
1строка
-Выпишите каллиграфическим почерком буквы, буквосочетания, которые являются определёнными частями слова .
-выпишите суффикс в слове снежок
приставку в слове улетел
приставку в слове перепрыгнуть
суффикс в слове лыжник
суффикс в слове тигрёнок
-Прочитайте, что у вас получилось.(1-2 уч-ся зачитывают)
2строка- по вариантам
1в. - записать любое слово,где есть приставка и выделить её
2в. - // - // суффикс //-//
3.Сообщение темы и целей урока.
- Дети, давайте вспомним последние уроки русского языка,
начало сегодняшнего урока.
- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?
(Да верно, сегодня мы обобщим знания о приставках и суффиксах)
4. Работа по теме урока.
1.Обобщение знаний о приставке.
а) образование новых слов от корня -ход с помощью различных
приставок (устно)
б) -Почему учёные дали такое название приставке?
-Для чего нужны приставки? (Для образования новых слов.)
в) Работа по учебнику.
Упр. 167 (по цепочке, с объяснением)
-Какие приставки указывают на то, что действие уже завершилось?
г) Беседа о различных приставках и их значениях.
Ребята, в русском языке очень много приставок, около 40.
(Обратить внимание детей на таблицу с приставками.)
- Какая приставка указывает на начало действия (Приставка -за)
(Запел,зачитал, заговорил и т.д.)
- Как бы вы сказали, если суп оказался слишком солёным?пересолили
ягоды слишком сухими пересушили
картофель разваренным переварили
-У приставки -пере есть и другое значение.
- Например ученик выполнил работу небрежно. Его учитель попросил
переписать упражнение, перерисовать рисунок, переделать закладку.
- Здесь приставка -пере употребляется в значении переделать, улучшить.
д)Игра «Назовите одним словом.»
1)Присоединить с помощью веревки. (Привязать.)
2)Присоединить с помощью иголки с ниткой. (Пришить.)
3)Соединить с помощью клея два листа бумаги. (Сшить.)
4)Как называли Кощея в русских сказках? (Бессмертный.)
е)Вывод.
-Что такое приставка?
-Ребята, а мы изучаем приставки лишь для того, чтобы составлять
новые слова?
- С какой частью речи мы не должны путать приставку?
- Как пишутся приставки со словами? А предлоги?
Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она.
А при помощи приставки
Образуются слова.
2.Физкультминутка.
3.Обобщение знаний о суффиксах.
а) Работа по учебнику.
Упр. 163 - письмо по памяти.
Взаимопроверка.
-Обратите внимание на заголовок стихотворения.
- С помощью чего образовалось слово строитель? (суффикса -тель)
- С помощью суффикса -тель образуются слова, которые обозначают
профессии людей.
- Приведите примеры.
Тот, кто пишет? Писатель.
Тот, кто водит машину? Водитель.
б) Беседа о различных суффиксах и их значениях.
- Суффиксов в русском языке очень много.
(Обратить внимание детей на таблицу.)
- Давайте образуем новые слова с помощью суффиксов -ник, -ёнок.
Упр.162 — устно.
-Давайте образуем от слов гнездо, дом, пальто, крыло новые слова при
помощи суффиксов -ышк, -ишк.
- На что эти суффиксы указывают?
в) Упр. 176 - с объяснением, у доски.
-Какой смысловой оттенок вносит суффикс в слово?
г) Вывод.
- Что такое суффикс?
5.Повторение пройденного материала.
а) Окончание.
На доске запись:
искристый, земля, лежит, красный, на, снег, учебник
-Дети, это предложение? (Набор слов.)
-Составьте предложение. Что вы для этого сделаете?
(Уч-ся: Подбираем слова по смыслу, изменяем окончания слов для связи слов в предложении.)
На земле лежит искристый снег.(комментированное письмо)
Учитель: -Выделите окончания.
- Что такое окончание ?
Часть слова, которая изменяется,
Окончанием называется.
(На повторение -подчеркнуть гл.и втор. члены предложения,
указать часть речи над каждым словом,
выписать словосочетания.
б)Корень.
-Что вы знаете о корне?
Корень слова - главная,
Значимая часть.
Родственные связи дарит
Корню власть.
в)Из каких частей могут состоять слова? (Окончание,корень, суффикс,
приставка.)
Упр.168
Домик,пересадка, заморозки. (разобрать по составу)
6.Самостоятельная работа. (тесты)
7.Итог урока..
Учитель:
-Какова была тема урока?
-Для чего нужно знать приставки и суффиксы?Уметь находить их в слове? (Чтобы образовывать новые слова,
грамотно писать,
развивать свою речь,
проникать в историю слова — этимологию.)
Рефлексия.
Понравился ли вам сегод. урок? Что запомнилось?
Выставление отметок уч-ся.
8.Домашнее задание.
Упр.177.
Задание: составить слово по подсказкам:
1. В слове есть окончание и основа. Оно состоит из трёх частей.
2. Корень тот же, что и в словах: обмен, изменить, меняла (-мен-).
3. В приставке две буквы "е" (пере-).
4. Суффикс тот же. Что и в словах травка, шубка (-к-).
5. Окончание - первая буква алфавита (-а).
Ответ: "переменка".
А сейчас - перемена, урок окончен, отдыхайте.
Перед корнем
есть приставка,
Слитно пишется она.
И при помощи приставки
Образуются слова.
3а корнем суффиксу
Нашлось местечко,
Заняв его, конечно,
Натворил он дел.
Корень слова - главная,
Значимая часть.
Родственные связи дарит корню власть.
Часть слова,
которая изменяется,
окончанием называется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 4 классе по теме "Правописание суффиксов -о- и -а- в суффиксах наречий с приставками"
Развивающая система Л.В. Занкова, учебник "Русский язык" 4 класс(2 часть) А.В. Полякова...
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме: «Значения суффиксов. Учимся находить суффиксы в словах.»
Цель урока:-познакомить учащихся с группой суффиксов (суффиксы, образующие ласковую форму имён и суффиксы, образующие отчества), отрабатывать алгоритм нахождения суффикса в слове....
Урок русского языка 3 класс Программа «Школа России», Тема. Суффикс - значимая часть слова. Алгоритм нахождения и выделения суффикса
Урок русского языка3 классПрограмма «Школа России», Тема. Суффикс - значимая часть слова. Алгоритм нахождения и выделения суффикса...
Урок русского языка. 3 класс. "Что такое приставка? Как найти в слове приставку?"
Урок русского языка "Что такое приставка? Как найти в слове приставку?" в 3 классе по УМК "Школа России"....
Конспект урока руссого языка 2 кл. Части слова. Приставка и суффикс
Цели деятельности учителя: формирование знаний о приставке и суффиксе как значимая часть слова; формирование умений выделять приставку и суффикс в словах и с помощью их образовывать новые слова....
Тест к уроку русского языка на тему: "Состав слова. Приставки и суффиксы"
Данная презентация содержит тест к уроку русского языка на тему "Состав слова. Приставки и суффиксы" для 4 класса УМК "Школа России"...
Презентация к уроку русского языка 3 класс "Как пишутся приставки? Приставки группы -О и группы - А".
Данная презентация поможет организовать работу на уроке русского языка по теме "Как пишутся приставки? Приставки группы - О, приставки группы - А"....