Конспект урока руссого языка 2 кл. Части слова. Приставка и суффикс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Князева Ксения Андреевна

Цели деятельности учителя: формирование знаний о приставке и суффиксе как значимая  часть слова; формирование умений выделять приставку и суффикс в словах и с помощью их образовывать новые слова.   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата:  9.04.19                                                                                                ФИО учителя: Кожевникова Т.И. Школа:№148                                                                                                ФИ студента: Князева К.А.

Класс: 2 «Б»                                                                                                ФИО методиста: Галиуллина Н.К. 

Кабинет: 221                                                                                                                                                                                        

Технологическая карта урока русского языка

Тема: «Части слова. Приставка и суффикс».

Цели деятельности учителя: формирование знаний о приставке и суффиксе как значимая  часть слова; формирование умений выделять приставку и суффикс в словах и с помощью их образовывать новые слова.  

Планируемые результаты

Предметные:

знать: приставку и суффикс как значимую часть слова, порядок морфемного разбора слова;

уметь: находить и выделять приставку и суффикс, производить морфемный разбор слова.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося, формировать личностный смысл учения; развивать самостоятельность и личную ответственность за поступки; развивать внимание, память; воспитывать активность, самостоятельность, умение работать в оптимальном темпе, осуществлять самоконтроль.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование: УМК « Система Д.Б. Эльконин - В.В. Давыдов»  учебник Русский язык 2 класс,  презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I.Этап само

опред-ия к деятель

ности

Практический:психологический настрой

1-2 мин

Парная  форма работы

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ксения Андреевна, сегодня я проведу у вас урок русского языка.

-Присаживайтесь.

-Ребята, посмотрите на своего соседа по парте, улыбнитесь, зарядите положительной энергией друг друга и тогда у нас всё получится.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Р:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

II.Актуализация знаний и мотивация

         

Словест: беседа, рассужде ние

4-5мин

- Давайте вспомним, какие части слова вы знаете.

-Все эти орфограммы в корне слова, а что такое корень слова?

- Корень слова – это главная общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение. Корень в однокоренных словах пишется одинаково.

- Как найти корень слова?

-А что такое окончание?

-Скажите, что такое основа?

-Найдите лишнее слово в этой строчке

        лес, лесной, лесенка, лесник;

-Скажите, какой корень у этих слов?

-Так почему же оно лишнее?

-Давайте, разберем слово лес по составу?

Окончание, корень, основа

Корень слова – это главная общая часть родственных слов. Корень в однокоренных словах пишется одинаково.

Чтобы найти корень слова, надо подобрать несколько однокоренных (родственных) слов и выделить их общую часть.

Окончание – это изменяемая часть слова.

Основа- часть слова без окончания

Лесенка

Лес

Другое значение

 Состав слова: лес — корень,  нулевое окончание, лес — основа слова.

Р: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

К: умение полно и точно выражать мысли

К: выработка общей точки зрения, отстаивание собственной

III. Постанов

ка учебной задачи

Наглядный: работа с презинта цией

Словесный: подводящий диалог, формирующий диалог

Фронтальная форма работы

-Что такое барабанчик?

-Правильно, это маленький барабан.

-Давайте это слово разберем по  составу. Какое тут окончание?

Выделите корень и основу слова.

-Какая новая часть, которой не было в слове барабан, появилось в слове барабанчик?

-Это новая часть слова суффикс. Вот так она выделяется

-Подумайте, отличаются ли друг от друга по значению слова барабанить и забарабанить.

-Правильно, забарабанить – значит начать барабанить.

-Давайте, выделим корни в этих словах

-Какая часть слова забарабанить помогла вам помять, что речь идёт не просто о действии, а о начале действия?

-А это ещё одна новая часть слова приставка.  Вот так она выделяется

-значит, в слове, кроме корня, могут быть части, с помощью которых оно образовалось от какого-нибудь другого слова.

-Как меняется слов, где есть приставка или суффикс?

-Они придают слову новое, дополнительное значение, которого нет в слове, от которого оно образовалось.

- нетрудно доказать, что такие части есть не только в словах барабанчик, забарабанить, но и в других словах, образованных от слова барабан: барабанщик, барабанный, барабанить.

-Кто сформулирует тему урока?

-Какую цель мы с вами  поставим?

-Хорошо. Теперь откройте тетради и запишите число, в классе.

  маленький барабан.

Нулевое окончание, корень барабан, всё слово без окончания.

-чик.

Забарабанить – начать барабанить

Корень барабан

-за

Образуются новые слова и слова с новым значением

Части слова. Приставка и суффикс.

Уметь видеть части слова

П: подведение под понятие

П: построение речевого высказывания

Р: целеполагание

П: осознание познавательной задачи;

осуществление операции анализа, синтеза, сравнения, классификации

IV. Открытие нового знания

Практич:  чтение и  выполнение задания

Словест: беседа, рассужде ние

Фронтальная форма работы

- Откройте стр. 59 . Нас встречает Дядя Ус , значить это нужно запомнить.  Давайте внимательно прочитаем это правило.  

-Получается, что приставка это приставленный спереди , выделяется перед корнем вот таким знаком, а суффикс вставленный между корнем и окончанием, то есть стоит после корня и выделается таим знаком.

- Вам даны три слова забег, грибник, подснежник

-Давайте их разберем по составу.

Читают правило

Разбирают слова по составу

П: смысловое чтение, построение речевого высказывания

К: умение полно и точно выражать мысли; выработка общей точки зрения, отстаивание собственной

П: построение рассуждения

V. Первичное закрепле

ние

Практич:  

Составле

ние алгоритма

10м

-У вас на карточках слова, выходим по очереди к доске и разбираем по одному слову, а все остальные выделают части слова на карточках. Травушка,   травинка,   рассвет,   ветерок,    моря, полюшко,   рысёнок,  золотые ,   побережье,   бережок,   небеса,   голуби ,    прибрежная, полоска,      лисята,    лесник, бесстрашный , шумный , кровный , безвкусный , грамотный,  молоток , рябиновый, листик .

Трав-ушк-а,   трав-инк-а,

  рас-свет,   Ветер-ок,    мор-я, пол-юшк-о,   рыс-ён-ок,  золот-ые ,   по-бережь-е,   береж-ок,  неб-ес-а,   голуб-и ,    при-бреж-н-ая, полос-к-а,      лис-ят-а,    лесн-ик, бес-страш-н-ый , шум-н-ый , кров-н-ый , без-вкус-н-ый , грамот-н-ый,  молот-ок, рябин-ов-ый, лист-ик .

П: поиск и выделение информации, анализ текста.

К: умение полно и точно выражать мысли; выработка общей точки зрения, отстаивание собственной

Динамическая пауза

Ребята, давайте проведём динамическую паузу.

VI. Самостоятельная работа с проверкой

Практический: выполняют рабаты в группах

Словесный: беседа, рассужде ние

7-9мин

Фронтальная формы работы.

Работа в группах.

 -На карточках написано задание. Внимательно читаем и выполняем, работая в группах.

Прочитай. Подумай, какие в словах пропущены приставки. Вставь и выдели приставки.

Мама  ….шла с работы. Папа  ….шёл утром на фабрику.  Тёмная туча  ….крыла солнце.  ….дул резкий ветер. Ребята ….бежали домой. Они  ….мокли до нитки.

…ходить в комнату, ….ходить из комнаты, ….ехать к бабушке, ….ехать за мамой на работу, ….плыть до берега, ….плыть всё озеро.

-Читает первая группа первое предложение. Какая у вас приставка?   Проверяем, смотрим на слайд. Какое значение приставки при-?

Читают и выполняют задание в группах

Пришла-  приближение и конец действия.  Ушёл – удаление от чего-либо. Закрыла-законченность действия.  Подул – начало действия. Побежали – начало действия. Промокли – законченность действия . Входить – движение внутрь,  выходить – движение наружу.  Уехать - удаление, заехать -  начало действия , доплыть – законченность действия, проплыть – законченность дей-я.

П:осознанное построение речевого высказывания

П: осуществление операции анализа, синтеза, сравнения, классификации

К: умение полно и точно выражать мысли; выработка общей точки зрения, отстаивание собственной

VII. Включение в систему знаний

Практический: выполняют работу в парах

Словесный: повторяют определе

ния

3мин

Работа в парах

-У вас на карточках  два задания, внимательно читайте эти задания и выполняйте в паре.

1.Найди слова, в которых есть суффикс. Суффикс выдели.

Лесник,  дома,  бежит,  длинная,  снега,  снежки,  заморозки,  ходит.

2.Распределите слова в два столбика, в первый столбик слова с приставкой и выдели её, второй столбик со словами с суффиксом и выдели его.

Арбузик, котенок, запах, ловушка, выход, грибник, пересказ, забег

                   Фронтальная форма работы

-Кто мне скажет, что такое приставка и где она стоит в слове? А что такое суффикс и где он стоит?

-Хорошо

-ник-, нет, нет, -н-, нет, -к-, -к-, нет

Приставка            Суффикс

запах,                    арбузик,

выход,                  котенок, пересказ                грибник,

забег                     ловушка,

П: построение рассуждения

К: умение полно и точно выражать мысли; выработка общей точки зрения, отстаивание собственной

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный:  формулирование выводов, обобщений.

2-3мин

-Ребята, какая тема была нашего урока?

- Вспомните, какая была цель? Удалось ли вам её достичь?

- Продолжите предложения, выражая своё отношение к уроку и к своей работе на уроке.

        - Для меня урок был …

        - Я понял, что…

        - Теперь я твёрдо знаю, что…

        - Мне было трудно…

-Записываем домашнее задание: с.59-60 учить, упр. 304.

Проводят самоанализ деятельности.

 

П: построение речевого высказывания

П: осуществление синтеза

Р: осуществление итогового контроля


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка "Правописание частей слова. Закрепление" 2 класс

Урок русского языка 2 класс "Правописание частей слова. Закрепление"Цель: обобщить и систематизировать знания по правописанию частей слова.Задачи урока:·...

УМК "Школа России". Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Суффикс. Значение суффиксов в слове"

УМК "Школа России". Конспект урока и презентация урока русского языка (3 класс) по теме "Суффикс. Значение суффиксов в слове"...

Урок русского языка «Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы.»

Конспект урока русского языка "Как делаются слова.Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы. " УМК "ПНШ", 2 класс....

Конспект урока по теме "Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффикс слов, называющих предметы".

Цель:         учить распознавать суффиксы в словах. Задачи:      - актуализировать знания учащихся о частях слова;- повторить...

Конспект урока русского языка «Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки»

Цель: создание условий для формирования осознанного представления учащихся об образовании слов, называющих признаки, с помощью суффикса «н»; формирование представлений о чередовании согласных в корне ...

Конспект урока русского языка Тема: Состав слова. Значение слов с разными приставками 2 класс УМК «ПНШ»

Цели деятельности учителя: создание условий для организации совместной  и самостоятельной деятельности обучающихся по распознаванию родственных слов с приставками и овладению умением состав...

конспект урока русского языка "Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки".

ввести понятие «приставка»; показать, что приставки образуют однокоренные слова с новым лексическим значением; учить определять значащую роль приставок в словах, образовывать слова с помощ...