Урок русского языка по теме:"Предложения с прямой речью" 4 класс
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Урок русского языка с презентацией  в 4 классе по теме "Предложения с прямой речью" по программе  "Школа 2100". Цели  и  задачи  урока : формирование  знаний, умений  и  навыков  о  предложениях с прямой речью.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predlozheniya_s_pryamoy_rechyu_4_klass.rar1005 КБ

Предварительный просмотр:

Тема  урока: «Предложения с прямой речью».

Тип  урока: закрепление.

Цели  и  задачи  урока для учителя: формирование  знаний, умений  и  навыков  о  предложениях с прямой речью, создать положительную мотивацию; формирование умения постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью; для обучающихся:  знать: 1) что такое прямая речь;  уметь: 1) находить предложения с прямой речью и правильно расставлять знаки препинания в них; 2) составлять схемы предложений с прямой речью; 3) правильно употреблять предложения с прямой речью в своей речи.

Ведущая  компетенция:  языковая (знание  учащимися  синтаксических  структур).

Ведущий  принцип: доступности, научности, наглядности.

Подход: личностно – ориентированный.

Оборудование урока: иллюстрации, использование  ТСО: компьютер, проектор.

  Ход  урока.

  1. Орг. момент.
  2. Словарный диктант «Наоборот».

- Если я назову имя существительное, то вы запишите однокоренное имя прилагательное, если назову имя прилагательное, то вы запишите имя существительное. Обозначьте орфограммы.

Карнавал, коридорный, алмазный, решительный, фантастический, свобода.

2. Формирование  мотивации  к  изучению  темы.

Учитель:

- Перед вами на экране два предложения. Прочитаем их.

«Язык есть вековой труд целого поколения», - сказал Владимир Иванович Даль.

Владимир Иванович Даль сказал, что язык есть вековой труд целого  поколения.

Учитель:

- Чем они отличаются друг от друга?

Ученик:

- 1 предложение с прямой речью, а 2 – нет.

Учитель:

- Ребята, как вы думаете, зачем нам нужны предложения с прямой речью?

Ученик:

- Чтобы знать точные высказывания.

Эпиграфом к нашему уроку мною взяты слова древнеримского писателя Петрония:

Чему бы ты ни учился,

ты учишься для себя. 

Петроний, древнеримский писатель                                                                                                                                Как вы понимаете слова эпиграфа? (Полученные на уроке знания пригодятся

в жизни.

Объяснить постановку знаков препинания. Составить схему.

3. Объявление темы и целей урока.

Итак, мы подошли к теме нашего урока. Прочитайте её, пожалуйста, она записана на вашем рабочем листе и показана на экране.

              Целеполагание:  сегодня  мы  с  вами  будем учиться находить предложения с прямой речью, правильно расставлять знаки препинания в них, составлять схемы предложений с прямой речью.

4. Актуализация   знаний.  

Вспомните, пожалуйста, теоретический материал, который изучали ранее и ответьте на вопросы?

1) что такое прямая речь? (Прямая речь – это слова, переданные от имени говорящего.)

2) из каких двух частей состоят предложения с прямой речью? (Предложения с прямой речью состоят из слов автора и собственно прямой речи.)

5. Изучение нового материала.

Мы с вами  повторили, что такое прямая речь, что состоит она из двух частей, а теперь нам необходимо выяснить, как расставляются знаки препинания в предложениях с прямой речью. Поможет вам карточка – информатор красного цвета.

  1. На письме прямая речь заключается в кавычки.
  2. Если слова автора стоят перед прямой речью, то после них ставится двоеточие, прямая речь пишется с большой буквы.
  3. Если слова автора стоят после прямой речи, они отделяются тире и пишутся с маленькой буквы, а вместо точки после прямой речи ставится запятая.

А:  «П».   А:  «П?»   А:  «П!»     «П», - а.    «П!» -  а.    «П?» -  а.

Задание 1. Первичное закрепление.

Мы отправляемся в сказку А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его Славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Расставьте знаки препинания в предложениях с прямой речью, исправить ошибки.

Сын на ножки поднялся,

В дно головкой уперся,

Понатужился немножко:

«Как бы здесь на двор окошко

Нам проделать?» - молвил он,

Вышиб дно и вышел вон.

- Объяснить постановку запятых. Разбор по членам предложения.

Ветер на море гуляет

 И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

Корабельщики дивятся,

На кораблике толпятся,

На знакомом острову

Чудо видят наяву:

Город новый златоглавый,

Пристань с крепкою заставой –

Пушки с пристани палят,

Кораблю пристать велят.

Пристают к заставе гости;

Князь Гвидон зовет их в гости,

Их он кормит и поит,

И ответ держать велит:

«Чем вы, гости, торг ведете

И куда теперь плывёте?»

- Объяснить пропуск букв.

Князь пред нею стал божиться,

Что пора ему жениться,

Что об этом обо всём

Передумал он путём;

Что готов душою страстной

За царевною прекрасной

Он пешком идти отсель

Хоть за тридевять земель.

Лебедь тут, вздохнув глубоко,

Молвила: «Зачем далёко?

Знай, близка судьба твоя,

Ведь царевна эта – я».

Физминутка.

        Учитель:

- Глядя на экран, проверьте выполненное задание.

Задание 2. Игра «Найди ошибку».  Взаимопроверка.

Исправьте ошибки в схемах.

А  «П».   А:  П?   А  П!     «П» - а.    П! -  а.    П?   а.

Проверьте выполненное задание, глядя на экран.

А:  «П».   А:  «П?»   А:  «П!»     «П», - а.    «П!» -  а.    «П?» -  а.

Задание  3. Работа с текстом. (Самостоятельная работа по карточкам.)

 (Под)…кном  (Г,г)видон с…дит,

Молч… (на)м…ре  гл…дит:

Не)шумит оно, (не)хлещет,        

Лишь едва-едва тр…пещет,

И в лазоревой д…ли

П…к…зались к…р…бли:

(По)равнинам (О,о)кияна

Едет флот царя (с,С)алтана. 

Князь Гвидон т…гда  вскочил,

Громогласно возопил

Матушка м…я  р…дная!

Ты, кн…гиня  м…л…дая!

П…см…трите вы туда:

Едет батюшка сюда.  

- Составить схему предложения с прямой речью.

7. Подведение  итогов. 

Чем  занимались  мы  сегодня  с  вами  на  уроке?

 Какое  пунктуационное  правило  закрепили?

 Чему мы учились?

 Какие трудности в усвоении материала вы встретили?

 Вам понравился урок или нет?

Почему?

8. Домашнее   задание:  выписать  из  любых   художественных    произведений  3  предложения с прямой речью.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме "Предложение" в 3 классе (Школа 2100)

Данную презентацию можно использовать к любому УМК, так как нет привязки к конкретному учебнику. Презентация была использована на уроке закрепления по теме "Предложение. Главные члены предложения"...

Урок русского языка по теме: Предложения с прямой речью" 4 класс

Урок прививает интерес к предмету, развивает внимание и логическое мышление....

Урок русского языка по теме: Предложения с прямой речью" 4 класс

Урок прививает интерес к предмету, развивает внимание и логическое мышление....

Презентация по русскому языку на тему"Предложения с прямой речью" 4 класс

Урок составлен на основе образовательной технологии "Достижение прогнозируемых результатов" под руководством В. В. Лебедева...

Технологическая карта урока русского языка на тему: «Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова».

Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов  в нашем языке;Планируемые результаты:Предметные:Знать: понятия ...

Конспект урока русского языка по теме "Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова."

Систематизировать знания учащихся об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов, об устаревших и новых иноязычных словах и их роли в нашем языке; продолжать работу над фор...

Урок русского языка По теме: Предложение. Порядок слов в предложении

Урок русского языка в 4 классе коррекционной школы. Тема урока: Предложение.  Порядок слов в предложении.Цель урока: формировать умение  детей устанавливать порядок слов в предложениях....