Внеклассное мероприятие по русскому языку для 3 класса по теме "Безударная гласная в корне"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему
Материал подготовлен в виде деловой игры "Умники и умницы". Игровая форма позволяет учителю проверить знания обучающихся по изученной теме в нестандартной ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umniki_i_umnicy_3_klass.doc | 53 КБ |
umniki_i_umnicy.pptx | 839.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение Кумылженская средняя общеобразовательная школа №1 им. Знаменского А.Д.
Разработка внеклассного мероприятия для 3 класса по русскому языку.
Игра «Умники и умницы» по теме «Правописание безударных гласных в корне слова»
Выполнила:
Головчак Ирина Ивановна
учитель начальных классов
МКОУ Кумылженской СОШ №1
им. Знаменского А.Д.
Тема: Игра «Умники и умницы» по теме «Правописание безударных гласных в корне слова».
Цель: 1. Создать игровую ситуацию, в ходе которой вспомнить и закрепить знания детей о правописании безударных гласных в корне, в игровой форме найти применение простейшим логическим умениям.
2. Развивать орфографическую зоркость детей, логическое мышление, коммуникативных способностей учащихся.
3. Воспитывать любовь к родному языку.
Задача: способствовать развитию познавательных способностей учеников, воспитание интереса к приобретению знаний.
Оборудование: карточки с заданиями, разноцветные квадраты (размер 60х60) для обозначения дорожек – 4зелёных, 3 жёлтых, 2 красных, ордена «Шёлковый умник», фонозаписи, гонг, секундомер, презентация, интерактивная доска.
Ход игры:
- Вступительное слово учителя.
Я рада приветствовать всех присутствующих на нашей игре «Умники и умницы». А вот тему нашей игры придется угадать, для этого прочитайте предложение записанное на доске:
Л _б_п_тн_й сл_н_н_к спр_с_л, чт_ _ст кр_к_д_л з_ _б_д_м? Кр_к_д_л схв_т_л сл_н_нк_ з_ н_с.
- Вы уже вспомнили, из какой это сказки?
- Нелегкое, наверное, было чтение? Почему?
- Да, трудно без гласных звуков! Гласные помогают говорить, понимать друг друга и даже петь. А в орфографии они работают «волшебниками».
Гласные – это добрые «волшебники» для согласных.
Назовите это волшебство! (Стоит сомнительному согласному стать перед любым гласным, как он попадает в сильную позицию, например дуб – дубы).
Но сами они очень опасны! Из-за гласных звуков в слабой позиции мы часто бродим по ошибкоопасным местам. А почему?
Потому что у гласных в слове есть только одна сильная позиция –
под ударением.
Гласных в слове может быть много, а ударение одно. А гласные без ударения называются ….?
Значит тема нашей игры «Безударная гласная»
Вот перед нами 9 участников игры, мы будем называть их агонистами, от греческого слова «агон», что означает «соревнование».
А если агонисты не смогут ответить на вопрос, то это право предоставляется другим ребятам, нашим зрителям, которых мы назовет теоретиками, от греческого слова «теория»-праздник, зрелище. За верный ответ теоретик получает орден «Шёлкового умника». А судьи станут внимательно наблюдать, кто из теоретиков первым поднял руку для ответа.
Представляю наших судей «высокий ареопаг».
Секретарем ареопага будет ….
Победитель каждого тура выходит в финал, а все участники – агонисты получают приз – книгу. Итак, я вызываю участников первого агона.
I агон.
- Перед началом конкурса мы распределим дорожки. Каждый участник должен показать домашнее задание. Судьи подведут итоги: чей показ лучше, удачнее, тот получает право выбора дорожки.
Напоминаем вам свойства дорожек:
Красная дорожка – самая короткая, но на ней нельзя ошибаться.
Не жёлтой можно ошибиться один раз.
Зеленая- самая длинная, но на ней можно ошибиться два раза.
Агон заканчивается, как только один участник пересечет свою дорожку. На обдумывание вопроса дается 1 минута, об истечении которой жюри напоминает ударом гонга.
Проверка домашнего задания: рассказ «Я безударный гласный звук».
- Этап. Орфографический
- Напишите однокоренные слова в таком порядке: с ударением на гласной приставки, корня, суффикса, окончания:
а) чистенький, чистота, чистый, очищать, вычистить.
Подчеркнуть слова, которые являются проверочными для безударных гласных.
- Подчеркните в тексте гласные в корне, которые надо проверять при письме.
В холодный зимний вечер часто вспоминаешь осень. Как мы шли по лесной тропинке. По сторонам толпились молодые осинки. Осенний лес был в золотистых красках.
- Посчитайте, сколько «ошибкоопасных» мест для гласных в следующих словах и запишите ответ над словом.
2 ´
Образец: осенний.
Барабан, переполох, разговорчивость, самооборона, водонепроницаемость.
2 этап. Логика.
2.1. Только два предлога, а волос в низ много (у, с).
2.2. Начало – голос птицы,
Конец – на дне пруда,
А целое в музее
Найдете без труда.
(Кар-тина).
2.3. Начало – нота,
Потом оленя украшение,
А вместе – место оживленного движения.
(до-рога)
3. этап. Теория.
3.1. В каких частях слова могут стоять безударные гласные. Приведите примеры.
3.2. Как проверить безударные гласные в корне?
4. этап. Фонографический диктант.
Выписать все слова из текста по слуху проверяемые и непроверяемые в разных частях, слова безуд. гл: Осенью в лесу показалась маленькая ёлочка. Она раздвинула листья и травинки. Малютка высунулась из земли и осмотрелась. Деревья роняли свой осенний наряд. Так они несли ей свои подарки.
II агон
Проводится розыгрыш дорожек, участники представляют рекламу «Добрый волшебник ударение».
1 этап. Орфографический.
- В каждом ряду слов подчеркнуть проверочное:
Лес, лесной, лесник.
Трава, травка, травушка, травинка, травяной.
Медок, медовый, мёд.
Болеть, больница, боль, больной.
Косить, косарь, коса, скошенная.
- Напишите слова в два столбика. В первый – слова с проверяемой гласной в корне, во второй – с непроверяемой гласной в корне:
Свистулька (1),пальто(2), коньки(2), чистота(1), тишина(1), пятно(1), пятерка(1), заяц(2), копна(1), сапоги(2), ребята(2). (1ст. – 6 слов, 2ст. – 5 слов.).
- Вставьте пропущенные буквы:
П_так, сп_ртивный, дл_на, с_нева, ш_лун, п_сти, м_сной, в_зание, м_рской, л_ства, б_да, с_ринка, т_мнота, л_нивый.
2 этап. Логика.
2.1 . Эти учреждения возникли в древности (в Ассирии, Древнем Египте, Греции и Риме, в монастырях раннего средневековья) для хранения памятников письменности. Сейчас они организуют общественное пользование произведения печати.
Подсказка: получили (распространение) развитие с XV века после изобретения книгопечатания (библиотека).
2.2. Спортивная командная игра, название которой от французского слова, обозначающего посох с крюком. (Хоккей)
2.3. Это название произошло от английского слова, обозначающего увеселительное заведение близ Лондона (XVII век); В России первоначально также - место увеселений, затем так стали называть здание или комплекс зданий, сооружения и устройства для обслуживания пассажиров и транспорта. (Вокзал).
3 этап. Теория.
3.1. Перечислить все гласные звуки и назвать их признаки.
3.2. Раскрыть алгоритм действий при проверке гласных букв и корней.
4 этап. Устный диктант.
Выписать все слова из текста по слуху (проверяемые и непроверяемые в разных частях слова) безударные гласные.
Лишь пёстрая осень
Ушла со двора,
Как новая гостья
Явилась с утра.
Покрасила белым
Дома и окошки,
Засыпала пухом
Кусты и дорожки.
Луга замела
И укрыла поля
И сразу просторнее
стала земля. (17 слов)
III агогн
Проводится розыгрыш дорожек, участники представляют инсценировку «Досадное недоразумение» (жизнь ошибки).
1 этап. Орфографический.
- Вставьте пропущенные буквы в следующие словосочетания:
Пол_скать щенка, пол_скать бельё, отв_рить картофель, отв_рить дверь, пос_деть на скамейке, пос_деть к старости, прож_вать на даче, прож_вать мясо.
- Укажите, сколько «ошибкоопасных» мест для гласных в следующих словах, ответ напишите над словом.
Подсолнух, подснежник, шиповник, гладиолус.
- Спишите. Рядом припишите словосочетания по образцу.
Образец: платье из шерсти – шерстяное платье
Тропа зверя –
Улицы города –
Берег моря –
Рельсы из стали –
Костюм для спорта –
- этап. Логика.
- В каком слове сорок гласных?
(сорок-а)
- С «а» - животное с рогами
На оленя похожу
(Лань)
- С «е» - мешаю я трудиться
И старательно учиться,
До добра не довожу.
(Лень)
3 этап. Теория
3.1. Чем отличаются ударные гласные звуки от безударных гласных звуков?
3.2. Зависит ли смысл слова в русском языке от места ударения?
4 этап. Исправить ошибки.
У входа в чей дом висела эта табличка? Исправьте ошибки и объясните исправления:
ПРАШУ ПАДЁРГА –
ТЬ И ЖДА –
ТЬ АТВЕТА
(Автор объявления – Сова из книги А. Лингна «Винни – Пух и все-все-все).
Итак, наша игра завершена. У нас выявилось трое победителей, которые получают призы – книги. Мне хочется задать вопросы победителям:
- Почему взяли красную дорожку?
- Какой школьный предмет самый любимый?
- Любят ли вас в школе?
- Какое задание показалось самое трудное?
Те теоретики, у которых большое количество орденов «Шелкового умника» получают пятерки по русскому языку. Благодарю всех за участие. А нашу встречу закончим стихами и музыкой.
Список литературы:
1.Олимпиады по русскому языку 3 класс/ А.О.Орг, Н.Г. Белицкая.-М: Издательство «Экзамен», 2010 год.
2.Олимпиадные задания по русскому языку 3-4класс. Сост. Г.Т. Дьячкова.-2-е изд., стереотип. Волгоград. 2008 год.
3. Олимпиады по русскому языку, математике, окружающему миру: 3-4 классы. -М: ВАКО, 2009 год.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Л_ б_п_тн_й сл_н_н_к спр_с_л , чт _ _ ст кр_к_д_л з_ _ б_д_м ? Кр_к_д_л схв_т_л сл_н_нк _ з_ н_с .
Тема игры: « Безударная гласная в корне слова»
I агон . Проверка домашнего задания: рассказ «Я безударный гласный звук»
1 этап . Орфографический 1.1. Напишите однокоренные слова в таком порядке: с ударением на гласной приставки, корня, суффикса, окончания : чистенький, чистота, чистый, очищать, вычистить . Подчеркнуть слова, которые являются проверочными для безударных гласных. 1.2 . Подчеркните в тексте гласные в корне, которые надо проверять при письме. В холодный зимний вечер часто вспоминаешь осень. Как мы шли по лесной тропинке. По сторонам толпились молодые осинки. Осенний лес был в золотистых красках . 1.3. Посчитайте, сколько « ошибкоопасных » мест для гласных в следующих словах и запишите ответ над словом . Образец : о сенн и й 2 . Барабан , переполох, разговорчивость, самооборона, водонепроницаемость .
2 этап. Логика. 2.1 . Только два предлога, а волос в низ много (у, с). 2.2. Начало – голос птицы, Конец – на дне пруда, А целое в музее Найдете без труда. ( Кар-тина). 2.3. Начало – нота, Потом оленя украшение, А вместе – место оживленного движения. ( до-рога)
3 этап . Теория. 3.1 . В каких частях слова могут стоять безударные гласные. Приведите примеры. 3.2. Как проверить безударные гласные в корне?
4 . этап. Фонографический диктант. Выписать все слова из текста по слуху проверяемые и непроверяемые в разных частях, слова безуд . гл : Осенью в лесу показалась маленькая ёлочка. Она раздвинула листья и травинки. Малютка высунулась из земли и осмотрелась. Деревья роняли свой осенний наряд. Так они несли ей свои подарки.
II агон Проводится розыгрыш дорожек, участники представляют рекламу «Добрый волшебник ударение».
1 этап. Орфографический. 1.1. В каждом ряду слов подчеркнуть проверочное: Лес , лесной, лесник. Трава, травка, травушка, травинка, травяной. Медок, медовый, мёд. Болеть, больница, боль, больной. Косить, косарь, коса, скошенная. 1.2. Напишите слова в два столбика. В первый – слова с проверяемой гласной в корне, во второй – с непроверяемой гласной в корне : Свистулька, пальто, коньки, чистота, тишина, пятно, пятерка, заяц, копна, сапоги, ребята. 1.3. Вставьте пропущенные буквы : П_так , сп_ртивный , дл_на , с_нева , ш_лун , п_сти , м_сной , в_зание , м_рской , л_ства , б_да , с_ринка , т_мнота , л_нивый .
2 этап. Логика. 2.1 . Эти учреждения возникли в древности (в Ассирии, Древнем Египте, Греции и Риме, в монастырях раннего средневековья) для хранения памятников письменности. Сейчас они организуют общественное пользование произведения печати. Подсказка: получили (распространение) развитие с XV века после изобретения книгопечатания. 2.2.Спортивная командная игра, название которой от французского слова, обозначающего посох с крюком. 2.3 . Это название произошло от английского слова, обозначающего увеселительное заведение близ Лондона ( XVII век); В России первоначально также - место увеселений, затем так стали называть здание или комплекс зданий, сооружения и устройства для обслуживания пассажиров и транспорта .
3 этап. Теория. 3.1. Перечислить все гласные звуки и назвать их признаки . 3.2 . Раскрыть алгоритм действий при проверке гласных букв и корней.
4 этап. Устный диктант. Выписать все слова из текста по слуху (проверяемые и непроверяемые в разных частях слова) безударные гласные. Лишь пёстрая осень Ушла со двора, Как новая гостья Явилась с утра. Покрасила белым Дома и окошки, Засыпала пухом Кусты и дорожки. Луга замела И укрыла поля И сразу просторнее Стала земля.
III агогн Проводится розыгрыш дорожек, участники представляют инсценировку «Досадное недоразумение» (жизнь ошибки).
1 этап. Орфографический. 1.1. Вставьте пропущенные буквы в следующие словосочетания: Пол_скать щенка, пол_скать бельё, отв_рить картофель, отв_рить дверь, пос_деть на скамейке, пос_деть к старости, прож_вать на даче, прож_вать мясо. 1.2. Укажите , сколько « ошибкоопасных » мест для гласных в следующих словах, ответ напишите над словом. Подсолнух , подснежник, шиповник, гладиолус . 1.3. Спишите . Рядом припишите словосочетания по образцу. Образец : платье из ш е рсти – шерстян о е платье Тропа зверя – Улицы города – Берег моря – Рельсы из стали – Костюм для спорта –
2 этап . Логика. 2.1. В каком слове сорок гласных? 2.2. С «а» - животное с рогами На оленя похожу 2.3. С «е» - мешаю я трудиться И старательно учиться, До добра не довожу.
3 этап. Теория. 3.1. Чем отличаются ударные гласные звуки от безударных гласных звуков? 3.2. Зависит ли смысл слова в русском языке от места ударения?
4 этап. Исправить ошибки. У входа в чей дом висела эта табличка? Исправьте ошибки и объясните исправления: ПРАШУ ПАДЁРГА – ТЬ И ЖДА – ТЬ АТВЕТА
Подведение итогов. Наша игра завершена. У нас выявилось трое победителей, которые получают призы – книги. Мне хочется задать вопросы победителям: - Почему взяли красную дорожку? - Какой школьный предмет самый любимый? - Любят ли вас в школе? - Какое задание показалось самое трудное? Те теоретики, у которых большое количество орденов «Шелкового умника» получают пятерки по русскому языку. Благодарю всех за участие. А нашу встречу закончим стихами и музыкой.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Проверка безударной гласной в корне слова".
Способствовать закреплению знаний учащихся о правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне.Содействовать развитию речи, мышления, внимания, памяти учащихся.Воспитывать интерес к ...
Конспект урока по русскому языку. 2 класс.Тема: "Безударная гласная в корне". УМК "Школа России" (К моей презентации).
Открытый урок по русскому языку....
Презентация по русскому языку.2 класс Тема : "Безударная гласная в корне". (по учебнику Рамзаевой). УМК "Школа России".
Презентация по русскому языку....
Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс "Правописание безударных гласных в корне слова"
Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс "Правописание безударных гласных в корне слова"...
Учебно - методический комплект. Русский язык. 3 класс. Тема "Безударные гласные в корне слова"
Тема: Безударные гласные в корне слова.Цели деятельности учителя: обобщить знания учащихся о проверяемых безударных гласных.Планируемые результаты:предметные: ·...
Технологическая карта урока русского языка, 3 класс. Тема: «Безударные гласные в корне слова (проверяемые и непроверяемые)».
Урок выстроен в соответствии с программой "Перспектива".На урок отводится 4 часа - это второй час темы....
Конспект урока русского языка 3 класс "Правописание безударных гласных в корне слова"
Представляю вашему вниманию конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Правописание безударных глассных в корне слове". УМК "Школа России"...