Открытый урок русского языка во 2 классе по теме "Безударные гласные, парные и непроизносимые согласные в корне слова. Обобщение". УМК "Школа 21 века"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Данный урок можно назвать универсальным, по любому УМК изучаются данные темы и всегда они важны для повторения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urokrusskogo_yazykaf_vo_2_klasse.docx21.31 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка во 2 классе.

        Тема: Сопоставление правил о написании безударных гласных,    

                    парных глухих и звонких согласных, непроизносимых    

                    согласных в корнях слов.

          Форма: Урок – путешествие по океану Орфографических знаний.

        Цель: -  формировать навыки грамотного письма;

                     - обобщить знания учащихся об орфограммах корня;

                     - обогатить словарный запас учащихся, расширить кругозор.

       Оборудование: аудиозапись музыки морского прибоя, иллюстрации островов,      

                                  героев, задания индивидуального характера, фронтальные задания    

                                  на доске.

                                                       Ход урока

        I Организационный момент. (1 мин)

Учитель: Сегодня мы отправляемся на корабле в плавание по островам  

              океана Орфографических знаний. Во время нашего плавания    

              мы встретимся с законами орфографии и постараемся доказать    

              знание этих законов. Итак, в путь!  

       II Лексико – орфографическая работа. (6 мин)

Учитель: Отправляясь в путешествие, мореплаватели запасаются провизией, в том числе, овощами. Какие овощи мы возьмём с собой, попробуйте отгадать.

                                  1. Словарная работа.

  1. Итальянцы называли этот овощ золотым яблоком. (Помидор)
  2. Название этого овоща произошло от латинского слова капут, что значит голова. (Капуста)
  3. Этот овощ получил своё название агурос за то, что в отличие от других овощей его едят зелёным. (Огурец)
  4. Этот овощ был завезён из Южной Америки. Клубни его похожи на гриб трюфель; как и трюфель, они растут в земле. (Картофель)
  5. Про этот овощ сложена загадка: «Красная девица сидит в темнице, а коса на улице». (Морковь)      

(Дети записывают отгадки в тетради и на доске, обозначая ударение и безударную гласную букву в слове).

Учитель: Можно проверить безударные буквы в этих словах? Почему          

               безударные гласные буквы в этих словах надо запомнить?

Дети: Это словарные слова, безударные гласные буквы нужно    

         запомнить.

2. Знакомство с новым словарным словом.

Учитель: Мы запаслись провизией, отправляемся в путь. (Звучит    

              музыка моря). Хорошо бы нам сопутствовали солнечные    

              безветренные дни. А такие дни раньше называли словом  

              погода. Когда шёл дождь, мела метель, то говорили, что на    

              улице непогода, ненастье. Сейчас словом погода называется    

              любое состояние атмосферы.

(На доске открывается надпись погода.  Детям предлагается исследовать, проверить безударную гласную).

Учитель: Ребята, подумайте, можно ли подобрать проверочное слово и  

              проверить безударную гласную в этом слове?

Дети: Нельзя, надо запомнить.

Учитель: Запишите и запомните это новое словарное слово.

                                              3. Подбор по схемам однокоренных слов.

а

                         

        …….к

а

              ……ушк

ый

                              ..…н

Учитель: Как пишутся корни в однокоренных словах?

Дети: В однокоренных словах корни пишутся одинаково.

Учитель: Сегодня на уроке мы повторим правила правописания гласных    

               и согласных в корне.

                                   ( звучит аудиозапись музыки моря).

        III Индивидуальная и фронтальная работа по отработке    

            правописания безударных гласных. (8 мин)

Учитель: Мы в океане Орфографических знаний, приближаемся к  

              острову Безударных гласных. Но вот беда! Некоторых жителей      

              этого острова захватили в плен злые медузы. Освободить их

              нам поможет королева Ударения. Как вы думаете, почему?

Дети: Если буква гласная вызвала сомнение, ты её немедленно ставь

         под ударение.

Учитель: Освободите жителей острова. Вставьте безударные гласные в  

              слова.

        1. Индивидуальная работа по карточкам:

                К_менистое дно                   П_тнистый осьминог

                м_рской конёк                     к_ лючий ёрш                                                      

                п_л_сатый краб                   с_лёные брызги                            

                м_ л_ дая чайка.                  к_товая акула.

  1. Фронтальная работа: (дети у доски вставляют нужную гласную, объясняя свой выбор,  учащиеся записывают в тетрадь)

               З_л_неют водоросли                   пос_лился рак

               в_лнуется море                          вьются рыбы – прил_палы

               уд_вительная рыба                     вд_леке от острова.      

  1. Проверка индивидуальной работы.

(Ученики доказывают правильность выполнения задания, класс оценивает ребят).

        Итог:

Учитель: Как проверить безударную гласную в корне слова?

Физкультминутка.(2 мин)

 Вот помощники мои,

      Их как хочешь поверни:

   И вот эдак, и вот так,

Не обидятся никак.

        Раз,два,три,четыре,пять-

  Не сидится им опять.

   Постучали, повертели

  И работать захотели.

    Поработаем немножко

     И дадим им отдохнуть.

   Постучали, повертели

      И опять обратно в путь.

       IV  Выборочный диктант по отработке навыка правописания      

             парных согласных по глухости-звонкости. (6 мин)

Учитель: Плавание продолжается. На нашем пути остров Парных

              согласных. Здесь ещё утро, некоторые из звуков не

              проснулись. Произнесите звуки парами, и «спящие» тут же

              проснутся.

Дети: Б-П, Д-Т, З-С, Г-К, Ж-Ш, В-Ф.

Учитель: Правит этим островом господин Гласный и его помощники –

              добрые волшебники – звонкие согласные. Кто догадался,

              почему?

Дети: Чтобы проверить сомнительную согласную, надо изменить слово

         так, чтобы после неё стоял гласный звук или звонкий согласный    

          звук.

Учитель: Сейчас вы должны доказать умение обозначать на письме  

              буквами парные согласные звуки в «ошибкоопасных» местах в    

              слове. Я читаю предложения, а вы находите в них слова с    

              парными согласными и записываете в тетрадь.

                      (У доски работают ученики, выделившие нужное слово.)

        Легко, как тень, рыбки скользят у самого дна. Рыщет по морю селёдка, друзей ищет. Вылез из-под камня краб. Уплыл из своего домика ёрш, уползла его соседка улитка.                    

Итог:

Учитель:  Как проверить на письме буквы, обозначающие парный    

               согласный по глухости – звонкости?

Физкультминутка.(2 мин)

(Звучит музыка моря.)

V Письмо по памяти, направленное на закрепление правописания    

    непроизносимых согласных. (6 мин)

 Учитель: Смотрите! Мы попали на следующий остров! Здесь часто

               бывает извержение вулкана. Если в это время произносятся

               слова, в корне которых есть сочетания согласных, то один из

               согласных звуков теряется, как будто бы в этом слове его и    

               нет. Кто догадался, что это за остров? Что надо сделать,

               чтобы не потерять букву, обозначающую непроизносимый

               согласный звук?

 Дети: (рассказывают правило)

Учитель: Нужна ли в словах предложения согласная буква или нет?

Дуют ветры ярос?ные,

Гонят лодки парус?ные.

(После разбора орфограмм, дети записывают предложение по памяти.)

        Итог:

 Учитель: Как проверить непроизносимую согласную?

       VI Самостоятельная работа. Письмо под диктовку. (5 мин)

 Уч: Наш корабль приближается ещё к одному острову Посмотрим, кто

       нас встречает? Это же пираты! Их остров называется

       Безграмотландия. Здесь живут все те, кто пишет с ошибками

        Пираты  предлагают вам записать текст.

                   Морские жители – известные хитрецы. Они всегда ловко    

          прячутся от своих врагов.

 Уч: Подчеркните все орфограммы, повторяемые сегодня на уроке.

        А теперь обменяйтесь тетрадями в паре, проверьте работу    

        товарищей, поставьте оценку.

        VII Итог: (2 мин)

Уч: Ребята, мы сегодня побывали в увлекательном путешествии по

      океану Орфографических знаний, повторили орфограммы корня.

      Давайте ещё раз вспомним правила проверки орфограмм.

Уч: Кому понравилось наше плавание?

       Кому было трудно в пути? Почему? Как избежать трудностей в    

       следующий раз? Ребята, сегодня нам встретилось много слов на    

       морскую тематику. Я хочу предложить вам продолжить знакомство    

       с морем и предлагаю вашему вниманию несколько книг о морских  

       обитателях, мореплавателях и морских приключениях,    

       Прочитайте их, и вы узнаете ещё много интересного о море.

         VIII Домашнее задание. ( Дифференцированное.) (2 мин)

       1 уровень (сложный) - Продолжите текст про морских животных. Придумайте 3 – 4          

                                              предложения. Озаглавьте.

       2 уровень -  Придумайте продолжение по опорным словам. Озаглавьте.

       3 уровень – Составьте из слов предложения и запишите продолжение текста.      

                            Озаглавьте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка, 2 класс УМК «Школа 2000-2100, Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне

Работая по УМК «Школа 2000–2100» мною были определены основные линии развития учащихся в рамках предмета «Русский язык», на которых строится непрерывный курс: овладение функциональной грамотностью; на...

Урок русского языка. 3 класс. УМК «Школа России» Тема: правописание непроизносимых согласных в корне слова.

Тема: правописание непроизносимых согласных в корне слова.Цель: учить определять  слова с непроизносимой согласной в корне слова, упражнение в подборе проверочных слов к данным словам, упражнение...

Открытый урок. Русский язык. 3 класс.Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова. Обобщение».

Русский язык3 классТема: «Правописание безударных гласных в корне слова. Обобщение».Цель: развивать умение распознавать слова с безударной гласной в корне слова.Задачи:...

Открытый урок. Русский язык. 3 класс.Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова. Обобщение».

Русский язык3 классТема: «Правописание безударных гласных в корне слова. Обобщение».Цель: развивать умение распознавать слова с безударной гласной в корне слова.Задачи:...

Технологическая карта урока русского языка, 3 класс. Тема: «Безударные гласные в корне слова (проверяемые и непроверяемые)».

Урок выстроен  в соответствии с программой "Перспектива".На урок отводится 4 часа - это второй час темы....

Технологическая карта открытого урока русского языка. 2 класс "Школа России". Правописание парных согласных в корне слова

Технологическая карта открытого урока с презентацией по теме "Правописание парных согласных в корне слова" 2 класс "Школа России".Первый урок по теме....

Открытый урок русского языка 2 класс " Правописание безударной гласной"

Русский язык "Правописание безударной гласной"...