Открытый урок русского языка 2 класс " Правописание безударной гласной"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Титоренко Нина Сергеевна

Русский язык "Правописание безударной гласной" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управления образования администрации города Прокопьевска

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа-интернат для учащихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья № 32»(МКОУ «Школа-интернат № 32»)653036, Кемеровская область, город Прокопьевск, улица Баргузинская, 128, тел.: 8(3846)61-74-17. E-mail: irena24200725@rambler.ru.

Титоренко Нина Сергеевна, учитель начальных классов

Тема: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне»

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний (урок путешествие)

Образовательные технологии: проблемно- поисковая, системно-деятельностная, игровая, здоровьесберегающая.

     Цель: совершенствование  навыков правописания безударных гласных в корне слова

     Задачи:

Образовательные: формировать навыки проверки безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением;

формировать умения распознавать орфограммы в тексте; 

формировать умения написания словарных слов;

Развивающие: развивать  внимания, устную и письменную речи учеников;

развивать умения находить проверочное слово;

развивать орфографическую зоркость;

Воспитательные: воспитывать интерес к родному языку. взаимоуважение, уверенности в своих силах.

Планируемые результаты:

Предметные: различать слова с безударными гласными в корне, находить в словах безударную букву гласного звука, написание которого надо проверить;

различать проверочное и проверяемое слово;

определять с опорой на заданный алгоритм безударный и ударный гласные звуки в слове.

Универсальные учебные действия:

     Познавательные: развивать способность анализировать полученную информацию, выделять существенные и несущественные признаки, проводить группировку, делать правильные выводы.

Регулятивные: определять  и формулировать цель деятельности на уроке, самостоятельное адекватное оценивание правильности выполнения действия.

  Коммуникативные: отрабатывать умение строить речевые высказывания в устной форме, формулировать собственное мнение, уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в паре).

Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к предмету, способность к самооценке, воспитывать стремление заботиться о своем здоровье.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная,  работа в паре

Ресурсы: карточки, презентация к уроку, дерево «Успех»

Технологическая карта

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Мотивирование на учебную деятельность (организационный момент)

Л.: формирование навыков самоорганизации; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Р.: формирование способности к организации своей деятельности

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Приветствие.  Положительный настрой. (Слайд 1)

     Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие.

Захотели вновь прийти!

 Ребята, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь себе и другу, передайте частичку своего хорошего настроения соседу.(Слайд 2)

А Чтобы мы с вами говорили хорошо, слитно с ударением выполним  гимнастику для язычка.

Артикуляционная гимнастика  «Забавный язычок»  (Слушаем внимательно и повторяем за мной). (Слайд3)

Язычок гулять пошел

Вокруг дома обошел.

Посмотрел по сторонам,

 Никого не встретил там.

На качели покачался

И ни чуть не испугался.

На гармошке поиграл

И нисколько не устал.

Индюков он повстречал

С ними вместе поболтал.

Ночь пришла пора всем спать

Язычок лег отдыхать.

Молодцы! Все старались и делали упражнения правильно!

Фонетическая ритмика:  (Звук С )

Са-со-су

Ас-ос-ус

Собака, сорока, скоро, суббота

Прочитаем все слова. Что объединяет эти слова?

Дети организуют свое рабочее место,

проверяют готовность к уроку.

Эмоциональный

настрой.

Выполняют  гимнастику для язычка.

Актуализация знаний.

Установки на речь ( на протяжении всего урока)

Постановка учебной задачи

П.: предполагают, какая информация будет необходима для решения проблемы

Р.: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; формулировать тему урока.

К.: - участвовать в обсуждении, слушать и понимать других.

Развиваем умение слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Л.:Развиваем умения в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.

Ребята, мы сегодня свами не просто ученики, а путешественники.

А кто такие путешественники? («Путешественник – это тот, кто путешествует пешком или в поездках по каким-нибудь местам или странам»).  (Слайд4)

И сегодня у нас с вами будет необычное путешествие. Готовы? Отправляемся в путь. Смотрите перед нами  развилка, а куда же нам с вами пойти? Смотрите  здесь есть камень, а на нем, что – то написано. Давайте прочитаем.  (На лево пойдешь  - богатство приобретешь, прямо пойдешь ничего не потеряешь,  на право пойдешь – знания приобретешь).  Слайд5)

Так ку даже нам пойти? А  узнаете, когда отгадаете анаграмму.

шеб вол я на ка сказ ( Волшебная сказка. )  (Слайд6)

Если сказка в дверь стучится (Слайд 7)

Ты скорей ее впусти,

Потому что сказка -  птица:

Чуть спугнешь – и не найти

Книгу сказок открываю

И загадку загадаю:

В сказке той царевич жил.

Серый волк ему служил.

Сказку эту вспоминайте,

Дружно вместе отвечайте,

(«Иван – царевич и серый волк») (Слайд 8)

 - Молодцы! Сегодня мы с вами будем путешествовать по сказке «Иван царевич и серый волк». Нам предстоит выполнить все задания, чтоб отыскать жар – птицу»

Игра “Путаница”. Догадайтесь, какие слова “спрятались”?

Члепа, цетвок,  арос,  седыл,  азок. (Пчела, цветок, роса, следы, коза.)

- Какая орфограмма наблюдается в этих словах? Догадались? (Слайд9)

- Попробуйте сформулировать тему урока.

(“Правописание слов с безударными гласными в корне”) 

Молодцы! (за правильные ответы вы будете получать золотые яблоки.

 (следить за речью детей, полноту ответов на протяжении всего урока)   (Говори хорошо, отвечай полными ответами)

Как вы думаете, чему будем учиться на уроке? (Учиться находить слова с безударными гласными в корне слова. Различать проверочное и проверяемое слово. Правильно подбирать проверочные слова.).

Минутка чистописания

А теперь давайте откроем свои волшебные тетради, и вспомним правило посадки при письме. (Слайд10) 

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою –

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Теперь, запишем число.

Посмотрите, какие соединения я взяла для минутки чистописания.

аоиея  оиеяа  иеяао  ...  (еяаои  яаоие) (Слайд 11)

- Первая буква становится последней. Спишите и продолжите.

- Что это за буквы? (Гласные, которые требуют проверки ударением)

Как проверяются такие гласные?  (Слайд 12-13)

Если буква гласная вызвала сомненье,
Ты её немедленно ставь под ударение.

- Какие способы подбора проверочных слов знаете?

Чтобы найти проверочное слово для обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова, надо:

а) или изменить слово: дворы – двор;

б) или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным: дворы - дворник.

Приведите пример

- Правильно, молодцы! (за правильные ответы золотые яблоки)

Слушают, высказывают свои предположения

Ответы на вопросы, полными предложениями.

Ведут диалог, высказывают свою точку зрения

Формулируют цель, проблему, тему урока.

Отвечают с использованием образца "Я думаю, что мы будем учиться..."

Работа в тетрадях

Повторение правила на изученную орфограмму

Обобщение и систематизация знаний

П.:Развиваем умение перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать

К.: Развиваем умение доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных речевых ситуаций.

Р.: Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно

Словарная работа.(слайд 15)

- Повторим орфограмму безударную гласную непроверяемую ударением.

-Сыграем в  игру «Эстафета». Соревноваться будем по рядам. Слова написаны на доске. Ваша задача вставить безударную гласную в слова.

Ж…лтый,    …лф…вит, р..бята,  п..льто,   т..традь,    …зв…нит…,  …прель,  ц..рк.

Проверка:

- 1 ряд проверяет работу 2 ряда, 2ряд у 1 ряда,

- Оцените работу команд.

- Возьмите первые буквы словарных слов, и вы узнаете, на поиски кого отправился Иван царевич  (Жар - птица). Молодцы. И сейчас мы с вами отправимся на поиски  Жар –птицы.

А, что бы ее найти нам нужно выполнить все задания.

Игра «Найди  ошибку». (Слайды16)

- Продолжим путешествие ваша задача,  исправить  ошибки в предложение.

Идём добывать жар-птицу: Полител ворон за жывой и мёртвой вадой.

Молодцы со всеми заданиями справились. Запишем исправленное предложение.

Высказывают свои предположения.

Исправляют ошибки.

Слушают ученика и ведут   диалог, высказывают свою точку зрения.

Физминутка

Л.:умение применять

правила охраны

своего здоровья

Веселая зарядка (музыкальная) (Слайды17)

Дети выполняют движения.

Развивают координацию движений.

Первичное осмысление и закрепление

П.:Развиваем умение ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.

На основе анализа объектов делать выводы.

К.: Развиваем умение слушать и понимать других.

 Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Оформлять свои мысли в устной форме.

Умение работать в паре

Игра «Собери хвост Жар-птицы». (слайд 18)

- Пока вы искали волшебные предметы, у нашей Жар-птицы потерялись перья на хвосте. Посмотрите, у вас лежат цветные перья. Разделимся на пары.  На пёрышках записаны слова с безударной гласной, вам нужно правильно вставить букву и подобрать проверочные слова.

Слова на перьях : в…лна, з..леный, г..лубка, г..лосок, цв..ты,

Н..чной, гр..за, м..ря.

Молодцы.

В волшебную сказку сегодня попали. (Слайд19)

В командах мы весело все поиграли.

В словах орфограммы мы дружно искали.

Жар – птице хвост найти помогали.

Самостоятельное выполнение карточки  

Взаимопроверка и сверка правильных ответов с учителем.

Учатся контролировать и оценивать свою работу и полученный результат, адекватно воспринимать оценку своей работы.

Работают в парах

 

Рефлексия деятельности

 ( итог)

Л.: личностное

самоопределение

Умение адекватно

оценивать свою

деятельность и

деятельность своих одноклассников

Достигли мы с вами цели урока? Зачем надо уметь писать правильно слова с проверяемой безударной гласной?

А, что бы вы не забыли как нужно проверять безударную гласную в корне, дома нужно будет выполнить карточку.

Наше путешествие по волшебной сказке закончилось.

Посчитаем сколько золотых яблок вы собрали.

Оцените себя, полученные знания и приобретённые умения на сегодняшнем уроке. «Дерево успеха»

Молодцы

Ребята, мне хочется открыть вам  один секрет, чтобы сохранить свое здоровье и здоровье окружающих, нам всем необходима доброта.

- Давайте хором пожелаем друг другу: «Будьте здоровы!» (Слайд20)

- Вы сегодня хорошо работали, помогали друг другу и справились со всеми заданиями.

- Я всех благодарю за активную работу на уроке. Вы – молодцы!

Оценивают конечный результат своей работы.

 Делают выводы.

Учатся осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.

Самооценка и взаимооценка.

Приложение

ж….лтый

…лф…вит

р…бята

п…льто

т…традь

…зв…нит…

ц…рк

…прель

C:\Users\галя\Pictures\s1200 (11).jpgC:\Users\галя\Pictures\s1200 (11).jpg

C:\Users\галя\Pictures\s1200 (11).jpg

C:\Users\галя\Pictures\s1200 (11).jpg

C:\Users\галя\Pictures\s1200 (11).jpgC:\Users\галя\Pictures\s1200 (11).jpgC:\Users\галя\Pictures\s1200 (11).jpgC:\Users\галя\Pictures\s1200 (11).jpg

Материально – техническое обеспечение

Учебник В.П. Канакина «Русский язык», 2 класс

Г. А. Бакулина «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка» 2 класс. Издательство «Владос» 2004 год.

Наглядный и раздаточный материал (перья птицы, карточки с заданиями).

Демонстрационный материал (презентация)

Бр…вно- ________________________

Гл…за - _________________________

Дв..ры-__________________________

З…рно-__________________________

Кр…ты-__________________________

М…сты-__________________________

Р..ды-____________________________

В..дро-___________________________

Гн..здо-__________________________

Д..жди-__________________________

З..ма-____________________________

Л..са-____________________________

Н..жи-____________________________

В..да-____________________________

Г..ра-____________________________

Д…ма-___________________________

Зм..я-____________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка по теме "Безударные гласные"

Русский язык 2 класс. Программа "Школа 2100".Тема раздела БУКВЫ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА Обобщающий урок по разделуТема: Упражнения в написании слов с безударной гласной в...

Самоанализ к уроку русского языка по теме "Безударная гласная в корне слова". Урок-игра. Программа 2100, 2 класс. ФГОС

Самоанализ к уроку по русскому языку по теме:"Безударная гласная в корне слова". Программа 2100, 2 класс. ФГОС....

Технологическая карта к уроку русского языка по теме "Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением" 2 класс

Данная технологическая карта была составлена в соответствии с новыми требованиями ФГОС НОО 2 поколения по учебнику "Русский язык" 2 класс Л.М. Зелениной. Здесь прописаны формируемые УУД на каждом этап...

Урок русского языка по теме "Безударные гласные в корне слова" 3 класс.

Урок составлен с учетом новых ФГОС. Урок-закрепление....

Карточка по русскому языку. Тема: Правописание безударных гласных. Однокоренные слова. Форма слова. 2 класс.

В карточке ребенок получает задания на отработку навыков определения безударной гласной. Навыков дифференциации понятий  "Однокоренное слово" и "форма слова"...

Открытый урок.Русский язык.Тема: Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода (обобщение) 3 класс.

Открытый урок.Русский язык.Тема: Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода (обобщение)3 класс....