Урок русского языка, 2 класс УМК «Школа 2000-2100, Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Работая по УМК «Школа 2000–2100» мною были определены основные линии развития учащихся в рамках предмета «Русский язык», на которых строится непрерывный курс: овладение функциональной грамотностью; навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; орфографией и пунктуацией; навыками и умениями понимания и анализа текстов; приобретение систематических знаний о языке; формирование у детей чувства языка.
С первого класса велась серьёзная работа над орфограммами – проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне.
На уроке русского языка во 2 классе «Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне» большое внимание уделяется роли ударения в устной речи и развитию внимания к значению слова при переходе ударения на другой слог в однотипных словах (типа замок – замок), наблюдению над словами, имеющими несколько значений, над явлением синонимии, осмыслению роли этого явления в речи, над особенностями употребления синонимов в речи. Учениками осуществляется самостоятельный подбор 1–2 синонимов и антонимов к словам и практическое знакомство омонимами. Дети составляют предложения, в которых чётко проявлялось бы каждое из значений слова.
В работе с текстами учебника, дидактического материала, различными словарями в группах предусмотрена единая технология: осмысление текста до чтения, во время чтения и после чтения, которая формирует у учащихся тип правильной читательской деятельности.
Ученики должны сделать первые шаги в осознании себя носителями языка, почувствовать интерес к его изучению, осознать смысл этого изучения, совершенствовать коммуникативные компетенции: умение аргументировать свою точку зрения, умение толерантно относиться к чужому мнению. В ходе исследовательской работы учитель без принуждения осуществляет коллективную творческую исследовательскую деятельность, личностный подход. В ходе урока ученики выполняют индивидуальные задания на карточках, а учитель оказывает помощь, которые имеют затруднения в работе.
Конспект урока сопровождается презентацией (Microsoft Power Point).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 721 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов МОУ гимназии № 76 г. Сочи
Тюрина Жанна Александровна
Урок русского языка во втором классе
В тематическом планировании на изучение раздела программы: «Безударная гласная в корне» отведено 12 часов. Данный урок по теме: «Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне» – второй.
Цели и задачи:
Образовательные:
- Повторить и усовершенствовать знания учащихся о написании и произношении слов с безударными гласными в корне.
- Познакомить с видами словарей и их ролью.
- Учить детей самостоятельно находить слова с безударной гласной.
Развивающие:
- Развивать навыки точного употребления слов в речи и орфографическую зоркость.
- Способствовать обогащению словарного запаса детей и наблюдать за выразительными средствами языка.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство коллективизма.
- Совершенствовать коммуникативные компетенции учащихся: умение аргументировать свою точку зрения, умение толерантно относиться к чужому мнению.
Оборудование: учебник Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык» 2 класс, дидактический материал Л.Ю. Комисарова, выставка словарей (орфографический, толковый, иностранных слов, антонимов, синонимов, фразеологический, словари для специалистов) раздаточный материал: карточки с заданиями для групп и рефлексии, портрет В.И. Даля; компьютер, монитор, мультимедиа проектор, экран.
Ход урока
Слайд 1 |
| |
Слайд 2 | – Итак, мы начинам наш урок по теме: «Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне» | |
Слайд 3 | – Чтобы у вас всегда было прекрасное настроение, что нужно брать с собой? (улыбку) – Ребята, я, очень рада видеть ваши добрые лица и лучистые глазки. Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу – добрую улыбку. Помните – улыбаясь, мы улучшаем свое здоровье и окружающую нас жизнь. | |
Слайд 4 |
– Вот видите, как по-новому засиял наш класс, и мы оказались в городе словарных слов. – Быстро ответьте на вопрос словарными словами. (Дети записывают слова в тетрадь и ставят ударение, один ученик работает у доски) – Что растёт на горе? (Берёза) – Ты кто? (Девочка, мальчик, ученик, гражданин) – Как называется наша столица? (Москва) – А страна? (Россия) – Кто мы? (Народ, русские, ребята)
| |
Слайд 5 | – Проверьте себя. | |
Слайд 6 |
На экране записаны слова: / / / / / / опасаться, острый, коса, бояться, тупой, коса. – Прочитайте слова. – Подумайте, на какие группы вы можете разделить эти слова? – На уроках русского языка и литературного чтения мы встречали слова, которые различаются по звучанию и написанию, но близкие по значению. – Как такие слова называются? (Синонимы) – Запишите в тетрадь слова и соедините в ряду слова синонимы синим карандашом. – А кто, помнит, как называют слова с противоположным значением? (Антонимы) – Соедините, антонимы зеленым карандашом. – Проверьте себя. – Остались два слова… (Коса) – Чем интересны эти слова? (Они одинаково звучат, но совершенно разные по значению: орудие труда, причёска на голове, полоса земли, идущая от берега). – Это слова – омонимы. Это новая группа слов, о которой мы узнаем на уроке. | |
Слайд 7 |
(На доске картинки (Приложение 1), двое учащихся записывают их словами.) – Что написала Катя? А что записала Саша? – Что вы заметили? (Слова пишутся одинаково) – Как сделать так чтобы слова различались? (Поставить ударение) | |
Слайд 8 | / / – Объясните, что обозначает слово замок? Замок? – Что помогает нам различить значения этих слов? (Ударение) | |
Слайд 9 |
– Давайте послушаем сказку. Каждый выберете удобное положение. Расслабьтесь. – Собрались однажды слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли слова пригласить на свой совет Ударение. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, Ударение вдруг выскочило откуда-то и закричало: – Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значени у части из вас! Слова, конечно, не поверили… Вышел вперёд Замок и сказал: – Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжёлый, что справлюсь с каким-то там Ударением. Ведь Ударение – это же просто чёрточка! Ударение и вдруг перепрыгнуло с последнего слога на первый, и исчез ЗАМОК, и возник ЗАМОК. Слова зашумели. Тогда вышли вперёд БЕЛКИ и сказали: – Мы самые главные части любого живого организма, и уж с нами-то Ударение ничего не сделает. Ударение хитро улыбнулось и передвинулось на другой слог: все увидели, что перед ними живые грациозные БЕЛКИ. Слова стали возмущаться стыдить Ударение, а оно продолжало доказывать свою значимость. Запрыгало Ударение по словам, и вот уже вместо КРУЖКИ – КРУЖКИ, вместо ХЛОПОК – ХЛОПОК, И сколько ещё таких слов облюбовало на своём пути Ударение! Видят слова, что дело плохо – не обойтись им без Ударения! Отвели ему почётное место на своём собрании и с тех пор относятся к Ударению с большим уважением. | |
Слайд 10 |
Зрительная – Следим, что нарисует весёлый шарик? | |
Слайд 11 | VII. Упражнения в употреблении омонимов (8 мин) Работа в группах по 2 человека Упр. 216, с. 125 учебник «Русский язык» 2 класс, Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык» 2 класс – Составьте предложения с такими словами. (Устно). Обсудите в паре, выслушайте мнение друга. – Сколько предложений с каждым словом у вас получилось? (По два предложения) – Почему? (Можно прочитать с разным ударением, изменяется значение слова). Упр. 214, с. 94 дидактический материал Л.Ю. Комисарова – Давайте ещё поработаем в паре. Один ученик читает шёпотом стихотворение А. Барто, а другой ставит ударение в выделенных словах. – Сравните место ударение в выделенных словах. Отца спросила дочка: – Не знаю, как прочесть, Есть слово «ПРОВОЛОЧКА» И «ПРОВОЛОКА» есть. А что такое «АТЛАС»? Его приносят в класс? Я прочитала «АТЛАС», Но ведь есть и «АТЛАС». – Какую особенность ударения в русском языке вы заметили? ВЫВОД: Ударение подвижно, меняет своё место в зависимости от формы слова. Ударение в русском языке свободное, не прикрепляется к какому-либо слогу. | |
Слайд 12 |
| |
Слайд 13 | Работа в микрогруппах по заданиям: | |
Слайд 14 | (Приложение 2)
Защита работ и анализ полученных результатов исследовательской деятельности групп. | |
Слайд 15 | ВЫВОД: – Ребята, вы молодцы! Сегодня вы были путешественниками и исследователями в стране словарей. А на следующих уроках мы научимся составлять собственный толковый словарик, как это делал «чудак» живущий в прошлом веке. Он собирал ни марки, ни открытки, ни значки, а… слова. Звали его Владимир Иванович Даль (портрет). Он был военным-хирургом, много ездил по нашей стране и везде собирал слова, записывал их и давал им толкование, т.е. объяснение. Результатом его работы стал «Толковый словарь живого великорусского языка». Эти четыре толстых тома В. Даля создали настоящую сокровищницу меткого народного слова. | |
Слайд 16 |
– С какой новой группой слов вы познакомились на уроке? (Омонимы) – Какую роль играет ударение в омонимах? (Ударение свободное, не прикрепляется к какому-либо слогу.) – Приведите свои примеры пар слов со свободным ударением. | |
Слайд 17 | IX. Задание на дом (1 мин) – Домашнее задание: Разгадайте, кроссворд; вспомнив, какие слова называются омонимами. (Приложение 3)
– Вспомните, какое хорошее настроение было у вас в начале урока, если оно сохранилось, то прикрепите на доску стрелку направленную вверх. – Вот на какую высоту мы с вами поднялись. | |
Слайд 18 | – Урок закончен. Спасибо за урок! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 2 класс по теме: "Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне слова" Безударная гласная в корне слова"
Урок проведён по программе " Начальная школа 21 века" . Тип урока- закрепление и повторение знаний по изученной теме....
Русский язык 3 класс Тема: «Наблюдение над написанием и способы проверки слов с безударным гласным в корне». интерактивная доска
Русский язык 3 класс Тема: «Наблюдение над написанием и способы проверки слов с безударным гласным в корне». Интерактивная доска...
Русский язык 3 класс Конспект урока Тема: «Наблюдение над написанием и способы проверки слов с безударным гласным в корне».
Русский язык 3 класс Конспект урока Тема: «Наблюдение над написанием и способы проверки слов с безударным гласным в корне». ...
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе УМК "Школа 2100" по теме " Как надо действовать, чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова"
Главной задачей урока вляется выведение совместно с учащимися правила проверки безударной гласной в корне слова и обучение пользоваться им....
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА НА ТЕМУ: " ПРОИЗНОШЕНИЕ И ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С БЕЗУДАРНЫМИ ГЛАСНЫМИ В КОРНЕ
ТЕМА УРОКА: ПРОИЗНОШЕНИЕ И ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С БЕЗУДАРНЫМИ ГЛАСНЫМИ В КОРНЕ...
Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне
Урок русского языка предназначен для учащихся 2-го класса, на котором ими изучается новый материал по написанию и произношению слов с безударными гласными в ...
Конспект урока русского языка "Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне." 2 класс
План-конспект урока русского языка. УМК "Школа 2100"...