Конспект урока по русскому языку в 4 классе.
план-конспект урока русского языка (4 класс) по теме

Яковлева Татьяна Валерьевна

Конспект урока по русскому языку   в 4  классе позволяет познакомить детей с написанием сочетаний -тся  и -ться у глаголов.

В конспекте представлены задания по развитию речи учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok._4_klass._rus._yaz..doc529.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ  ЦО «Школа здоровья» № 2000

Открытый урок по русскому языку.

Тема: « Закрепление изученного.  Глагол. Неопределённая  и  личная   форма  глагола.

Написание –ться и –тся в глаголах.»

                           

                                     

                                                                 

Конспект  урока в  4 классе «А»

Учитель :  Яковлева   Т.В.

2010 год

Цели урока:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

-восстановить  и  закрепить знания  учащихся об общем понятии глагола, как части речи;

-восстановить и закрепить  знания учащихся о неопределённой форме глагола,

правописании сочетаний  –тся  и –ться  в возвратных глаголах,

-закреплять умения определять число, лицо, время личных глаголов,

-расширять словарный  запас  учащихся,

-продолжить формирование устной связной речи,

-формировать у учащихся чувства ответственности  и взаимопомощи.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

-развивать умения различать личные глаголы от глаголов неопределённой формы,

-развивать орфографическую зоркость,

-фонематический слух,

-память, внимание, логику, мышление,

-развивать познавательную деятельность,

-способствовать развитию творческой активности.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

-воспитывать умение  слушать учителя и товарищей, воспитывать культуру  поведения , умение работать самостоятельно и коллективно,

-формировать у учащихся чувства ответственности и взаимопомощи.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ:

-создание благоприятного психологического климата,

-поддержание высокой работоспособности   и сохранения здоровья,

-формирование положительного эмоционального состояния учащихся.

ТИП УРОКА : УРОК – ВИКТОРИНА «СТРАНА –ГРАММАТИКА»

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

медиапроектор  , экран для проецирования слайдов, галстуки для капитанов команд, карточки с тестами для закрепления.

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

Учебник «Русский язык » Л.М.Зеленина, рабочая тетрадь на печатной основе  2 часть,

рабочая тетрадь, ручка , карандаш.

ТСО: компьютер, экран, медиапроектор.

Этапы

урока.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 ЭТАП.

Организационный момент.

2 ЭТАП.

Определение учебной деятельности.

3 ЭТАП.

Сообщение темы урока.

4 ЭТАП.

Работа по теме урока.

5 ЭТАП.

Физкультминутка.

6 ЭТАП.

Закрепление.

7 ЭТАП.

Итог урока.

       

                                   

           

8 ЭТАП.

Домашнее задание.

-Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на урок пришли гости. Поприветствуйте наших  гостей ! Подарите свои улыбки друг другу и нашим гостям.

-Покажите ,какое настроение  у Вас в начале урока. Поднимите значки настроения.

-Откройте рабочие тетради ,  запишите «число»,  «Классная работа».

-Прочитайте первую строчку в оформлении классной работы.

-Что записали?

-Дайте характеристику этого предложения.

-Измените предложение так , чтобы оно стало распространённым.

-Какую часть речи добавили?

-Какую часть речи называем глаголом?

-

-Каким членом предложения оно будет являться?

-Кто из вас знает, как в старину звучало слово «говорить»?

(Глаголить).

-Есть и другие варианты  слова «говорить». Это слова: «гутарить», «баять», «калякать».

-Эти слова мы используем в своей речи сейчас?

-Это исконно  - русские , но  уже устаревшие слова. Посмотрите , как богат наш язык!

-Как вы думаете .  какое из устаревших слов дало название части речи - глагол?

( Глаголить. )

-Сейчас я буду «глаголить», «баять», «гутарить», а по- другому  «говорить»пословицу , а вы внимательно её слушайте  и  приготовтесь  записывать.

-Волков бояться – в лес не ходить.

-Как понимаете эту пословицу?

-Какие орфограммы в ней встретились? Назовите их.

-Что вы можете сказать о глаголах?

-Как они называются?

-Как по - другому можно назвать глаголы неопределённой формы?

-Почему они так называются?

-Образуйте от них личные глаголы.

- Подберите синонимы к слову бояться.

Трусить ,робеть ,трепетать, опасаться, дрожать.

-Сегодня на уроке  какую тему будем продолжать?

-Какие орфограммы закрепим?

-А поможет нам в этом страна «Грамматика».

-В ней правит славный царь ГЛАГОЛ. Этот царь хочет узнать , какие вы знатоки  его части речи?

-Для этого нам нужно выполнить задания , находящиеся на улицах глагольного

царства – государства.

-Вы делитесь на две команды: глаголы-инфинитивы и личные глаголы.

-Выполняя задания ,участники каждой  команды и их командиры будут зарабатывать баллы.

- Не забывайте о дисциплине  : ответы должны быть полными, грамотными, с места не выкрикивать, выкрик  считаться ответом не будет, за нарушение дисциплины будут сниматься баллы, уважительно относитесь к членам своей и другой команды.

1 ЗАДАНИЕ. УЛИЦА «ВНИМАТЕЛЬНАЯ».

-Первая улица ,на которую мы с вами отправляемся  ,  называется «Внимательная».

-Участвуют  капитаны двух  команд.  (Если слово соответствует названию команды, то командир хлопает в ладоши).

-ПОЁТ  , СМЕЯТЬСЯ, ПЕРЕШЁЛ, РАЗЪЕХАТЬСЯ, СОБИРАЕТСЯ,СОБИРАТЬСЯ,СМЕЁТСЯ,ПРОХОДИТЬ,ПРОХОДИЛ,ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ.

2 ЗАДАНИЕ . УЛИЦА «ФОНЕТИЧЕСКАЯ».

-Запишите фонетическую транскрипцию слова - вторник.

- Дайте характеристику первого звука, четвёртого.

(Участники из двух команд записывают транскрипцию слова на доске и  дают устную характеристику звуков.)

3 ЗАДАНИЕ. УЛИЦА «СЛОВАРНАЯ».

-Кто догадался, почему она так называется?

Запись словарных слов под диктовку:

Желтеть,  ошибаться ,участвовать, желать, чувствовать, интересоваться , ездить, негодовать, ненавидеть, тревожиться.

(Двое учащихся из каждой команды записывают слова на доске.)

Самопроверка по словарю.

-Исправьте допущенные ошибки в словах. Запомните, как они пишутся.

-На какие группы можно разделить данные слова?

4 ЗАДАНИЕ. «ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ ПЕРЕУЛОК».

-В этом переулке заблудились буквы-е и  – и. Помогите правильно поселить их в словах.

Запись в тетрадях словосочетаний.

Зап…вать  песню, зап…вать   соком, пос…деть на скамейке, пос…деть от старости, зал…зать на дерево, зал…зать раны.

-Поменяйтесь тетрадями и проверьте свои работы.

5 ЗАДАНИЕ .УЛИЦА «СПОРТИВНАЯ»

-Выполнять действия, если услышите

1 команда - личные глаголы,

2 команда - глаголы инфинитивы.

(Летать, рисует, купаться, купается, читает, приходить, говорит,  слушать.)

6 ЗАДАНИЕ. УЛИЦА «ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ».

-Что такое фразеологизмы?

-Замените фразеологизмы одним глаголом неопределённой формы и запишите их столбиком:

Зарубить на носу(запомнить),унести ноги(убежать),водить за нос (обманывать),чесать языки (болтать), клевать носом( засыпать).

-Сколько глаголов записали?

-Какие глаголы записали? Докажите.

-Запишите напротив этих глаголов личные глаголы 3 лица  ,  мн.числа , настоящего времени. ( Двое учащихся из каждой команды первыми выполнившими задание подходят к учителю для индивидуальной проверки)  

7 ЗАДАНИЕ. УЛИЦА «ПОЭТИЧЕСКАЯ».

-Поможет нам выполнить это задание рабочая тетрадь с. 38 упр. 1.

-Прочитайте задание.

-Какие литературные приёмы использовал автор?

-Прочитайте первое четверостишие. Подготовьтесь рассказать его по памяти.

-Сколько предложений в первом четверостишие?

-Какие орфограммы встретились? Как и почему их надо правильно написать?

-Как будем писать каждую строчку?

-Какие знаки препинания ставим в конце каждой строки?

Запись стихотворения по памяти.

Самопроверка по учебнику.

8 ЗАДАНИЕ. УЛИЦА «ТЕСТОВАЯ».

-Проверим, насколько хорошо вы усвоили понятия о глаголе. Для этого выполните тестовое задание.

  1. ГЛАГОЛ обозначает:

А) предмет,

Б)  действие предмета,

В) признак предмета.

  1. ГЛАГОЛЫ в неопределённой форме отвечают на вопросы:

А) что делать?

Б) что делает?

Б) что сделать?

  1. Вставьте пропущенные буквы:

А) улыбает…ся ;         в) общат…ся ;

Б)хмурит…ся;              г)купат…ся .

  1. ГЛАГОЛ в предложении является:

А) обстоятельством;

Б) подлежащим;

Г) определением;

Д) сказуемым.

-Поменяйтесь с соседом своими тестами.

-Я буду читать правильный ответ , а вы ставить «плюс» или «минус».

-Поставьте отметку своему товарищу.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ.

-Подведём итог и выясним, какая команда сегодня победила?

-Что больше всего понравилось на уроке? Почему?

-С каким настроением заканчиваем урок?

-Покажите значки настроений?

Учебник :

С. 53 ,упр. 37 .

РЕЗЕРВ.

-Придумать и записать стихотворение (двустишие или четверостишие), где встречаются глаголы неопределённой формы.

СЛАЙД 1

Слайд 2.

СЛАЙД 3.

Слайд 4.

Слайд 5.

СЛАЙД 6.

СЛАЙД 7.

Слайд 8.

СЛАЙД 9.

Слайд 10 .

Слайд 11.

СЛАЙД 12 .

СЛАЙД 13

СЛАЙД 14.

 

Слайд 15 .

Слайд 16.

СЛАЙД 17.

Слайд 18 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшее из других языков"

Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшее из других языковЦель урока: правильного употребления и написания изученных словарных слов; формировать орфогра...

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...

Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...

Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»

Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....