Алгоритм урока русского языка (дистанционное обучение)
материал по русскому языку по теме

Елена Евгеньевна Кривилёва
Данный алгоритм поможет учителю Центра дистанционного образования при разработке материалов к электронным курсам по русскому языку. Алгоритм разработан с использованием современных педагогических и информационных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл algoritm.r.yaz_._dist.obuch_..docx30.3 КБ

Предварительный просмотр:

Алгоритм урока русского языка

(дистанционное обучение)

модуля

Этапы

урока

Ход урока

Методические указания

Модуль 1

Организационный

Цель: учись готовить  рабочее место. Это поможет тебе быстро включиться в деловой ритм, не отвлекаться на уроке, экономно расходовать время. 

Береги каждую минуту!

Включи компьютер, проверь

e-mail Подготовь учебник, тетрадь, ручку, карандаш.

Модуль 2

Проверка выполнения домашнего задания

Дидактическая задача этапа: установить правильность и осознанность выполнения учащимися домашнего задания; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы знаниях, :совершенствуя при этом ЗУН.

А. Самоконтроль. 

1. Сверь выполненное домашнее задание с записью , высланной на электронную почту

2. Исправь ошибки, если они есть.

3. Оцени свою работу.

Б. Комментирование. 

1.Ученик комментирует,  называя все орфограммы.

2. Учитель  выслушивает ученика, исправляет ошибки.

3. Учитель ставит оценку и комментирует её.

В. Отправить выполненную работу по электронной почте учителю.

Вывод: Коррекция пробелов ЗУН учащегося  с вовлечением самого ученика «само» (Какие ошибки допущены. Почему?)

Учитель отправляет ученику работу по e-mail

Ученик отправляет учителю домашнюю работу по e-mail

Модуль 3

Сообщение темы и цели урока

Дидактическая задача этапа: обеспечить мотивацию к восприятию темы урока, определить цели и задачи урока.  Принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

Модуль 4

Актуализация опорных знаний

Дидактическая задача этапа (для учителя): получить информацию об уровне готовности учащихся к работе; подготовить учащихся на основ опорных  знаний к активной учебно-познавательной деятельности.

 Задача (для ученика) :  внимательно прочитай задание (слушай вопросы учителя), вспомни правило.

Это  задание поможет тебе подготовиться к дальнейшей работе на уроке: сосредоточить внимание, осознать значимость  предстоящей деятельности, возбудить  интерес к уроку , развить речь, расширить словарный запас.

Входной контроль (наличие или отсутствие входного контроля обусловливается типом проводимого урока)

А. Беседа с учащимися по вопросам

Б. Тест.

В. Задания.

Вывод. Проверь правильность своих  ответов. Исправь ошибки. Прими участие в беседе.

Ученику предлагается тестовое задание, высланное по e-mail

или работа в электрон

ной  тетради

Модуль 5

Усвоение новых знаний

Дидактическая задача этапа  (для учителя): Дать учащимся конкретное представление об изучаемой теме; основной идеи изучаемого вопроса, а так же правила ; обеспечить восприятие, осмысление  и первичное запоминание материала по теме урока. На основе приобретаемых знаний вырабатывать соответствующие ЗУН.

Задача (для ученика): узнай новое правило, повтори его, приведи примеры, используй правило, выполняя упражнение. Это улучшит твою грамотность.

    1. Мотивация к восприятию нового.

-Весёлые стихи.

- Грамматические сказки.

- Рифмованные упражнения.

-Правила в стихах.

-Создание проблемной ситуации.

-Опрос в виде интервью.

-Путешествие в сказку и т.п

  2. Изучение нового материала с опорой на активные действия учащихся с объектом изучения

- исследовательская работа (сравнить, доказать, обобщить, сделать вывод)

-работа с презентацией, с таблицей, схемой (чтение правила)

 3. Эвристическая беседа  с опорой на опыт уч-ся.

 -  Что ты знаешь об этом?

– Сможешь ли объяснить, доказать?

 4. Самостоятельная деятельность (наблюдения) учащихся в добывании знаний по алгоритму: 

- просмотри презентацию, таблицу, схему, учебник на стр…,

- прочитай задание,

- действуй по алгоритму,

- прими участие в беседе,

- приготовься сделать вывод.

 5. Лекции.

 6. Тесты. 

Ученику предлагаются презен-

тация, лекция, задания для наблюде-ния, таблицы

Модуль 6

Первичное осмысление и закрепление изученного

Дидактическая задача этапа: установить правильность и осознанность усвоения нового учебного материала; выявить пробелы и неверные представления, провести коррекцию знаний.

Задача для ученика: выполни задание с опорой на изученный материал.

А. 1. Тест на определение уровня обучаемости ( задание на одном уровне сложности ). 

    2. Определить уровень выполнения самостоятельного задания  с учётом уровня обучаемости.

Б. Задание по аналогии (с опорой на изученный материал ). Воспроизведение основной идеи нового материала:

 - повтори , то что услышал,

 - ответь на вопросы по содержанию,

 - выполни задание по образцу. 

В. Применение изучаемого материала в знакомой ситуации. Вывод. Проанализировать уровень усвоения знаний и способов действий на репродуктивном уровне. 

Цель: подведи итог. Что нового ты узнал?   Всё ли ты понял? Необходимо ли ещё раз прочитать правило?

Ученику предлагаются

тесты, задания

Модуль 7

Закрепления нового материала

Дидактическая задача этапа:   Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в знакомой и измененной ситуации , формирование определенных умений.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Задача для ученика Умение соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи; умение воспроизводить основные идеи нового материала, умение выделить существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать их.

1. Тест на определение уровня обученности.                                                                                                       2.Самостоятельная работа учащихся (разноуровневые задания):

 а) по дозе помощи учителя,    

 б) по содержанию учебного материала,     

 в) по объёму учебного материала.   

Вывод. Проанализировать уровень усвоения знаний и способов действий на конструктивном уровне .                                                                      

Ученику предлагают

ся  тесты, задания

Модуль 8

Обобщение и система- тизация знаний

Дидактическая задача этапа: сформировать целостную систему знаний.

 Задача для ученика. Выполни задание с применением знаний в нестандартной ситуации.

Тест.

Модуль 9

Контроль и самоконт-

роль

Дидактическая задача этапа: выявить качество и уровень овладения знаниями и способами действий, обеспечить их коррекцию.

Задача для ученика: Будь внимателен. Вспомни изученные правила, памятки. Постарайся выполнить задание с опорой на эти знания и умения.

А. Тест по данной теме. 

Б. Проверочная работа

В. Контрольная работа (с включением заданий повышенной трудности).

***Выходной контроль, который должен показать уровень усвоения учащимися изучаемой темы.

Важный критерий построения модуля — структурирование деятельности ученика в логике усвоения знаний:

восприятие;

понимание;

осмысление;

запоминание;

применение;

обобщение

систематизация.

Ученику предлагают

ся  тесты, задания

Модуль 10

Информация о домашнем задании, инструктаж по  его выполнению

Задачи: обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания; проверить соответствующие записи.

а) по содержанию учебного материала,

б) по уровню сложности,

в) по объёму учебного материала.

1. Указывается, что нужно повторить к следующему уроку (фундамент для будущей актуализации).

2. Объясняется  учащимся содержание их самостоятельной работы: объем,  источники информации, форма отчета.)

Ученику высыла-

ется  задание на эл.почту

или из учебника.

Модуль 11

Подведение итогов урока

Задачи: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Модуль 12

Рефлексия.

Задачи: учить детей приёмам самоанализа, саморегулиро- вания, планирования перспектив дальнейшей деятельности.

( Подведи итоги. Подумай, достиг ли ты цели?)

Список литературы:

 1. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе. Под.ред.Шамовой Т.И. и Третьякова  П.И.. Москва-Тюмень,1994.

2. Кларин М.В. Развитие педагогической технологии и проблемы теории обучения//Советская педагогика N4, 1984г. с.117-122.

3. Е.Е.Кривилева "Алгоритм уроков чтения", Журнал "Начальная школа" , 1998 г., №3, с.86-90.

Ресурсы интернета.

http://www.eidos.ru/journal/2001/0516.htm    Виды учебной деятельности школьников в дистанционном обучении. Андрианова Галина Александровна, канд. пед. наук, ст. науч. сотр. лаборатории методологии содержания образования ИСМО РАО, г.Москва

http://www.detskiysad.ru/ped/savin07.html  Методы обучения в начальных классах

http://college.ru/pedagogam/metodika-ispolzovanija/    Модели уроков

http://inka.duma.midural.ru/poleznoe/poleznoe_article_03.html   Модели уроков

http://yrokchel.blogspot.com/2009/05/blog-post_10.html  Набор этапов учебного занятия, образующих его структуру.

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/novyy-tip-uroka-v-usloviyah-realizacii-fgos Набор этапов учебного занятия, образующих его структуру.

http://inka.duma.midural.ru/poleznoe/poleznoe_article_03.html Структурные элементы учебного занятия

http://inka.duma.midural.ru/poleznoe/poleznoe_article_03.html  Цели уроков. 

http://college.ru/pedagogam/450/468/     ФГОС: Начальное общее образование

http://www.zavuch.info/metodichka/nachal/russnach/nachrusinoe/alg-urok-rusk-jzik    Е.Е.Кривилёва

http://www.zavuch.info/metodichka/owner/korolinka50  Е.Е.Кривилёва

ПРИЛОЖЕНИЕ

1.Тест на определение уровня обучаемости

Всем даётся задание на одном уровне сложности.

Результаты проверяются после того, как 5-6 уч. справились с заданием

Выполнили задание полностью и верно - А

Выполнили задание не полностью и верно – В

Выполнили задание с ошибкой – С

2. Тест на определение уровня обученности.

Всем даётся задание на одном уровне сложности.

Выполняют  задание полностью все учащиеся

без ошибок – А

1 ошибка - В

более 1 ош. – С

Тип урока по дидактической цели –

урок ознакомления с новым материалом;

урок закрепления изученного;

урок применения знаний и умений;

урок обобщения и систематизации знаний;

урок проверки и коррекции знаний и умений;

комбинированный урок.

(Выбор этапов урока  обусловливается типом проводимого урока)

Разноуровневые задания:

Уровень А — минимальный уровень усвоения учебного содержания, рассчитан на ученика с низкой обучаемостью, низким уровнем учебных умений, имеющего пробелы в знании пройденного материала;

Уровень В — рассчитан на учащихся, которые при относительно невысокой обучаемости достигают хороших результатов в обучении, компенсируя недостаточное развитие способностей к отдельным мыслительным операциям прилежанием, организованностью, использованием рациональных приемов в учении;

Уровень С — углубленный вариант содержания материала, который рассчитан на учащихся с высокой обучаемостью, положительным отношением к учению и высоким уровнем организации.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Приемы самоконтроля и взаимоконтроля на уроках русского языка при обучении грамотному письму"

Презентация "Формирование приемов самоконтроля и взаимоконтроля при обучении громотному письму"...

Методические рекомендации по формированию самоконтроля у младших школьников на уроках русского языка при обучении грамотному письму.

Методические рекомендации по формированию самоконтроля у младших школьников на уроках русского языка при обучении грамотному письму....

Технологическая карта урока русского языка и обучения грамоте в малокомплектной школе

данный урок проведён в малокомплектной школе в 1 и 3 классах. Технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО...

Использование ассоциативного метода на уроках русского языка в обучении детей младшего школьного возраста

В  статье предложены примеры практического использования ассоциативного метода, нацеленных на запоминание младшими школьниками орфограмм и правил русского языка...

Презентация к уроку русского языка (дистанционное обучение)

Презентации к уроку русского языка на тему "Словосочетание"...