Урок русского языка. Развивающее обучение. Звуки речи как «материал» языка.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
План урока. Русский язык. 20 октября.
Тема 2.1. Звуки речи как «материал» языка.
Цели:
- Выделить звуки речи как «строительный материал» языка.
- Понять, что звучащее слово состоит из звуков, которые произносит человек. Уяснить механизм образования звуков.
- Сформировать в ребенке умение прислушиваться к звукам и анализировать их
- Сформировать уважение ученика к учителю и мнению другого ученика
Ход работы.
Действия учителя | Время | Содержание | Действия ученика |
Орг-момент | 5 мин. | Акцентуация внимания на уроке. Постановка цели: выяснить, из чего состоит наша речь? | Концентрация внимания на учителе |
УС №1.
Учитель включает по очереди разные звуки (топот лошади, поезд, сверчки, соловей) Учитель включает звук мяуканья кошки. Вопрос: а это что за звук? Для чего он нужен кошкам? Правильно! Кошки разговаривают не только друг с другом, но и с человеком А как они это делают? Кто изобразит? Очень хорошо! Теперь мы знаем, как общаются кошки друг с другом. А каким образом общаются друг с другом люди? Словами? Правильно. Давайте изобразим, как это работает. Дима выходит к доске и я буду с ним общаться. - Дима, привет! -Здравствуйте! -Как ты провел выходные? -Хорошо… Это можно назвать общением? Скажите, если я Диме напишу письмо, где спрошу то же самое, и запечатаю его в конверт, отправлю по почте, он получит его, прочитает, напишет ответ. Это можно назвать общением? Почему? А если я ему позвоню на сотовый? А в чем разница такого общения? Написать письмо или поговорить? Информация-то одна и та же! Разница в том, что письмо – это написанное слово, а разговор – это звучащее слово. А кто знает, из чего состоят слова??? Правильно, из букв. А если я это слово произнесу – из чего оно будет состоять? Подумайте! Что происходит с нашим ртом и горлом, когда мы говорим слова? Скажите «я хороший гимназист». А теперь прикоснитесь пальчиками к горлышку и почувствуйте, как звуки, которые вы произносите, шевелятся внутри! Физминутка. Звук з на выдохе. А теперь послушайте внимательно [Мама] – что я произнесла? (слово) [м] ,[а] ,[м], [а] – что я произнесла? (звуки) Ребята! Так что же это получается? Наша речь состоит из слов, а слова состоят – из чего? Значит, для чего нужны звуки в нашей речи? | 5 мин 15 мин 3 мин 5 мин | Включение воображения ребенка и восприятия звуковой стороны речи. | Дети слушают и определяют, что это за звуки. Чтобы общаться и т.д. Дети изображают мяуканье кошки по очереди (три человека). Словами – возможный ответ. Да Вы же ему пишете словами, которые понятны каждому человеку. Да.Вы же говорите понятными словами. Из букв Из звуков! Для составления слов |
Конечный продукт (КП): Ребенок слышит звуки речи и отличает из от слов, которые написаны. Ребенок понимает, что звучащая речь состоит из произносимых человеком звуков. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка во 2 классе «Речь. Единицы речи» (обобщение пройденного).
Описание работы.Автор: Нейжмак Марина Николаевна - учитель начальных классов, 2 категории, Сальский район с. Бараники.МОУ «средняя общеобразовательная школа №46 Преподаваемый предмет: Учит...
Урок русского языка "Роль гласных звуков. Буквы, обозначающие гласные звуки
Задачи: развивать умения различать гласные и согласные звуки, обозначать гласные звуки на письме; развивать письменную речь, навыки грамотного письма, умение оценивать результаты своей деятельности; в...
Урок русского языка по теме: «Части речи. Местоимение как часть речи»
Цели урока:1. Воспроизводить и углублять знания о местоимении как части речи;2. Наблюдать за значением местоимений( указывать на предмет, но не называть...
Конспект урока русского языка «Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]»
Конспект урока русского языка «Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]» 3 класс УМК «Начальная школа ХХI век»...
3 класс. Урок русского языка по теме: «Звуки и буквы. Гласные звуки».
Аннотация урока русского языкаТема урока: «Звуки и буквы. Гласные звуки»Дубровская Елена Викторовна,учитель начальных классовНа уроке использовалась игра с целью активизации внимания, для демонстрации...
Разработка урока русского языка(период обучения грамоте) в 1 классе " Звонкие и глухие согласные звуки,их смыслоразличительная роль".
Разработка урока русского языка (период обучения грамоте) в 1 классе по системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.Тема: Звонкие и глухие согласные звуки, их смыслоразличительная роль....
Система фонем или звуков русского языка. Механизм образования звуков речи и их классификация.
Материал подготовлен в рамках проведения семинара-практикума для слушателей по Развитию слухового восприятия и формированию произношения...