Самоконтроль как средство формирования регулятивных универсальных действий у младших школьников на уроках русского языка при обучении грамотному письму
статья по русскому языку по теме
Из опыта работы
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 91»
«Самоконтроль как средство формирования регулятивных универсальных действий у младших школьников на уроках русского языка при обучении грамотному письму»
Доклад подготовила
учитель начальных классов
Попова Н.В.
2012-2013
Уровень грамотности учащихся средних школ – одна из острейших проблем. Основы правописания закладываются в начальных классах на самых ранних ступенях обучения. Формирование у школьников прочных орфографических навыков – одна из важнейших задач изучения русского языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении. От того, на сколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме. Обеспечение качества знаний остается постоянной проблемой, решением которой школа занималась в любые времена. Встречали ли вы когда-нибудь людей, которые на вопрос, любят ли они математику (биологию, географию), ответили бы “да”? Конечно, их не так уж и мало. А как насчет людей, которые любят орфографию? Почему так мало тех, которые искренне вам скажут, что любят орфографию? Почему ей бедной так не везет? Среди многих существующих заблуждений есть и заблуждение, что орфография – трудная наука и что стать грамотным человеком тоже очень трудно. А.И. Герцен говорил: “Трудных наук нет, есть только трудные изложения, то есть неперевариваемые”.
Я считаю, главным в обучении правописанию – орфографическое правило, его применение, то есть решение орфографической задачи. Однако ее решение возможно лишь при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Только, сумев найти орфограмму, ученик сможет решить вопрос о ее конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, т.е. орфографическая зоркость, является базовым орфографическим умением, первым этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме – одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка. Не “реагируя” на орфограммы, школьники пишут с ошибками в полной уверенности, что пишут верно; правила в этом случае оказываются ненужными, ученики о них зачастую и не вспоминают. Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность является основной причиной орфографических ошибок.
Результаты обучения орфографии зависят от того, насколько развита способность ставить перед собой орфографические задачи. Нам, учителям, хорошо знакома ситуация, которая после изучения правила, например, о безударных гласных в корне, учащиеся достаточно успешно справляются с заданием на вставку пропущенных букв, но допускают ошибки в собственном тексте. Объяснить эту ситуацию нетрудно, т.к. чтобы вставить букву, ученикам нужно лишь решить орфографическую задачу, а чтобы осознанно (не случайно) правильно написать слово в своем тексте, им нужно сначала поставить эту задачу, т.е. найти орфограмму. Вот почему умение быстро обнаружить орфограммы считается важнейшим, базовым орфографическим умением. Как пишет М.Р. Львов, «Отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность, является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сведет на нет хорошее знание правил и умение их применять: школьник не видит орфограмм в процессе письма». На своих уроках я стараюсь уйти от стереотипа: сначала учить правило, затем упражняться. Знать правило и свободно писать – вещи разные! Знание правила – это первый этап в формировании орфографического навыка, а различные виды упражнений позволяют закрепить правило. Второй этап на уроке, - это применение правила на практике не основе алгоритма. Одной из главных целей на данном этапе обучения – научить ребенка безошибочно определять место орфограммы и решать орфографические задачи. Как же может быть построено обучение? Прежде всего, необходимо уже в 1 классе вооружить детей знанием тех опознавательных признаков, по которым они могли бы, еще не владея орфографическими правилами, обнаруживать орфограммы. Самую значительную часть орфограмм русского языка составляют орфограммы слабых позиций, к которым, в первую очередь, относятся безударные гласные в разных частях слова, парные согласные по звонкости – глухости, стоящие на конце слов и перед другими согласными.
Развитие орфографической зоркости возможно при условии систематической и целенаправленной работы по формированию умения обнаруживать орфограммы. Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала, что является необходимым условием формирования орфографической зоркости.
В младшем школьном возрасте актуальным является формирование такого важного компонента учебной деятельности как самоконтроль. Усиление произвольности психических процессов, развитие внутреннего плана действий и рефлексии в этом возрасте создают возможности для осуществления контрольно-оценочных и контрольно-корректировочных действий самими школьниками. Любые виды работ могут быть эффективными только тогда, когда они проводятся в определённой системе. И место каждого вида упражнения при изучении какой-либо темы должно определяться психологическими особенностями усвоения материала и той умственной работой, которую производят учащиеся. Начинать развитие навыков самоконтроля целесообразно уже с первых дней обучения детей в школе и проводить эту работу в различных видах учебной деятельности и на различных этапах урока. Систематическая и целенаправленная работа по формированию самоконтроля оказывает положительное влияние на усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, стимулирует творческую активность и самостоятельность мышления учащихся. Уровень сформированности навыков самоконтроля во многом определяет как осознанность усвоения программного материала, так и развитие способности к саморегуляции. Перспектива дальнейшей работы по данной тематике видится в поиске более эффективных методических приемов формирования самоконтроля на различных этапах урока.
Первые шаги в этом направлении: постоянное требование сличать написанное в тетради с текстом упражнения при списывании, не допускать ни одного пропуска буквы или искажения написания слова. На каждом уроке надо побуждать ученика контролировать свое письмо: посмотрите какое слово мы пишем? Как вы его написали? Сколько букв в этом слове? Сколько в нем гласных? Согласных? Правильно ли вы списали это слово? Сверьте написанное с книгой, с доской. Самостоятельно сверьте каждое написанное это слово – нет ли в нем пропусков или перестановок букв, описок. Подобные вопросы заставляют детей списывать внимательно, следить за правильным написанием каждого слова. Постепенно у учащихся вырабатывается умение проверять себя, появляется привычка контролировать себя не только после письма, но и до письма, и не только в классе, но и при выполнении заданий дома. Ну, а если не ставить перед учениками такой задачи, то и качество выполняемой работы, как правило, низкое.
Вначале учащиеся усваивают написания, не расходящиеся с произношением. Так как письмо таких слов не затрудняет учеников, то все их внимание направлено на то, чтобы не допускать пропуска, замены, перестановки и т.п. Потом ребята знакомятся с написаниями, которые не совпадают с произношением: обозначение и не обозначение мягких согласных, обозначение звонких и глухих согласных, безударных гласных. Здесь одного внимания, зоркости недостаточно. Чтобы правильно написать слова этой группы, ученику необходимо четко объяснить, что нужно, а что не нужно проверять. С этой целью у детей необходимо развивать умение слышать звуки и различать их. Речевой слух, как и орфографическая зоркость, развивается путем постоянных упражнений. Достаточное количество устных упражнений поможет учащимся развивать речевой слух и безошибочно определять ударные и безударные гласные, парные звонкие и глухие согласные, правильно писать их.
Особое внимание надо уделить самоконтролю при обучении условным или традиционным написаниям: сочетаниям жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн и словам с непроверяемыми гласными. Здесь ничего не надо проверять на слух. Самоконтроль в этих случаях состоит в том, чтобы, опираясь на зрительную память, написать правильно буквосочетания или слова. Здесь используем такие задания: посмотри, как оно написано в книге; закрой книгу и напиши это сочетание (слово) самостоятельно; проверять по книге, правильно ли ты написал. Наиболее эффективные упражнения для развития навыка самоконтроля, это: сравни написанное с напечатанным текстом; выпиши из текста слова с нужными орфограммами; подчеркни орфограмму, проверь списанный текст по учебнику – не пропусти ни одного неверно написанного слова; разбери слово по слогам, звукам и буквам. Навыки самоконтроля развивают предупредительные диктанты с применением сигнальных карточек, выборочные диктанты и комментированное письмо. Главное при воспитании навыка самоконтроля – научить детей осуществлять самоконтроль в процессе письма. Именно этому способствует комментированное письмо. Объясняя правописание различных орфограмм в процессе письма, ученик вырабатывает привычку самоконтроля. Ни один из этих видов упражнений не следует делать универсальным – однообразие в работе не приносит пользы. При самостоятельной записи детьми постоянно направляем их внимание на проговаривание, а затем на перечитывание записанного слова по слогам. Так формируется первичный самоконтроль, который выражается в привычке диктовать себе по слогам и всегда проверять себя при письме.
Важно также научить детей комментировать свое письмо. При комментировании достигается более высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание с помощью правил. Комментирование – это вид упражнения, включающий объясняющее рассуждение а процессе записи слов, предложений. Вот как комментируют наши ученики на уроке. Например: под-ле-та-ет: “В приставке пишу букву о. В корне безударная гласная е, проверяю перелет. В окончании глагола гласная е, доказываю: н.ф.подлетать не на –ить, это не глагол исключение, значит, первое спряжение, пишу окончание -ет”. При комментировании, или орфографическом разборе, ученик должен, прежде всего, найти орфограмму, поэтому комментированное письмо развивает орфографическую зоркость учащихся. Кроме того, комментированное письмо является одним из приемов работы по предупреждению ошибок, приучает школьников к сознательному применению правил, способствует выработке навыков грамотного письма. Комментированное письмо позволяет осуществлять систематическое повторение материала, дает возможность учителю выявить знания учеников и проверить их орфографические навыки. В процессе комментированного упражнения, когда “ведущий” ученик только фиксирует внимание на орфограммах (“вижу орфограмму”, “вижу две орфограммы”), но не называет их, не объясняет написание, проявляется большая самостоятельность учащихся. Подчеркивание орфограмм имеет большое значение для выработки орфографической зоркости, т.к. дети постоянно тренируются в отыскивании и объяснении орфограмм. Но выработать этот навык нелегко. Многие учащиеся с большим трудом обнаруживают орфограммы в тексте, никак не могут заметить их быстро. А некоторые подчеркивают без разбору, в том числе ударные гласные или безударные ы, у. К концу 4 класса большинство наших учеников уже свободно отыскивают орфограммы в тексте. Это достигается различными упражнениями. Например:
С деревьев дождем сыплются листья.
С е ь о тся ь
Эта работа дает хорошие результаты.
Аналогичным образом орфографическая зоркость развивается при использовании перфокарт, когда ученику надо записать не все слово, а только орфограммы. В результате у школьника появляется запись, которую учитель может проверить в считанные секунды.
Например: Укажите бездарные гласные в следующих словах: знамена, площадка, холодный, низина, ленивый, крольчата, связать, далекий, вишневый, держать, кленовый, каток.
Проверять задания следует вдвоем: автор (ученик, выполнивший задание) шепотом читает соседу записанное слово, устно выделяет корень. Сосед оценивает его работу:
а) ставит около слова “+”, если слово считает подходящим;
б) ставит “?”, если неуверен, а сосед не мог его убедит (тогда с этим вопросом следует обратиться к учителю);
в) зачеркивает слово, если нашел его “неподходящим” и сумел доказать автору его неправоту.
При выполнении упражнений возможен дифференцируемый подход. Для сильных учащихся предлагается дополнительное орфографическое задание, например: написать пять имен существительных – название животных с парными согласными на конце (лев, жираф, медведь, лось, волк); подобрать к каждому прилагательному подходящее по смыслу имя существительное с парными согласными на конце или перед согласными (солнечный город, интересный рассказ, заботливый друг, радостная улыбка, легкая походка, редкая книжка, крепкая веревка).
Интересно проходит и такая работа по формированию орфографической зоркости, как взаимоконтроль при работе в парах. Делаем это так: учащимся предлагается выполнить упражнение по учебнику или написанное на доске. Первое предложение или слово читает один ученик, называет орфограммы и а полголоса объясняет соседу трудные написания. После этого оба ученика записывают предложение или слово, затем второй ученик ведет пояснение, и так до тех пор, пока не выполнят упражнение. Взаимоконтроль всего процесса почти исключает ошибки в тетради учащихся, формирует их умение рассуждать, обосновывать свой ответ, развивает речь.
Орфографическая зоркость кроме умения находить орфограммы и определять их тип включает в себя также умение обнаруживать допущенные ошибки (свои или чужие). С целью развития этого умения используется прием корректировки письма, это известные самопроверка и взаимопроверка. Например: “проверьте, правильно ли записаны слова с безударными гласными в корне”. Использование взаимной проверки способствует развитию произвольного внимания школьников: они стремятся не допустить ошибки в своей работе и не пропустить их в тетради товарища, сто создает условия для формирования орфографической зоркости. При проверке тетради полезно иногда не исправлять ошибки, а только ставить на полях точки, сигнализирующие о допущенных ошибках на строке, что мы и делаем. Ученик в этом случае самостоятельно находит ошибки, и см исправляет их. А так же коллективное исправление ошибок и объяснение правил правописания дает хороший результат для выработки навыков безошибочного письма.
Я уверена, что только проведение целенаправленной и систематической работы по формированию орфографической зоркости учащихся может дать положительные результаты: при систематической тренировке умение видеть орфограмму автоматизируется и становится частью орфографического навыка.
Работая школе уже немало лет, все больше убеждаемся в том, что в преподавании любого предмета необходимо стараться избегать двух крайностей:
- стандартности, однообразия приемов и методов;
- постоянного стремления удивить, озадачить.
Почему? Да потому что, и то, и другое при частом использовании приводит к притуплению интереса, к потере ощущения новизны, значимости совершаемой работы. Поэтому так важно использование разнообразных педагогических технологий. Изучаемый материал нередко сам подсказывает выбор методического решения, требует индивидуального подхода, т.к. каждая тема неповторима и своеобразна. Нет и не может быть единого шаблона при изучении грамматики, лексического строя языка, фонетики и т.д. Ведь даже самую “рутинную” работу (закрепительные, тренировочные упражнения, работу над ошибками) можно сделать увлекательной и эффективной, используя задания и упражнения соревновательного характера, логические задачи, задания на внимание, память, смекалку… Таким образом, самый обычный урок может стать запоминающимся, особенным, продуктивным, если подойти к нему творчески. На каждом уроке мы работаем под девизом: “Мало уметь писать, надо умет думать”.
От начальной школы во многом зависит будут ли взрослые люди уважать и любить русский язык. Или дети уйдут уже из начальной школы с твердым убеждением, что русский язык самый скучный и неинтересный предмет в школе, что изучать русский язык означает только одно – заучивать правила в рамочках, переписывать упражнения из учебника в тетрадь и писать бесконечные диктанты. Что важнее: научить каждого ребенка запоминать и переписывать или думать над языком и творить на нем – писать, говорить, сочинять? Уместным будет в данном случае совет великого Квинтилиана: “Советую еще: всего более остерегитесь, чтобы ребенок не возненавидел учения, которое полюбить еще не имел времени”. Нужно дат ребенку эту возможность – возможность полюбить интеллектуальный поиск, интеллектуальный труд, его ощутимые результаты на пути взросления, образования. А эта возможность реальна при работе со справочной литературой по русскому языку – это и всевозможные словари, и справочники. Ученик должен не просто учиться по словарю, он со словарем должен подружиться. В младшем школьном возрасте у детей трепетное отношение к друзьям, словарь тоже может стать другом на всю жизнь. Но для этого он должен быть другом, а не няней, приходящей по вызову на тот или иной отдельный урок. Кто может воспитать у ребенка интерес к словарям? Только тот, кто сам интересуется ими, кто сам убежден, что словари – наши бесценные друзья и помощники. И на первом месте здесь, конечно, учитель. Именно учителю приходится заниматься приобщением не отдельного ребенка, а всего класса к книге, и к словарю в том числе. Хорошо, если учитель сможет и родителей привлечь себе в помощники. Современному ребенку, ученику XXI века, на современном уроке русского языка нужно все: и хороший учебник, и справочник, и словари русского языка. И самое главное – ему, как и сто лет назад, нужен Учитель, который поможет современному маленькому человеку понять и полюбить язык своей страны – русский язык.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Приемы самоконтроля и взаимоконтроля на уроках русского языка при обучении грамотному письму"
Презентация "Формирование приемов самоконтроля и взаимоконтроля при обучении громотному письму"...
Методические рекомендации по формированию самоконтроля у младших школьников на уроках русского языка при обучении грамотному письму.
Методические рекомендации по формированию самоконтроля у младших школьников на уроках русского языка при обучении грамотному письму....
Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка
Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка...
Педагогический проект "Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка"
Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное р...
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка
В статье раскрываются теоретические основы, практические основы, а также средства формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках руского языка...
Статья на тему: ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Статья на тему:ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА...
Формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроке русского языка во 2 классе по теме: "Приставка как часть слова".
Данная разработка представляет конспект урока по формированию регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроке русского языка во 2 классе по теме "Приставка как часть сло...